Программа дополнительного образования детей "Историко-бытовой танец"
Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теритических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомление учащихся с наиболее важными событиями из жизни данной эпохи, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Наиболее подробно уделено внимание изучению танцевальной культуре 19 века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ ТАНЕЦ»
(для учащихся 8 - 9 – х классов
срок реализации –2 года)
Разработчик: Рак Юлия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Радужный
2021
Структура программы
- Пояснительная записка
- Характеристика программа дополнительного образования детей, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации программа дополнительного образования детей;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию программа дополнительного образования детей;
- Форма проведения занятий;
- Цели и задачи программа дополнительного образования детей;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации программа дополнительного образования детей.
- Содержание учебного предмета
-Учебно-тематический план.
- Требования к уровню подготовки обучающихся
- Формы подведения итогов реализации ДОП
- Планируемые результаты
- Методические рекомендации
- Списки учебно-методической литературы
I. Пояснительная записка
1. Характеристика программа дополнительного образования детей, его место и роль в образовательном процессе
Программа дополнительного образования детей «Историко-бытовой танец» разработана в соответствии с «Рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленными письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Программа дополнительного образования детей «Историко-бытовой танец» призвана удовлетворять образовательные потребности общества и государства, запросы и потребности детей и родителей (законных представителей) в области художественного образования, духовно-нравственного и эстетического воспитания, целенаправленного обучения детей и подростков, социализации и самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его личностных и духовных качеств.
Историко-бытовой танец, наряду с классическим и народно–сценическим, является частью мировой хореографической культуры. Этому виду танца суждено было сыграть великую культурно-историческую роль, став связующим звеном между народной пляской и профессиональной сценической хореографией, заложить основу формирования классического танца.
Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомление учащихся с наиболее важными событиями из жизни данной эпохи, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Наиболее подробно программе уделено внимание изучению танцевальной культуры XIX века. XIX век – век массовых бальных танцев, ритмически живых и естественных. Именно в это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер бальных танцев, непринужденную манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму.
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании.
Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
2. Срок реализации программа дополнительного образования детей «Историко-бытовой танец»
Срок реализации данной программы составляет 2 года (8 и 9 класс).
2 года Таблица 1
Классы/количество часов | 8 класс | 9 класс |
Количество часов (в год) | Количество часов (в год) | |
Максимальная нагрузка (в часах) | 204 | 204 |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 204 | 204 |
Недельная аудиторная нагрузка | 6 | 6 |
Итого за весь срок реализации программы | 408 |
- Форма проведения занятий:
групповые занятия, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
- Цель и задачи программа дополнительного образования детей «Историко-бытовой танец»
Цель: развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей, а также духовно-нравственного воспитания учащихся на основе приобретенного ими комплекса знаний, умений, навыков, необходимых для исполнения танцевальных композиций.
Задачи:
- развитие интереса к историко-бытовому танцу и хореографическому творчеству;
- овладение учащимися основными исполнительскими навыками историко-бытового танца;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности в ансамбле;
- развитие чувства ансамбля (чувства партнерства), двигательно-танцевальных способностей, артистизма;
- приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений.
- Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач данной программы используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках дополнительной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач.
- Описание материально-технических условий реализации программы дополнительного образования детей
Минимально необходимый для реализации программы дополнительного образования детей «Историко-бытовой танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- танцевальный зал, имеющий пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки), зеркала;
- наличие аудио аппаратуры в танцевальном зале;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотекой, видеотекой, фильмотекой, просмотровый видеозал);
- костюмерную;
- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
- Содержание учебного предмета
Учебно-тематический план
8 класс
№ | Разделы и темы | Количество часов | |||||
Теория | Практика | Всего | |||||
I Раздел «История и теория «Историко-бытового танца» | |||||||
1 | Введение в дисциплину: понятия «исторический», «бытовой», «бальный», «историко-бытовой» танец. Народные празднества как источник бытовой танцевальной культуры. | 2 | 2 | ||||
2 | Эволюция бытовой танцевальной культуры от Средневековья до наших дней. | 2 | 2 | ||||
3 | Основные источники изучения историко-бытовых танцев. Социальная природа бального и историко-бытового танца. Образ в бальном и историко-бытовом танце. | 2 | 2 | ||||
4 | Танцевальная культура XVIII-XIX веков: этикет. | 4 | 2 | 6 | |||
5 | Танцевальная культура XVIII-XIX веков: музыка. | 2 | 2 | ||||
6 | Танцевальная культура XVIII-XIX веков: костюм, прическа. | 2 | 2 | ||||
7 | История балов в России. | 4 | 4 | ||||
II Раздел «Методика изучения историко-бытового танца» | |||||||
1 | Постановка корпуса, головы, рук, ног. Позиции рук и ног (в применении к историко-бытовому танцу). | 4 | 4 | ||||
2 | Основные элементы танца Полонез: а) pas полонеза; б) парами по кругу; | 10 | 10 | ||||
3 | Основные элементы танца Полька: pas польки вперед и назад, с поворотом на 90° и 180° (в правую и левую стороны); боковое pas польки; боковое pas польки с вращением по кругу соло; простейшие комбинации польки. | 10 | 10 | ||||
4 | Pas balancé: а) на месте; б) с небольшим продвижением вперед и назад; в) с поворотом на 90° и 180°. | 4 | 4 | ||||
5 | Основные элементы танца Вальс: а) pas вальса вперед и назад по линиям; б) pas вальса вперед и назад в комбинации с pas balancé; в) pas вальса вперед с применением port de bras; г) pas вальса с вращением по кругу соло; д) вальс с продвижением вперед и назад –– вальсовая дорожка; ж) простейшие комбинации вальса по заданию педагога. | 12 | 12 | ||||
III Раздел «Историко-бытовой танец в балетах классического наследия» | |||||||
1 | «Танец с подушечками» из балета С. Прокофьева «Ромео и Джульетта» в хореографии Л. Лавровского | 2 | 2 | ||||
2 | Сюита историко-бытовых танцев из балета «Спящая красавица» (постановка Ф. В. Лопухова) | 2 | 2 | ||||
3 | Романеска из балета «Раймонда» (постановка М. Петипа). | 2 | 2 | ||||
4 | Видеозаписи конкурсов и фестивалей различных направлений: мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты). | 4 | 4 | ||||
IV Раздел «Изучение танцевального репертуара» | |||||||
1 | Изучения танцевальной композиции «Полонез». Работа над связками постановочного материала. | 8 | 8 | ||||
2 | Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Полонез». | 8 | 8 | ||||
3 | Работа над синхронным исполнением танца «Полонез». | 8 | 8 | ||||
4 | Отработка композиции и манеры исполнения танца «Полонез». | 8 | 8 | ||||
5 | Изучения танцевальной композиции «Полька». Работа над связками постановочного материала. | 10 | 10 | ||||
6 | Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Полька». | 8 | 8 | ||||
7 | Работа над синхронным исполнением танца «Полька». | 8 | 8 | ||||
8 | Отработка композиции и манеры исполнения танца «Полька». | 8 | 8 | ||||
9 | Изучения танцевальной композиции «Вальс». Работа над связками постановочного материала. | 10 | 10 | ||||
10 | Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Вальс». | 8 | 8 | ||||
11 | Работа над синхронным исполнением танца «Вальс». | 8 | 8 | ||||
12 | Отработка композиции и манеры исполнения танца «Вальс». | 8 | 8 | ||||
13 | Изучения танцевальной композиции «Котильон». Работа над связками постановочного материала. | 8 | 8 | ||||
14 | Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Котильон». | 8 | 8 | ||||
15 | Работа над синхронным исполнением танца «Котильон». | 8 | 8 | ||||
16 | Отработка композиции и манеры исполнения танца «Котильон». | 8 | 8 | ||||
Всего: | 28 | 176 | 204 |
Учебно-тематический план
9 класс
№ | Разделы и темы | Количество часов | |||||
Теория | Практика | Всего | |||||
I Раздел «История и теория «Историко-бытового танца» | |||||||
1 | Танцевальная культура России в XIX век. | 4 | 4 | ||||
2 | Быт и традиции русского дворянства XVIII – начало XIX вв. | 4 | 4 | ||||
II Раздел «Методика изучения историко-бытового танца» | |||||||
1 | Основные элементы танца Менуэт. | 2 | 8 | 10 | |||
2 | Основные элементы танца Мазурка: основной женский ход –– pas couru; основной мужской ход –– pas gala; | 2 | 10 | 12 | |||
3 | Изучение рисунка chaîne и использование его в композициях. | 4 | 4 | ||||
4 | Основные элементы танца Вальс в три па: с вращением вправо и влево по кругу в паре, по линиям и по кругу соло; по кругу в паре в сочетании с pas balancé. | 2 | 10 | 12 | |||
III Раздел «Историко-бытовой танец в балетах классического наследия» | |||||||
1 | «Золушка» С.Прокофьев | 2 | 2 | ||||
2 | «Спящая красавица» П.Чайковский | 2 | 2 | ||||
3 | «Раймонда» А.Глазунов | 2 | 2 | ||||
4 | «Жизель» А.Адан | 2 | 2 | ||||
5 | Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др. | 4 | 4 | ||||
6 | Видеозаписи конкурсов и фестивалей различных направлений: мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты). | 4 | 4 | ||||
IV Раздел «Изучение танцевального репертуара» | |||||||
1 | Изучения танцевальной композиции «Менуэт». Работа над связками постановочного материала. | 8 | 8 | ||||
2 | Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Менуэт». | 8 | 8 | ||||
3 | Работа над синхронным исполнением танца «Менуэт». | 8 | 8 | ||||
4 | Отработка композиции и манеры исполнения танца «Менуэт». | 8 | 8 | ||||
5 | Изучения танцевальной композиции «Мазурка». Работа над связками постановочного материала. | 12 | 12 | ||||
6 | Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Мазурка». | 8 | 8 | ||||
7 | Работа над синхронным исполнением танца «Мазурка». | 8 | 8 | ||||
8 | Отработка композиции и манеры исполнения танца «Мазурка». | 10 | 10 | ||||
9 | Изучения танцевальной композиции «Вальс в три па». Работа над связками постановочного материала. | 12 | 12 | ||||
10 | Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Вальс в три па». | 8 | 8 | ||||
11 | Работа над синхронным исполнением танца «Вальс в три па». | 8 | 8 | ||||
12 | Отработка композиции и манеры исполнения танца «Вальс в три па». | 10 | 10 | ||||
13 | Изучения танцевальной композиции «Кадриль». Работа над связками постановочного материала. | 10 | 10 | ||||
14 | Работа над рисунком и техникой исполнения танца «Кадриль». | 8 | 8 | ||||
15 | Работа над синхронным исполнением танца «Кадриль». | 8 | 8 | ||||
16 | Отработка композиции и манеры исполнения танца «Кадриль». | 8 | 8 | ||||
Всего: | 30 | 174 | 204 |
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Историко-бытовой танец», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знания профессиональной терминологии;
- умения соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
- умения осваивать и преодолевать трудности танца при разучивании хореографического произведения;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыков публичных выступлений;
-знание элементов историко-бытового танца;
-знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
-знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
-умение исполнять элементы и основные комбинации историко-бытового танца;
-умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца.
IV. Формы подведения итогов реализации ДОП.
В течение курса предполагаются открытые уроки, участие в мероприятиях школы, выступления учащихся на сценических площадках школы и города.
V. Планируемые результаты освоения обучающимися программы дополнительного образования «Историко-бытовой танец».
Результатом освоения программы дополнительного образования «Историко-бытовой танец» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:
- умений соблюдать требования к безопасности при выполнении танцевальных движений;
- навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;
- навыков публичных выступлений;
- навыков общения с аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности;
- знаний наиболее употребляемой профессиональной терминологии;
- знаний лучших образцов мировой хореографической культуры;
- знаний основ техники безопасности на концертной площадке;
- знаний принципов взаимодействия музыкальных и хореографических средств выразительности;
- умений исполнять танцевальные номера;
- навыков владения различными танцевальными движениями, упражнениями на развитие физических данных;
- навыков ансамблевого исполнения танцевальных номеров;
- навыков сценической практики;
- навыков музыкально-пластического интонирования.
VI. Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
При работе над программным материалом преподаватель должен опираться на следующие основные принципы:
- целенаправленность учебного процесса;
- систематичность и регулярность занятий;
- постепенность в развитии танцевальных возможностей учащихся;
- строгая последовательность в процессе освоения танцевальной лексики и технических приемов танца.
Преподавание историко-бытового танца заключается в его поэтапном освоении, которое включает ознакомление с историей возникновения и ходом развития техники историко-бытового танца, практической работой на середине зала, работой над этюдами и освоении методики танцевальных движений.
- Список рекомендуемой учебной литературы
1. Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец. – М.: Искусство, 1993.
2.Ивановский Н.П. Бальный танец XVI – XIX вв.-Л. – М.: Искусство, 1948.
3.Красовская В. Русский балетный театр начала XX века. – М.: Просвещение, 1985. – 454 с.
4.Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – XIX вв.). – 2-е изд., доп. – СПб.: Искусство-СПб, 1999. – 412 с.
5.Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Минск: Современная литература, 2000. – 494 с.
Дополнительная литература:
- Богданов-Березовский В. Г.С.Уланова. - М.: Искусство, 1961
- Брун В. История костюма от древности до нового времени. М., 1999
- Гольцман А.М. Советские балеты. Советский композитор. М., 1985
- Дешкова И.П. Иллюстрированная энциклопедия балета в рассказах и исторических анекдотах для детей и родителей. - М.: «Конец века», 1995
- Лопухов Ф.В. Вглубь хореографии / Ф.В. Лопухов. - М.: Фолиум, 2003
- Львов-Анохин Б.А. Балетные спектакли последних лет. «Знание». М., 1972
- Надеждина Е.Н., Эльяш Н.И. «Большой балет» (Основные этапы развития советского балета). Изд. «Знание». М., 1964
- Журнал «Балет» («Советский балет») с 1980 г. по 2011 г.
- Плисецкая М.Я. Читая жизнь свою. М.: АСТ, 2010
- Тимофеева Н.П. Мир балета. История. Творчество. Воспоминания. - М.: Просвещение, 1996
- Русский балет: энциклопедия / под ред. А.П. Горкина. - М.: Согласие, 1997
- Энциклопедия «Балет». CD, 2003
Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров:
- «Тщетная предосторожность»
- «Сильфида»
- «Жизель»
- «Эсмеральда»
- Видеозаписи концертных номеров: Государственного ансамбля народного танца им. И.А.Моисеева;
- Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М.Пятницкого;
- Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А.В.Александрова,
- Театра танца «Гжель» и др.
Видеозаписи балетов (фрагментов) в различных редакциях:
- «Спящая красавица»
- «Лебединое озеро»
- «Щелкунчик»
- «Петрушка»
- «Жар-птица»
- Сен-Санс «Умирающий лебедь»
- «Красный мак» (фрагменты)
- «Пламя Парижа» (фрагменты)
- «Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)
- «Ромео и Джульетта»
- «Золушка»
- «Каменный цветок» (фрагменты)
- телевизионный балет «Анюта»
- Видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградовой, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина, и др.
- Видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей.
- Видеозаписи балетов из репертуара театров: «Русский балет», «Кремлевский балет», «Имперский балет», «Пермский театр» и др.
- Видеозаписи конкурсов и фестивалей различных направлений: мюзиклов, оперетт, опер и др. (фрагменты).