План-конспект концертмейстера класса хореографии к открытому уроку по теме «Введение в практику классического танца»
Представляю план-конспект концертмейстера класса хореографии к открытому уроку по теме «Введение в практику классического танца». Возможно, кому-то из начинающих коллег пргодятся мои многолетние наработки для сопровождения урока классиечского танца на начальном этапе изученя этого сложнейшего предмета.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ
концертмейстера Волынец Марины Валерьевны
открытого урока в 3 классе по предмету «Классический танец»
отделения хореографии МУ ДО
«Шумиловская ДШИ»
преп. Шевченко Р. Р.
Дата проведения 16 января 2025 года
Групповое занятие
Тема урока: «Введение в практику классического танца»
1. Цели и задачи концертмейстера на уроке. Использование средств обучения, педагогических технологий, межпредметных связей.
Цели: ● Воспитание у учащихся музыкальности исполнения, чувства ритма, концентрации внимания на уроке.
● Воспитание у учащихся умения перестраиваться на восприятие различного по характеру и стилю музыкального сопровождения.
Задачи: ● развитие музыкального восприятия метроритма;
● развитие умения согласовывать характер движения с характером музыки;
● развитие ритмических навыков;
● повышение интереса учащихся к музыке, развитие эмоционального её восприятия;
● расширение музыкального кругозора учащихся.
Средства обучения: музыкальный инструмент (электронная пианола Roland_HP-503), музыкальный центр, планшет (ТСО).
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированная технология с дифференцированным подходом;
- здоровье-сберегающая технология.
Межпредметные связи:
- ритмика (умение слышать и предслышать музыкальный материал (особенно в медленном темпе) и согласовывать его с поставленной преподавателем комбинацией);
- музыкальная литература (знакомство с музыкальными отрывками из классических балетов);
Форма учебного занятия: практическое занятие.
Форма организации работы: групповая.
Тип учебного занятия: комбинированное занятие.
2. План урока.
Вводная часть урока
- вход в класс учащихся в организованном порядке под музыкальное сопровождение;
- поклон преподавателю и концертмейстеру (хореографическое приветствие);
- обозначение темы и цели урока.
Подготовительная часть урока
- подготовительные упражнения (разминка стоп у станка).
Основная часть урока
- exercice у станка;
- exercice на середине зала.
Заключительная часть урока
- поклон преподавателю и концертмейстеру (хореографическое прощание и взаимная благодарность преподавателя, концертмейстера и учащихся за проведённый урок).
3. Ход урока.
Вводная часть урока
- учащиеся появляются в зале лёгким шагом на высоких полупальцах. Чтобы дети понимали, что движение должно исполнятся легко и воздушно, я выбрала для сопровождения Польку … . Музыка данного произведения очень подходит для небольших лёгких шагов на высоких полупальцах. Под неё трудно идти со всей стопы широким шагом.
- поклон учащихся преподавателю и концертмейстеру в классическом стиле. Музыкальное сопровождение: вальсовый фрагмент из сборника Ярмолович Л. И. «Классический танец» Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Мелодия плавная, напевная, изящная побуждает учащихся к грациозному исполнению классического поклона. Ещё один плюс: музыка не теряет своего смысла в зависимости от темпа исполнения. Со временем отрывок можно будет ускорить в соответствии с приобретёнными умениями учащихся.
- преподаватель обозначает тему и цели урока.
Подготовительная часть урока
Разогрев стоп по VI позиции лицом к станку. Движение выполняется в достаточно оживлённом темпе. Музыкальное сопровождение: М. Глинка. «Итальянская полька». Энергичная задорная музыка в двухдольном размере позволяет детям чётко мыслить и успевать «прожимать» мышцы ног в разогреве. Третья часть польки с октавными скачками как нельзя лучше подходит к постановке стоп поочерёдно на кончик пальца и к движению «штопор».
Основная часть урока
Поскольку в 3-м классе учащиеся только приступают к изучению классического экзерсиса, то все движения исполняются зачастую в очень медленном темпе. Это даёт возможность преподавателю отследить и успеть обратить внимание учащегося на ошибки в постановке корпуса, положении рук в port de bras, повороту головы, работе определённых групп мышц и т.д. В этой ситуации у концертмейстера сложная задача так подобрать музыкальный материал, чтобы он помогал учащимся преодолеть трудности длительного стояния в одной позе, плавного перехода внутри медленных движений, медленному и в то же время чёткому исполнению таких энергичных движений, как battement tendu, battement tendu jete, grand battement jete.
- exercice у станка:
◊ Комбинация pliѐs по I, II, IV и V позициям одной рукой за станок (в конце 3-е port de bras). В первый год изучения классического экзерсиса комбинация pliѐ выполняется с двух ног. Темп очень медленный. Задача концертмейстера помочь учащимся почувствовать работу мышц всей ноги. Музыкальное сопровождение: М. Смирнова. «Размышление». Произведение как нельзя лучше подходит для задач, поставленных преподавателям перед учащимися: плавно текущая мелодия из восьмушек, четвертей и половинных нот помогает выдержать нагрузку, не даёт повода к резким грубым движениям. Можно использовать музыкальный материал на 3/4. Вальс очень подходит для движений такого типа.
◊ Battements tendus из V позиции одной рукой за станок. Комбинация построена преподавателем так, что исполняется с двух ног без остановки. Поворот лицом к станку включён в ход движения. Хоть этот элемент классического экзерсиса энергичный, чёткий, начинающие танцоры исполняют его в достаточно медленном темпе. А значит нужно подобрать такой музыкальный материал, чтобы произведение энергичного ритмичного характера не потеряло своего метро-ритмического смысла при замедлении. Размер обязательно 2/4 (при соответствующем характере возможен и 4/4). Музыкальное сопровождение: Ф. Шуберт. «Музыкальный момент» f-moll.
◊ Battements tendus jetes из V позиции одной рукой за станок. Музыкальные задачи концертмейстера те же, что и в предыдущем движении. Музыкальное сопровождение: Д. Кабалевский. «Клоуны».
◊ Demi-rond de jambe par terre en dehors и en dedans (в конце 3-е port de bras 2 раза). Одно из сложнейших движений классического экзерсиса. Для его исполнения в старших классах я предпочитаю музыкальные отрывки трёхдольного размера. Но для начала обучения лучше брать медленные музыкальные произведения на 4/4 с песенным изложением. Музыкальное сопровождение: М. Смирнова «Размышление».
Требования по подбору музыкального сопровождения концертмейстером для 3-х следующих движений одинаковы:
- медленный темп;
- «текучая» мелодия;
- «прозрачная» фактура;
- четырёхдольный размер.
Поэтому в качестве музыкальных отрывков я выбрала три импровизации в темпе Adagio из сборника Л. Ярмолович «Классический танец» Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. Я очень люблю этот нотный материал за адаптированность к начальной стадии изучения классического экзерсиса. Что может быть лучше рекомендаций концертмейстера старейшей балетной школы в мире. Все музыкальные импровизации и отрывки подобраны так точно и тонко, что не нужно дополнительных поисков музыкального материала.
◊ Pliѐ-soutenu из V позиции одной рукой за станок. Музыкальное сопровождение: Л. Ярмолович. Adagio стр. 22 сборника.
◊ Battements soutenus с cou-de-pied из V позиции одной рукой за станок крестом Музыкальное сопровождение: Л. Ярмолович. Adagio стр. 33 сборника.
◊ Battements releves lents на 90° из V позиции одной рукой за станок (в конце 3-е port de bras 2 раза). Музыкальное сопровождение: Л. Ярмолович. Adagio стр. 66 сборника.
◊ Grands battements jetes из V позиции одной рукой за станок крестом (бросок на счёт «раз»). На начальном этапе изучения движения важно, чтобы учащиеся поняли разницу между резким броском ноги вверх и более спокойным опусканием в исходное положение. Скачок шестнадцатых вверх и спокойный спуск восьмых помогают. Музыкальное сопровождение: М. Глинка «Детская полька».
◊ Перегибы корпуса назад, в сторону лицом к станку (на полной стопе и на полупальцах). Музыкальное сопровождение: Л. Ярмолович. Вальс стр. 35 сборника.
На этом часть урока, посвящённая работе у станка, завершена. Учащиеся шагом на высоких полупальцах выходят на середину зала и строятся в линии.
- exercice на середине зала:
◊ 1-е Port de bras. Это движение – первый шаг в работе над правильной постановкой рук, головы, корпуса. Первый маленький шажок в отработке до автоматизма правильного «классического» построения уже части танцевальных движений. Поскольку изучение движения идёт сначала с фиксацией позиций рук, то муз. сопровождение должно быть лирического характера. Я для всех видов рort de bras предпочитаю муз. Фрагменты вальсового характера. Музыкальное сопровождение: Л. Минкус. Вариация солистки из сцены «Тени» в балете «Баядерка».
◊ 2-е Port de bras. Это рort de bras было 3-м в порядке изучения, т.к. здесь координация рук, корпуса и головы сложнее: руки движутся независимо одна от другой. Исполнению движения помогает классическая балетная музыка. Музыкальное сопровождение: Л. Минкус. Трио из сцены «Тени» в балете «Баядерка».
◊ 3-е Port de bras. Изучение этого рort de bras помимо осуществления уже поставленных задач 1-го помогает развитию такого навыка, как aplomb: необходимо выработать устойчивость при исполнении перегибов корпуса на середине зала. Всё продолжается в медленном темпе. Музыкальное сопровождение: А. Адан. Вариация Медоры из балета «Корсар».
Port de bras на уроке были исполнены последовательно. Хотя изучались они в другом порядке, так как советуют учебники по классическому танцу: 1-е рort de bras, затем 3-е и только потом 2-е.
◊ Повороты на месте на 1/8 круга. Движение исполняется в спокойном темпе. При этом необходим чёткие ритм. В классической танцевальной музыке найти отрывки, которые можно использовать в упражнении, несложно. Музыкальное сопровождение: Иосиф Штраус. Полька «Жокей».
◊ Трамплинные прыжки. Здесь важны чёткий ритм, стаккато, возможна аккордовая фактура. Музыкальное сопровождение: М. Карасёв. «Галоп».
◊ Комбинация прыжков в повороте на 1/4 круга. Нет ничего лучше польки или галопа для сопровождения подобных движений. Музыкальное сопровождение: Д. Шостакович. Полька D-dur, сред часть.
Заключительная часть урока
Поклон учащихся преподавателю и концертмейстеру. Музыкальное сопровождение: вальсовый фрагмент из сборника «Классический танец» Академии русского балета им. А. Я. Вагановой.
В ходе урока не было заминок, неоправданных остановок, приводящих к потере темпа и ритма урока. Это означает, что у учащихся не возникло непонимания музыкального материала, предложенного концертмейстером для проведения урока. Урок лчень сложен для учащихся тем, что практически все движения исполнялись медленно. Тем не менее активность восприятия музыкального сопровождения до самого конца урока была на высоком уровне. Большинство музыкального материала было направлено на закрепление восприятия двудольных, тёхдолных и четырёхдольных размеров.
В ходе всего урока использовалась здоровье-сберегающая технология с дифференцированным подходом.
Список использованной нотной литературы
1. Ярмолович Л. И.. Классический танец. Методическое пособие (Первый и второй год обучения); Ленинградское академическое хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. - Ленинград: Музыка, 1986.
2. Сборник фрагментов из классических балетов. Издательство «Композитор – Санкт-Петербург», 2006.
3. Малашева В., Потапов К., Климкович И., Ерошенко Н.. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск I. Москва, «Музыка», 1967.
4. Малашева В., Потапов К., Климкович И., Ерошенко Н.. Музыкальная хрестоматия для уроков классического танца. Выпуск II. Москва, «Музыка», 1969.
5. Смирнова М.. Сборник «Элегия» (фортепианные миниатюры для хореографических и сценических этюдов). Издательство «Союз художников», 2016.