Программа дополнительного образования детей "Историко-бытовой танец"

Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теритических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомление учащихся с наиболее важными событиями из жизни данной эпохи, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Наиболее подробно уделено внимание изучению танцевальной культуре 19 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_istoriko-bytovoy_tanets.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ»

(для учащихся 8 - 9 – х классов

срок реализации –2 года)

Разработчик: Рак Юлия Сергеевна,

педагог дополнительного образования

Радужный

2021

Структура программы

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика программа дополнительного образования детей, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации программа дополнительного образования детей;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программа дополнительного образования детей;
  • Форма проведения занятий;
  • Цели и задачи программа дополнительного образования детей;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации программа дополнительного образования детей.
  1. Содержание учебного предмета

     -Учебно-тематический план.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся
  2. Формы подведения итогов реализации ДОП
  3. Планируемые результаты
  4. Методические рекомендации
  5. Списки  учебно-методической литературы

I. Пояснительная записка

1. Характеристика программа дополнительного образования детей, его место и роль в образовательном процессе

Программа дополнительного образования детей «Историко-бытовой танец» разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленными письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.

Программа дополнительного образования детей «Историко-бытовой танец» призвана удовлетворять образовательные потребности общества и государства, запросы и потребности детей и родителей (законных представителей) в области художественного образования, духовно-нравственного и эстетического воспитания, целенаправленного обучения детей и подростков, социализации и самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его личностных и духовных качеств.

Историко-бытовой  танец, наряду с классическим и народно–сценическим, является частью мировой хореографической культуры. Этому виду танца суждено было сыграть великую культурно-историческую роль, став связующим звеном между народной пляской и профессиональной сценической хореографией, заложить основу формирования классического танца.

Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомление учащихся с наиболее важными событиями из жизни данной эпохи, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Наиболее подробно программе уделено внимание изучению танцевальной культуры XIX века. XIX век – век массовых бальных танцев, ритмически живых и естественных. Именно в это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер бальных танцев, непринужденную манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму.

Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании.

Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.

2. Срок реализации программа дополнительного образования детей «Историко-бытовой танец»

Срок реализации данной программы составляет 2 года (8 и 9 класс).

 

2 года                                                                                                                   Таблица 1

Классы/количество часов

8 класс

9 класс

Количество часов

(в год)

Количество часов

(в год)

Максимальная нагрузка (в часах)

204

204

Количество часов на аудиторную нагрузку

204

204

Недельная аудиторная нагрузка

6

6

Итого за весь срок реализации программы

408

  1. Форма проведения занятий:

групповые занятия, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

  1. Цель и задачи программа дополнительного образования детей «Историко-бытовой танец»

Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей, а также духовно-нравственного воспитания учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций.

Задачи:

  • развитие интереса к историко-бытовому  танцу и хореографическому творчеству;
  • овладение учащимися основными исполнительскими навыками историко-бытового танца;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;
  • стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности в ансамбле;
  • развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно-танцевальных способностей, артистизма;
  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений.
  1. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач данной программы используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ);
  • наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
  • практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
  • аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
  • эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках дополнительной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач.

  1. Описание материально-технических условий реализации программы дополнительного образования детей

Минимально необходимый для реализации программы дополнительного образования детей «Историко-бытовой танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- танцевальный зал, имеющий пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки), зеркала;

- наличие аудио аппаратуры в танцевальном зале;

- помещения для работы со специализированными материалами (фонотекой, видеотекой, фильмотекой, просмотровый видеозал);

- костюмерную;

- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.

  1. Содержание учебного предмета

Учебно-тематический план

8 класс

Разделы и темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I Раздел «История и теория «Историко-бытового танца»

1

Введение в дисциплину: понятия «исторический», «бытовой», «бальный», «историко-бытовой» танец.

Народные празднества как источник бытовой танцевальной культуры.

2

2

2

Эволюция бытовой танцевальной культуры от Средневековья до наших дней.

2

2

3

Основные источники изучения историко-бытовых танцев. Социальная природа бального и историко-бытового танца. Образ в бальном и историко-бытовом танце.

2

2

4

Танцевальная культура XVIII-XIX веков:  этикет.

4

2

6

5

Танцевальная культура XVIII-XIX веков: музыка.

2

2

6

Танцевальная культура XVIII-XIX веков: костюм, прическа.

2

2

7

История балов в России.

4

4

II Раздел «Методика изучения историко-бытового танца»

1

Постановка корпуса, головы, рук, ног. Позиции рук и ног (в применении к историко-бытовому танцу). 

4

4

2

Основные элементы танца Полонез: а) pas полонеза; б) парами по кругу;
в) элементарные рисунки танцевальных этюдов по заданиям педагога.

10

10

3

Основные элементы танца Полька: pas польки вперед и назад, с поворотом на 90° и 180° (в правую и левую стороны); боковое pas польки; боковое pas польки с вращением по кругу соло; простейшие комбинации польки.

10

10

4

Pas balancé: а) на месте; б) с небольшим продвижением вперед и назад; в) с поворотом на 90° и 180°.

4

4

5

Основные элементы танца Вальс:

а) pas вальса вперед и назад по линиям;

б) pas вальса вперед и назад в комбинации с pas balancé;

в) pas вальса вперед с применением port de bras;

г) pas вальса с вращением по кругу соло;

д) вальс с продвижением вперед и назад –– вальсовая дорожка;

ж) простейшие комбинации вальса по заданию педагога.

12

12

III Раздел «Историко-бытовой танец в балетах классического наследия»

1

«Танец с подушечками» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии Л. Лавровского

     2

2

2

Сюита историко-бытовых танцев из балета «Спящая красавица» (постановка Ф. В. Лопухова)

2

2

3

Романеска из балета «Раймонда» (постановка М. Петипа).

2

2

4

Видеозаписи        конкурсов и фестивалей различных направлений: мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты).

4

4

IV Раздел «Изучение танцевального репертуара»

1

Изучения танцевальной композиции «Полонез». Работа над связками постановочного материала.

8

8

2

Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Полонез».

8

8

3

Работа над синхронным исполнением танца «Полонез».

8

8

4

Отработка композиции и манеры исполнения танца «Полонез».

8

8

5

Изучения танцевальной композиции «Полька». Работа над связками постановочного материала.

10

10

6

Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Полька».

8

8

7

Работа над синхронным исполнением танца «Полька».

8

8

8

Отработка композиции и манеры исполнения танца «Полька».

8

8

9

Изучения танцевальной композиции «Вальс». Работа над связками постановочного материала.

10

10

10

Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Вальс».

8

8

11

Работа над синхронным исполнением танца «Вальс».

8

8

12

Отработка композиции и манеры исполнения танца «Вальс».

8

8

13

Изучения танцевальной композиции «Котильон». Работа над связками постановочного материала.

8

8

14

Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Котильон».

8

8

15

Работа над синхронным исполнением танца «Котильон».

8

8

16

Отработка композиции и манеры исполнения танца «Котильон».

8

8

Всего:

28

176

204

Учебно-тематический план

9 класс

Разделы и темы

Количество часов

Теория

Практика

Всего

I Раздел «История и теория «Историко-бытового танца»

1

Танцевальная культура России в XIX век.

4

4

2

Быт и традиции русского дворянства XVIII – начало XIX вв.

4

4

II Раздел «Методика изучения историко-бытового танца»

1

Основные элементы танца Менуэт.

2

8

10

2

Основные элементы танца Мазурка: основной женский ход –– pas couru; основной мужской ход –– pas gala;
простое заключение (ключ); pas balancé в характере мазурки; pas coupé; «голубец» с продвижением в сторону;
открытый и закрытый повороты; dos a dos с перекрещенными руками на уровне груди; pas chassé.

2

10

12

3

Изучение рисунка chaîne и использование его в композициях.

4

4

4

Основные элементы танца Вальс в три па: с вращением вправо и влево по кругу в паре, по линиям и по кругу соло; по кругу в паре в сочетании с pas balancé.

2

10

12

III Раздел «Историко-бытовой танец в балетах классического наследия»

1

«Золушка» С.Прокофьев

    2

2

2

 «Спящая красавица» П.Чайковский

2

2

3

 «Раймонда» А.Глазунов

2

2

4

«Жизель» А.Адан

2

2

5

Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.

4

4

6

Видеозаписи        конкурсов и фестивалей различных направлений: мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты).

4

4

IV Раздел «Изучение танцевального репертуара»

1

Изучения танцевальной композиции «Менуэт». Работа над связками постановочного материала.

8

8

2

Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Менуэт».

8

8

3

Работа над синхронным исполнением танца «Менуэт».

8

8

4

Отработка композиции и манеры исполнения танца «Менуэт».

8

8

5

Изучения танцевальной композиции «Мазурка». Работа над связками постановочного материала.

12

12

6

Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Мазурка».

8

8

7

Работа над синхронным исполнением танца «Мазурка».

8

8

8

Отработка композиции и манеры исполнения танца «Мазурка».

10

10

9

Изучения танцевальной композиции «Вальс в три па». Работа над связками постановочного материала.

12

12

10

Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Вальс в три па».

8

8

11

Работа над синхронным исполнением танца «Вальс в три па».

8

8

12

Отработка композиции и манеры исполнения танца «Вальс в три па».

10

10

13

Изучения танцевальной композиции «Кадриль». Работа над связками постановочного материала.

10

10

14

Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Кадриль».

8

8

15

Работа над синхронным исполнением танца «Кадриль».

8

8

16

Отработка композиции и манеры исполнения танца «Кадриль».

8

8

Всего:

30

174

204

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Историко-бытовой танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

- знания профессиональной терминологии;

- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;

- умения осваивать и преодолевать трудности танца при разучивании хореографического произведения;

- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;

- навыков публичных выступлений;

-знание элементов историко-бытового танца;

-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

 -знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

-умение исполнять элементы и основные комбинации историко-бытового танца;

-умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца.

IV. Формы подведения итогов реализации ДОП.

В течение курса предполагаются открытые уроки, участие в мероприятиях школы, выступления учащихся на сценических площадках школы и города.

                        V. Планируемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования «Историко-бытовой танец».

Результатом освоения программы дополнительного образования «Историко-бытовой танец» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:

  • умений соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
  • навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
  • навыков публичных выступлений;
  • навыков общения с аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности;
  • знаний наиболее употребляемой профессиональной терминологии;
  • знаний лучших образцов мировой хореографической культуры;
  • знаний основ техники безопасности на концертной площадке;
  • знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;
  • умений исполнять танцевальные номера;
  • навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
  • навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
  • навыков сценической практики;
  • навыков музыкально-пластического интонирования.

VI. Методические рекомендации педагогическим работникам

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:

  • целенаправленность учебного процесса;
  • систематичность и регулярность занятий;
  • постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
  • строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.

Преподавание историко-бытового танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники историко-бытового танца, практической работой на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.

  1. Список рекомендуемой учебной литературы

1. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1993.

2.Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв.-Л. – М.: Искусство, 1948.

3.Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. – М.: Просвещение, 1985. – 454 с.

4.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIX вв.). – 2-е изд., доп. – СПб.: Искусство-СПб, 1999. – 412 с.

5.Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Минск: Современная литература, 2000. – 494 с.

Дополнительная литература:

  1. Богданов-Березовский В. Г.С.Уланова. - М.: Искусство, 1961
  2. Брун В. История костюма от древности до нового времени. М., 1999
  3. Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985
  4. Дешкова И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и родителей. - М.: «Конец века», 1995
  5. Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. - М.: Фолиум, 2003
  6. Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972
  7. Надеждина Е.Н., Эльяш Н.И. «Большой балет» (Основные этапы развития советского балета). Изд. «Знание». М., 1964
  8. Журнал «Балет» («Советский балет») с 1980 г. по 2011 г.
  9. Плисецкая М.Я. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010
  10. Тимофеева Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. - М.: Просвещение, 1996
  11. Русский балет: энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. - М.: Согласие, 1997
  12. Энциклопедия «Балет». CD, 2003

 Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров:

  1. «Тщетная        предосторожность»
  2. «Сильфида»
  3. «Жизель»
  4. «Эсмеральда»
  5. Видеозаписи концертных номеров: Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева;
  6. Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М.Пятницкого;
  7. Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова,
  8. Театра танца «Гжель» и др.

Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях:

  1. «Спящая красавица»
  2. «Лебединое озеро»
  3. «Щелкунчик»
  4. «Петрушка»
  5. «Жар-птица»
  6. Сен-Санс «Умирающий лебедь»
  7. «Красный мак» (фрагменты)
  8. «Пламя Парижа» (фрагменты)
  9. «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)
  10. «Ромео и Джульетта»
  11. «Золушка»
  12. «Каменный цветок» (фрагменты)
  13. телевизионный балет «Анюта»
  14. Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградовой, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина, и др.
  15. Видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей.
  16. Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.
  17. Видеозаписи        конкурсов и фестивалей различных направлений: мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты).