Построение процесса обучения в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Эстрадный танец».

Коннов Андрей Анатольевич

Основой преподавания по программе дополнительного образования являются групповые занятия с четкой структурой. Начинаются занятия с разминки (в каждой из дисциплин предусматривается свой вариант разминки), затем идет повторение старого материала и изучение нового. На каждый блок может отводиться различное время, в зависимости от поставленной цели занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konnov_publikatsiya.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Построение процесса обучения в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Эстрадный танец».

Педагог дополнительного образования Коннов А.А.

Основой преподавания по программе дополнительного образования являются групповые занятия с четкой структурой. Начинаются занятия с разминки (в каждой из дисциплин предусматривается свой вариант разминки), затем идет повторение старого материала и изучение нового. На каждый блок может отводиться различное время, в зависимости от поставленной цели занятия.

Занятие предусматривает выполнение экзерсиса на середине зала (помимо упражнений классического танца, изучаются базовые элементы джазового танца с более сложной координацией движений). На этом этапе обычно разучиваются различные вариации, из которых затем составляются более длинные связки и целые композиции. Далее следуют прыжковые упражнения (как на месте, так и на продвижение по диагонали зала) и вращения, которые также чаще исполняются по диагонали. В конце каждого занятия рекомендуется выполнять стретч–упражнения, направленные на растяжение мышц тела, которое необходимо для выработки профессиональных танцевальных качеств и релаксации мышц после длительной нагрузки.

В джаз - модерне существуют различные способы разогрева: на середине и в партере. По функциональным задачам можно выделить группы упражнений. Первая группа - это упражнения стретч-характера, т.е. растяжение, связанные со статическим напряжением мышц различных частей тела. Вторая группа упражнений связана с наклонами и поворотами торса. Они помогают разогреть и привести в рабочее состояние позвоночник и его отделы (именно на позвоночник падает основная нагрузка в дальнейших частях урока). Эти упражнения эффективнее всего стоя или в партере. Третья группа упражнений связана с разогревом ног. Здесь много заимствований из классического экзерсиса: plie (demi, grand), battement tendu, battement tendu jete, releve и т.д. Четвертая группа упражнений связана с расслаблением позвоночника и включает в себя упражнения свингового характера или падения (drop) торса в различных направлениях. При сочетании всех упражнений достигается необходимый разогрев различных групп мышц.

Педагог имеет возможность выбрать тот разогрев, который наиболее полно готовит тело исполнителя для дальнейших нагрузок, необходимых в выполнении задач конкретного занятия. Темп разогрева также может быть различен: упражнения в медленном темпе, построенные на статическом напряжении, или упражнения, выполняемые в быстром темпе. Разогрев должен состоять из 5-10 упражнений на различные группы мышц. Возможно сочетание нескольких движений в единую комбинацию, которая обязательно исполняется с двух ног и во всех направлениях. Возможно, также изменять расположение исполнителя, например, несколько упражнений на середине выполнять с изменением уровней, т.е. несколько упражнений выполняются в положении "стоя", затем "сидя" и "лежа" или наоборот из положения "лежа" постепенно подняться в положение "стоя".

Следующая часть занятия посвящена изоляции. Сначала педагогу необходимо добиться достаточной свободы позвоночника у детей, т. е. научить держать положение коллапса. Изоляции, как правило, подвергаются все центры - от головы до ног. Однако, возможны комбинации, когда последовательно исполняется одно движение головой, одно - плечами, одно - грудной клеткой, одно - руками, одно тазобедренной частью, одно - ногами. При исполнении подобных "цепочек" очень важно использовать принцип управления, т. е. из одного центра передавать импульс в другой.

Первоначально все движения изучаются в "чистом" виде. Второй этап обучения - соединение движений одного центра в простейшие комбинации: крест, квадрат, круг, полукруг. Следующий этап - соединение в более сложные геометрические комбинации, более сложные ритмические структуры. И, наконец, последний этап - соединение движений нескольких центров.

Основная задача педагога во время изучения движений изолированных центров - следить за тем, чтобы движения были действительно изолированными, чтобы во время движения одного центра не двигался другой. Эта, на первый взгляд, простая задача вызывает трудности, так как анатомически все центры тесно связаны.

Джаз-модерн танец достаточно широко использует движения исполнителя на полу (в партере). Основные уровни: стоя, сидя на корточках, стоя на коленях, сидя и лежа. Задачи уровней во время занятия многообразны. Во-первых, в различных уровнях исполняются упражнения на изоляцию (особенно это эффективно в нижних уровнях, так как нет необходимости держать вес тела, и все центры двигаются более свободно). Во-вторых, в партере очень полезно выполнять упражнения стретч-характера, т. е. растяжки. В уровнях "сидя" и "лежа" достаточно много упражнений на contraction и release, спирали и твисты торса. И, наконец, сама смена уровней, быстрый переход из одного уровня в другой - дополнительный тренаж на координацию.

Важную роль играет в структуре занятия кросс (передвижение в пространстве). Этот раздел развивает танцевальность и позволяет приобрести манеру и стиль джаз-модерн танца. Традиционных, зафиксированных шагов, прыжков и вращений немного. Каждый из педагогов волен импровизировать и варьировать, как подсказывает ему педагогическое чутье.

Последним, завершающим разделом занятия джаз - модерн танца является комбинация. Она может быть на различные виды шагов, движения изолированных центров, вращений. Могут быть комбинации в партере, связанные с положениями contraction и release, спиралями и твистами торса, а также с нетрадиционными передвижениями на полу типа перекатов, кувырков и т.п.

На занятиях современным популярным танцем в разминку включаются базовые танцевальные упражнения, раскрывающие главные принципы движения (простой шаг, двойной шаг, проходящий шаг, кач, двойной кач, свинговый шаг и т.д.), на основе которых затем составляется большая часть связок. Разминка строится по «принципу изоляции», когда каждая часть тела двигается независимо от остальных, что развивает координацию движений. Набор упражнений разминки стабилен и пополняется по мере освоения учащимися новых принципов движения. В ходе занятий разучиваются различные танцевальные связки и комбинации. Главное требование комбинации - ее танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлений и ракурсов, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя. Обычно комбинация изучается на протяжении 3-4 занятий, шлифуется и отрабатывается. Возможен путь, когда несколько комбинаций соединяются в единый, хореографически выстроенный номер.

Изучение нового материала иногда проводится в форме творческого задания, когда обучающиеся самостоятельно находят решения конкретных танцевальных задач. Например, обучающимся предлагается трансформировать изученную ранее комбинацию по принципу «зеркальности», т.е. с другой ноги и в другую сторону, или самостоятельно составить танцевальную связку под выбранную музыку, после чего каждый демонстрирует остальным свою «творческую находку». На заключительном году обучения импровизация должна носить яркий индивидуальный характер.

Поскольку современный танец динамично развивается и с каждым годом появляется все больше новых течений и тенденций, то у педагога есть свобода творчества. Танцевальные композиции, создаваемые на этом этапе обучения, являются актуальным отражением развития современной музыкальной культуры.

Кроме собственной концертной деятельности, необходимо отслеживать творческие достижения профессиональных коллективов. Часто нет возможности посещать подобные мероприятия, но видео материалы более доступны. В век компьютеризации почти каждый ребенок имеет выход в Интернет. Рациональное использование глобальной сети позволяет также повысить информационную культуру детей (например, создание самостоятельного сайта коллектива, где его обучающиеся могли бы общаться, обсуждать выступления и другие интересующие их темы, искать и размещать танцевальное видео и фото). Просмотр выступлений профессиональных команд формирует образ качественного исполнения: пусть и не осознанно, но дети начинают сравнивать свой танец с танцем профессионалов, а анализ – путь к осознанию.

Одна из задач программы – познакомить обучающихся с достижениями мировой танцевальной культуры (не только в области современного танца). Частично эта задача решается на теоретических занятиях, которые проходят в форме круглого стола. К этому занятию дети готовятся дома (в случае затруднения педагог должен помочь подобрать необходимый материал), а затем обсуждают свои материалы.


 

Комментарии

Коннов Андрей Анатольевич

Одна из задач программы – познакомить обучающихся с достижениями мировой танцевальной культуры (не только в области современного танца). Частично эта задача решается на теоретических занятиях, которые проходят в форме круглого стола. К этому занятию дети готовятся дома (в случае затруднения педагог должен помочь подобрать необходимый материал), а затем обсуждают свои материалы.