Сценическая практика как важнейшая составляющая образовательной деятельности детской школы искусств

Махотина Ксения Юрьевна

В статье раскрывается значимость и роль сценической практики в образовательном процессе отделения хореографии детской школы искусств. Обозначены проблемы публичных выступлений в условиях отсутствия концертного зала в школе искусств и пути их решения. Данная статья является обобщением практического опыта исполнительской деятельности на примере хореографического коллектива, сформированного на базе детской школы искусств из обучающихся хореографического отделения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Махотина К.Ю.

Преподаватель

Муниципального автономного учреждения дополнительного образования

г. Нижневартовска «Детская школа искусств №2»

СЦЕНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

Аннотация

В статье раскрывается значимость и роль сценической практики в образовательном процессе отделения хореографии детской школы искусств. Обозначены проблемы публичных выступлений в условиях отсутствия концертного зала в школе искусств и пути их решения. Данная статья является обобщением практического опыта исполнительской деятельности на примере хореографического коллектива, сформированного на базе детской школы искусств из обучающихся хореографического отделения.

Детская школа искусств – органическая часть социокультурного пространства. В комплексе с образовательными программами школа реализует культурно-просветительские и социальные проекты, обеспечивающие интеграцию творчества обучающихся и педагогов в процесс культурного развития города, округа. Несмотря на то, что с 1995 года у школы искусств есть собственное здание, к сожалению, в нем отсутствует концертный зал. Действующий актовый зал не обладает необходимым оснащением для показа массовых хореографических номеров: маленькая площадь и деревянное покрытие сцены, отсутствие кулис. Кроме того, количество посадочных мест зрительного зала так же крайне мало, что не позволяет познакомить с искусством хореографии широкий круг зрителей.

Процесс развития хореографического образования шел поэтапно, постепенно формируя стройную систему хореографической педагогики, которая продолжает совершенствоваться, учитывая запросы современного общества на дополнительное образование. Актуальность хореографических отделений детских школ искусств определяется социальным заказом общества на личность, обладающую определенным уровнем художественно-эстетического воспитания. Так же можно говорить об интеллектуальном развитии ребенка в процессе обучения искусству танца.  

В нашей школе искусств на хореографическом отделении реализуется дополнительная предпрофессиональная программа «Хореографическое творчество». В программе предусмотрен отдельный предмет – «Подготовка концертных номеров». Он неразрывно связан со всеми предметами данной программы. На занятиях применяются знания, умения, навыки, приобретенные учащимися на уроках классического и народно-сценического танцев, а также историко-бытового и современного танцев. Данный предмет напрямую подразумевает наличие сценической практики.

Становление и совершенствование учебно-воспитательного процесса связано не только с разработкой и внедрением новых методов и форм работы с обучающимися, но также и с поиском наиболее рациональных и действенных методов и приемов организации исполнительского творчества детей и подростков с целью мотивации детей и их родителей на занятия хореографией, популяризации хореографического искусства и дополнительного образования в целом, что достигается путём создания на базе хореографических классов танцевальных ансамблей, которые состоят из нескольких групп, выделенных в зависимости от возрастных особенностей обучающихся. [6]

Так, в 1996 году на базе Детской школы искусств №2 был создан Арт-балет «Тандем» под руководством Евгения Калюжного, а с 2013 года я являюсь руководителем и балетмейстером Студии балета при этом коллективе.

Дети любят искусство танца, проявляют настойчивость и усердие в приобретении танцевальных знаний и умений. Однако деятельность хореографических классов не может быть ограничена одними уроками, иначе это приведёт к снижению мотивации, у детей пропадёт интерес к занятиям, стимул учиться и постигать новое, так как ежедневная отработка одних и тех же упражнений и комбинаций требует определённых усилий и ребёнку важно ощущать значимость проделанной работы, важно понимать, что его творчество востребовано и оценено по достоинству. И если ребёнок знает, что всё, что он делал в зале во время учебного процесса, будет иметь результат в виде трансляции своего опыта зрителю, занятия обретают смысл и цель. У детей формируется отчётливое представление о прямой связи учебного и репетиционного процесса с выходом на сцену, появляется стимул к самосовершенствованию. Поэтому одним из важнейших звеньев творческой жизни хореографического коллектива является концертная деятельность, как способ реализации сценической практики в рамках образовательной программы.

Участие моего коллектива в общественной жизни не только города, но и округа реализуется через выступление детей в концертных программах, посвящённых профессиональным праздникам, памятным датам, важным событиям страны.

Таким образом, одной из основных специфических особенностей хореографического отделения школы искусств как учреждения дополнительного образования является сочетание одновременной деятельности учебного заведения, работающего по определенному учебному плану, и исполнительского коллектива, организованного на студийных началах.

Применение подобных форм внеклассной работы помогает скорректировать учебный и воспитательный процессы в нужном направлении и дать возможность детям через активную внеклассную деятельность раскрыть свой творческий потенциал в концертно-просветительском направлении. [3]

Сотрудничество нашей школы искусств с различными учреждениями, включая образовательные и учреждения культуры, – верный путь к формированию творческой социокультурной среды нашего города средствами хореографии, музыкального и изобразительного искусства через культурно-просветительскую и выставочную деятельность. На протяжении многих лет мы сотрудничаем с МБУ «Дворец искусств» и другими культурно-досуговыми и образовательными организациями нашего города как для духовного, образовательного, так и воспитательного развития подрастающего поколения, а также с целью повышения качества дополнительного (хореографического) образования детей и создания благоприятных условий для их творческого развития. Данное сотрудничество решает проблему отсутствия концертного зала непосредственно в школе искусств. Рассматриваемый вопрос актуален как для хореографического отделения, так и для музыкального, поскольку ансамбли больших форм не всегда могут комфортно разместиться с инструментами на площадке актового зала.

Результат такого взаимодействия выражается не только в участии в концертах, но и в создании совместных творческих проектов. Например, в рамках мероприятий, посвящённых победе в Великой отечественной войне, была создана хореографическая постановка с элементами театрализации. Это был первый опыт для моих детей в данном направлении, они с интересом вникали в тему постановки и вживались в образ. Работа получила благодарный отклик и хорошие отзывы как со стороны родителей, так и от других зрителей. Интересным представляется и участие коллектива в хореографических спектаклях. Так же совместно с другими коллективами города мы ежегодно задействованы в масштабном городском фестивале искусств, труда и спорта «Самотлорские ночи». Участие в подобных проектах не только выполняет приоритетные задачи государства по патриотическому воспитанию молодого поколения, но и позволяет раскрыть другие таланты детей. Таким образом творческое развитие детей выходит за рамки учебного процесса.

Взаимодействие школы искусств с учреждениями культуры играет важную роль в жизни хореографического коллектива. Совместные концертные выступления и участие в различных мероприятиях помогают:

  • Сплотить коллектив. У участников коллектива формируются навыки поведения в обществе, они становятся более общительными, находят новых друзей.
  • Наладить взаимоотношения обучающихся и преподавателя (руководителя коллектива).
  • Расширить кругозор. У детей повышается культурный, нравственный и эстетический уровень развития.

Кроме того, участие в культурно-массовых мероприятиях способствует сплочению коллектива, укреплению традиций и утверждению благоприятного социально-психологического климата.

Концертное выступление является необходимым средством хореографического воспитания и важной составляющей творческой жизни учащегося. Для него - это форма испытания творческих сил, утверждения своих способностей. Здесь воспитывается воля, сосредоточенность и осмысленность художественного образа исполняемого произведения. Это и определяет особую педагогическую нагрузку концерта, его воспитательный потенциал. У детей укрепляется желание работать ещё плодотворнее, настойчиво овладевать техническим мастерством, расти творчески. Выступление является качественным показателем всей организационной, учебно-творческой, воспитательной работы и педагога, и обучающихся.

Концертное выступление отличается от обычной репетиции и тем, что оно активизирует процесс сплочения детей, при этом улучшается творческая дисциплина. Временная невозвратимость концерта определяет максимальную ответственность каждого члена коллектива за конечный результат своей деятельности. Единство цели и общность интересов, стоящих перед исполнителями, порождают желание не только как можно лучше, выразительнее исполнить хореографический номер, завоевать признание публики, но и способствуют формированию между участниками коллектива отношений взаимопомощи и взаимопонимания. Поэтому неотъемлемой частью творческой жизни любого коллектива является регулярная сценическая практика, которая включает в себя и концертные выступления, и участие в различных мероприятиях, проектах.

Таким образом, создавая условия у подрастающего поколения для самоопределения личности, концертная деятельность выполняет важнейшее значение творческого развития и социализации детей. [3]

Основной площадкой для выступлений нашего коллектива является сцена МБУ «Дворец Искусств», на которой мы можем исполнять совместные хореографические постановки, созданные с основным составом Арт-балета «Тандем» («Любовь тебя найдёт», «Сияние», «Здесь существует любовь», «Алые паруса» и др.). Размеры данной сцены позволяют представлять публике масштабные номера, в которые входят участники коллектива разных возрастных групп. В основном составе Арт-балета «Тандем» занимаются выпускники школы искусств, желающие продолжить свой творческий путь на сцене, а в Студию балета «Тандем» входят обучающиеся младшего и среднего школьного возраста.

Совместные номера способствуют выполнению обучающих, развивающих и воспитывающих задач. Дети младшего возраста быстрее развиваются, ровняются на старших, взрослым в свою очередь прививается чувство ответственности и заботы о младших, происходит процесс осознанного включения в творческую работу.

Основные формы концертной деятельности осуществляются, прежде всего, как способ активизации учебного процесса и демонстрации его результатов; обеспечивают быстрое формирование сценической, а через это и личностной уверенности обучающегося. Если концертная деятельность хореографического коллектива имеет постоянный характер, то на самом концерте выступление приобретает ту легкость и непринужденность, которые сразу передаются публике, что, в свою очередь, способствует праздничной атмосфере в концертном зале. [2]

«Тандем» востребован на площадках города и округа, что обеспечивает формирование положительного имиджа, как коллектива, так и образовательного учреждения, в котором участники коллектива обучаются искусству танца. Кроме того, социальное партнёрство способствует созданию условий для профессиональной ориентации обучающихся. Наши выпускники всё чаще выбирают своей профессией специальности творческой направленности и, в частности, хореографическое образование.

Таким образом, взаимодействие детской школы искусств с иными образовательными и культурно-просветительскими организациями способствует:

  • Возможности транслировать своё творчество на регулярной основе и решению проблемы отсутствия концертного зала в стенах детской школы искусств.
  • Мотивации к занятиям хореографией.
  • Наглядному и публичному представлению результатов труда обучающихся и преподавателей.
  • Укреплению преемственности и взаимоотношений между участниками коллектива через реализацию масштабных постановок, в которых задействованы обучающиеся разных возрастных групп.
  • Воспитанию художественно-эстетического вкуса детей.
  • Развитию творческого мышления.
  • Профессиональной ориентации выпускников хореографического отделения школы искусств.

Подытоживая всё вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сценическая деятельность создаёт условия для творческого самовыражения детей, развития их способностей и самореализации. Обстановка на концерте способствует творческому подъёму, вдохновению, собранности и является одним из факторов сплочения коллектива и благоприятного психологического климата в нем. Творческая деятельность становится любимым делом детей, и уже после окончания детской школы искусств они не хотят покидать коллектив и продолжают свой творческий путь в его составе. И пусть этот путь не простой, но он самый запоминающийся и счастливый.

Список литературы

  1. Альянова Г.А. Принципы работы детской школы искусств в современных условиях / Г.А. Альянова // Дополнительное образование - социокультурный институт самореализации детей и молодежи (к 100-летию системы дополнительного образования) : Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. – С. 35-38.
  2. Демешко Ю.Н. Значение концертной деятельности в творческой жизни детского хореографического коллектива / Ю.Н. Демешко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 118-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/6933.
  3. Дубинина Т.В. Концертная и конкурсная деятельность учащихся детской школы искусств как творческая составляющая всестороннего развития их личности / Т. В. Дубинина // Инновации и традиции в образовательной практике современной детской школы искусств : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. МБУ ДО «Детская школа искусств» городского округа Нижняя Салда; Нижнетагильский филиал ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования»; ГАУК СО «Региональный ресурсный центр в сфере культуры и художественного образования». Чебоксары, 2021. – С 132-137.
  4. Калугина О.Г. Методика преподавания хореографических дисциплин [Текст]: учебно-методическое пособие / О.Г. Калугина. – Киров: КИПК и ПРО, 2010. – 123 с.
  5. Мареева А.Г. Концертная работа с учащимися ДШИ как способ мотивации учебной деятельности / А.Г. Мареева, Н.Б. Полагаева // Первая всероссийская педагогическая конференция «Педагогика и искусство в современной культуре» : Сборник материалов конференции (научные и научно-методические статьи). Санкт-Петербургское отделение Объединения педагогов фортепиано «ЭПТА» («EPTA - RUSSIA»), Санкт-Петербургский центр развития духовной культуры при поддержке Комитета по культуре Ленинградской области. 2018. – С. 65-68. – URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=32536205.
  6. Нилов В.Н. Хореографическое искусство в художественном образовании школьников при взаимодействии учреждений образования и культуры / В.Н. Нилов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — №5. — С. 106–112.
  7. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).