Урое изобразительного искусства. Синтез искусств в архитектуре. 8 класс
Урок продолжение. Используется для формирования понятия "синтез искусств в архитектуре", совершенствования навыков лепки, создания пластических композиций. Для проведения данного урока необходимо оснащение современным оборудованием. В работе используется компьютер, проектор для демонстрации презентации. Использование современных информационно– коммуникационных технологий делает урок информационно насыщенным и интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sintes_iskusstv_v_architekture.rar | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Синтез искусств в архитектуре. Скульптурный рельеф»
Цель: Формировать навыки создания рельефной композиции.
Задачи урока:
Познавательные
- Расширить представление о синтезе искусств архитектуре. Формировать основные понятия об объеме, пластике, форме, фактуре; ознакомить с основными видами скульптуры; расширить знания о рельефе.
- Совершенствовать знания о применении фактуры в композиционном решении рельефного изображения.
Развивающие
- Развивать умения, находить верные пути решения творческой задачи. Формировать творческое мышление учащихся.
- Развивать чувство пластики в объеме. Усовершенствовать умения и навыки работы с пластилином, использования разных инструментов для создания фактуры с целью обогащения формы, развивать творческое воображение, образное мышление.
Воспитательные
- Формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.
- Воспитывать интерес к изучению художественного творчества народов мира; умение видеть прекрасное; любовь к искусству
- Воспитание чувства ответственности за сохранность культурного наследия.
.
Оборудование: материалы: одноцветный пластилин, глина, доска, стеки, картон 20x20 см; альбом с шаблонами;
Зрительный ряд: презентация «Скульптурный рельеф», образцы декоративных плиток, рисунки животных и растений.
Музыкальный ряд: инструментальная музыка.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
Беседа.
III. Мотивация учебной деятельности
-На предыдущих уроках мы с вами начали изучение темы «Синтез искусств в архитектуре». Изучили технологию выполнения мозаичных панно. Познакомились с образцами мозаики разной эпохи. Как мы понимаем слово синтез? ( Ожидаемый ответ учащихся: это объединение, соединение).
-Соединение каких видов ИЗО? ( Ожидаемый ответ: соединение живописи, скульптуры, декоративного искусства с архитектурой). Здания украшаются монументальной живописью, мозаикой, витражами, скульптурами, декорируются рельефами из различных материалов.
-Вспомним об особенностях отличительных свойств мозаики.
Просмотр слайдов с вопросами для проверки знаний обучающихся
Слово учителя. (Показ слайдов в ходе беседы)
Если мы совершим экскурсию по городу, то увидим, что парки, скверы, площади, общественные здания, фонтаны украшены скульптурами. Давайте вспомним, какие памятники украшают нашу столицу и создают его неповторимый образ. (Учащиеся называют известные им памятники.)
IV. Объявление темы урока
Сегодня на уроке мы узнаем, как рождаются произведения скульптуры.
V. Изучение нового материала
Слово учителя.
Скульптура (от лат. sculpture) означает высекание, вырубание (ваяние) фигур из твердых материалов. Произведения, создаваемые посредством лепки, тоже называются скульптурой.
В отличие от других видов изобразительного искусства, в которых видимый мир передается на плоскости, в скульптуре главное выразительное средство — объемная форма, дающая возможность при создании скульптуры использовать такие материалы, как дерево, металл, камень. В наше время сохранилось большое количество скульптурных произведений разных народов и эпох: статуи и барельефы Древнего Египта, Индии и Америки; античная Греция подарила миру бессмертные произведения выдающихся ваятелей — Фидия, Мирона и Поликлета; древнеримские портреты трогают нас своей реалистичной выразительностью; замечательные древнерусские мастера оставили нам прекрасные образцы деревянной скульптуры.
В живописи или графике художник изображает человека или обстановку, в которой он находится. Воздух, пространство,
различные предметы помогают создавать художественный образ. В скульптуре такой возможности нет, изображается лишь фигура. Скульптор мыслит объемами, свой замысел воплощает пластически. Объемная форма может создаваться различными способами: из глины скульптор лепит, добавляя, наращивая объем; работая с камнем, отсекает от большего меньшее, и т. п. Выбор материала диктует скульптору способ создания объемной фигуры.
Обработанная, отполированная поверхность материала называется текстурой, необработанная — фактурой материала. Текстуры и фактуры гранита, дерева, терракоты отличаются. Часто скульпторы в своих произведениях используют текстуру для лепки лица и шеи, а фактуру — для волос.
По отношению к пространству существует два типа скульптуры: круглая и рельеф. У рельефа, в отличие от круглой скульптуры, объемы вырезаны на плоской поверхности, обращены к зрителю и обработаны только с одной стороны. Рельеф может быть глубоким, когда изображение врезано, не выступает над плоскостью; плоским, когда уровни изображения и плоскости равны, а рельеф отделен глубокой врезанной линией, высоким, выступающим над плоскостью. Если рельеф выступает над плоскостью меньше, чем наполовину, его называют барельефом, если больше — горельефом. В барельефах можно изобразить большое количество фигур, располагающихся рядом друг с другом. В горельефе фигуры могут размещаться не только на плоскости, но и выступать одна из-за другой. Таким образом создается впечатление многочисленности, передний, средний и задний планы.
VI. Практическая работа
7. Слово учителя.
В древнем мире часто облицовывали дворцы плиткой. Давайте создадим галерею образов для дворца. Возьмите картон размером 10x10 см и нанесите на него пластилин толщиной 0,5 см. Выберите один из видов рельефа (барельеф) и нанесите рисунок фантастического животного на плитку.
В зависимости от выбранного рельефа, либо убирается лишнее (барельеф), либо наращивается объем (горельеф). Использование стеков и приспособлений позволит выполнять декорирование или передать фактуру фантастического существа (чешуя, шерсть, колючки и др.)
Мастер класс учителя
Существуют два ряда пластической передачи изображения: рельеф и массив. Рельеф подразделяется на два вида плоской лепки: горельеф и барельеф.
Горельеф — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, а барельеф — менее чем на половину объема изображенного предмета. Например, если разрезать яблоко пополам и приложить одну его половину к доске, это будет горельеф, а если от этой половины отрезать хотя бы тоненькую часть, то это будет барельеф. Горельеф всегда массивнее и линии его резче. Барельеф менее массивен и линии у него мягче, чем у горельефа. Горельеф обычно делают в местах, где он будет рассматриваться в отдаленности, а барельеф делают в местах, осматриваемых с близкого расстояния.
Высота рельефа для горельефа и барельефа является делом вкуса мастера и местонахождения лепного изделия.
Массивами называются бюсты и фигуры. Они объемные, а не плоские. Массивы передают полное пластическое изображение с сохранением всех форм, которые есть в натуре, т. е. оригинала.
Массив лучше всего передает жизненность любой вещи. Лепить массив гораздо труднее, чем плоские фигуры, потому что у плоских фигур меньше объемности и лепных деталей.
Лепку следует начинать с самых простых изделий, постепенно переходя к более сложным.
Самый простой в выполнении — геометрический орнамент. Научившись лепить такой орнамент, легко освоить и другие, более сложные орнаменты. В первую очередь необходимо лепить отдельные элементы или части, а не сразу все изделие. Впоследствии каждому станет ясно, что сложный орнамент состоит из отдельных элементов, частей или деталей.
Лепку лучше всего начинать с модели или оригинала в натуральную величину. Размеры лепных изделий на первых порах должны быть не очень мелкие, так как мелкие изделия требуют большого умения, навыков и более уверенной руки. Неудобны для начинающих и очень крупные изделия, так как их труднее охватить и подметить допущенные неточности.
При лепке скульптуры высота рельефа должна быть для первого раза не выше 10...25 мм, а высота изделия — не более 60...70 см.
Самым верным и главным инструментом лепщика или скульптора при работе с глиной являются пальцы рук. Поэтому в первую очередь надо научиться работать руками. При лепке, прежде всего, пальцами рук придают лепимому изделию основную форму. Работают пальцами по-разному: в одном случае пользуются одним пальцем, в другом — двумя, уплотняя, выравнивая и намазывая глину. Иногда работают одной рукой, иногда — двумя.
При окончательной проработке используют стеки. Стеком с наконечником снимают излишки глины, для этого стек приставляют к лепимому изделию, слегка нажимают на него и ведут в нужную сторону, снимая тонкую стружку (слой) глины. При необходимости толщину стружки увеличивают. Окончательную доработку изделия выполняют преимущественно деревянными стеками. Работают стеками различно: в одном случае стек держат одной рукой, как карандаш, в другом поддерживают его левой рукой.
Глину накладывают обеими руками, т. е. десятью пальцами. Указать все способы работы руками и стеками невозможно, потому что каждый мастер имеет свой стиль работы
Каждое изделие обязательно должно находиться на щите или постаменте (подставке).
На рабочем месте должны быть требуемое количество глины и набор инструмента.
Лепят по-разному, но чаще всего накладывают из глины общую форму изделия, а затем приступают к ее проработке. Иногда накладывают слой глины необходимой толщины, выравнивают ее, переносят контуры изделия и стеками срезают излишки глины. После этого приступают к самой лепке, которую выполняют пальцами. Пальцы должны как бы скользить по лепимому изделию, но скользить так, чтобы одновременно надавливать на глину, придавая ей требуемую форму. Пальцы чувствуют рельеф лепимого изделия, они как бы сами делают нужный нажим.
Работа руками выполняется так: в левую руку берут небольшой ком глины, который держат между ладонью и большим пальцем. Остальные пальцы, за исключением указательного, который предназначен для поддержания правой руки, также поддерживают или просто обхватывают ком глины. Ком глины придерживают слегка, чтобы глина не высыхала от теплоты рук.
Желательно научиться работать обеими руками, так как это помогает намного быстрее оформить в основных чертах то или другое изделие.
Очень редко изделие можно выполнить за один прием. Обычно его лепят днями, неделями, месяцами, поэтому глина во избежание высушивания, обваливания и порчи всего изделия должна быть все время во влажном состоянии.
С глиной необходимо обращаться смелее, не бояться ее мять. Чем плотнее глина примята к щиту или каркасу, тем она прочнее держится и плотнее, так как в ее толще нет пустых мест, или раковин. Глиняная масса должна быть плотной.
Когда изделие, в общем, проработано и ему необходимо придать рельефность, используют стек. Кроме того, не всегда можно выполнить проработку в узком месте модели пальцем.
При работе пальцами или стеками от изделия всегда отделяются кусочки глины, которые необходимо собирать в общий кусок, смачивая его водой для придания необходимой пластичности. Это обеспечивает чистоту в помещении или мастерской, уменьшает потери глины и приучает к опрятности в работе.
- Динамическая пауза.
Выполнение упражнений:
1. Упражнение для тренировки мышц глаз: медленно переводить взгляд справа налево и обратно; повторить 8-10 раз.
2. Исходное положение - сидя на стуле, ноги согнуты, стопы параллельны. Приподнимать пятки одновременно и поочередно, разведение стоп в стороны.
3. Исходное положение - стоя. «Замочек» - вести одну руку за голову, вторую - за лопатки. «Попилить» несколько раз, меняя положение рук.
3. Работа учащихся.
В ходе работы учитель проводит индивидуальный инструктаж, стимулирует творческую активность учащихся.
VII. Завершение урока
Выставка работ учащихся. Подведение итогов. Задание на следующий урок: принести три листа белой плотной бумаги, клей, ножницы.