Как сделать уроки ритмики интересными
В материале рассказывается о некоторых специфических особенностях физиологии и психологии младшего школьника. Предлагаются игровые формы работы на уроке ритмики в хореографическом классе школы искусств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование игровых форм работы на уроке ритмики в классе хореографии | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
Тельмановская детская школа искусств
Методическая разработка
«Как сделать уроки ритмики интересными»
Автор: Игнатьева Е.А.-
преподаватель
П.Тельмана
Актуальность, педагогическая значимость: В системе эстетического воспитания детей большую роль играет хореографическое образование. Возможность выразить свои чувства в движении, сопровождаемой музыкой, в огромной степени влияет на способность ребенка контролировать свою пластику и делать ее боле гармоничной.
Общеизвестно, что в возрасте 6-7 лет ребенок физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает достаточно сложными движениями. У него хорошая координация при ходьбе, беге, прыжках. У маленького человека совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, развивается способность анализировать и обобщать, улучшается произвольная память, проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности, освоении ребенком азов танца.
Немаловажную роль в освоении ребенком азов танца играют в школе искусств первые шаги, основная цель которых, наряду с приобщением к танцевальному искусству, воспитание трудолюбивого, эмоционально отзывчивого, художественно чуткого человека.
Цель работы – раскрыть и понять специфику работы с младшими школьниками в классе хореографии.
Для этого необходимо решить следующие задачи: 1) выяснить особенности детей младшего школьного возраста, ознакомиться с выработанными к ним подходами; 2) исследовать различные методы обучения детей младшего школьного возраста; 3) предложить новые – интересные и нетрадиционные – методы работы с детьми младших классов по хореографии.
Хореография — искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, танцевальные ансамбли, студии. Многие детские танцевальные коллективы приобрели большую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. Телевидение широко показывает детскую самодеятельность, знакомит с детскими танцевальными коллективами. Глядя, с какой легкостью и мастерством танцуют дети на сцене, мы забываем, что за этим стоит каждодневный труд их самих и их педагогов.
В связи с этим актуально исследование специфики работы с детьми каждого возраста, особенно, на мой взгляд, с детьми младшего школьного возраста. Это связано с тем, что младшие школьники, подвижные и импульсивные от природы, особенно нуждаются в занятиях хореографии, однако в силу возраста они менее трудолюбивы, чем дети среднего и старшего возраста, менее собраны, сосредоточены и настойчивы, невнимательны и легко отвлекаются. Поэтому важно знать и учитывать специфику работы с ними, чтобы не только получать максимальный результат от занятий, но и меньше утомлять детей, способствовать развитию их здоровья. Педагог, учитывающий специфику младшего школьного возраста, поможет детям, занимающимся танцем, познать красоту и силу своего тела, развиться физически, овладеть профессиональными навыками танцовщика в соприкосновении с музыкой, с народным фольклором, с историей и развитием отечественного балетного театра.
Возраст 6-7 лет психологи называют возрастом середины детства. В этом возрасте ребенок обладает достаточной силой и энергией, которая позволяет ему идти к цели. Он осваивает в этом возрасте свое психологическое пространство и возможность жизни в нем. Нормальный ребенок в этом периоде жадно готов учиться всему. В этом возрасте он физически крепнет, становится более подвижным, успешно овладевает достаточно сложными движениями. У него хорошая координация при ходьбе, беге, прыжках. У маленького человека совершенствуются процессы высшей нервной деятельности, развивается способность анализировать и обобщать, улучшается произвольная память, проявляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.
1
Каково же влияние особенностей развития детей младшего возраста на занятия хореографией? Многим кажется, что танцевать так же легко, как ходить. Это мнение обманчиво. Для овладения искусством танца нужно обладать определенными способностями. При отборе детей для занятий в хореографическом коллективе или детской балетной школе обращают внимание на внешние сценические данные поступающего, а также проводят проверку его профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.
Существуют специфические особенности и способности детей, учет которых необходим для планирования и проведения занятий с детьми младшего школьного возраста. Это выворотность ног, подъем стопы, амплитуда шага, гибкость тела, высота и полетность прыжка и др.
Выворотность ног — это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положение en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу. Для определения выворотности ног ребенка подводят к станку и устанавливают его в I позицию, придерживая туловище в вертикальном положении, затем просят его глубоко присесть, отрывая постепенно пятки так, чтобы бедра как можно больше раскрылись в стороны, то есть предлагают исполнить grand plié. Взяв руками за бедра чуть выше колен и помогая ребенку раскрыться, можно видеть, легко или с трудом он это делает. При хорошей природной выворотности ног оба колена свободно уходят в стороны по линии надплечий, а тазобедренная часть и бедра образуют прямую линию с коленями. При недостаточной выворотности ног колени при приседании широко не раскрываются, а уходят вперед, и никакими усилиями их раскрыть нельзя.
Важным фактором для занятий хореографией является стопа. Подъем стопы определяется при выворотном положении ног и проверяется поочередно: сначала одна нога, затем другая. Из I позиции нога выдвигается в сторону (в положение II позиции), колено выпрямляется. Осторожными усилиями рук педагог проверяет эластичность и гибкость стопы.
Стопа — сложный в анатомическом и функциональном отношении аппарат — является опорой тела человека и выполняет рессорные функции и функции регулятора равновесия, способствует отталкиванию тела при ходьбе, беге, прыжке. А в классическом танце играет еще и немалую эстетическую роль, создавая своим вытянутым подъемом вместе с вытянутой ногой законченную линию в рисунке танца.
Балетный шаг. Высота балетного шага определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой, или выводится на середину зала. Из I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать его бедро. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием в данном случае служит высота, на которую ребенок может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 90°, для девочек — выше 90°. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.
2
У детей младшего школьного возраста балетный шаг формируется легче, чем у детей более старшего возраста.
Гибкость тела - это одно из главных профессиональных требований к тем, кто занимается классическим и народным танцем. Она показатель пластичности тела артиста. Гибкость придает танцу выразительность, способствуя тем самым созданию сценического образа.
Прыжок придает танцу необходимые для него качества: легкость, воздушность, полетность — и поэтому является его важной составной частью. На занятиях в младших классах важно обратить внимание на высоту прыжка. Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием. Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз.
Высота прыжка зависит от силы мышц, согласованности работы всех частей тела, и, в частности, сгибателей и разгибателей суставов: тазобедренного, коленного, голеностопного, стопы и пальцев, их подвижности.
Координация движений. Среди двигательных функций особое значение для танца имеет координация движений. Музыкально-ритмическая координация - это умение согласовывать движения частей тела во времени и пространстве под музыку.
Не все дети обладают способностями от природы, но в возрасте 6-7 лет состояние мыщц тела таково, что их можно развить. Однако делать это нужно очень осторожно, так как занятия по хореографии связаны с большой физической нагрузкой.
В успешном развитии физических данных большую роль играет партерная гимнастика. Ее освоение традиционно строится по принципу от простого к сложному.
Группа упражнений для стоп помогает развить подъем, выворотность, эластичность ахилловых сухожилий. Далее исполняется комплекс движений, развивающих выворотность тазобедренного сустава. Это различные комбинации движений с использованием положений «лягушка», «хвост русалки» и др. Следующий этап урока – ряд упражнений для укрепления мышц брюшного пресса. После этого целесообразно перейти к упражнениям, способствующим укреплению мышц спины: разного рода наклоны и движения, исполняемые лежа на спине, на животе. Более сложные элементы гимнастики – упражнения для гибкости позвоночника. Заканчивается гимнастика движениями, развивающими большой танцевальный шаг. Осмысленному исполнению движений поможет предварительная беседа с детьми о строении человеческого тела и каждой его части. Не все дети знают местонахождение щиколотки или лопаток, но запоминают эти сведения они очень хорошо.
Важным аспектом в работе с детьми данного возраста является использование «кодового» названия упражнений: «лягушка», «хвост русалки, «змейка», «лисичка», «лесенка», «часики» и др., что значительно облегчает разучивание и дополняет их исполнение художественным образом.
Вообще работа над художественным образом, развитием музыкальных ассоциаций является приоритетной на уроках хореографии.
Важным звеном воспитания танцовщика является развитие музыкальности и артистизма. Ведь танец лишь тогда становится танцем, когда в нем выполняется художественный образ. Раскрытию эмоционального начала в ребенке помогают музыкальное занятие, которое строится на прослушивании произведений или их фрагментов в живом звучании или в записи. Правильно воспринимать музыку помогает настой перед и разбор после слушания музыки. Небольшой экскурс в область выразительных средств, возможностей музыки поможет детям понимать, о чем говорит мир звуков.
3
Вначале достаточно добиться у обучающихся умения подбирать разнообразные эпитеты к прослушанным музыкальным фрагментам. Далее прослушивание можно предварить конкретным заданием:
- Представить картинку
- Обозначить характер
- Подобрать цветовую гамму
- Определить время года и погоду и т.д.
Затем развитие полученных навыков будет сочетаться с новыми заданиями. Знакомство с формообразованием на примере повторяемости и определения сильной доли.
Музыкальные примеры должны быть максимально простыми, ясными, с повторным строением.
Ощущение сильной доли можно развивать используя упражнения с хлопками и шагами. Например, прослушивание маршевого фрагмента сопровождается следующим заданием: хлопаем каждую долю, постепенно акцентируя сильную, и деликатно отмечаем слабую долю или чередуем 2 шага, 2 хлопка и т. п
На первых порах преподавателю следует выполнять хлопки вместе с детьми, постепенно уступая им инициативу. Важное условие в развитии музыкальности является постоянное участие всех детей в обсуждении услышанного. Такое отношение заставит обучающихся постоянно работать на уроке не останавливая внимания.
С первых уроков детям надо предоставлять возможность самостоятельно отвечать на музыку движением. Обычно музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют двигаться правильно, ритмично. Они начинают просто бегать, покачиваться, прыгать и т.д.Такие движения отображают только общий характер музыкального произведения, но зато они усиливают ее эмоциональное воздействие. Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию. Они более точно и детализировано передают свое индивидуальное восприятие.
Здесь очень хорошо помогает использование игры «Магазин игрушек». Когда один ребенок «покупатель», остальные «игрушки» в магазине. Звучит музыка и дети танцуют в соответствии с ее характером. Музыка замолкает и «куклы» замирают. Покупатель идет выбирать себе куклу, заводит её, и она танцует. Затем выбранная «кукла» становиться покупателем. Очень важно в данной игре менять характеры музыкальных фрагментов, и обращать внимание детей на это. Дети должны почувствовать, что движения и музыка связаны органически содержанием и формой. Для детей должно стать естественным точно заканчивать движение вместе с окончанием музыкальной мысли. Многие дети внимательно слушают музыку, и воспринимают ее логическое заключение, но еще не могут вовремя остановиться, им мешает плохая координация движений, над этим тоже надо работать.
Еще одним направлением работы с детьми младшего возраста является формирование самостоятельного творчества детей. Это необходимое условие для осмысленного выражения образов музыки в движении.
Творческие задания, которые дети выполняют на уроке, помогают им побороть стеснение, раскрыть себя.
Игра является важным средством в воспитании детей. Мы в этом убедились на предыдущем примере. Еще: музыкально – танцевальная игра – сказка дает импульс к самостоятельной фантазии и развивает артистизм.
4
Благодатным мастерством для этой формы работы является русская народная сказка, в которой много разных действующих лиц: героев зверей, растений. Выбрав сказку, преподаватель с концертмейстером осуществляет подготовительную работу характеристичных музыкальных фрагментов и необходимых элементов пантомимы и танца (от подскоков, прыжков, хлопков до небольших танцевальных этюдов). В рамках первых постановок обучающиеся все вместе выполняют роль того или иного персонажа. В дальнейшем роли распределяются. Скрепляет композицию преподаватель, выступая в роли сказочника –рассказчика. Для первоначальных творческих опытов могут быть использованы сюжеты «Колобка». «Теремка» и т.п. Новый уровень сложности заключен в сказках с яркими характерами и поворотами взаимоотношений героев, такими, как «Царевна – лягушка», «Гуси- лебеди» и др.
С накопление танцевальных навыков, развитием осмысленного восприятия музыкального материала создаются условия для самостоятельного творчества в форме сочинения небольших этюдов.
В классе выбирается сказка с яркими эпизодами, прослушиваются музыкальные фрагменты, обсуждаются характеры сказочных героев и предлагаются к использованию определенные танцевальные движения. Дома дети сочиняют танцевальные этюды. Во время классного показа домашней работы важно, чтобы зрители поняли событийный ряд постановки.
Практика сказочных постановок может иметь продолжение и в последующих классах, разумеется, с привлечением более сложной танцевальной лексики. Например, по мотивам «Царевны – лягушки» ставим этюды «вышивание ковра», «танец царевны на пиру у царя», «лягушка и стрела». Будет еще интереснее, если это задание провести в виде конкурса.
Создавая тот или иной музыкально –игровой образ, дети слышат в музыке и передают в движении разнообразные чувства. А так же развивают свое воображение и способность к самостоятельному творчеству.
Это лишь некоторые формы работы с детьми 6-7 лет на уроках хореографии. Постепенно обучающиеся приобретают навыки выразительного движения. Накапливают запас основных танцевальных движений. Свобода, естественность должны быть обязательными в детской пластике. Все это создаст благоприятные условия для последующего обучения детей хореографическому искусству. Дальнейшая задача преподавания – добиваться не только усвоения учебного материала, но и качественное его исполнение.
5
Список литературы.
- Барышникова Т.К. Азбука хореографии: Методические указания в помощь учащимся и педагогам. – СПб: Респекс: Люкси, 1996.
- Воловик А.Ф. Педагогика досуга. – М.: Моск. Психол.-соц. Ин-т: Флинта, 1998.
- Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. - М.,1978.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М., 1988. (Младший школьник: С. 24-31).
- Ермоченкова С., Лакомова Н. Уроки окончены. Что же дальше? Народное образование. – 1998. - № 2. – С. 149-151.
- Карташева И.Н. Воспитание танцем. – М.: Искусство, 1976.
- Карташева И.Н. Приглашение к танцу. – М.: Искусство, 1965.
- Коссов Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников. – М., 1989.
- Костовицкая В.С. 100 уроков классического танца (с 1 по 8 класс): Учебно-метод. пособие. – 2-е изд. доп. – Л.: Искусство, 1981.
- Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. – М.: Педагогика, 1984.
- Методическое пособие по теории и методике преподавания народно-сценического танца/ КГАКИ. – Казань: КГАКИ, 1998.
- Немов Р.С. Психология. В трех книгах. Книга 2. – М.: Владос, 1998.
- Уральская В.И., Гороховщиков Г.С. В ритме вальса. – М.: Искусство, 1988.
- Уральская В.И., Соколовский Ю.Е. Народная хореография. – М.: Искусство, 1975.
15.Руднева С.Д,Фиш Э.М. Ритмика, музыкальное движение – М.:Просвещение, 1970
6