О работе над развитием природных данных детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе

Игнатьева Елена Анатольевна

В данном методическом материале обсуждаются некоторые специфические моменты физиологического развития детей младшего школьного возраста, влияние занятий хореографией на это развитие. Так же, говорится о специфических особенностях и способностях детей, которые необходимы для занятий в хореографическом коллективе. Возможности их развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 588

Колпинского района Санкт - Петербурга

Методическая работа

«О работе над развитием танцевальных данных   детей младшего школьного возраста в танцевальном коллективе»

                 

                                                                           

                                                                           Работу выполнила

                                                                                                     Педагог дополнительного образования Игнатьева Е.А.

2024 год

     В системе эстетического воспитания детей большую роль играет хореографическое образование. Возможность выразить свои чувства в движении, сопровождаемой музыкой, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свою пластику и делать ее боле гармоничной.

      Общеизвестно, что в младшем школьном возрасте ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает достаточно сложными движениями. У него хорошая координация при ходьбе, беге, прыжках. У маленького человека совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, развивается способность анализировать и обобщать, улучшается произвольная память, проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности, освоении ребенком азов танца.

       Немаловажную роль в освоении ребенком азов танца играют первые шаги, основная цель которых, наряду с приобщением к танцевальному искусству, воспитание трудолюбивого, эмоционально отзывчивого, художественно чуткого человека.

        Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Телевидение широко показывает детскую самодеятельность, знакомит с детскими танцевальными коллективами. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.

В связи с этим актуально исследование специфики работы с детьми каждого возраста, особенно, на мой взгляд, с детьми младшего школьного возраста. Это связано с тем, что младшие школьники, подвижные и импульсивные от природы, особенно нуждаются в занятиях хореографии, однако в силу возраста они менее трудолюбивы, чем дети среднего и старшего возраста, менее собраны,  сосредоточены и настойчивы, невнимательны и легко отвлекаются. Поэтому важно знать и учитывать специфику работы с ними, чтобы не только получать максимальный результат от занятий, но и меньше утомлять детей, способствовать развитию их здоровья. Педагог, учитывающий специфику младшего школьного возраста, поможет детям, занимающимся танцем, познать красоту и силу своего тела, развиться физически, овладеть профессиональными навыками танцовщика в соприкосновении с музыкой, с народным фольклором, с историей и развитием отечественного балетного театра.

       Возраст 6-7 лет психологи называют возрастом середины детства. В этом возрасте ребенок обладает достаточной силой и энергией, которая позволяет ему идти к цели. Он осваивает в этом возрасте свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Нормальный ребенок в этом периоде жадно готов учиться всему. В этом возрасте он физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает достаточно сложными движениями. У него хорошая координация при ходьбе, беге, прыжках. У маленького человека совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, развивается способность анализировать и обобщать, улучшается произвольная память, проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.

           Каково же влияние особенностей развития детей младшего возраста на занятия хореографией? Многим кажется, что танцевать так же легко, как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца нужно обладать определенными способностями. При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.

                                                     

1

Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.

Существуют специфические особенности и способности детей, учет которых необходим для планирования и проведения занятий с детьми младшего школьного возраста. Это выворотность ног, подъем стопы,  амплитуда шага, гибкость тела, высота и полетность прыжка и др.

Выворотность ног — это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Для определения выворотности ног ребенка подводят к станку и устанавливают его в первую позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны, то есть предлагают исполнить grand plie. Взяв руками за бедра чуть выше колен и помогая ребенку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не раскрываются, а уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.

        Важным фактором для занятий хореографией является стопа. Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из первой позиции нога выдвигается в сторону (в положение второй позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы.

Стопа — сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат — является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.

Балетный шаг. Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой, или выводится на середину зала. Из первой позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать его бедро.  После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую ребенок может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 90°, для девочек — выше 90°. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.

   У детей младшего школьного возраста балетный шаг формируется легче, чем у детей более старшего возраста.

      Гибкость тела - это одно из главных профессиональных требований к тем, кто занимается классическим и народным танцем. Она показатель пластичности тела артиста. Гибкость придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.

2

   Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность — и поэтому является его важной составной частью.

    На занятиях в младших классах важно обратить внимание на высоту прыжка. Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз.

    Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.

      Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений.  Музыкально-ритмическая координация - это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.

         Не все дети обладают способностями от природы, но в возрасте 6-7 лет состояние  мыщц тела таково, что их можно развить. Однако делать это нужно очень осторожно, так как занятия по хореографии связаны с большой физической нагрузкой.

       В успешном развитии физических данных большую роль играет партерная гимнастика. Упражнения партерной гимнастики прекрасно развивают мышцы спины, живота, выворотность ног от тазобедренного сустава до голеностопа. Гармонично формируют мышечную массу. Увеличивают силу мышц, вырабатывают точность координации. На занятиях партерной гимнастикой снижается нагрузка на позвоночник, снимается напряжение с мышц, так как все упражнения исполняются лёжа на спине или животе. Темп используется, обычно, медленный. Ее освоение традиционно строится по принципу от простого к сложному. В процессе занятий решаются разные задачи: правильно подготовить суставно-связочный аппарат и всё тело обучающегося к занятиям в хореографическом классе, устранить физические недостатки каждого конкретного ребёнка, развить эластичность и силу мышц, развить гибкость позвоночника. Для достижения определённого результата занятия должны проводиться  регулярно, с постепенным увеличением нагрузки на разные части тела и мышцы, сложности исполняемых  движений.

    Для младшего возраста вначале урока необходимо дать разогрев мышц

Начиная от шейного отдела и затем включая работу мышц плечевого пояса, рук, лопаточного  отдела, поясничного. Затем переходить к партерной гимнастике.

         Группа упражнений для стоп помогает развить подъем, выворотность, эластичность ахилловых сухожилий. Далее исполняется комплекс движений, развивающих натянутость ног, выворотность тазобедренного сустава. Это различные комбинации движений с использованием положений «лягушка», «хвост русалки» и др. Следующий этап урока – ряд упражнений для укрепления мышц брюшного пресса. После этого целесообразно перейти к упражнениям, способствующим укреплению мышц спины: разного рода наклоны и движения, исполняемые лежа на спине, на животе. Более сложные элементы гимнастики – упражнения для гибкости позвоночника, комплекс упражнений на растяжение подколенных мышц и связок. Заканчивается гимнастика движениями, развивающими большой танцевальный шаг, растяжкой.

       Осмысленному исполнению движений поможет предварительная беседа с детьми о строении человеческого тела и каждой его части. Не все дети знают местонахождение щиколотки или лопаток, но запоминают эти сведения они очень хорошо.

        Важным аспектом в работе с детьми данного возраста является использование «кодового» названия упражнений: «лягушка», «хвост русалки», «змейка», «лисичка», «лесенка», часики и др., что значительно облегчает разучивание и дополняет их исполнение художественным образом.

3

        Кроме того, важную роль на занятиях гимнастикой, как и на других уроках хореографии, играет музыкальное сопровождение. Оно должно быть ритмичным, понятным и интересным именно для данного возраста, вызывать образные ассоциации.

   Можно придумать сказочные истории, изображать героев этих историй, связав их с исполняемыми движениями.

     

    Данный вид гимнастики часто называют «балетной гимнастикой». Система специально подобранных физических упражнений и методических приёмов «балетной гимнастики» позволяют подготовить ребёнка к занятиям хореографией. Развить и укрепить природные данные ребёнка, а иногда и устранить некоторые недостатки физического развития.

Балетная гимнастика позволяет использовать разнообразные упражнения, регулируя физическую нагрузку на суставы, различные группы мышц. При этом поставленная цель достигается без особой нагрузки на позвоночник, без напряжения всего тела так как все упражнения выполняются лёжа или сидя.

Прогнозируемый результат- это фактор совместных усилий педагога и ученика.