Программа "Объединяющая сила русского танца"
Программа "Объединяющая сила русского танца направлена на приобщение подрастающего поколения к историческому наследию русского народа, приобретение основ исполнения русского народного танца, а также на культурное взаимодействие через танцевальное искусство как средство межнационального общения, несущее в себе нравственный, этический и этетический идеал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Радужный
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Предметная область
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Учебный предмет
Танец
Модуль: «Объединяющая сила русского танца»
Срок реализации 1 год
Автор: Рак Юлия Сергеевна,
Преподаватель хореографического отделения
г. Радужный
2022 год
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Структура программы учебного предмета;
- Методы обучения.
II. Содержание учебного предмета
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
- Список рекомендуемой учебной литературы
I. Пояснительная записка.
1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Правовой основой региональной образовательной политики является закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013г. № 273-ФЗ.
В основе обновления содержания современного художественного образования в России лежат культурные достижения её народов. Важную роль в обучении и воспитании учащихся играет использование этнокультурного аспекта, основанного на народном опыте воспитания.
Этнокультурный облик России характеризуется огромным разнообразием, обусловленным обширностью территории, природными различиями, многонациональным составом населения. Сохранение и возрождение национальных культурных традиций может быть осуществлено лишь на основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур.
Актуальность проблем национальной и этнической идентичности, национального характера, национального самоопределения выдвинулись в число приоритетных проблем, определяющих своеобразие современного состояния российской культуры. Весь комплекс этнических и национальных проблем находится в центре внимания научного сообщества современной России. Организуются и проводятся научные конференции и симпозиумы, посвященные проблемам этноса, нации, национального характера, межнациональных отношений и конфликтов.
Этнокультурные ценности и идеалы, бережно сохраняемые и развиваемые, будут способствовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодёжи, укреплению единства нашей страны.
Модуль «Объединяющая сила русского танца» к учебному предмету «Танец» дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области хореографического искусства направлен на приобщение подрастающего поколения к историческому наследию русского народа, приобретение основ исполнения русского народного танца, а также на культурное взаимодействие через танцевальное искусство как средство межнационального общения, несущее в себе нравственный, этический и эстетический идеал. Мощь и богатство русского народного танца основаны на многогранности духовной жизни народа, он несёт в себе оптимистическое восприятие мира и наполнен жизнеутверждающим началом.
Обучение традиционному русскому танцу является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, позволяет учащимся овладеть традиционной пластикой, техникой и манерой исполнения танцев, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, совершенствует координацию движений, способствует развитию мышечного аппарата, формируя особые исполнительские качества и навыки.
Данный модуль программы разработан для обучающихся 4 класса ДООП хореографического отделения и предназначен для реализации на базе МАУ ДО «ДШИ» города Радужный.
При изучении каждого из разделов модуля программы учащиеся знакомятся с русской традиционной танцевальной культурой, обрядами, традициями, жизнью и историей.
- Срок реализации учебного предмета.
Срок освоения модуля «Объединяющая сила русского танца» для обучающихся 4 класса составляет 1 год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Объединяющая сила русского танца». В 4 классе отводится 2,5 часа в неделю, продолжительность учебных занятий составляет 33 недели.
Таблица 1
Год обучения | Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
4 класс | 1,5 часа и 1 час 2 раза в неделю | 2 раза | 2,5часа | 82,5 часа |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Занятия групповые, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
- Цель и задачи учебного предмета.
Цели:
- формирование устойчивого интереса к учебной дисциплине «Объединяющая сила русского танца»;
- формирование толерантного отношения к культуре различных народов, проживающих на территории ХМАО – Югры и России в целом;
- развитие свободной творческой личности учащегося;
- сохранение русской традиционной культуры;
- воспитание исполнительской культуры.
Задачи:
- обучение основам русского традиционного танца;
- обучение выразительному исполнению, эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
- развитие умения танцевать в группе;
- развитие координации, пластики и ритма;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
- Структура программы учебного предмета.
Программа содержит следующие разделы:
-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
-распределение учебного материала по учебным полугодиям;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- материально-техническое и информационно-техническое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
- Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация творческих заданий; просмотр видеоматериалов, посещение концертов и спектаклей);
- практический (воспроизведение творческих заданий);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
- Содержание программы
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
- изучение истории русского народного танца;
- изучение русского фольклора;
-ознакомление с традиционным русским декоративно-прикладным творчеством;
- ознакомление с песенным и музыкально-инструментальным искусством;
- ознакомление с празднично- обрядовой культурой (праздники, обряды, игры);
- изучение танцевального исполнительского искусства.
Таблица 2
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
I раздел. Русский народный танец в исторической динамике культуры. | ||||
1 | Обрядово-ритуальная и семиотическая природа русского танца. | 3 | 3 | |
2 | Русская природа и русский характер. | 2 | 2 | |
3 | Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России. | 3 | 3 | |
4 | Занимательная викторина. | 1 | 1 | |
II раздел. Русский фольклор. | ||||
1 | Календарно-обрядовый фольклор. | 3 | 3 | |
2 | Необрядовый фольклор. | 3 | 3 | |
3 | Вокальный (песня), инструментальный (наигрыши) и вокально- инструментальный(игорные песни, хороводы) фольклор. | 3 | 3 | |
4 | Фольклорный театр. | 3 | 3 | |
5 | Занимательная викторина. | 1 | 1 | |
III раздел. Декоративно- прикладное творчество и история костюма. | ||||
1 | Русский национальный костюм, обувь и украшения. | 3 | 3 | |
2 | Декоративно- прикладное творчество и ремёсла. | 3 | 3 | |
3 | Занимательная викторина. | 1 | 1 | |
IV раздел. Русское традиционное танцевальное искусство. | ||||
1 | Особенности русских танцев и этническое зонирование. | 4 | 2 | 2 |
2 | Основные жанры и классификация русских танцев. | 3 | ||
3 | Традиционные виды хороводов и танков (просмотр видеоматериала). | 2 | 2 | |
4 | Изучение танцевальной лексики и рисунков танца орнаментального хоровода «Солнышко» Орловской области. | 6 | 6 | |
5 | Детские хороводные игры. | 3,5 | 3,5 | |
6 | Русский перепляс и пляски-импровизации (просмотр видеоматериала). | 2 | 2 | |
7 | Изучение танцевальной лексики и рисунков танца «Сибирская потеха». | 10 | 10 | |
8 | Изучение танцевальной лексики и рисунков танца «Северные заковырки». | 10 | 10 | |
9 | Русские игровые пляски (просмотр видеоматериала). | 2 | 2 | |
10 | Изучение танцевальной лексики и рисунков танца игровой пляски «Журавель» | 10 | 10 | |
11 | Контрольный показ | 1 | 1 | |
Итого 82,5 часов. |
В конце каждого раздела предполагается проведение обобщающего урока, занимательной викторины или контрольного показа. Программное содержание предполагает просмотр видеоматериала, прослушивание аудиоматериала и др.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Объединяющая сила русского танца», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знание истории русского народного танца;
- знание русского фольклора;
- знание декоративно- прикладного творчества и ремёсел русского народа;
- знание традиционной русской одежды, обуви и украшений;
- знание празднично- обрядовой культуры русского народа;
- знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности русских народных танцев;
- знание рисунка танца традиционной русской хореографии;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- владение навыками коллективного исполнительского творчества;
- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Объединяющая сила русского танца» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на контрольных показах, концертах, конкурсах, викторинах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме викторин и контрольных показов.
По итогам викторин, контрольных уроков и показов выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3 (Теория)
Оценка | Критерии оценивания ответов |
5 («отлично») | полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения. |
4 («хорошо») | отметка отражает ответ с небольшими недочетами. |
3 («удовлетворительно») | ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий. |
Таблица 4 (Практика)
Оценка | Критерии оценивания ответов |
5 («отлично») | методически правильное исполнение учебно- танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала. |
4 («хорошо») | возможное допущение незначительных ошибок в движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное. |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой. |
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы:
Минимально необходимый для реализации программы «Объединяющая сила русского танца» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- балетные залы, имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), зеркала;
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий;
- ПК, экран, музыкальный центр;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для
учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
Список рекомендуемой учебной литературы:
1. Климов А.А. Основы русского народного танца. - М.: Искусство, 1981.- 270 с.
2.Гафт А.М. Реализация системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов // Человек и образование. - 2011. - № 1. - С. 85-89. (Издание, рекомендованное ВАК России).
3.Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. – М.: Молодая гвардия, 1959. – 103 с.
4.Соколов М. В., Соколова М. С.Декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие для ВУЗов. - Владос, 2013 г.
5.Готард. Э.Л. «Народные театры» - СПб «Просвещение» 2001г.
6.Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник. М. 2001.
7.Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М. 1996.
8.Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие для вузов. М. 2004.
9. Крупов Ю.Г. Русский фольклор. М. 2000.
10.Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия: Учебное пособие. М., 1970.
11.Обряды и обрядовый фольклор. Т. 1. Серия «Фольклорные сокровища Московской земли». /Сост. Т.М.Ананичевой, Е.А.Самоделовой. М., 1997.
12.Русские праздники. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Илл. энциклопедия. /Научн. редактор: И.И.Шангига. СПб.. 2001.
13.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т. //Подг. текста и примеч. Л.Г.Барага и Н.В.Новикова. 7-е полн. изд. М.. 1984-1985.
14.Великорусские сказки в записях И.А.Худякова. М., 2-е изд. подгот. Е.А.Костюхин. СПб..2001 г.
15.В.Ф.Матвеев «Русский народный танец» теория и методика преподавания. - Москва «Планета музыки» 2013г.
16.Г.П.Гусев «Методика преподавания народного танца». -
Москва «Владос» 2004г.
17.Т.Ткаченко «Народные Танцы». - Москва «Искусство» 1975г.