Методическая разработка открытого занятия «Я приглашаю вас в свой мир»

Городова Василиса Александровна

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования по направлению деятельности "хореография", для руководителей танцевальных коллективов, для студентов-хореографов.

Целью занятия является освоение танцевального пространства через изучение танцевального этюда «Семена» и упражнения «Круговой марафон»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorodova_konspekt_zanyatiya_ya_priglashayu_vas_v_svoy_mir.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого занятия

 «Я приглашаю вас в свой мир»

Тема занятия: «Ориентация в танцевальном пространстве»

Возраст учащихся: 9-10 лет    

Педагог дополнительного образования:

Городова Василиса Александровна

Санкт -Петербург - 2023

План-конспект

Тема «Ориентация в танцевальном пространстве»

Дата проведения: 07.11.2023

Цель занятия: освоить танцевальное пространство через изучение танцевального этюда «Семена» и упражнения «Круговой марафон».

Задачи занятия:

Обучающие:

  • обучить точкам ориентации и рисункам в танцевальном зале;
  • отработать умения и навыки работы в пространстве.

Развивающие:

  • развивать координацию;
  • развивать способности к эмоциональному раскрепощению и доверию в работе с партнером
  • развивать умения ориентироваться в танцевальном зале.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство уверенности в себе и своих силах;
  • воспитывать чувство ответственности за конечный результат.

Планируемые результаты: 

Предметные:

  • сформируются знания о точках ориентации в танцевальном зале;
  • освоят танцевальное пространство;
  • познакомятся с различными рисунками танца;
  • смогут исполнить танцевальный этюд «Семена» и упражнение «Круговой марафон».

Метапредметные:

  • разовьют координацию;
  • смогут ориентироваться в танцевальном зале;
  • обретут способность к эмоциональному раскрепощению и доверию в работе с партнером

Личностные:

  • обретут чувство уверенности в себе и своих силах;
  • нести личную ответственности за конечный результат.


План-конспект

Этап занятия

Хронометраж времени

Содержание занятия

(деятельность педагога)

Содержание занятия

(деятельность учащихся)

I

Организационный

5 мин.

Приветствие учащихся.

Формулировка цели и задач задания по теме занятия. Психологический настрой учащихся. Поклон.

Настраиваются на занятие, делают поклон.

II

Основной

35 мин.

Проведение разминки, объяснение нового материала, показ упражнения на построение рисунков танца, показ освоения пространства в зале с использованием элементов импровизации.

Разучивание танцевального этюда «Семена» и

упражнения «Круговой марафон».

Повторяют движение педагога/ работают в соответствии с рекомендациями педагога.

Закрепляют приобретённые навыки в соединении с музыкальным сопровождением.

III

Практическая деятельность

Помощь в работе с освоением рисунка танца в пространстве зала.

Самостоятельное выполнение выученных движений.

IV

Заключительный

5 мин.

Подведение итогов занятия. Позитивная оценка работы каждого учащегося на занятии.

Подведение итогов в целом.

Рефлексия (анализ и оценка своей активности на занятии)


Ход проведения занятия

Организационный этап.

Учащиеся входят в зал и выстраиваются в одну колонку для приветствия

Педагог:

        - Здравствуйте, девочки. Прошу вас выстроиться за мной в колонку друг за другом, сейчас мы будем искать самое удобное расположение в зале для проведения нашего занятия.

Педагог ведёт учащихся по залу зигзагообразным движением, как по извилистой тропинке. Равномерно распределяясь по залу, учащиеся оказываются на местах в двух линиях

Педагог:

        - Вот мы и добрались до своих мест. Теперь мы равномерно распределены в танцевальном классе, все видят меня, а я вижу вас. Это ведь очень важно - находиться в зале так, чтобы вам было всё видно, чтобы вы не мешали друг другу при выполнении упражнений. Как вы думаете, когда мы выходим на сцену, что нам первым необходимо сделать?

Ответы учащихся

Педагог:

        -Правильно, чтобы не потеряться на сцене, не столкнуться во время танца, чтобы держать ровные рисунки, нам необходимо сориентироваться в пространстве.

Как вы уже догадались, сегодня тема нашего занятия «ориентация в танцевальном пространстве». Ведь для танцора очень важно уметь ориентироваться на рабочем пространстве. В хореографии пространство понимается как «место для движения» или «место, где происходит танец» — это может быть сцена, стадион или танцевальный класс.

Основной этап.

Педагог:

        - Прежде чем начнём погружаться в эту тему, мы разомнёмся и повторим пройденный материал, тем самым подготовим наше тело к работе.

- Давайте вспомним, с чего начинается занятие в хореографическом зале?

Ответы учащихся

Педагог:

        - Правильно! Поклон. Приготовились.

Учащиеся приветствую педагога, делают поклон

Педагог:

        - А теперь мы традиционно проведём разминку. Сегодня у одной из вас есть возможность побывать в роли педагога. Тот, кто правильно отгадает мою загадку и проведёт сегодня разминку.

        Загадка: 

«Все герои спектакля на сцене танцуют-

Не поют, не играют и не рисуют...

Прекраснее спектакля в театре нет,

А называется он просто...(балет

Педагог:

        -Правильно, это балет. Сегодня право провести разминку достаётся... (имя учащейся).

Учащаяся показывает разминку, остальные выполняют упражнения за ней

Педагог:

        -Прекрасно, я вижу, что вы хорошо разогрелись и готовы продолжать занятие. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: как вы расположены в пространстве нашего зала в данный момент, в каком рисунке вы стоите и в какую сторону лицом?

Ответы учащихся

Педагог:

        -Всё, верно, вы стоите в двух линиях, лицом к зеркалу, в первую точку зала. А сколько всего в зале точек?

Ответы учащихся

Педагог:

        - Правильно, в зале 8 точек. Давайте посчитаем точки в нашем танцевальном классе и проверим их направление. (Рисунок 1«Расположение точек в танцевальном пространстве»)

Рис.1«Расположение точек в танцевальном пространстве»)

Учащиеся считают точки в зале, делают движение в сторону названной точки

Педагог:

        -Молодцы! Вы указали все 8 точек зала.

«Упражнение рисунок танца»

Педагог

        -Вы уже имеете опыт разучиваний танцев и выступлений на сцене. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, какие рисунки танца вы знаете?

 Ответы учащихся

Педагог:

        -Совершенно верно! Круги, круг, колонки, линии, диагонали. Давайте сыграем в игру, которая называется «Рисунки танца» (рисунок 2 «Рисунки танца»). Сейчас вы стоите в рисунке «горизонтальных линии». Пока я буду считать до 10, вы должны успеть перестроиться в различные рисунки (например: круг, 2 круга, колонки, диагональ

Рис. 2 «Рисунки танца»

На счёт «10» учащиеся выстраиваются в заданный педагогом рисунок танца

Педагог:

        -Посмотрите, пожалуйста, по центру ли вы построили рисунок?

Педагог следит за правильностью построения заданного рисунка,

при необходимости корректирует

Педагог:

        -Важно не только двигаться в пространстве зала или сцены, но и правильно организовывать пространство вокруг себя (как бы оно не было мало или велико), а также не нарушать границы пространства своих партнёров. Правильно распределять своё место на сцене, быстро совершать перестроения, избегая возможных столкновений. Давайте запомним три важных правила: «я чувствую своё тело», «я вижу соседа», «я чувствую пространство». А теперь отработать эти правилам нам поможет импровизация в танцевальном зале. Ответьте, пожалуйста, на вопрос, а что такое «импровизация»?

Ответы учащихся

Педагог:

        -Правильно! Импровизация — это способность двигаться без заученных движений, это искусство чувствовать и контролировать своё тело.

Импровизация «Семена»

Педагог рассыпает лепестки в зале в хаотичном порядке

Педагог:

        -Посмотрите, как лепестки заполнили пространство. С какой лёгкостью они опустились на пол. Они не разлетелись в линии или в кругу, или в шахматный порядок, они разлетелись в хаотичном порядке.

        -Девочки, распределитесь, пожалуйста, по залу в хаотичном порядке, заполняя всё пространство, словно эти лепестки, так, чтобы не было больших промежутков.

Учащиеся распределяются по залу,

педагог контролирует правильность выполнения задания

Педагог:

        -А теперь представьте, что вы семена. Семена, которые разлетелись по дуновению ветра, осели в почве и ждут наступления весны. Вот первые лучи солнца пробиваются через почву и из семян начинают прорастать ростки. Вы тянетесь к солнцу и превращаетесь в красивый цветок. Один из первых весенних цветов, солнечного жёлтого цвета, как вы думаете, что это за цветок?

Ответы учащихся

Педагог:

        -Совершенно, верно, это одуванчик. А что происходит с одуванчиком после цветения?

Ответы учащихся

Педагог:

        -Правильно, после цветения одуванчик становится «седым» и отдаёт свои семена во власть ветра, который разносит их на большие расстояния.

        Сейчас мы попробуем выполнить импровизацию «Семена» под музыку. Ваша задача пластически изобразить семечко, которое прорастает и превращается в одуванчик. А когда подует ветерок разлететься по залу, помня наши три правила работы в пространстве. Напомните мне их, пожалуйста.

Ответы учащихся

Педагог:

        -Молодцы, верно: «я чувствую своё тело», «я вижу соседа», «я чувствую пространство»

        Теперь заполняйте пространство, летая по залу и не сталкиваясь друг с другом.

Учащиеся выполняют задание, педагог следит за передвижением учащихся

Педагог:

        -Очень хорошо! Вы почувствовали пространство, видели соседа, не сталкивались, ваши движения отлично подчеркнули созданный образ.

Упражнение «Круговой марафон»

 Педагог:

        -Как вы думаете, чтобы танец получился гармоничным, «станцованным», какая атмосфера должна в коллективе?

Ответы учащихся

Педагог:

        -Вы правы, друзья мои. Без дружбы и доверия друг к другу не получится слаженно танцевать. Очень часто в танце могут быть использованы трюки или поддержки, для этого необходимо друг другу доверять. Предлагаю выполнить вам упражнение «Круговой марафон» Мы закрепим с вами такой важный рисунок как «круг», проверим на сколько мы доверяем друг другу и победим свой страх.

        Первый учащийся опускается на пол в положение «семечка», каждый последующий, поочерёдно перепрыгивая через соседа, будет опускаться на пол в такое же положение «семечка». Таким образом мы попробуем выстроить ровный красивый круг. Упражнение будет быстрым, весёлым и непростым. Будьте, пожалуйста, внимательны и аккуратны.

Учащиеся выполняют задание, педагог следит за правильностью выполнения

Заключительный этап

Педагог:

- Очень хорошо! Друзья мои, а теперь садимся в круг, мне бы очень хотелось услышать, с какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

Учащиеся делятся своими впечатлениям

Педагог:

        -Молодцы, вы отлично справились с новым материалом. Как вы думаете, где мы сможем использовать эти знания?

Ответы учащихся

Педагог:

        -Верно, для танцоров очень важно уметь ориентироваться в пространстве. А как вы думаете, чувствовать пространство это необходимый навык только для танцоров или в обыденной жизни он тоже нам необходим?

Ответы учащихся

Педагог:

        -Итак, мы сегодня с вами освоили танцевальное пространство. Я уверенна, что эти знания вам пригодится, когда вы будете выступать на сцене и, конечно же, в обыденной жизни. Спасибо вам за работу! Сейчас я отпускаю вас на перерыв.


Методическое и техническое оснащение занятия

  • Танцевальный зал или класс
  • Музыкальная колонка

Список литературы

  1. Дункан А. Моя жизнь. – М.: Федерация, 1930.
  2. Базарова Н.П., Мэй В. Азбука классического танца. – Планета музыки, 2010.
  3. Барышникова Т. Азбука хореографии. – СПб.: Респекс и Люкси, 1996.  
  4. Мячин Ю.А. Сон и явь балета. – СПб, 2003.
  5. Писарев А.И. Школа классического танца. –Л.: Искусство, 1978.
  6. Стуколкина Н.А. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. – М.: Всероссийское театральное общество, 1972.
  7. Энциклопедия танца. – М.: Вагриус, 2003

Информационные средства

      1. Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 2(6) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365 Д.В. Курников

 «Современная хореография как средство саморазвития личности» https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-horeografiya-kak-sredstvo-samorazvitiya-lichnosti

2.DanceWriter.ru – ресурс о современном танце  http://dancewriter.ru/about/