Программа по рисунку
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Медвежьегорская детская художественная школа п. Пиндуши"
"Рисунок" (срок реализации 4 года)
Возраст обучающихся: 10-15 лет
Преподаватель Брандт М.А.
Утверждаю____________
директор МКОУ ДОД
"Медвежьегорская детская
художественная школа"
Кашина А.В.
Дата утверждения:
П. Пиндуши 2012 - 2016 уч. г.
Информационная карта образовательной программы
Тип программы - модифицированная (адаптированная)
По цели: обучающая художественным навыкам (развивающая
способности)
По виду деятельности - художественная деятельность
По уровню -основная
По возрасту - дети от 10 до 15 лет
По форме организации содержания и процесса педагогической
деятельности - практические занятия в группах
Форма реализации - в рамках учебного процесса
Срок реализации - 4 года
Итоговый документ - свидетельство об окончании.
Пояснительная записка
Поскольку в основе изобразительной деятельности лежит зрительное восприятие мира, одним из наиболее важных предметов в процессе художественного воспитания детей является рисунок.
Рисунок- ведущая дисциплина в профессиональном обучении учащихся ДХШ - основа реалистического изображения окружающего мира. Задача курса рисунка состоит в том, чтобы научить учащихся видеть и реалистически изображать характер предмета, пропорции, конструкцию, его положение в пространстве, движение, передавать материальность и фактуру. Преподаватель знакомит учащихся с основными принципами учебного рисунка, даёт понятие о построении, о применении в рисунке перспективы, об источнике света и распространении освещения по пред мету, о роли светотени в рисунке, о тенях собственных и падающих, о рефлексах и бликах.
Рисование с натуры способствует художественному освоению реального мира, развивает эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности, учит видеть, подмечать и передавать характерные особенности строения формы предметов. В процессе рисования с натуры нужно приучать детей работать в определённой последовательности, опираясь на целостное, образное восприятие, сравнивать натуру с рисунком. Чтобы эта работа развивала у детей художественный вкус, необходимо в качестве натуры подбирать выразительные, понятные детям объекты. Длительный рисунок с натуры является главной формой обучения, основанной на относительно продолжительном наблюдении и изучении натуры. В регулярных занятиях длительным рисунком учащиеся овладе вают также навыками последовательной работы на изображением по принципу от общего к частному, а затем от частного - к обогащенному общему.
Учитывая возрастные особенности детей и логику развития художественных способностей, обучение нужно строить по принципу возрастания степени полноты и точности графической передачи предметов.
В подготовительных классах даются начальные сведения о рисунке. Очень важно с первых уроков научить детей эмоционально воспринимать натуру и изображать её на плоскости листа. Не следует сводить преподавание только к изучению определённых законов рисования. Все законы должны помогать ребёнку отражать в работах окружающую жизнь и вы ражать своё отношение к ней.
С первого занятия необходимо учить детей решать задачу композиционной цельности листа, выбирать формат в зависимости от характера постановки.
Переходить к изучению законов перспективы, светотени надо после того, как преподаватель почувствует, что учащиеся уже могут сознательно воспользоваться этими законами в рисунке.
Кроме заданий, указанных в тематическом плане педагог по своему усмотрению даёт краткосрочные работы: наброски человека, животных, отдельных предметов, рисунки по памяти. Такие работы можно выполнять мягкими графическими материалами.
Данная образовательная программа рассчитана на 4 года обучения по 3 часа в неделю. Возраст учащихся, занимающихся в 1 классе по данной образовательной программе - 9- 10 лет, во 2 классе - 10-11 лет, в 3 классе - 12-13 лет, в 4 классе - 13-14 лет.
Структура программы:
Учебно-тематический план разработан для каждого года обучения. В нём выделены учебные задания и количество часов, отводимых на выполнение. Определены основные задачи, требования к учащимся. Форма занятий - практические групповые занятия ( с индивидуальным подхо дом к каждому ученику). Беседы включаются в канву практического за нятия с обязательной демонстрацией преподавателем объясняемого на
листе бумаге. Формой подведения итогов в конце каждого класса являет ся выполнение задания, по результатам выполнения которой ставится оценка.
Учебно-тематический план программы по рисунку Содержание изучаемого курса:
I основной класс
3 учебных часа в неделю, за год 102 учебных часа
В первом год обучения учащиеся получают общее представление о значении рисунка в работе художника. Рисунок как графический способ реалистического изображения действительности. Средства рисунка (линия, штрих, светотень). Даётся первоначальное понятие о форме предметов как совокупности отдельных её свойств: ограниченность в трёхмерном пространстве (объёмность), строение, пропорции, окрашенность, материальность (фактура), а также отобранные индивидуальные признаки внешних воздействий на предмет (его форму, цвет, фактуру), то есть при знаки "живой формы". Задача рисующего - последовательное отображение этих свойств в рисунке. Беседы сопровождаются показом репродукций, лучших работ учеников, зарисовками преподавателя при объяснении. В основном используется формат 1/ 4, реже 1/8.
Основные задачи:
Постановки из предметов простой формы.
Композиция в листе, передача пропорций и характера предмета.
Расположение на различных высотах к горизонту.
Основы линейно-конструктивного построения.
Постановка предмета на плоскость основания.
Силуэт (чёрное на белом, белое на чёрном)
Учебные задания Кол-во часов
1. Беседа о рисунке .Упражнения на овладение возможностями рисовального материала. 3 часа.
2. Рисунок натюрморта из 1-2 предметов на нейтральном фоне. 6 часов.
3. Краткосрочные зарисовки предметов простой формы. 3 часа.
4. Рисунок натюрморта из 1-3 предметов, контрастных по тону. 4 часа.
5. Рисунок предметов простой круглой формы. 3 часа.
6. Рисунок натюрморта из 1-3 предметов. 8 часов.
7. Рисование листа бумаги в перспективе. 2 часа.
8. Натюрморт из 2-3 предметов . 6 часов.
9. Рисунок куба . 3 часа.
10. Рисунок бытовых предметов простой формы. 8 часов.
11. Зарисовки предметов неправильной формы. 2 часа.
12. Зарисовка предметов простой формы. 3 часа.
13. Натюрморт из 2-3 предметов. 9 часов.
14. Наброски фигуры человека. 3 часа.
15. Зарисовка фруктов и овощей. 3 часа.
16. Натюрморт с гипсовым телом. 8 часов.
17. Мини натюрморт с фруктами. 4 часа.
18. Зарисовка драпировок с1-2 складками. 3 часа.
19. Тематический натюрморт. 8 часов.
20. Наброски фигуры человека. 3 часа.
21. Экзаменационная работа. 10 часов.
Итого: 102 уч. часа.
1. Вводная беседа . Упражнение на овладение возможностями рисовального материала. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 3 часа.
Даются понятия: линия, штрих, пятно. Методы и способы работы с карандашом, знакомство с его техническими возможностями. Упражнение на проведение прямых и кривых линий, на нарастание и ослабление тона.
2. Рисунок натюрморта из 1-2 предметов на нейтральном фоне. Рисование круга в перспективе. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 6 часов.
Задачи: дать представление о линейной перспективе, пропорциях, о последовательности в работе (от общего к частному) от определения общих пропорций предмета к раскрытию его строения с учетом пропорций его частей в отношении к целому.
3. Краткосрочные зарисовки предметов простой формы. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 3М, время: 3 часа.
Зарисовки нескольких бытовых предметов близких и различных по форме. Освещение верхнее боковое. Решение линейно - штриховое.
Задачи: знакомство с понятиями набросок, характер формы.
4. Рисунок натюрморта из 1-3 предметов, контрастных по тону. Размер листа 1/ 4 , материал - карандаш 3М, время 4 часа.
Бытовые предметы разной формы и светлоты. Освещение верхнее боковое.
Решение - штрих, пятно.
Задачи: знакомство с понятиями свет, тень, светотень, как средство изображения объемности формы. Композиционное расположение рисунка в рабочем листе. Применение осей симметрии при построении.
5. Рисунок предметов простой круглой формы. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 3М, время: 3 часа.
Зарисовка с натуры нескольких предметов простой формы из стекла. Решение - линейное.
Задачи: познакомить с понятием конструктивный рисунок. Передача пропорций, перспективное построение предметов.
6. Рисунок натюрморта из 1-3 предметов. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш - 2М, время: 8 часов.
Зарисовка с натуры - бытовые предметы простой формы. Темные предметы на светлом фоне (или наоборот). Решение - штрих, светотень.
Задачи: понятия - свет, полутень, тень, тень, рефлекс.
7. Рисование листа бумаги в перспективе. Размер листа 1/ 4, карандаш М, время 2 часа.
Задачи: понятия перспектива, перспективное сокращение, линия горизонта, точка схода.
8. Натюрморт из 2-3 предметов. Размер листа 1/ 4, карандаш М, время: 6 часов.
Постановка из бытовых предметов разной формы и светлоты .Освещение верхнее боковое .Решение -штрих ,светотень .
Задачи: композиционное расположение рисунка в рабочем листе , передача предметов близких по форме , но с разноокрашенной поверхностью. Применение осей симметрии при построении.
9. Рисунок куба . Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 3М, время: 3 часа.
Задачи: Правильное построение куба в перспективе в разных положениях.
10. Рисунок бытовых предметов простой формы. Размер листа 1/ 4 , материалы - сангина, пастель, соус, карандаш 3М, время: 8 часов.
Задачи: дать представление о пятне, как совокупности штрихов, идущих в одном направлении, о выразительности штриха и его качеству в передаче мягкого материала.
11. Зарисовки предметов неправильной формы. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 3М, время: 2 часа.
Задачи: выразительная передача действия и характера формы предметов.
12. Зарисовки предметов простой формы. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 3М, время: 3 часа.
Постановка из 1-2 предметов домашней утвари, различных по форме и тону на светлом фоне.
Задачи: хорошая компоновка в листе, соблюдение пропорций предметов, передача разницы в характере формы, выполнение светотеневого рисунка (основные требования - цельность и завершенность ).
13. Натюрморт из 2-3 предметов . Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 9 часов.
Композиция листа , этапы построения , " сквозной рисунок".
14. Наброски фигуры человека . Размер листа 1/ 4, материал - любой, время: 3 часа.
Этюды стоящего и сидячего человека в различных ракурсах .
Задача: Передача пропорций человека и его движения.
15. Зарисовки фруктов и овощей . Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 3М, время: 3 часа.
Задачи: Закрепление понятий линия , штрих , пятно , светотень .
16. Натюрморт с гипсовым телом. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 8 часов.
Компоновка в листе , построение предметов , тональная проработка.
17. Мини натюрморт с фруктами . Размер листа 1/ 4, материал - сангина, соус, пастель, время: 4 часа.
Передача материальности предметов , композиция листа .
18. Зарисовка драпировок с 1-2 складками . Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 3 часа.
Задачи: Характер складок , связь драпировок с предметами .
19. Тематический натюрморт . Размер листа 1/4 , материал- карандаш 2М , время : 8 часов .
Натюрморт из 2-3 бытовых предметов на фоне однотонной драпировки.
Задачи: Компоновка листа , последовательное построение с соблюдением пропорции.
20.Наброски фигуры человека. Размер листа 1/4, материал -карандаш 2 М, время:3 часа .
Задача: передача пропорций человека.
21.Экзаменационная работа . Размер листа 1/4, материал-карандаш 2М, время : 10 часов.
Передача из 2-3 предметов утвари на фоне однотонной драпировки.
Задача: хорошая постановка в листе , последовательное построение с соблюдением точных пропорций , передача объема светотенью.
Второй основной класс
3 учебных часа в неделю, за год 102 учебных часа
Во втором классе происходит совершенствование умений и навыков, приобретённых учащимися в 1 классе. Углубляется восприятие фор мы за счёт познания конструктивной основы при рисовании геометрических тел и других предметов, происходит анализ формы предметов. Натюрмортные постановки постепенно усложняются. Вводятся геометрические гипсовые орнаменты, драпировки, предметы более сложной формы. Более продолжительной становится работа над рисунком. Натюрмортные постановки усложняются, вводятся гипсовые орнаменты, драпировки.
Основные задачи:
Композиционное решение листа
Грамотное решение линейно-конструктивного построения Расстановка предметов на плоскости (ближе - дальше) Выявление формы, объёма предметов посредством светотени Рисунок драпировки, изучение складок
Продолжение изучения различных видов материалов: тушь, перо, пастель, уголь
Учебные задания Кол-во часов
1. Рисунок натюрморта "Осенний". 6 часов.
2. Рисунок ветки с листьями. 3 часа.
3. Рисунок натюрморта из геометрических гипсовых тел. 9 часов.
4. Рисунок бытовых предметов. 3 часа.
5. Рисунок натюрморта из предметов домашнего обихода с овощами. 6 часов.
6. Рисунок симметричных предметов со сложным силуэтом. 3 часа.
7. Рисунок гипсового орнамента. 9 часов.
8. Наброски фигуры человека. 3 часа.
9. Натюрморта из предметов быта в технике гризайль. 6 часов.
10. Наброски фигуры человека. 3 часа.
11. Построение натюрморта из 4-5 предметов. 9 часов.
12.Те Тематический натюрморт из предметов разных форм. 12 часов.
13. Рисунок одного сложного по конструкции предмета. 6 часов.
14. Наброски птиц. 2 часа.
15. Рисунок натюрморта с чучелом птицы. 8 часов.
16. Зарисовки весенних цветов . 2 часа.
15. Итоговое задание. 12 часов.
Итого: 102 уч. Часа
1. Рисунок натюрморта "Осенний".Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 6 часов.
Постановка из овощей и фруктов на фоне нейтральной драпировки. Освещение верхнее боковое.
Задачи: хорошая компоновка в рабочем листе. Передача разнообразия форм овощей и их окрашенности.
2. Рисунок ветки с листьями. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 3 часа.
Задачи: передача в рисунке контрастности в характере формы предметов.
3. Рисунок натюрморта из 2-3 геометрических гипсовых тел. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2м, время 9 часов.
Задачи: правильное построение предметов, передача световоздушной среды.
4. Рисунок бытовых предметов. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 3М, время 3 часа.
Наброски с натуры бытовых предметов различных по форме и пропорциям.
Задачи: перспективное построение предметов в различных ракурсах.
5. Рисунок натюрморта из предметов домашнего обихода с овощами. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 6 часов.
Задачи: правильное построение формы предметов, компоновка в листе, правильная передача светотеневых отношений.
6. Рисунок симметричных предметов со сложным силуэтом. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 3М, время 3 часа.
Предметы, представляющие собой комбинацию из геометрических форм.
Задачи: конструктивное построение сложной формы.
7. Рисунок гипсового орнамента. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш ТМ, время 9 часов.
Рисунок гипсового слепка рельефного растительного орнамента.
Задачи: ознакомление с изображением простого орнамента. Перспективное построение и выявление его формы средствами тона.
8. Наброски фигуры человека. Размер листа 1/ 8, материал - карандаш 2М, время: 3 часа.
Задачи: закрепление навыков и умений в построении тела человека, передача движения.
9. Натюрморта из предметов быта в технике гризайль. Размер листа 1/ 4, материал - соус , время: 6 часов.
Постановка из 4-5 предметов разных по форме и пропорциям.
Построение с тональной проработкой.
Задачи: строгое конструктивное построение в пространстве, правильная компоновка в листе.
10. Наброски фигуры человека. Размер листа 1/ 8, материал - карандаш 2М, время: 3 часа.
Передача пропорций фигуры человека , движения .
11. Построение натюрморта из 4-5 предметов .Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 9 часов.
Постановка из предметов различных по форме и окрашенности.
Задачи: композиционное построение, организация плоскости и пространства средствами светотени и тона.
12. Тематический натюрморт из предметов разных форм . Размер листа 1/4, материал-карандаш 2 М , время:12 часов.
Постановка из бытовых предметов. Освещение верхнее, боковое. Решение – штрих ,светотень.
Задачи: композиция листа , передача предметов с разноокрашенной поверхностью.
13. Рисунок одного сложного по конструкции предмета. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш ТМ, время: 6 часов.
Задачи: конструктивное построение, использование оси симметрии при построении.
14. Наброски птиц. Размер листа 1/ 8, материал - карандаш 2М, время 2 часа.
Задачи: передача особенностей характера формы, оперения и "живого" движения, передача пропорций.
15. Рисунок натюрморта с чучелом птицы. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 8 часов.
Задачи: передача пропорций, характера формы, оперения и движения выраженного чучелом птицы, закрепление знаний и умений завершать рисунок.
16. Зарисовки весенних цветов. Размер листа 1/4, материал- карандаш 2 М , время:2 часа.
Передача характерных особенностей весенних цветов с натуры без тональной проработки.
17. Итоговое задание - рисунок натюрморта. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 12 часов.
Постановка из предметов быта разных по форме и тону. Тема: "Столярные инструменты".
Задачи: правильное построение формы предметов, передача погруженности их в пространство, цельность и собранность изображения.
3 основной класс
3 учебных часа в неделю, за год 102 учебных часа
В третьем основном классе происходит закрепление практических знаний по учебному рисованию натюрмортных и интерьерных постановок. Также учащиеся твёрдо должны усвоить основополагающий принцип реалистического рисунка - передача формы (пространства) на плоскости, построение формы на листе бумаги с последующим выявлением с помощью светотени объёма, тона, фактуры и освещённости изображаемых предметов.
Основные задачи:
Усложнение характера постановок (многопредметные, разнохарактерные)
Совершенствование навыков передачи окружающего мира Умение тонально организовать лист, решить проблему тональных отношений между предметами
При этом учащиеся должны:
-уметь самостоятельно анализировать конструктивно-пространственные, объёмно-пластические свойства изображаемого, определять тональные особенности
-знать и применять в рисунке основные правила перспективы
-уметь доводить рисунок до определённой степени завершённости
-уметь самостоятельно анализировать рисунок на всех этапах работы над ним
-овладевать начальными навыками целостного видения натуры, навыками в определении размеров предметов, их пропорций
-владеть приёмами рисунка, уметь профессионально пользоваться графическими средствами
Учебные задания Кол-во часов
1 Натюрморт "Дары осени". 12 часов
2 Рисунок ветки с листьями. 12 часов
3 Наброски фигуры человека 3 часа
4 Рисунок гипсового орнамента 10 часов
5 Натюрморт с геометрическими телами. 11 часа
6. Натюрморт из мелких предметов на большом формате 10 часов
7 Зарисовка фигуры человека 2 часа
8 Рисунок натюрморта из крупных предметов на маленьком формате 10 часов
9 Рисунок табуретки 8 часов
10 Наброски предметов, сложных по конструкции 4 часа
11 Зарисовка фигуры человека 3 часа
12 Итоговая работа 17 часов
Итого: 102 часа
1. Натюрморт "Дары осени". Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время 12 часов.
Предметы быта с овощами, грибами на фоне драпировки с простыми складками.
Задачи: хорошая компоновка в листе, выразительная передача характера формы, передача пространства.
2. Рисунок ветки с листьями. Размер листа 1/ 4, свободный материал, время: 12 часов.
Задачи: передача выразительности характера формы веток, стеклянного сосуда.
3. Наброски фигуры человека. Размер листа 1/ 8, материал - карандаш 2М , время:3часа.
4. Рисунок гипсового орнамента асимметричной формы. Размер листа 1/ 2, материал - карандаш ТМ, время: 10 часов.
Задачи: конструктивное построение, передача светотеневых отношений, цельность изображения.
5. Зарисовка фигуры человека . Размер листа 1/ 4, материал - карандаш М, время: 2 часа.
Компоновка в листе, пропорции.
6. Рисунок натюрморта из мелких предметов на большом формате. Размер листа: 1/ 2, материал - карандаш 2М, время: 10 часов.
Постановка из мелких предметов (кнопки, гайки, болты, баночки).
Задачи: компоновка в заданном формате, правильное построение предметов, передача погруженности в пространство, цельность изображения, сохранение масштаба.
7. Зарисовка фигуры человека. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 2 часа.
Задачи: изображение фигуры человека на основе анализа строения скелета, передача пропорций и движения.
8. Рисунок натюрморта из крупных предметов на маленьком формате. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш М, время: 10 часов.
Постановка из крупных предметов (кадушка, бочка, ящик).
Задачи: сохранение масштаба и пропорций предметов, линейный рисунок с частичной проработкой в тоне.
9. Рисунок табуретки. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш М, время: 8 часов.
Задачи: правильное построение с соблюдением пропорций, светотеневое решение.
10. Наброски предметов сложных по конструкции. Формат листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 4 часа.
Предметы, представляющие собой комбинации простых форм (самовар, куманец)
Задачи: правильное построение, передача линейной перспективы.
11. Зарисовка фигуры человека. Размер листа 1/ 4, материал 2М, время: 3 часа.
Задачи: передача индивидуальных особенностей человеческой фигуры. Закрепление знаний и умений в передаче движения фигуры.
12. Итоговый натюрморт. Размер листа 1/ 2, материал - карандаш 2М, время: 17 часов.
Постановка из 3-5 предметов, различных по фактуре.
Задачи: конструктивное построение формы, пространственное решение светотенью, передача материальности.
4 основной класс
3 учебных часа в неделю, за год 102 учебных часа
Обучение в школе завершается заданиями на основные темы: натюрморт, живая и гипсовая голова, наброски и зарисовки фигуры человека, рису нок интерьера.
Основные задачи:
Совершенствование навыков, полученных в предыдущих классах:
-умение организовать лист
-грамотно скомпоновать изображаемые предметы
-передавать конструкцию формы, взаимосвязь предметов в листе
-передавать освещённость, свето-воздушную среду, фактуру и материальность предметов.
Основные требования к учащимся на заключительном этапе обучения и при итоговой аттестации:
-осознанное и грамотное использование приёмов линейной и воздушной перспективы
-моделирование формы сложных предметов тоном
-последовательное ведение длительной постановки
-грамотная постановка предмета на плоскости
-передача пространства средствами светотени
-передача фактуры и материала предмета
-владение линией, штрихом, пятном, навыками в выполнении линейного и живописного рисунка
-выявление в набросках самого характерного, соблюдение пропорций
Учебные задания Кол-во часов
1. Зарисовки овощей и фруктов 8 часов
2. Тематический натюрморт. 15 часов
3. Зарисовки фигуры человека. 4 часа
4. Рисунок постановки в интерьере. 16 часов
5. Зарисовка фигуры и головы человека. 5 часов.
6. Натюрморт с гипсовой вазой. 15 часов
7. Рисунок гипсовой капители 15 часов
8. Зарисовка интерьера. 4 часа
9. Итоговый натюрморт. 20 часов
Итого: 102 часа
1. Зарисовки овощей и фруктов. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш 2М, время: 8 часов.
Задачи: компоновка в листе, передача характера формы, материальности. Детальная проработка.
2. Тематический натюрморт. Размер листа 1/ 2, материал - карандаш М, время: 15 часов.
Постановка из предметов, символизирующих какую-либо профессию (столяр, плотник, маляр).
Задачи: самостоятельное решение натюрморта, выбор формата, компоновка, передача материальности, световоздушной среды.
3. Зарисовки фигуры человека. Размер листа 1/ 4, время: 4 часа.
Задачи: передача пропорций и движения фигуры. Развитие наблюдательности при передаче характера фигуры.
4. Рисунок постановки в интерьере. Размер листа 1/ 2, материал - карандаш 2М, время: 16 часов.
Задачи: выявление композиционного центра, правильная последовательность выполнения рисунка, передача линейной перспективы, световоздушной среды.
5. Зарисовка фигуры и головы человека. Размер листа 1/ 4, материал - карандаш М, время: 5 часов.
Задачи: закрепление пройденного материала при рисовании фигуры человека.
6. Натюрморт с гипсовой вазой. Размер листа 1/ 2, материал - карандаш 2М, время: 15 часов.
Сложная постановка на тему: "Атрибуты искусств".
Задачи: последовательность работы над рисунком, выразительная передача характера формы предметов, материальности поверхности.
7. Рисунок гипсовой капители, поставленной выше уровня глаз. Размер листа 1/ 2, материал - карандаш ТМ, время: 15 часов.
Задачи: правильное построение, светотеневое решение.
8. Зарисовка интерьера. Размер листа 1/ 4, материал - сангина, пастель, соус, время: 4 часа.
Задачи: углубление знаний и навыков в рисовании, перспективное построение, передача световоздушной среды.
9. Итоговый натюрморт. Размер листа 1/ 2, материал - карандаш 2М, время: 20 часов.
Постановка из 4-6 предметов, связанных между собой единством содержания, разных по форме, цвету и материалу.
Задачи: выявление и демонстрация навыков, полученных за курс обучения.
Информационное обеспечение программы Литература:
1.Барщ А., "Рисунок в средней художественной школе", изд-во Академии художеств СССР, М, 1963 г.
2.Белоусов П.П., Горб В.А. "Рисунок. Учебные постановки" изд-во Академии Художеств СССР, М., 1960 г.
З.Гоцун Ф. "Учебное пособие по рисованию и живописи", изд-во "Ис кусство", М., 1991 г.
4. Под ред. А.М. Серова, "Рисунок", М., "Просвещение", 1975 год.
5. Костерин Н.П., "Учебное рисование", М., "Просвещение", 1980 г.
6.сост. Елыневская Г.В., "Искусство рисунка", изд-во "Искусство" , М, 1990 г.
7.Конев А.П., "Методика преподавания рисунка", изд-во "Образование" М., 1972 г.
8. Соловьёва Б.А., "Искусство рисунка", изд-во "Искусство", Л-д,1989 г.
9.Никиреев С. "Рисунок - советы начинающим (в 2 частях)", изд-во "Юный художник", М., 1993 г.
10.Ю.Сидоров А.А. "Рисунок русских мастеров" 3 тома, изд-во Академии Наук СССР, М., 1960 г.
11. Г.В. Беда, "Основы изобразительной грамоты", М., "Просвещение", 1981.
12.Ростовцев Н.Н. "Рисунок, живопись, композиция", изд-во "Просвеще ние", М., 1989 г.
13. П.Ростовцев Н.Н. "Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Рисунок", изд-во "Агар", М.,1998 г.. 16.Евтеев 14. В.И., Зметный А.Я. "Построение перспективного рисунка", изд-во "Просвещение", Л-д., 1963 г.
15. А. Милюков, "Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе", Ленинград, 1978.
16. Под ред. Грэга Элберта, "Рисунок фигуры человека", М., 1998.
17. Под ред. М.Н. Алексича, "Школа изобразительного искусства" в 10 т., М., 1961 г.