Доклад
Предварительный просмотр:
Аюпова Гульнара Тимерхановна, преподаватель класса отделение хореографии,
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования «Нижнесортымская детская школа искусств»,
с.п. Нижнесортымский, Сургутский муниципальный район.
НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ В ДШИ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРы
Введение
Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский писал: “Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как невозможно уничтожить его историю. Нельзя заменить литературными понятиями коренные убеждения народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, — одним словом, во всей полноте его жизни”.
Эти слова более чем актуальны и в настоящее время.
Одной из главных задач детской школы искусствявляется развитие у ребенка системы духовных ценностей, формирование его национального самосознания, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Сохранение и совершенствование народной культуры можно определить одним из факторов социально-экономической и политической стабильности в многонациональном государстве. Будучи одним из стабилизирующих фактов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, фольклор является ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии.
Народный танец
В современном обществе существует проблема сохранения самобытной культуры малых народов, частью богатства которой является народный танец. Потому для хореографического отделения в детской школе искусств усиливается значение фольклорного танца. Это не только арсенал выразительных средств, но и своеобразный источник «живой воды» для фантазии ребенка. Знакомство с богатством танцевального творчества народов и сейчас служит действенным средством идейно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Сохранение богатств и традиций танцевального фольклора, органичное включение их в современную хореографическую культуру является важнейшей практической и теоретической задачей для всех работающих в этой сфере.
На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину в единстве мысли и чувства. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.
В современной искусствоведческой литературе известны две формы существования хореографических фольклорных традиций: в их собственной естественной среде и в сценическом искусстве. Кто решает задачи сохранения фольклорных традиций – вводит нас в практику нескольких групп коллективов, которые в своей творческой деятельности претворяют народное танцевальное искусство и отличаются друг от друга, как по способам его интерпретации, так и по некоторым другим параметрам.
К первой группе можно отнести коллективы, условно называемые этнографическими, участники которых исполняют фольклор той географической местности, где проживают сами.
Вторая группа коллективов, назовем их условно фольклорными, реконструирует фольклор какого-либо региона путем воссоздания живых традиций.
Третья и четвертая группы коллективов, куда относятся самодеятельные коллективы, работающие в области народно-сценической хореографии, строят свою творческую деятельность на принципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора.
Художественная разработка является более высокой ступенью трансформации народного творчества по сравнению с обработкой. Из фольклорного образца как бы вычленяется основное ведущая идея (в лексике, рисунке, исполнительстве, образности - в любом из компонентов танца), которые разрабатываются, развиваются иногда вплоть до перехода их в новое качество. По сути дела, здесь происходит разработка фольклорного произведения на отдельные элементы, их переосмысление, трансформация и новая сборка уже сценического произведения в соответствии с замыслом автора. Преобразованию подвергаются все структурные элементы фольклорного танца: его музыкально ритмическая формула, сюжетное построение, образность, костюм.
Грамотному хореографу следует хорошо знать те музыкально-пластические мотивы, композиционные приемы, которые являются как бы квинтэссенцией национального в хореографии и могут стать основой нового сценического танца. Конечно, для полного успеха необходимо совмещение фольклориста и постановщика в одном лице. Но поскольку на практике это встречается далеко не всегда, актуальным становится требование к балетмейстеру хорошо знать фольклор той местности. Собирание, изучение танцевального фольклора являются в наше время актуальнейшей задачей ещё и потому, что его богатства нередко очень быстро уходят со своими носителями, лицами преклонного возраста.
Довольно широко известное выражение «местный материал» не однозначно. Оно включает и современные танцы, поставленные на местную тему, и традиционные танцы данного района, области, и номера поставленные хореографом на основе элементов бытующих в районе танцев. Иногда первая и третья линия сочетаются, и рождается номер на местную тему, рассказанный хореографом на традиционном, местном хореографическом диалекте. Местный колорит зависит также от характера отражения в танце особенностей природы того или иного района, например, широкий шаг жителей равнинной местности, легкий, осторожный – горной и т.п.
Постановка на местном материале предрасполагает к самобытности, но вместе с тем имеет значительные трудности. Первая из этих трудностей связана не только с необходимостью изучения жизни своего района, но и умением отобрать в ней то существенное, что составляет ее подлинную особенность. И, кроме того, найти черты, которые близки природе танца и смогут быть образно выражены музыкально-пластическим языком этого искусства.
Процесс творческого созидания нового радостен самим большим поиском. Потому оцениваться должен не только результат, но и воспитательное и познавательное влияние на коллектив – творческого процесса, его полезность.
Изучать местный материал – это, прежде всего, знать хореографию, фольклор данного региона участниками коллектива. Но прежде чем приступить к сбору фольклора, необходима серьезная подготовка. Пожалуй, самое сложное – это суметь отличить подлинное, ценное от случайного или наносного. Сделать это можно лишь при условии общей подготовки и понимания этнографических особенностей края, его природы, истории, характерных черт быта, культуры и т.д.
Значительная доля этой работы может быть проделана в библиотеке и музее области, часть требует встреч со старожилами, общения с самими носителями культуры. В некоторых районах еще сохранились традиционные народные гулянья, проводятся национальные праздники. На них важно увидеть не только сам танец, тот или иной хореографический мотив или исполнительский прием, но и все, что связано с манерой поведения, походкой, общением, стилем костюма и умением его носить и т.д. Большой удачей для хореографа является возможность непосредственно окунуться в атмосферу жизни подобного праздника, стать его живым участником, влиться в исполнение танца, познакомить детей с фольклором. Трудно переоценить в этой работе значение помощи единомышленников — участников коллектива, воспитанников.
Сбор фольклора предполагает фиксацию сохранившихся сегодня в памяти или бытующих танцев. Есть несколько способов их фиксации: практическое освоение, кинофотосъемка и запись хореографического текста. Создание фольклорного сценического танца – это не просто перенос тщательно выученных движений и рисунков на сцену – это процесс воссоздания атмосферы жизни танца, его дыхания и того таинства общения исполнителей, которое в нем рождается, обусловливая его ценность и необходимость.
Потому, смотря один танец на сцене, мы верим в его правду, он для нас живой организм, а, смотря другой, мы воспринимаем лишь его схему, более или менее интересные элементы, зрительно приятных исполнителей, а не живое целое – танец.
На пути начинающих балетмейстеров, прежде всего, встречается сложность познания материала, его осмысления, возникновения собственного замысла и воплощение его вместе с исполнителями. Наиболее частой ошибкой у начинающих является стремление включить в один танец как можно больше рисунков, а то и движений. И если они все сами по себе даже очень хороши, танец все же получится перегруженным, тяжелым.
Большой вклад в развитие и утверждение на практике системы обучения и воспитания исполнителей народно-сценического танца внесла Т.С. Ткаченко. Она значительно расширила и систематизировала упражнения в уроке народного танца, применила новые названия. Ее урок начинался с системы упражнений у станка, где последовательно разогревались различные группы мышц, что подготавливало к исполнению танцевальных комбинаций и танцев на середине зала. Чередовались упражнения с ненапряженной стопой и напряженной, резкие отрывистые – с мягкими, тающими. Все упражнения у станка выполнялись в порядке возрастающей сложности. После экзерсиса у станка урок продолжался на середине зала.
На своих занятиях Т.С. Ткаченко всегда стремилась добиться точности и четкости каждого движения, улучшить техническую сторону танца, требовала от своих учеников понимания стиля, характера каждого танца. Она подчеркивала, что учитель должен знакомить учащихся с историей, бытом и национальной культурой народа, что без интереса к народному творчеству учащиеся не смогут правильно передать характерные особенности изучаемого танца. Важным моментом Т.С. Ткаченко считала соблюдение чистоты стиля изучаемого танца, поэтому своих учеников она всегда оберегала от смешения стилей, от надуманных движений, не имеющих c данным танцем ничего общего. Т.С. Ткаченко всегда отмечала, что танец – это душа народа и исполнителю народных танцев необходимо собственное к нему отношение, яркое эмоциональное выражение.
С течением времени многие методы изменялись, корректировались, вводились новаторские идеи. Обмениваясь опытом, педагоги заимствовали друг у друга отдельные элементы, методы работы, используя их в собственных системах.
Программа «Народно-сценический танец» и методика его преподавания в ДШИ представляет собой систему знаний, исторически сложившуюся совокупность специфических средств и методов в педагогической практике хореографического искусства.
Народный танец как один из древнейших видов народного творчества, был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов и других обрядовых танцев связано с народными обрядами. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром. Так возникли танцы на темы сельского труда. В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя. Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви: танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине , семье, старшему поколению.
В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается танцовщиком. Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов (оркестр). Некоторые танцы исполняются с бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения оказывает костюм: так, например, плавности хода танцовщиц помогает длинное платье, прикрывающее ступни ног. Для каждого танца подбирается свой костюм. Праздничным танцам характерны яркие, красочные, насыщенные тона. Это создает атмосферу радости и веселья.
Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы соотношения движения с музыкой. Дети учатся общению друг с другом в движении, подчиненном ритму танца.
Танец каждого народа отражает его культуру, мировоззрение, традиции и обычаи. В танце воплощаются народные верования, а, по большому счету, даже менталитет народа. Например: народные танцы Карачаево-Черкесии вобрали в себя все лучшее, что создано в области театральных танцевальных постановок народов нашей республики. Возникнув в далекой древности, они приобрели, потрясающие своей красотой и грацией, движения. Элементы танцев поражают изысканностью и утонченностью с одновременной решительностью и богатством разнообразных элементов. Это связано с тем, что танец создавался, прежде всего, для разнообразных празднований, например, для свадеб, для приезда гостей, даже для покупки нового коня или постройки жилища.
Существует разделение танцев на женские, мужские и совместные. Женским народным танцам характерна утонченность, изысканность и изящество. Многие мужские танцы носят более серьезный характер. Часто они являются жанровыми зарисовками тех или иных исторических событий.
Нужно заметить, что в настоящее время существует множество танцевальных студий и коллективов, которые активно поддерживают народную культуру республики или своего региона, способствуют сохранению традиций и обычаев определенной местности. Одновременно с этим, молодежь увлекается и современными танцами. Поэтому, в последнее время, нередко можно увидеть некий синтез народных танцев с современными направлениями, что создает неповторимые и удивительные произведения. При этом, культура народного танца не ассимилирует и не растворяется в потоке современной жизни.
Опыт балетмейстерской педагогической работы позволяет совершенствовать методики преподавания и находить индивидуальные педагогические решения, с помощью которых будет расти профессиональное мастерство и улучшаться техника исполнителя народно-сценического танца. Поэтому связь методики с теорией и практикой является необходимым процессом в развитии хореографического образования.
Следование главным принципам народно-сценического танца, таким как доступность и целесообразность в выборе основных элементов различных видов танца; познание и понимание связи народного танца с музыкой, песней, литературой, изобразительным искусством; творческое восприятие народных танцев и современных танцевальных композиций; изучение основ народно-сценического танца, которые предусматривают развитие у обучающихся пластики тела, координации движений, музыкальности, выразительности, – все это способствует гармоническому и физическому развитию народа.
Предметом методики преподавания народно-сценического танца является процесс обучения, педагогическая деятельность учителя по организации и управлению учебной деятельностью учащихся.
В свое время Ф.Ницше сказал:«Культура – это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом».Неужели его слова окажутся пророческими?
Конечно нет, времена и акценты меняются. Появляются новые возможности, идеи. Сегодня вопросы сохранения культуры села, развития детского художественного образования являются очень важными как на государственном, так и муниципальном уровнях. И не только для государства, но и для всех, кто живет в селе или является выходцем из этого села. Это касается не только капремонта или оснащения клубов, детских школ искусств необходимым инвентарем, но и поддержки народных традиций, праздников, создания творческих формирований, фольклорных коллективов.
Обучение танцевальному искусству подростков
Стимулирующим фактором развития творческих способностей в детском танцевальном коллективе является участие в конкурсах различного уровня. Принимая участие в них, дети знакомятся с разнообразным репертуаром, получают возможность чувствовать, что они занимаются значимым делом. В них укрепляется чувство гордости за свое творчество.
Ряд проблем способствуют снижению интереса к фольклору сегодня: это влияние массовой молодежной культуры, незаинтересованность родителей в образовании своих детей, проблема с набором в детское объединение мальчиков, неохотно идут в детское объединение подростки, слабая материальная база учреждения и др.
Для улучшения работы группы необходима целенаправленная пропаганда. Конечно, каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная деятельность учреждения искусства предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира, освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
Раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения народно–сценического танца, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого, воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека.
Ведь на уроках народно–сценического танца можно постигать народную культуру, расширять кругозор детей в общении с традициями, дошедшими из глубины веков, и сохранившими богатство этнического самосознания, высокую духовность и благородство души народа.
На уроках танца можно научить детей и молодых людей хорошим манерам, вежливому обращению, искусству поклона, красивой походке, правилам поведения в обществе. Здесь можно выработать грацию и изящество движений у девушек, статность, хорошую осанку у юношей. К сожалению, при всех позитивных результатах, как уже говорилось выше, существует проблема набора и сохранения устойчивого контингента ребят старшего школьного возраста.
Заключение
Практика работы по раннему приобщению детей к ознакомлению с народным танцем, использование возможностей традиционных и инновационных методов и приемов обучения народно-сценическому танцу показывает эффективность этой работы.В итоге происходит формирование у учащихся профессионального интереса к народному танцу, что обеспечивает стабильное посещение занятий, качественное и осознанное освоение материала. В детской школе искусств, как первоначальном звене образования в сфере искусства и культуры, учащийся получает нравственно-эстетическое воспитание, ориентировку на истинные духовные ценности в противовес эрзац-культуре и патриотическое воспитание средствами народной хореографии. Таким образом, однозначно можно утверждать, что обучение детей подросткового возраста искусству народного танца является важным фактором сохранения и развития традиций хореографической культуры.
Список литературы
- Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И. Божович // Проблема формирования личности. – М.: Москва-Воронеж, 1997.
- Васильев О.С. Семиотика этнокультуры/ О.С.Васильев // Современные эстрадные танцы, № 2 (14), 2003.
- Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. - М.: Искусство, 1964.
- Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. - М., 1976.
- Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики / М.Н. Мельников – Новосибирск, Просвещение 1987.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика/ Я.А. Пономарев – М.: Педагогика, 1976.
- Проблемы наследия в хореографическом искусстве: сб. ст. - М.: ГИТИС, 1992.
- Ткаченко Т. Народный танец / Т. Ткаченко. - М., 1967. - Ч.1.
02.02.2016