Программа "Объединяющая сила русского танца"

Программа "Объединяющая сила русского танца направлена на приобщение подрастающего поколения к историческому наследию русского народа, приобретение основ исполнения русского народного танца, а также на культурное взаимодействие через танцевальное искусство как средство межнационального общения, несущее в себе нравственный, этический и этетический идеал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

 дополнительного образования

 «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Радужный

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Предметная область

УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ПОДГОТОВКИ

 Учебный предмет

Танец

 Модуль: «Объединяющая сила русского танца»

Срок реализации 1 год

Автор: Рак Юлия Сергеевна,

Преподаватель хореографического отделения

г. Радужный

2022 год

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  •    Структура программы учебного предмета;
  •     Методы обучения.

II. Содержание учебного предмета

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;

V. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы

  1. Список рекомендуемой учебной литературы

I. Пояснительная записка.

1.Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Правовой основой региональной образовательной политики является закон «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013г. № 273-ФЗ.

В основе обновления содержания современного художественного образования в России лежат культурные достижения её народов. Важную роль в обучении и воспитании учащихся играет использование этнокультурного аспекта, основанного на народном опыте воспитания.

Этнокультурный облик России характеризуется огромным разнообразием, обусловленным обширностью территории, природными различиями, многонациональным составом населения. Сохранение и возрождение национальных культурных традиций может быть осуществлено лишь на основе взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур.

Актуальность проблем национальной и этнической идентичности, национального характера, национального самоопределения выдвинулись в число приоритетных проблем, определяющих своеобразие современного состояния российской культуры. Весь комплекс этнических и национальных проблем находится в центре внимания научного сообщества современной России. Организуются и проводятся научные конференции и симпозиумы, посвященные проблемам этноса, нации, национального характера, межнациональных отношений и конфликтов.

Этнокультурные ценности и идеалы, бережно сохраняемые и развиваемые, будут способствовать духовно-нравственному, патриотическому воспитанию молодёжи, укреплению единства нашей страны.

Модуль «Объединяющая сила русского танца» к учебному предмету «Танец» дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области хореографического искусства направлен на приобщение подрастающего поколения к историческому наследию русского народа, приобретение основ исполнения русского народного танца, а также на культурное взаимодействие через танцевальное искусство как средство межнационального общения, несущее в себе нравственный, этический и эстетический идеал. Мощь и богатство русского народного танца основаны на многогранности духовной жизни народа, он несёт в себе оптимистическое восприятие мира и наполнен жизнеутверждающим началом.

Обучение традиционному русскому танцу является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, позволяет учащимся овладеть традиционной пластикой, техникой и манерой исполнения танцев, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, совершенствует координацию движений, способствует развитию мышечного аппарата, формируя особые исполнительские качества и навыки.

Данный модуль программы разработан для обучающихся 4 класса ДООП хореографического отделения и предназначен для реализации на базе МАУ ДО «ДШИ» города Радужный.

При изучении каждого из разделов модуля программы учащиеся знакомятся с русской традиционной танцевальной культурой, обрядами, традициями, жизнью и историей.

  1. Срок реализации учебного предмета.

Срок освоения модуля «Объединяющая сила русского танца» для обучающихся 4 класса составляет 1 год.

     3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Объединяющая сила русского танца». В 4 классе отводится 2,5 часа в неделю, продолжительность учебных занятий составляет 33 недели.

Таблица 1

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

4 класс

 1,5 часа и 1 час

 2 раза в неделю

2 раза

2,5часа

82,5 часа

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Занятия групповые, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

  1. Цель и задачи учебного предмета.

Цели:

  • формирование устойчивого интереса к учебной дисциплине «Объединяющая сила русского танца»;
  • формирование толерантного отношения к культуре различных народов, проживающих на территории ХМАО – Югры и России в целом;
  • развитие свободной творческой личности учащегося;
  • сохранение русской традиционной культуры;
  • воспитание исполнительской культуры.

Задачи:

  •    обучение основам русского традиционного танца;
  • обучение выразительному исполнению, эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
  • развитие умения танцевать в группе;
  • развитие координации, пластики и ритма;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  1. Структура программы учебного предмета.

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределение учебного материала по учебным полугодиям;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- материально-техническое и информационно-техническое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

  1. Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный (качественный показ, демонстрация творческих заданий; просмотр видеоматериалов, посещение концертов и спектаклей);

- практический (воспроизведение творческих заданий);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках дополнительной общеразвивающей образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

  1. Содержание программы

В содержание программы входят следующие виды учебной работы:

- изучение истории русского народного танца;

- изучение русского фольклора;

-ознакомление с традиционным русским декоративно-прикладным творчеством;

- ознакомление с песенным и музыкально-инструментальным искусством;

-  ознакомление с празднично- обрядовой культурой (праздники, обряды, игры);

- изучение танцевального исполнительского искусства.

Таблица 2

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

I раздел. Русский народный танец в исторической динамике культуры.

1

 Обрядово-ритуальная и семиотическая природа русского танца.

3

3

2

Русская природа и русский характер.

2

2

3

Русский народно-сценический танец в контексте региональной культуры России.

3

3

4

Занимательная викторина.

1

1

II раздел. Русский фольклор.

1

Календарно-обрядовый  фольклор.

3

3

2

Необрядовый фольклор.

3

3

3

Вокальный (песня),  инструментальный (наигрыши) и вокально- инструментальный(игорные песни, хороводы) фольклор.

3

3

4

Фольклорный театр.

3

3

5

Занимательная викторина.

1

1

III раздел. Декоративно- прикладное творчество и история костюма.

1

Русский национальный костюм, обувь и украшения.

3

3

2

Декоративно- прикладное творчество и ремёсла.

3

3

3

Занимательная викторина.

1

1

IV раздел. Русское традиционное танцевальное искусство.

1

Особенности русских танцев и этническое зонирование.

4

2

2

2

Основные жанры и классификация русских танцев.

3

3

Традиционные виды хороводов и танков (просмотр видеоматериала).

2

2

4

Изучение танцевальной лексики и рисунков танца орнаментального хоровода «Солнышко» Орловской области.

6

6

5

Детские хороводные игры.

3,5

3,5

6

Русский перепляс и пляски-импровизации (просмотр видеоматериала).

2

2

7

Изучение танцевальной лексики и рисунков танца «Сибирская потеха».

10

10

8

Изучение танцевальной лексики и рисунков танца «Северные заковырки».

10

10

9

Русские игровые пляски (просмотр видеоматериала).

2

2

10

Изучение танцевальной лексики и рисунков танца игровой пляски «Журавель»

10

10

11

Контрольный показ

1

1

Итого 82,5 часов.

В конце каждого раздела предполагается проведение обобщающего урока, занимательной викторины или контрольного показа.  Программное содержание предполагает просмотр видеоматериала, прослушивание аудиоматериала и др.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Объединяющая сила русского танца», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

- знание истории русского народного танца;

- знание русского фольклора;

- знание декоративно- прикладного творчества и ремёсел русского народа;

- знание традиционной русской одежды, обуви и украшений;

- знание празднично- обрядовой культуры русского народа;

- знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности русских народных танцев;

- знание рисунка танца традиционной русской хореографии;

- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы;

- знание средств создания образа в хореографии;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- владение навыками коллективного исполнительского творчества;

- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы «Объединяющая сила русского танца» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на контрольных показах, концертах, конкурсах, викторинах и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме викторин и контрольных показов.

По итогам викторин, контрольных уроков и показов выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2. Критерии оценок

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3 (Теория)

Оценка

Критерии оценивания ответов

5 («отлично»)

полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения.

4 («хорошо»)

отметка отражает ответ с небольшими недочетами.

3 («удовлетворительно»)

ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д.

2

(«неудовлетворительно»)

целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.

Таблица 4 (Практика)

Оценка

Критерии оценивания ответов

5 («отлично»)

методически правильное исполнение учебно- танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала.

4 («хорошо»)

возможное допущение незначительных ошибок в движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное.

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение.

2

(«неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы:

Минимально необходимый для реализации программы «Объединяющая сила русского танца»  перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- балетные залы, имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), зеркала;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий;

- ПК, экран, музыкальный центр;

- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для

учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.

Список рекомендуемой учебной литературы:

1. Климов А.А. Основы русского народного танца. - М.: Искусство, 1981.- 270 с.

2.Гафт А.М. Реализация системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов // Человек и образование. - 2011. - № 1. - С. 85-89. (Издание, рекомендованное ВАК России).

3.Устинова Т. Беречь красоту русского народного танца. – М.: Молодая гвардия, 1959. – 103 с.

4.Соколов М. В., Соколова М. С.Декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие для ВУЗов. - Владос, 2013 г.

5.Готард. Э.Л. «Народные театры» - СПб «Просвещение» 2001г.

6.Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник. М. 2001.

7.Аникин В.П. Теория фольклора: Курс лекций. М. 1996.

8.Костюхин Е.А. Лекции по русскому фольклору: учебное пособие для вузов. М. 2004.

9. Крупов Ю.Г. Русский фольклор. М. 2000.

10.Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия: Учебное пособие. М., 1970.

11.Обряды и обрядовый фольклор. Т. 1. Серия «Фольклорные сокровища Московской земли». /Сост. Т.М.Ананичевой, Е.А.Самоделовой. М., 1997.

12.Русские праздники. Праздники и обряды народного земледельческого календаря: Илл. энциклопедия. /Научн. редактор: И.И.Шангига. СПб.. 2001.

13.Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3-х т. //Подг. текста и примеч. Л.Г.Барага и Н.В.Новикова. 7-е полн. изд. М.. 1984-1985.

14.Великорусские сказки в записях И.А.Худякова. М., 2-е изд. подгот. Е.А.Костюхин. СПб..2001 г.

15.В.Ф.Матвеев «Русский народный танец» теория и методика преподавания. - Москва «Планета музыки» 2013г.

16.Г.П.Гусев «Методика преподавания народного танца». -

Москва «Владос» 2004г.

17.Т.Ткаченко «Народные Танцы». -  Москва «Искусство» 1975г.