несколько практических советов концертмейстеру детского хореографического коллектива

Меркулова Софья Александровна

практические советы концертмейстеру детского хореографического коллектива

Скачать:


Предварительный просмотр:

Несколько практических рекомендаций концертмейстеру
детского хореографического творческого коллектива.

Концертмейстер может стать хорошим помощником хореографу, работая от приветственного поклона до поклона заключительного на уроках классического, народного, современного танца, а также в разучивании танцевальных постановок. В младшей группе – на занятиях ритмики.

В моей практике несколько групп детей разного возраста от 4,5 до 18 лет. Для малышей использую много импровизации на основе народных песенок, попевок иллюстративного типа («Андрей-воробей, не гоняй голубей», «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Ах, вы, сени, мои сени» и тп). Для среднего возраста играю популярные классические произведения и известные народные песни. В старших группах – номера (отрывки) из классических балетов, этническую музыку разных народов.

Для лучшего сочетания материала, советую компоновать музыкальные отрывки, учитывая их тональности. Например, для разогрева в центре класса в начале урока: марш на месте, с высоким подъёмом ноги, наклоны, бег, прыжки – в диезных тональностях, стоящих рядом в кварто-квинтовом круге. Для растяжки в партере хорошо подходят длинные композиции в бемольных тональностях с двумя-тремя знаками при ключе. При переходе от одного движения к другому играются модуляционные каденции. Прыжки на месте выполняются блоками, обычно в размере одного квадрата. Для прыжков, исполняемых по диагонали класса, нужно запастись либо продолжительной композицией, либо однотипными отрывками в близких тональностях. Если отработка какого-либо движения затянулась, концертмейстера всегда выручит умение импровизировать в заданном стиле.

Учитывая особенности возрастной психологии, в работе с группами 4-5 летних детей, требуется постоянное переключение внимания. Для сохранения дисциплины помогает прием «здесь моё место», когда дети под специально подобранную (сочинённую) музыку возвращаются в исходную расстановку в классе.

Навыки концертмейстера-пианиста, которые стоит развивать:

  • Использовать возможности цифровых инструментов (разные тембры, их сочетания; использование ритмической группы синтезатора. В некоторых случаях возможно использование авто-аккомпанемента).
  • Гармонизовать мелодию разными способами – для разнообразия в младшей группе, когда простой мотив многократно повторяется. С этой же целью хорошо использовать вариативность аккомпанемента (аккордовый, арпеджированный, скачкообразный и тд). Умение читать цифровку позволяет значительно сэкономить пространство на нотном стане.
  • Подобрать мелодию и аккомпанемент разучиваемых под фонограмму танцев. Это дает возможность педагогу-хореографу отрабатывать отдельные отрывки, в том числе, в более медленном темпе. Очень важный и полезный навык!

В классе народного танца традиционно работает концертмейстер-баянист. При необходимости можно использовать в цифровых инструментах (электропиано, синтезатор) тембр баяна (органа, аккордеона). Кроме того, наложение тембров «лайер» для создания подобия звучания струнной группы симфонического оркестра, либо челесту или вибрафон, клавесин для некоторых произведений. Тут важно соблюсти чувство меры, чтобы необычное звучание музыкального сопровождения не отвлекало учащихся от их главной задачи – правильно исполнять движения экзерсиса или танца.

При подготовке материала к экзерсису необходимо добавить к музыкальным отрывкам вступление для препарасьона и заключение для возвращения в позицию. Можно взять один-два такта из промежуточной каденции, либо сыграть гармонический оборот в заданной тональности.

Для работы в экзерсисе обычно требуется сопровождение с определенным количеством тактов. Часто подходящие по характеру мелодии, музыкальные фразы не соответствуют этому требованию. Тогда приходится купировать нужный отрывок, или добавлять такты, подражая стилю композитора, либо делать добавочную репризу.

Желательно менять набор музыкальных фрагментов раз в сезон (полугодие, год). Ученики привыкают к определенному музыкальному сопровождению движений экзерсиса, поклону, для малышей – возвращению на свои места после игровых перерывов или ритмических подвижных игр. С другой стороны, в течение одного сезона/учебного года у детей вырабатывается рабочая ассоциативная связь между музыкальным сопровождением и определенным движением.

Про уровень. С одной стороны, музыкальный материал должен быть несложным, понятным детскому уху; можно использовать обработки популярных мелодий, исполняя их в классическом стиле, в том метроритме, что необходим для конкретного движения экзерсиса. С другой стороны, посредством введения в урок лучших примеров классического сопровождения, концертмейстер наряду с преподавателем воспитывает в детях хороший вкус, расширяет их кругозор. В моей практике периодически проводятся внеклассные занятия, на которых я рассказываю о композиторах, музыку которых играю, о балетах, из которых взяты музыкальные отрывки. Такие занятия всегда имеют положительный отклик.

Когда в экзерсис вводится новое движение, я подбираю к нему уникальное музыкальное сопровождение. Обязательно коротко рассказываю о композиторе, времени написания. Если это старинная музыка (Ж-Б. Люлли, И.С. Бах), то акцентирую внимание на возможности сквозь века прикоснуться к наследию предков, как на машине времени. Если музыка современная, интересно интерпретировать её, узнать какие еще есть произведения у композитора.