Партерная гимнастика
Партерная гимнастика является одним из основных блоков урока хореографии. Именно здесь дети учатся работать со спиной, стопами, выполняют упражнения на гибкость и растяжку.
В этой части урока познакомимся с базовыми упражнениями, которые входят в блок партерной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Партерная гимнастика | 49.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное учреждение дополнительного образования.
«Детский центр Зайцева».
Методическая разработка
занятия по теме:
Партерная гимнастикадля детей первого года обучения в хореографическом ансамбле.
Автор-составитель: Денисова О.Е.
педагог дополнительного образования
Нижний Новгород.
2023г.
Партерная гимнастика является одним из основных блоков урока хореографии. Именно здесь дети учатся работать со спиной, стопами, выполняют упражнения на гибкость и растяжку.
В этой части урока познакомимся с базовыми упражнениями, которые входят в блок партерной гимнастики.
Знакомство детей с партерной гимнастикой начинается с изучения базы, которая подразделяется на 4 блока:
- работа со стопами;
- выполнение складки, растяжки;
- работа со спиной;
- упражнения на закачку пресса.
Работа с базовыми упражнениями происходит систематически. По мере усвоения материала и формирования навыков, упражнения дополняются и усложняются. К четвёртому году обучения воспитанники уже хорошо растянуты, гибкие и владеют большой базой гимнастических упражнений.
Упражнения на первом году обучения носят названия животных или образов, знакомых детям. В дальнейшем педагог начинает их постепенно заменять их танцевальными терминами.
Урок у детей 3-4 лет длится 45 минут и состоит из трёх частей: разминка, партерная гимнастика, игровая деятельность. Партерная гимнастика занимает 15-20 минут в структуре урока. Как правило, изученные ранее упражнения дети повторяют по 3-4 раза, а затем изучают новый материал.
Упражнения партерной гимнастики для первого полугодия, первого года обучения и цель их выполнения:
- Работа стоп — формирование правильного положения ног. Важно контролировать шестую позицию стоп, прижатые к полу колени, натянутые стопы. Отдельное внимание следует уделить спине: её необходимо удерживать в ровном положении на протяжении всего упражнения.
- Чемоданчик — растяжка подколенных структур. Важно удерживать спину прямой, ноги — натянутыми. Животом необходимо коснуться бёдер.
- Упражнение на раскрытие ног в сторону — работа над выворотностью и подвижностью тазобедренных суставов. Важно следить за тем, чтобы стопы у детей были сокращёнными, что позволит удерживать колени в вытянутом положении. Мизинцы должны быть направлены к полу.
- Бабочка — работа над выворотностью. Важный момент — ноги надо держать за щиколотки, а не за стопы во избежание косолапия.
- Домик — упражнение на растяжку. Пятки и копчик нужно удерживать на одной линии, не отводить таз назад или вперёд. Постепенно таз необходимо опускать ниже к полу, чтобы сесть в поперечный шпагат.
- Лягушка — упражнение на развитие выворотности. Нужно стремиться к тому, чтобы живот коснулся пола.
- Змейка — упражнение на развитие силы спины и гибкости. Важно подняться на прямых руках как можно выше и следить за тем, чтобы колени и стопы удерживались вместе.
- Улитка — упражнение на гибкость. В идеале нужно научиться доставать пальцами стоп до носа.
- Корзиночка — упражнение на гибкость. Лежа на животе, нужно ухватиться руками за стопы и, максимально прогибаясь в спине, поднять корпус наверх.
- Упражнение на пресс. Выполняется в паре: ученики передают мяч друг другу.
- Колобок — упражнение на расслабление мышц спины. Важно следить за тем, чтобы дети опускались назад с круглой спиной, касаясь пола сначала поясницей. Подбородок должен прижиматься к груди.
- Панда — упражнение на расслаблени. Перекаты важно выполнять с круглой спиной. Ноги в положении «бабочка» удерживать за щиколотки.
Упражнения по партерной гимнастике, выполняемые во втором полугодии, первого года обучения:
- Упражнение на работу стоп — формирование правильного положения стоп. Усложняется упражнение за счёт добавления работы рук, корпуса. Кроме того, появляются элементы на координацию, где руки и ноги выполняют разные задачи. Важно следить за ровным положением корпуса и за тем, чтобы колени прижимались к полу. В качестве дополнительного атрибута в упражнении используется скакалка, сложенная в четыре раза.
- Упражнение со скакалкой на растяжение подколенных структур. Колени и стопы должны быть натянутыми, особое внимание следует уделить опорной ноге. Спина ровная, макушкой ребёнок тянется в потолок.
- Наклоны в сторону в положении сидя с разведенными в стороны ногами. Важно удерживать стопу сокращенной и выполнять упражнение по обозначенным педагогом точкам.
- Циркуль — упражнение на развитие выворотности и подвижности тазобедренноого сустава. Между переходами из одного положения в другое важно фиксировать позы, чтобы приучать детей к грамотному выполнению комплекса элементов.
- Ножницы — упражнение на укрепление мышц пресса. На втором году обучения проучивается только подготовка к упражнению — подъём ног на 45 градусов. Важно контролировать ровное положение спины и затянутость ног.
- Подъём корпуса с хлопком о пол — упражнение на работу пресса. Очень важно после подъёма зафиксировать угол в корпусе в 90 градусов, а также контролировать ровный корпус и опущенные плечи в момент поднятия рук.
- Черепашка — упражнение на фиксацию корпуса в определённом положении. Способствует укреплению мышц спины и пресса. По окончании упражнения руки нужно перевести в стороны.
- Ступеньки — упражнение на развитие силы ног. Важно контролировать прижатую к полу поясницу и натянутость стоп, коленей.
- Подъём ноги на 90 градусов — растяжение подколенных связок. Важно научить детей фиксировать ногу и контролировать вытянутое положение колена и стопы. Стопу поднятой ноги рекомендуется сократить, вследствие чего натяжение подколенных структур будет сильнее.
- Подъёмник — упражнение на закачку пресса. Поднимая две ноги до угла 90 градусов, важно прижимать поясницу к полу.
- Бабочка и лягушка — упражнения на развитие выворотности. Повторяются из первого года обучения.
- Лодочка — упражнение на развитие силы спины. Первоначально выполняется с фиксацией оторванного от пола корпуса, затем добавляется раскачка. Важно удерживать руки и ноги в натянутом положении.
- Улитка и корзиночка — упражнения на развитие гибкости. Повторяются из первого года обучения.
- Колечко — упражнение на развитие гибкости. Необходимо первоначально страховать детей во избежание травмы.
- Кошечка — упражнение на расслабление мышц спины. Важно научить детей выгибать и округлять поясничный отдел спины. Добавляя работу ногой, необходимо контролировать, чтобы нога поднималась по выворотной позиции и в натянутом положении. Также важно следить за руками, сгибать руки в локтях нельзя.
- Продольные шпагаты. Прежде, чем выходить в положение шпагат, важно отстроить корпус, разворачивая бёдра и плечи в сторону передней ноги. Также необходимо контролировать, чтобы пятка ноги, которая находится сзади, была направлена в потолок.
- Домик — развитие выворотности и подготовка к поперечному шпагату. Повторяется упражнение из первого года обучения.
Все упражнения на растяжку дети выполняют под собственным весом. Задача педагога — следить за правильностью выполнения упражнений, контролируя положение корпуса и стоп. Ноги должны быть всегда вытянуты.
Важно приучать детей с раннего возраста заканчивать упражнения в определённую позу или исходное положение. Это дисциплинирует их в дальнейшем.
На первом году обучения блок партерной гимнастики включается в финальную часть урока: дети приступают к развитию физических данных после разминки и игровой деятельности.
Блок по партерной гимнастике начинается с постановки корпуса в положении сидя на полу. Дети опускают руки вниз, придерживаясь сначала ладонями о пол, а затем только пальчиками рук.
Занятия с детьми— это долгая, упорная и кропотливая работа. Важно из урока в урок следить за правильностью выполнения каждого упражнения, исправляя ошибки и корректируя положения ног, рук, корпуса, головы тактильно, что будет способствовать более быстрому запоминанию.
Время занятий партерной гимнастикой может варьироваться от 1 до 1,5 часов в структуре урока — это зависит от изучения материала и требуемого объёма времени на его проработку.
Но важно также ориентироваться на настроение детей и не допускать их переутомления: если ученики устали или не хотят выполнять сложные элементы, то можно переключиться на другие, более интересные для них игры и упражнения.
Список литературы.
- Бахрах И.И. Физическое развитие школьников. Смоленск, 2001.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издат. центр "Академия", 2010.
- Шестопалов С. Физические упражнения.-Ростов на Дону:Проф-пресс, 2011.
- И.Г.Есаулов.Устойчивость и координация в
хореографии.-М.:Искусство,2001. - Кале-Жермен Б. «Как работает тело. Позвоночник,суставы и мышцы» М.,2011