Хореографическое занятие по современному танцу и методика его преподавания

Основные тхники современного танца , структура занятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СОВРЕМЕННОМУ ТАНЦУ И  МЕТОДИКА ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ».

(для учащихся 10-18 лет)

 

 

 

Автор-составитель:

педагог дополнительного образования

Поздышева Юлия Валерьевна

 

 

 

г. Саров

2025 год

Содержание

     Введение

1.    Краткая история возникновения современного танца

2.    Понятие техники современного танца. Специфика танцевального языка

3.    Основные техники современного танца. Основы методики его преподавания

4.    Хореографическое занятие. Структура. Методы обучения

5.    Методика построения занятия по современному танцу

6.    Разделы занятий по современному танцу, их задачи и содержание

7.    Специфика музыкального оформления занятия

8.    Заключение

9.    Литература

 

 

 

 

 

 

Введение

     Искусство танца представляет собой древнейшее проявление самобытного творчества разных народов мира. Танец родился одновременно с появлением человека, так как являлся естественной физиологической  потребностью в ритмических движениях

Современный танец – понятие относительное, сиюминутное. Каждо- му периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая по- рождает новые виды танца. Каждый танец можно назвать современным, но для своего времени. Таким образом, современный танец – это танец современный, модный и актуальный для своего времени. Целью современного танца является выражение чувств и настроений человека. Это довольно свободный, универсальный танцевальный стиль, который не имеет четких стандартов. Хореографы, стремясь передать мысли и чувства людей, находятся в постоянном поиске, и изобретают новые движения, нередко, смешивая различные техники, стили и направления.

Концепция современного танца заключается в свободе и вырази- тельности движений, которые дают потрясающую возможность выражать свои чувства в самых ярких красках.

 1.    Краткая история возникновения современного танца

             Современный танец уходит своими корнями в классический балет. С одной стороны, современный танец был создан, как реакция против формальных, твердых ограничений классического балета (к примеру – ак- цент в данном стиле падает на свободные, выразительные движения, чего нет в классическом балете, в котором всѐ подчинено определѐнным прави- лам); с другой стороны, современный танец вобрал в себя многие движе- ния и шаги из классического балета, которые вошли в репертуар совре- менного танца.

Причиной зарождения современного направления хореографии стал кризис классической балетной школы в начале XX века. Танцорам тоговремени требовались новые техники, позволяющие выражать новые идеи о человеческой свободе, далекие от традиций классического танца.

Идеи танца модерн ещё в 1830 году предвосхитил известный фран- цузский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, изучавший связь голоса, жеста и эмоции. Он утверждал, что только жест, освобождѐнный от условности и стилизации, способен правдиво переда- вать все нюансы человеческих переживаний. Предыстория современного танца начинается в начале XX века, тремя музами раннего современного танца в Америке были Айседора Дункан, Рут Сен-Дени и Лой Фуллер Они решились бросить вызов традиционной хореографии и открыли свои школы, в которых преподавали основы модерн-балета – искусства, свободного от условностей. Основной идеей данного танцевального направления была свободная хореография, основанная на импровизации и выражении собственных эмоций. Общепризнанной основательницей танца модерн считают Айседору Дункан. Свою деятельность она начала в конце XIX века. Айседора Дункан – новатор и реформатор хореографии, давшая в своих танцах, освобожденных от формалистических классических балетных форм, пластическое воплощение музыкального содержания. Она противопоставила классической школе балета сво- бодный пластический танец. Использовала древнегреческую пластику, танцевала в хитоне и без обуви. Одной из первых использовала для танца симфоническую музыку, в том числе Шопена, Глюка, Шуберта, Бетховена, Вагнера. Айседора мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Своим танцем восстанавливала гармонию души и тела. Она открыла людям танец в чистом виде, «самоценном исключительно в самом себе», построенном по законам чистого искусства. В гармоническом искусстве танца Айседоры Дункан стремление к гармонии и красоте выражено в идеальной форме. Отталкиваясь от музыки, она пришла в движении к гармоническому канону, и именно поэтому стала главной и единственной основоположницей всего танцевального модерна. Дункан добилась идеального соответствия эмоциональной выраженности музыкальных и танцевальных образов. Движение рождалось из музыки, а не предшествовало ей. Языком танца Дункан был язык естественных, выразительных, свободных движений. Необычайно выразительная и музыкальная, Айседора использовала в своих танцах импровизацию -  свободные и раскрепощенные движения тела. Главным богом Дункан была естественность. Во имя её она отрицала технику, изнурительный тренаж. Художественная практика Дункан поражала современников удивительным слиянием мира душевных переживаний, пластики и музыки.

Вторым поколением в области танца модерн являются такие хорео- графы как: Марта Грэм (устаревший вариант написания фамилии – Грэ- хем), Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Хелен Тамирис, Ханья Хольм. Их заслуга состоит, прежде всего, в том, что каждый из них был не только блестящим хореографом и исполнителем, но и педагогом, создавшим свою систему подготовки танцовщиков. Первым педагогом, хореографом и исполнительницей,   последовательно   создающей   систему   танца,    была М. Грэм. Успех её группе приносят уже первые постановки в Нью-Йорке в 1926 году «Еретик» и «Первобытные мистерии». Грэм создавала спектакли, основанные на легендарно-эпической теме, на сюжетах античной и библейской мифологии. Прежде всего, она стремилась создать драматически насыщенный язык танца, способный передать весь комплекс человеческих переживаний. Вторым по значимости в ряду хореографов и педагогов была Дорис Хамфри. Уделяя большое внимание пластической отточенности и техничности танца, Дорис Хамфри в то же время выступала против красоты и утонченного танца Сен-Дени. На её творчество оказал влияние фольклор американских индейцев и негров, а также искусство Востока. Она первой в США стала преподавать композицию танца и обобщила свой опыт в книге «Искусство танца».

В 50-е годы начинает творить третье поколение. После второй миро- вой войны перед молодыми исполнителями и хореографами довольно ост- ро стал вопрос: продолжать традиции старшего поколения или искать свои пути развития танцевального искусства. Часть хореографов полностью от- казалась от опыта предыдущих поколений и с головой окунулась в экспе- римент. Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, в парки и т.д., отрицали форму спек- такля, вовлекая зрителя в театральное действо. Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и ис- пользовали только ударные инструменты или шумы. Композиторы зачас- тую становились сотворцами балетмейстера, создавая музыку одновре- менно с движением. Одним из тех, кто продолжил традиции предыдущего поколения, был Хосе Лимон. Его хореография – это сложный синтез аме- риканского танца модерн и испано-мексиканских традиций с резкими кон- трастами лирических и драматических начал. Герои изображаются в мо- менты наивысшего напряжения, крайнего душевного подъема, когда под- сознание руководит их поступками. Наибольшую популярность приобрели его спектакли «Павана мавра», «Танцы для Айседоры», «Месса военных времен». Духовным «отцом» хореографического авангарда, несомненно, был Мерс Каннингем. Он был одним из тех, кто пошел своей дорогой и основал собственную школу танца. Его спектакли поражали неожиданным подходом к движению. Каннингем рассматривал спектакль как союз независимо созданных, самостоятельных элементов. М. Каннингем считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности. Основная задача балетмейстера – создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и свое движение. Так же, как М. Грэм и Д. Хамфри, М. Каннингем создал свою технику и школу танца. Таким образом, к началу 70-х годов ХХ века сложилось несколько основных   школ   танца-модерн:   техника   М.   Грэм, Д. Хамфри и Х. Лимона, техника М. Каннингема. Одновременно развивалась и совершенствовалась система джазового танца

Джаз-танец развился из танцев африканских племѐн. Джазовый та- нец был привезен в Америку рабами из Африки в XVII–XVIII вв. Попав в Америку, они быстро восстановили свои праздники и обычаи и приспосо- бились: вместо барабанов использовали хлопки в ладоши и выбивание ритма ногами. В течение нескольких веков шло слияние двух культур, аф- риканской и американской, и в результате возник уникальный зажигатель- ный танец. В 20-е гг. ХХ века джазовая музыка и танец приобрели огром- ную популярность. На сцене стали выступать профессиональные танцоры, которые привнесли в джазовый стиль новые приѐмы и стали обучать джазу других. Одновременно джаз обогащался элементами европейских танцев.

Афроджаз -  это попытка соединить джаз сегодняшний с его афри- канским предком. Своё название он получил по имени улицы в Нью- Йорке, на которой расположено множество театров.

К концу 60-х годов джаз танец прочно занял свое место в ряду на- правлений современной хореографии и тогда же начался процесс слияния основных школ современной хореографии. Первым педагогом и хореогра- фом, объединившим в своем творчестве технику танца модерн и джазового танца, был Джек Коул Луиджи (Юджин Луис) синтезировал технику классического танца и джаза. Гас Джордано в 1966 г. выпустил первый учебник, посвященный техники модерн-джаз танца. Постепенно возрастает интерес к модерн-джаз танцу и в Западной Европе, американские педагоги проводят первые семинары.

В 1972 году появляется контактная импровизация. Контактная им- провизация – это танец, в котором импровизация строится вокруг точки контакта с партнером. Контактная импровизация является одной из форм свободного танца. Создателем школы «Контактной Импровизации» по праву считается американец Стив Пэкстон. Будучи хореографом и тан- цовщиком, он изучал танец модерн и классический танец, занимался гим- настикой и айкидо, а также много времени проводил над исследованием танцевальной импровизации. При контактной импровизации движение следует за смещением точки контакта между телами партнеров. Преобла- дает движение при соприкосновении двух тел, поиск взаимных простран- ственных траекторий при взаимодействии с весом тела. Танец направляет- ся ощущениями партнеров, их намерением сохранить или не сохранять физический контакт и продолжать поиск взаимной опоры.

Импровизация и свободная хореография – это основной принцип со- временного танцевального искусства. Они по-разному объединили фило- софию, драму, водевиль и древнюю историю в свои танцы, что и послужи- ло отправной точкой для создания основ современного танца. На протяже- нии XX века появилось множество различных направлений, самые извест- ные из которых буги-вуги, джазовые танцы, блюз, чарльстон, рок-н-ролл, макарена, степ, ламбада, латиноамериканские танцы. В конце XX века распространение получили танцы в стиле диско, хип-хоп, брейк-данс, хастл, крамп , тектоник, ритм-энд-блюз и другие.

Локинг – технически локинг очень близок к своему прародителю хип-хопу, поэтому много элементов было позаимствовано оттуда резкие и интенсивные движения, разнообразные кидания и покачивания рук, прыжки разных видов и уровней. Локинг представляет собой синтез движения и неподвижности.

Хип-хоп культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка в конце 1970-х. Это танцевальный стиль, на основе ко- торого построена вся современная лексика клубных танцев. Жизнерадост- ный и энергичный, не агрессивный танец, в основе техники которого,

«кач» тела, прыжки, сочетание мелких движений руками и ногами. Музыка выделяется ломаным, динамическим ритмом средней скорости с коротки- ми вставками инструментов.

LA style – это современный стиль, который в последнее время поль- зуется огромной популярностью, и имеет своих поклонников в широкой аудитории энергичной, раскованной и уверенной в себе современной мо- лодежи. LA style – происходит от «Лос-Анджелесский» стиля, который, вышел из хип–хопа, так же его еще называют Hip Hop Choreography. Не стоит его путать с нью-стайлом (Нью-Йоркский стиль). Они имеют между собой принципиальные различия.

Брейк-данс – первая часть представляет так называемый верхний брейк, который имеет практические бесконечные возможности, ограни- ченные разве что только фантазией исполнителя или команды исполните- лей. В ней вы можете полностью и широко раскрыть себя, импровизируя как на ходу, так и перед выступлением, создавая и придумывая новые эле- менты и движения. Движения этого направление требуют от танцора неко-торой подготовки и отличаются специфичностью исполнения и имитируют несвойственные типы движений для человека в повседневной жизни: механические с фиксацией в определенных точках, либо шарнирные, схожие с движениями заводных игрушек, также имитация роботовидных движений или движений резиновых конечностей. Вторая большая часть, именуемая брейкинг, иногда называемый нижним брейк-дансом, представляется нам, как указывалось выше активностью, энергичностью и требует приличной физической подготовки от исполнителя. Нижний брейк очень эффектно смотрится и наполнен акробатическими элементами.

Крамп – это развитие «Clowning», или стиля «Танца Клоуна». Его отличительной особенностью является мощь и сила исполнителя, направ- ленная на освобождении танцора от негативной энергии, путем выплески- вания своих эмоций со сцены. Танец Клоуна был создан в начале 90-х го- дов Томасом Джонсоном, или Томми Клоуном. В 1992 году Джонсон на- чал соединять различные местные элементы танца и создавать уникаль- ный, универсальный стиль, который также помог ему в продолжении его собственной карьеры клоуна для детей. Танцоры крампа больше взаимо- действуют друг с другом и работают с весом партнера. Такие исполнители как Missy Elliott, Chemical Brothers, Black Eyed Peas, используя в своих клипах крампинг, сделали танец известным по всему миру.

Хастл – парный танец, основанный на импровизации и «ведении». В переводе с английского hustle «сутолока, толкотня». Один из любимей- ших танцев молодежи. Это поистине универсальное направление появи- лось в конце прошлого века. Танцуют его практически везде: на вечеринке, дискотеке, танцполе либо на улице. Причем исполняться этот танец может абсолютно под любую музыку и с любым партнером, не требует долгого обучения и позволяет после небольшой практики танцевать любому желающему.

Клубные танцы (Club-dance) – сейчас это всѐ, что ультрамодно, энергично и современно. Этот стиль – это бурное соединение элементов многих танцевальных стилей и направлений. Клубные танцы – это движе- ния и замки из локинга, прыжки из «хауса», шейки и «качи» из хип-хопа, пластика и эксцентричность вакинга, элементы джаза, мажорность и на- строение из фанка.

Стретчинг (Stretching) – стиль танца, который дает нам гармонию с окружающим миром, чувство умиротворения и удовлетворения с собой, своим телом и жизнью. Позволяет ощущать свое тело гибким, подтянутым, раскованным без боли в суставах и мышцах.

Стрит-джаз – современное танцевальное направление, отличитель- ной особенностью которого является множество стилей: R`n`B, модерн, локинг, поппинг, рагга, хаус, электрик бугалу и, конечно же, классический джаз. А за основу в нем, как и в большинстве новомодных сейчас танце- вальных направлений, заложена танцевальная база хип-хопа.

В XX веке появляется термин «эстрадный танец» – это порождение светского искусствознания, отображает, прежде всего, место, где вступает исполнитель. То есть не сцена театра, а площадка варьете или концертного зала. В понятие «эстрадный танец» входят и стилизации народных танцев, спортивные танцы, деми-классика, танцы в стилях бытовой хореографии, степ, в настоящее время на эстраде мы видим достаточно много постано- вок, решенных средствами джазового танца или танца модерн. Таким об- разом, понятие «эстрадный танец» объединяет достаточно много направ- лений хореографического искусства. Однако в настоящее время во многих университетах и институтах культуры и искусства открыты отделения именно «эстрадного» танца. К сожалению, ничего с этой терминологиче- ской путаницей сделать нельзя.

Современный танец – это самостоятельная форма искусства, где по- новому соединились движения, музыка, свет и краски, где тело действи- тельно обрело свой полнокровный язык. Современный танец убеждает людей в том, что искусство есть продолжение жизни и постижения себя.

 2.    Понятие техники современного танца.

Во все времена хореографическое искусство приковывало к себе внимание, вызывало интерес, и стремление овладеть техникой танца. В наше время хореография представлена широким спектром направлений: классическим, бальным, народным, современным. Любое танцевальное направление имеет свою историю появления и развития, характерные черты техники исполнения. Связанно это с тем, что у каждого из видов танца существуют свои физиологические и музыкально-ритмические характеристики.

Для классического танца в наибольшей степени присуще строгие требованиями к физическим показателям, точности и логичности линий. В свою очередь спортивно-бальному танцу требуется развитие аэробных ресурсов организма человека. Характерный и народно-сценический танец воспитывает у учеников скоростно-силовые качества, технику исполнения трюковых элементов, навыки сценического образа, передачи характера, актерского мастерства, принадлежащего каждому танцу в отдельности.

Наиболее прогрессивным видом пластики с наше время является со- временный танец. В сравнении с классическим танцем он несет в себе бо- лее глубокий потенциал. В большей степени раскрываются возможности тела человека, становится свободнее пластика, появляется новый лексиче- ский материал.

Техника танца – степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций. Во многих танцах большое значение имеет также жестикуляция, особенно движения рук. Танец имеет разные средства выразительности:

–   гармонические движения и позы;

–   пластика и мимика;

–   динамика – «варьирование размаха и напряжѐнности  движений»;

–   темп и ритм движения;

–   пространственный рисунок, композиция;

–   костюм и реквизит.

3. Основные техники современного танца.

Основы методики преподавания современного танца

1.    Техника Грэм (Graham Technique) – техника танца модерн, соз- данная американской танцовщицей и хореографом Мартой Грэм (устарев- ший вариант написания фамилии – Грэхем) (1894–1991).

2.     Техника Хамфри-Вейдман (Humphrey-WeidmanTechnique) – тех- ника танца модерн, основанная на теории и действии падения и восстановления танцовщицей Дорис Хамфри и Чарлзом Вейдманом в 1920–1930-е гг.

3.    Техника Лимон (Jose Limon Technique) – техника танца модерн, созданная танцовщиком и хореографом Хосе Аркадио Лимоном (1908– 1972) в I половине XX века.

4.     Техника Хортон (Lester Horton Technique) – техника танца мо- дерн, созданная американским танцовщиком, хореографом и преподавате- лем танца Лестером Хортоном (1906–1953).

5.    Техника Хоукинс (Hawkins Technique) – техника танца модерн, созданная американским танцовщиком и хореографом Эриком Хоукинсом (1909–1994).

6.     Техника Каннингхэм (Cunningham Technique) – техника танца постмодерн, разработанная американским танцовщиком, хореографом и преподавателем Мерсом Каннингхэмом (род. 1919).

7.    Техника релиз (Release based Technique) – техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с це- лью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники релиз развивается по- нимание собственного тела, что даѐт большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышеч- ная, дыхательная и нервная системы. Эти темы подробно разбираются в начале урока, затем следует их практическая разработка в определенных упражнениях и танцевальных комбинациях. Основное внимание уделяется трем базовым программам, являющимся обязательными в современном танце (баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяже- сти, работа с весом)). Важным аспектом техники релиз является обучение технике parterre (работы с полом), технике падения и смещения баланса.

С помощью техники релиз развивается понимание собственного те- ла, что даѐт большое разнообразие для развития хореографической лекси- ки танцовщика.

В процесс изучения техники включены анатомические аспекты, та- кие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы.

8. Контактная импровизация (Contact Improvisation, CI) – техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце XX века, основой которой является физический контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъѐм и т.п

 Основы методики преподавания современного танца

Осваивая техники танца модерн, очень важно учиться длинному ровному выдоху. Вдох же должен быть непроизвольным, руководить им не следует. Он происходит автоматически, не переполняя чрезмерно легкие. Вдох должен осуществляться бесшумно, так как носовые ходы сами собой расширяются. Если вдох производить искусственно, обычно больше, чем нужно, происходит расширение легочных пузырьков, и мы слышим сопенье: носовые ходы сжимаются, затормаживая избыточное поступление воздуха. На основании этого расставим фазы дыхания так, как это должно происходить в технике М. Грэм:

1)   сжатие – выталкивание воздуха (выдох) через рот;

2)   пауза («приостановка»), ожидание;

3)   высвобождение (возврат дыхания) через нос.

На основании трѐхфазного дыхания расставим фазы дыхания в тех- нике X. Лимона:

1)   момент расслабления – выдох через рот;

2)   пауза («приостановка»), ожидание;

3)   вдох через нос – возврат дыхания;

Изучение техник в танце модерн должно начинается с изучения пра- вильного дыхания. Танцовщики техники танца модерн должны быть силь- ными физически и внутренне, обладать умением контролировать своѐ дыхание и грамотно использовать его в определѐнных техниках танца модерн.

Выполняя упражнения для исполнителя важно сконцентрироваться и контролировать исполнение, добиваться плавности, точности и правильности дыхания. Не менее важно использование воображения и интуиции. Работа над техническим совершенствованием двигательного аппарата должна быть сознательной. Выполняя каждое из движений, необходимо прислушиваться к ощущениям тела. Движения следует исполнять плавно, мягко.

Основные правила:

–   дыхание не должно быть поверхностным,

–   вдох производится через нос,

–   выдох через приоткрытый рот на глухом звуке «ха».

Знакомство с техникой начинаем с разогрева суставов: плечевого, локтевого, тазобедренного, коленного. Далее следуют упражнения для брюшных мышц, разогрев позвоночного столба. Постепенно движения к движению увеличивается мышечная нагрузка, путем усложнения движений, задействуются всѐ новые и новые мышцы. Занятие начинается в положении лежа на спине, затем лежа на боку, животе. Уровни положения тела меняются, а количество исполняемых движений зависит от задания педагога. Музыкальное сопровождение должно быть спокойного темпа и звучать фоном, чтобы исполнитель мог, не напрягая слуха, слышать спокойный тонн преподавателя. Заканчивать урок по технике пилатеса рекомендуется полным расслаблением всего тела.

4.  Хореографическое занятие. Структура.

   Методы обучения

Любое хореографическое занятие строится по общепринятой структуре учебного занятия:

· Вводная (или подготовительная) часть;

· Основная часть;

· Заключительная часть.

Первая, подготовительная часть включает разминку, способствующую разогреву мышц, суставов, связок.

Главная задача – организовать внимание занимающихся и подготовить мышцы, суставы и связки к интенсивной физической работе.

Вторая, основная часть подразделяется на две составляющие: тренировочную и танцевальную. Составляющая тренировочная предусматривает тренаж на основе какого – либо танцевального направления (классический танец, народный танец и др.) Это означает – изучение элементов, упражнений, их сочетаний, поз, ракурсов и т.д., их детальная отработка. Составляющая танцевальная – это изучение различных комбинаций, этюдов, композиций на основе любого танцевального направления, отработка техники и манеры исполнения в них.

Задачи основной части – развитие и формирование мышечного аппарата, развитие подвижности суставов, развитие силы и выносливости, координации, хореографической памяти, музыкального слуха посредством освоения тренировочных и танцевальных движений, их выразительного исполнения.

Третья, заключительная часть предполагает подведение итогов урока, домашнее задание, расслабление мышечно–связочного аппарата.

Задача заключительной части – снятие физического и нервного напряжения, подведение итогов урока.

Существует ряд специфических правил построения хореографического занятия:

Во-первых, хореографическое занятие должно начинаться с чёткой организации – приветствия педагога и концертмейстера в форме поклона. Такое начало занятия не дань традиции, не простая формальность, а ввод в учебное действие, концентрация внимания.

Во-вторых, все учебные задания следует предлагать обучающимся без повторного объяснения, кроме новых изучаемых движений, что однозначно будет способствовать лучшей работе внимания. Следовательно, надо позаботиться о том, чтобы предлагаемое задание было составлено грамотно не перегружало внимание обучающихся с учётом их возраста и подготовленности.

В-третьих, все упражнения следует начинать с préparation, который вводит в ритм и характер музыки и дают исходное положение для начала упражнения, а также фиксировать окончание каждого упражнения, т.е. ставить исполнительскую точку.

В-четвёртых, равномерно распределять физическую нагрузку в течение всего занятия, соотносить статические и динамические нагрузки.

В-пятых, чередовать работу различных групп мышц и соотносить темпы выполнения отдельных заданий.

Основные методы работы педагога-хореографа на занятии – показ движений и словесное объяснение. Они являются главными проводниками требований преподавателя к обучающимся. На разных этапах обучения показу и объяснению отводится различная роль, изменяются их функции.При подготовке к занятиям необходимо предусматривать постепенное увеличение физической нагрузки: от простых движений к более сложным. Нецелесообразно ставить задачу – разучить большое количество упражнений за одно занятие. Важнее поставить цель – добиваться осмысленного, правильного, музыкального исполнения каждого задания.

При подготовке к занятиям педагог должен учитывать основные педагогические принципы: доступность и последовательность изложения материала, учёт возрастных особенностей, заинтересованность и перспективность в работе.

Уровни в современном танце:

Уровнем называется расположение тела танцующего относительно земли.

Основные виды уровней:

стоя:

· верхний уровень (на полупальцах);

· средний уровень (на всей стопе);

· нижний уровень (колени согнуты).

на коленях:

· стоя на двух коленях;

· стоя на одном колене, другая нога открыта в любом направлении.

на четвереньках:

· опора на руках и коленях;

· одна или две ноги вытянуты назад при опоре на руки;

· одна нога открыта в сторону или назад при опоре на руках и колене.

сидя:

·   ноги разведены в стороны;

·   ноги согнуты в коленях и соединены;

·   ноги согнуты в коленях и скрещены;

·   джазовый шпагат (нога впереди вытянута, сзади – согнута);

·   сидя на одном бедре (свободная нога открыта назад или в сторону, или отделена от пола).

лёжа:

·   на животе;

·   на спине;

·   на боку.

Кроме того, существуют так называемые акробатические уровни: шпагат,

«мост», «колесо», стойка на лопатках, стойка на руках и др.

5. Методика построения занятия по современному танцу

 При построении занятия современного танца нет необходимости обязательно использовать все разделы. Возможна детальная проработка нескольких разделов (3-х – 4-х). Длительность занятия не должна превышать 1,5 часов. В конце каждого занятия необходимо иметь несколько минут для восстановления дыхания, т. е несколько упражнений на расслабление.

6. Разделы занятий по современному танцу,

Разделы урока современного танца:

    разогрев;

    изоляция;

    упражнения для позвоночника;

    партер;

    кросс;

    импровизация.

Разогрев. Задача этого раздела – привести двигательный аппарат в рабочее состояние, т.е. разогреть все мышцы. В отличие классического тренажа в современном танце существуют различные способы разогрева: у станка, на середине зала, в партере.

Изоляция. Эта часть занятия более насыщается упражнениями, чем предыдущих. Здесь происходит дополнительный разогрев мышц различных частей тела.    В        этом  разделе       занятия       педагог       работает        над    движениями изолированных центров. Изоляции подвергаются все центры – от головы до ног.     Сначала педагогу   необходимо         добиться достаточной   свободы        тела обучающихся, т.е. научить держать положении  коллапса. Первоначально все движения  изучаются в «чистом виде», затем в простых сочетаниях, позднее в более сложной координации.

Движения изолированных центров:

Голова. Виды движений:

· наклоны вперёд-назад;

· повороты вправо и влево;

· наклоны вправо и влево;

· sundari вперёд, назад, из стороны в сторону.

Плечи. Виды движений:

· подъём одного или двух плеч вверх;

· движение плеч вперёд-назад;

· твист плеч;

· шейк плеч.

Грудная клетка. Виды движений:

· движение из стороны в сторону;

· движение вперёд-назад;

· подъём и опускание;

· твист.

Пелвис (бёдра). Виды движений:

· движение вперёд-назад;

· движение из стороны в сторону;

· hip lift - подъём бедра вверх;

· roll - круг бёдрами.

Упражнения для позвоночника

Виды движений:

· наклоны корпуса;

· спирали;

· body roll (волны);

· контракция и релакция;

· твист торса.

Партер (упражнения на полу). В этом разделе выполняется:

Кросс (передвижения в пространстве). Это различного вида шаги, прыжки, вращения. Каждый педагог в праве варьировать эти движения так, как подсказывает ему педагогическое чутьё, но при этом необходимо следить за реакцией исполнителей. При «пиковой» нагрузке следует чередовать темповые прыжки с более медленными шагами.

Импровизация.

На начальных этапах обучения комбинации должны быть достаточно простыми, впоследствии более развёрнутыми, близкими к законченным. Обычно, комбинация изучается 3 – 4 занятия, затем отрабатывается и шлифуется.

Во всех разделах урока используется принцип координации.

1.        этап обучения – координация изолированных центров, когда координируются два, три, четыре центра в одновременном параллельном движении.

2.   этап – усложнение координации движением в оппозицию, введение сложных ритмических рисунков.

3.этап – координация нескольких центров во время передвижения.

7.Специфика музыкального оформления занятия

Для музыкального оформления занятий современного танца используется музыка современных направлений. В музыкальном сопровождении не используется «живого» аккомпанемента, как в занятиях классическим или народным танцем, но есть исключения, это использование барабанов или иных инструментов, создающих ритм. Но все-таки специфика современного танца требует современного звучания, воспроизведения современных ритмов, которые доступны только инструментальным группам. Поэтому занятия в основном проводятся под звучание фонограмм.

Заключение

Наиболее верный путь к успеху- всё время пробовать ещё один раз.

Томас Эдисон

Нужно помнить, что правильная организация занятия-залог успеха!В настоящее время очень активно идёт процесс слияния техник и стилей хореографии, этап создания «свободного танца».

Успешное проведение занятия и достижение поставленных целей во многом определяются согласованной деятельностью педагога и учащихся, которая в свою очередь зависит от их подготовки к занятию. Каждое занятие должно нести смысловую нагрузку. Педагогу необходимо учитывать и своеобразие семейного влияния, и индивидуальных особенностей, различные природные задатки и склонности, способность и умение, темперамент и характер, воспитанность учащихся.

Увлечённое отношение педагога к занятиям, чёткость, организованность в работе, такт в отношениях с исполнителем, оказание помощи в усвоении материала, объективность в оценивании успехов и выдержка в сложных ситуациях – все это сильно влияет на процесс усвоения материала, способствует выработке у исполнителей стремления подражать примеру педагога. В результате, умелое общение значительно повышает воспитательный и исполнительский уровень обучения.

Апробация и внедрение методических рекомендаций, применение чётких алгоритмов при построении занятия способствует творческому подходу в решении задач дисциплины «Современный танец»: ритмичность, координация, сила, пластика и т.д.

 

 

 

Литература

1.       Абдуллин, Э.Б. Методика музыкального образования: учебник для студентов   высш.   пед.   учеб.   заведений   /   Э.Б.    Абдуллин, Е.В. Николаева; под общ. ред. М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336 с.

2.       Айламазьян, А.М. Феномен телесности личности в танцевальных практиках / А.М. Айламазьян, Н.Ю. Шувалова // Вопросы психо- логии. – 2010. – № 5. – С. 71–82.

3.       Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, разви- тие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп // Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии: материалы между- народной конференции. – Волгоград, 1999. – С. 41–50.

4.       Андреева, Т. Классический танец / Т. Андреева // Молодежная эс- трада. – 2005. – № 10–12. – С. 291–328.

5.       Бежар, М. Мгновения из жизни другого. Мемуары / М. Бежар. – М.: Редакция журнала «Балет», 2002. – 239 с.

6.       Беленко, Е. Классический танец для всех / Е. Беленко // Искусство в школе. – 2011. – № 5. – С. 24–26.

7.       Боттомер, П. Танец современный и классический: большая иллю- стрированная энциклопедия / П. Боттомер. – М., 2006. – 256 с.

8.       Буксикова, О. Б. Культурологические аспекты танцевальной куль- туры / О.Б. Буксикова // Актуальные проблемы хореографического образования: материалы междунар. науч.-практ. конф. – М., 2008. – С. 39–44.9.       Васенина, Е. Российский современный танец. Диалоги / Е. Васе- нина. – М.: EmergencyExit, 2005. – 268 c.

10.   Дункан, А. Моя исповедь / А. Дункан. – Лиесма, 1991. – 288 с.

11.   Дункан, А. Танец будущего. Моя жизнь / А. Дункан. – Киев, 1994.

12.   Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика–XXI, 2006. – 248 c.

13.   Здор, С. Точка навигации. Техника импровизации в современном танце / С. Здор. – Красноярск, 2010. – 237 c.

14.   Лопухов,   А.В.  Основы   характерного  танца   /   А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И. Бочаров. – СПб., 2010. – 338 c.

15.   Лукьянова, Е.А. Дыхание в хореографии / Е.А. Лукьянова. – М.: Искусство, 1979. – 184 с.

16.   Мавлявиева, Л.И. Танец как метод и условие развития творческих сил личности (в свете концепций А. Адлера) / Л.И. Мавлявиева // Педагогическое образование и наука. – 2009. – № 5. – С. 101–103. – Библиогр.: с. 103 (3 назв.).

17.   Морина, Л.П. Танец в системе массовой культуры / Л.П. Морина // Российская массовая культура конца ХХ века: материалы круглого стола, 4 дек. 2001. – СПб., 2001. – С. 119–122.

18.   Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: История. Методика. Практика / В.Ю. Никитин. – М., 2000.– 440 с.

19.   Никитин, В. Композиция урока и методика преподавания модерн- джаз танца / В. Никитин. – М.: Один из лучших, 2006. – 256 с.

20.   Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец: Этапы развития. Метод. Тех- ника / В.Ю. Никитин. – М.: ИД «Один из лучших», 2004. – 414 с.

21.   Никитин, В.Ю. Модерн-джаз танец / В.Ю. Никитин. – М.: ГИТ- ТИС, 2000. – 440 с.

22.   Осеннева, М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студентов нач. фак. педвузов / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. – М.: Издательский центр «Ака- демия», 2001. – 368 с.

23.   Остроухова, А. Танец пяти движений: [Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные упражнения в ДОУ] / А. Остроухова // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2003. – № 1. – С. 35–37.

24.   Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать: учеб. пособие для студентов учрежд. ср. проф. образования / Т.В. Пуртова, А.Н. Беликова, О.В. Кветная. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.