Методическая разработка: "Роль партерной гимнастики в классическом танце"

Вотякова Ольга Николаевна

1. Что такое партерная гимнастика

2. Для чего нужна партерная гимнастика

3. Как связаны гимнастика и хореография

4. Основные группы упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Воткинская детская школа искусств №1

им. П. И. Чайковского»    

преподаватель Вотякова О.Н.

         МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «РОЛЬ  ПАРТЕРНОЙ                        

                ГИМНАСТИКИ В КЛАССИЧЕСКОМ ТАНЦЕ».

   

                               

   

   

1.Введение.

     Партерная гимнастика - балетная гимнастика на полу, растяжка, стретчинг.

     Сегодня вновь обретают популярность различные виды гимнастики. Столкнувшись с различными проблемами, которые возникают из-за гиподинамии (малоподвижный образ жизни), люди все больше и больше стремятся внести в свои дни немного активности. Наряду с прочими системами, сейчас актуальна и партерная гимнастика.                                      

2. Чем полезна партерная гимнастика.

      Партерная гимнастика представляет собой особую систему упражнений, которые призваны укрепить мышцы и развить силу, улучшить или восстановить подвижность суставов, придать тканям, связкам и мышцам эластичность. Кроме этого, в ходе занятий позвоночник обретает небывалую гибкость, а тело - ловкость и точность движений. Приятный дополнительный эффект заключается в оздоровлении сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Поэтому для занятий партерной гимнастикой практически не существует ограничений - как по возрасту, так и по состоянию здоровья. Она позволяет на долгие годы сохранить двигательную активность, рабочее состояние суставов и улучшить общее состояние здоровья.

3. Роль партерной гимнастики в хореографии.

     Основное достоинство гимнастики, как средства физического воспитания учащихся, заключается в том, что она располагает большим разнообразием физических упражнений и методов, при помощи которых можно оказывать положительное воздействие на организм ребенка, способствовать развитию двигательного аппарата и формировать необходимые двигательные навыки.      

     Учитывая физиологические особенности организма человека, занятия балетной гимнастикой необходимо начинать с раннего возраста, когда  костно-мышечный аппарат ребенка уже достаточно окреп для физических нагрузок, но еще гибкий и восприимчивый для развития необходимых навыков и умений в области хореографии.

      Партерная гимнастика развивает и совершенствует природные физические данные. Достаточно сказать, что она исправляет сколиоз и плоскостопие. Упражнения партерной гимнастики развивают подвижность тазобедренных суставов, силу и легкость ног, эластичность стоп, координацию, быстроту движений, гибкость, выносливость, улучшается растяжка, формируется правильная осанка. Очень важно для занятий хореографией иметь хорошее построение осанки и здоровье позвоночника, поскольку любая растяжка и гибкость зависят от него. Определенные упражнения партерной гимнастики направлены на устранение сутулости в грудном отделе позвоночника, на развитие гибкости в области лопаток, укрепления мышц спины, что впоследствии даст большую свободу движения рук и ног. Подвижность тазобедренных суставов, ее еще называют выворотностью, позволяет сделать движения в танце более эстетичными, из-за особенностей анатомии эти движения можно сделать более амплитудными, широкими. Прорабатывая множество мышц, из которых состоят наши стопы, мы делаем их сильнее, укрепляем своды, прыжки получаются легкими и высокими. А в обычной жизни за счет амортизации стопы, смягчается нагрузка на позвоночник.

     Важным элементом занятий является наличие музыкального сопровождения. Это создает особую атмосферу в классе, воспитывая музыкальность и выразительность исполнения сложных упражнений. Такое исполнение уводит от сухого исполнительства и помогает большей свободе при выполнении движений.  

      В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть основан на выполнении известных правил:  от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

4. Упражнения для развития специальных физических данных во всех видах хореографии:

1. Упражнения для стоп. Задачей данных упражнений является развитие гибкости и силы стопы, растягивание ахилловых  сухожилий. Это необходимо для прыжков и в движениях на  " полупальцах ".

2. Упражнения на выворотность. Эти упражнения развивают супинаторы бедра, голени и стопы, увеличивают эластичность связочного аппарата и подвижность всех суставов тела. Выворотное положение ног в классическом танце вызвано анатомическими и эстетическими причинами. Выворотность дает возможность очень высоко отводить ногу. Только при выворотном положении ног создается линия и рисунок классического танца, отвечающие законам эстетики.

3. Упражнения на гибкость вперед. Задача упражнений этой группы направлена на развитие гибкости мышц спины и внутренней части ног. При выполнении данных упражнений особое внимание необходимо уделить: правильному положению корпуса при наклонах вперед, максимальной вытянутости коленей.

4. Упражнения на гибкость назад. Эта группа упражнений развивает гибкость мышц  живота и внешней части ног. При выполнении упражнений данного раздела необходимоследить за тем, чтобы ребенок, прежде чем наклониться назад, максимально вытянулся вверх. Несоблюдение этого условия развивает нарушение осанки, приводит к травмам позвоночника и  мышц спины.  

5. Силовые упражнения для мышц живота. В упражнениях на силу преобладающими являются активные сокращения (напряжения) мышц для преодоления силы тяжести тела. Упражнения надо начинать с легких непродолжительных нагрузок, постепенно включая мышцы в работу. Каждое упражнение выполнять без перерыва несколько раз в подряд, но количество повторений должно быть таким, чтобы не вызвать большого утомления. Целесообразно пользоваться различными вариантами одного и того же упражнения.

6. Силовые упражнения для мышц спины. Развивая гибкость, полезно сочетать упражнения на растяжения с силовыми. Развитие силы мышц спины необходимо не только для устранения активной недостаточности, но и для того, чтобы избежать ослабления поясничного отдела позвоночника и тем самым защитить его от травм.

7. Упражнения на  развитие шага. Задача этой группы упражнений - подготовить ноги к сложным танцевальным движениям с большой амплитудой. Это самая трудоемкая часть  урока. По характеру выполнения упражнения на растягивание могут быть: медленные, которые являются одновременно и упражнениями на силу и растягивание, к этой группе относятся так называемые " затяжки "; быстрые - резкое выбрасывание ноги с напряженными мышцами, с максимальным приложением  силы  (grand battement jete).

8. Прыжки. Упражнения этой группы направлены на развитие рессорной функции стопы, " баллона ", то есть способности задерживаться в воздухе в определенной позе. Для  этого необходимо учиться достигать предельной точки прыжка, что помогает зависать в воздухе.  

5. Заключение.

     Партерная гимнастика рекомендована всем, кто занимается классическим, историко-бытовым, современным и другими направлениями танцев, вне зависимости от степени подготовки. В занятиях ребенок познает себя, раскрывает свои физические возможности, которые ему пригодятся в дальнейшем. Благодаря системе и комплексу упражнений, с каждым занятием ему становится интереснее и легче выполнять физически сложные упражнения.

     Преимущество комплекса партерной гимнастики в том, что практически все выполняется в положении сидя или лежа. В этом случае нагрузка на позвоночник и на опорную ногу (как у балетного станка) минимальна, что дает возможность сосредоточить внимание на работе определенной группы мышц, для того чтобы ваше тело стало послушным инструментом и готовым аппаратом для классического танца и любого другого танцевального направления.

6. Список учебно - методической литературы.  

1. Брыкин А.Т.,Колтановский А.П. " Общеразвивающие и специальные

    упражнения ". М., 1973  

2. Вихрева Н.А. « Экзерсис на полу ». Сборник МГАХ., М., 2004    

3. Левин М.В. « Гимнастика в хореографической школе ». Терра спорт. М.,

    2001  

4. Лисицкая Т.С. « Хореография в гимнастике ». « Физкультура и спорт ». М.,

    1984  

5. Миловзорова М.С. « Анатомия и физиология человека ».  « Медицина ».

    М., 1972