Искусство народов Белоруссии
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусства «Гармония» (Центр развития)
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК
ОБЗОРНАЯ ЛЕКЦИЯ И МАСТЕР - КЛАСС
ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«Образцовый хореографический коллектив «Росток»»
ТЕМА: «Искусство народов Белоруссии»
Подготовили: Нехаева Валентина Ивановна педагог дополнительного образования Овсянников Юлий Александрович педагог дополнительного образования |
МУДО ДШИ «Гармония» (Центр развития) |
Московская область, г.о.Власиха.
|
Группа: старшая №1, средняя №2
Возраст: 12-16 лет
Количество обучающихся: 20 человек
Место проведения – балетный зал
г.о.Власиха
март 2022г.
Цель: ознакомиться с народно-хореографическими традициями Белоруссии;
Выявить национальное многообразие и самобытность культуры этой страны
Задачи:
- формирование знаний о содержании белорусского народного танца, его особенностях и роли в мировой хореографии;
- приобретение системы знаний лексического материала народно-сценического танца;
- изучение быта , костюмов
Народные белорусские танцы являются неотъемлемой частью белорусской культуры. Специфика белорусского танцевального искусства складывалась в процессе формирования и развития белорусской народности и ее культуры (14-16 вв.), которая уходит своими корнями вглубь древней общерусской культуры.
Особенности географического расположения Белоруссии: Республика Беларусь - расположена в Восточной Европе. На севере республика граничит с Латвией и Литвой, на востоке с Российской Федерацией, на западе с Республикой Польша, на юге с Украиной. Столица Белоруссии г. Минск.
Белорусский народ на протяжении своей истории создал множество ярких, самобытных танцев, которые легли в основу народно-хореографических традиций Белоруссии.
Стоит отметить, что немало важно знать, а самое главное понимать, роль этой страны в отечественной и мировой хореографии.
Сегодня исследователи склонны рассматривать народный танец и песню как древнейшие виды искусства. Они всегда были самым тесным образом завязаны с жизнью народа. Обряды, ритуалы, торжества и праздники календарного года (Коляды, весенний цикл празднеств, Купала), празднование начала и окончания сельскохозяйственных работ (зажинки, дожинки), семейно-бытовая обрядность (свадьба, родины) всегда, сопровождались песнями, играми, хороводами, плясками. В танце в художественной форме проявились ощущение красоты жизни, эмоциональность, темперамент и характер народа.
Белорусская национальная хореография сохранила богатое творческое наследие прошлого.
Многообразие форм белорусского хореографического искусства вызывает необходимость классифицировать его по танцевальным жанрам. Каждый танцевальный жанр объединяет танцы, различные по форме и содержанию. Среди них выделяются танцы и пляски, хороводы, игры.
Белорусским народным танцам свойственны свои характерные особенности. Белорусский танец отличается своеобразным рисунком, сложными композиционными приемами, использующими красочные орнаментальные узоры. Каждый танец имеет свою группу элементов движения, свое музыкальное сопровождение, свой ритмический рисунок. Особенность белорусского танца — динамичность и жизнерадостность, эмоциональность и коллективный характер исполнения. Композиции белорусских народных танцев часто напоминают рисунки народного художественного ткачества и вышивки, их узоры, слагающиеся из отдельных фигур. В создании ткацкого орнамента участвуют, как правило, самые простые фигуры: квадраты, прямоугольники, полоски, треугольники, крестики и многоугольники. Сочетания их создают собой самые разнообразные орнаментальные мотивы. В народном орнаменте каждая фигура несет в себе известный смысл. Аналогичное сочетание простых элементов движения образует перестроения, переходы, переплетения в орнаментальном белорусском танце. Именно в богатстве рисунка и заключена одна из характерных особенностей белорусского народного танца. Большие выразительные возможности и вместе с тем пластику движений таят в себе руки исполнителей. Руки как бы аккомпанируют танцу, помогают передать настроение, внутреннее чувство исполнителя. Особенностью многих белорусских народных танцев является также их сюжетность. Движениями танца исполнитель рассказывает о своей жизни, о своем труде, отношении к природе. Раскрытию замысла танца часто помогает мягкий народный юмор, которым проникнуты многие игровые сюжетные танцы, например, «Юрачка», «Микита», «Дударыки». В них используются как хореографические, так и актерские средства выразительности. Можно добавить, что почти все белорусские танцы исполняются парами. Лишь иногда исполнение предоставлено одним парням или девушкам По своему содержанию и тематике популярные традиционные белорусские танцы подразделяются на:
1) раскрывающие характер народа,
2) отображающие трудовые процессы и бытовые явления,
3) отображающие явления природы,
4) обыгрывающие черты характера человека,
5) изображающие птиц, зверей, домашних животных и подражающие их движениям.
Белорусские народные танцы можно разделить по циклам, соответствующие четырем периодам года. Зимой — колядная неделя Весной — Масленица Летом — Купала Осенью — Дожинки. Музыкальным сопровождением танцев служили: Скрипка и бубен, цымбалы, дуда и гармонь. Зачастую танцы сопровождались пением частушек. Иногда такое исполнение превращалось в, своего рода, состязание, что придавало танцам ещё более юморной характер.
Долгое время танец существовал только в деревнях, так как высшее общество считало неподобающим танцевать «мужицкий» танец.
Широкую известность они приобрели благодаря Игнату Буйницкому (Белорусский актер, режиссер, театральный деятель, создатель национального профессионального театра. Родился 10 августа 1861г.) и его труппе, которые вынесли эмоциональные и темпераментные танцы на большую сцену Беларуси и других стран.
В 1907 году Буйницкий основал белорусский народный театр, в котором был и режиссером, и актером, и танцором. Он сохранил всю первобытность белорусского танца, показал его красоту и проявляющийся в нем характер народа.
Наиболее популярны белорусские народные танцы: «Лявониха», «Крыжачок», «Юрачка», «Бульба», «Полька-Янка», «Лянок», «Кола», «Козачка»,«Мяцелица», «Бычок».
Рассмотрим самые известные народные белорусские танцы Белорусский народный танец «Лявониха» Можно сказать, что этот танец очень популярен и любим в Беларуси. Этот танец танцуют парами под музыку одноименной песни. Возник танец на основе шутливого диалога песни Лявона и Лявонихи, вокруг которых и вели танец. Это быстрый стремительный танец, в котором может участвовать любое количество пар. Движения быстрые, но не сложные. Еще этот танец в некоторых местностях называют «Крутуха» из-за того, что пары часто кружатся. Белорусский народный танец «Крыжачок» Этот танец не менее популярен, чем предыдущий. Название отображает построение танцевальной формы танца (в форме креста, переходов крест-накрест). В некоторых районах Беларуси танец называют «Крыжак», что соответствует названию дикого селезня, а движения в этом танце передают ход этой птицы. Этот танец также исполняют парами и в быстром темпе. (видео показ танца «Крыжачок» в исполнении студии Государственного академического народного танца имени И.Моисеева). Белорусский народный танец «Бульба» Этот танец, с такими движениями как полька, притоп, галоп, с использованием различных вариаций, очень веселый, яркий и эмоциональный. В танце задействованы только девушки. Танец «Бульба» — это прекрасный пример того, как можно с легкостью и весельем относиться к утомительной работе, и как можно после нелегкого труда расслабиться в озорной и задорной пляске. Для танца характерна легкость, живость, стремительность. (видео показ танца «Бульба» в исполнении Государственного академического ансамбля танца Белоруссии.) Белорусский народный танец «Юрачка» Этот танец очень забавный и смешной, так как в нем показываются черты характера персонажа Юрачки в комической форме. Это все происходит под музыку одноименной песни. Танец идет по кругу. Танцуют в нем парами вокруг главного героя Юрачки. (видео показ танца «Бульба» в исполнении Государственного академического ансамбля танца Белоруссии.) Белорусский народный танец «Кола» Этот танец танцуют во время летнего праздника Купалы. Название танца «Кола» (колесо, круг) говорит о построении в нем. Танцуя этот танец, славят солнце, которое дарует людям свет и тепло. Белорусский народный танец «Млынок» Этот танец показывает работу мельницы. Характерные особенности: сложные, но четкие переходы, замысловатые фигуры, быстрые перестроения. Технически движения не очень сложные, но своеобразие в танец приносят движения рук. Этот танец очень хорошо отображает национальный колорит. Белорусский народный танец «Малациночка» В этом танце присутствуют такие ритмические элементы как притопывания, подбивки, выстукивания. Все это показывает ритм машинной молотьбы. Белорусский народный танец «Цапы» Этот танец рассказывает о труде молотильщика, в целом отображаются удары цепью. На этом построены движения и схема танца. Белорусский народный танец «Казачок» Этот танец имеет древнюю историю и его танцуют не только в Беларуси, но и многих славянских странах. Однако нужно сказать, что тут он приобрел свою новую манеру исполнения, новые движения, элементы. Этот танец скорее сольный. Он сложный в техническом плане, так как танцор должен показать все свое мастерство. Самым простым белорусским танцем является хоровод На этом не заканчивается все танцевальное богатство белорусского народа. Есть еще много интересных танцев, все они отличаются своей характерной динамичностью, яркостью и носят определенный сюжетный характер.
Откуда родилось такое разнообразие танцев?
Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий.
В белорусском танце может быть обнаружено общее с танцами других народов, в первую очередь с русским и украинским, и это не нарушает его этнического своеобразия. «Невозможно представить себе культуру какого бы то ни было народа, которая складывалась и на протяжении своей истории развивалась изолированно, вне взаимосвязей, а значит, и вне взаимодействий культур соседних и нередко даже географически отдаленных народов. В таком именно смысле самобытной культуры не существует».
В процессе взаимного культурного обогащения народов культура каждого народа сохраняет свой национальный колорит, самобытный облик. И это закономерно, так как заимствуя, народ не просто копирует, а творчески перерабатывает культурные ценности.
Искусство танца постоянно развивается. Движения танца, переходившие из поколения в поколение, с изменением социально-бытовых условий жизни народа нередко видоизменяются и усложняются, приобретая новый характер исполнения.
Особый интерес представляет Белорусский национальный костюм.
Белорусский костюм, имея общие корни с украинским и русским национальными костюмами и формируясь на основе взаимовлияния литовской, польской, русской и украинской традиций, тем не менее отличается самобытностью и является самостоятельным явлением.
Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюм усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.
Костюм в разных регионах страны имел определенные особенности, создающие неповторимые стили и характеры: чистота линий на Западном Полесье, живописность на Восточном Полесье, гармоничная уравновешенность в Центральной Беларуси, некоторая торжественность в Наддвинье, необычайное разнообразие и богатство декора в Поднепровье.
Мужской - белая полотняная сорочка (рубаха, кашуля), - полотняные штаны (нагавицы) - пояс - безрукавка - головной убор Выходная, праздничная рубаха была сшита из более тонкого, отбеленного полотна и отличалась наличием вышивки или тканым узором. Вышивкой в нарядной мужской рубахе покрывались подол, манжеты и воротник, обычно отложной или стоячий, узорной полоской иногда украшались также плечи. Характерной особенностью белорусской мужской рубахи являлся прямой грудной разрез. Этим она отличалась от более поздней по времени появления русской косоворотки, у которой разрез был на левой стороне груди. В отличие от украинцев, носивших рубахи заправленными в штаны, белорусские мужчины, как и русские, носили рубахи поверх штанов. Рубаха подвязывалась цветным шерстяным поясом разной ширины. Пояс являлся обязательной частью традиционного мужского костюма белоруса. Штаны (порты, портки) были обычно узкие. Холщовые штаны носили летом; шились они как из белой, некрашеной ткани, так и из цветной, чаще полосатой, темных тонов. В ряде мест Белоруссии составной частью мужского крестьянского костюма являлась безрукавка, которая надевалась поверх рубахи и достигала пояса. Шилась она из домотканого сукна, обязательно цветного, часто в небольшую клетку или в полоску. Впереди безрукавка застегивалась на пуговицы. Наиболее характерными мужскими головными уборами белорусов были белые или серые, изредка коричневые валяные шапки (валенки). Летом носили также круглые шляпы с широкими полями из соломы, иногда из камыша и даже из лозы. На зиму шили овчинную шапку шерстью наружу, а также ушанку из заячьего меха или из овчины.
Женский - рубаха (кашуля) - юбка (палавинник, андарак, дрылих) - передник - безрукавка - головной убор (обручик, ручничок, чепец) Характерные черты белорусского национального костюма были ярче выражены в женской крестьянской одежде. Основу ее, как и мужской одежды, составляла рубаха (кашуля). Распространенной особенностью белорусской женской рубахи было наличие особых прямоугольных вставок на плечах обычно из более тонкого полотна, украшенных вышитым или, чаще, тканым орнаментом. Женской поясной одеждой надевавшейся непосредственно поверх рубахи, служили разного рода юбки полусуконные и шерстяные. В будние летние дни женщина-крестьянка носила белую полотняную юбку, иногда только на подоле украшенную узкой полоской тканого орнамента. Зимние и праздничные юбки шились из полусуконной ткани, изготовленной на льняной основе с шерстяным утком или из чисто шерстяной ткани домашнего производства. Полусуконная юбка называлась палавинник, дрылих. Шерстяная или полусуконная домотканая юбка из яркой полосатой или клетчатой ткани почти повсеместно называлась андарак и являлась характерной поясной одеждой белорусской крестьянки. Поверх юбки белорусские женщины подвязывали передник (фартух) и пояс. Яркий цветной пояс издавна являлся необходимой и характерной частью белорусского национального костюма — мужского и женского. Широко был известен также плетеный или вязаный пояс. Одной из составных частей национального костюма белорусской крестьянки была цветная безрукавка. Она шилась в талию, с большим грудным вырезом, обычно из фабричной материи и украшалась вышивкой, тесьмой или аппликацией. С помощью шнурков или крючков безрукавка туго стягивалась, спереди. Более зажиточные крестьянки шили себе праздничные безрукавки из парчи или бархата Головные уборы женщин-белорусок отличались заметным разнообразием. Девушки носили обручик с налобником, украшенным орнаментом, цветную ленту или узкий тонкий ручничок. После выхода замуж женщина переставала носить косы и убирала волосы под чепец или полотняный, ситцевый или шерстяной платок, повязанный калачом Дети до поступления в школу, девочки и мальчики, в дореволюционной белорусской деревне носили только белую полотняную рубашку до пят с какой-нибудь опояской. Холщовые штанишки мальчик надевал обычно в 7—8-летнем возрасте, а девочка впервые надевала юбку в 8—9 лет.
Обувь
Традиционная белорусская обувь делалась дома или сапожниками-ремесленниками. Археологические находки говорят, что сапожное ремесло было развито с XI в. До XX в. белорусы носили лапти, постолы, в городе — кожаные сапоги (боты), шнуровки.
С самого начала обычной обувью белорусского крестьянина были лапти, — их плели из лыка, лозовой коры или пеньки. Для прочности подошву лаптей подплетали лозой, лыком, веревочками, подшивали кожей. Простейшие из белорусских лаптей — «щербаки»: неглубокие легкие, без головок и запяток. В Полесье носили «зрячие лапти»: с открытым верхом посредине носка. Надевали лапти на онучи (портянки), к ноге крепили пеньковыми, лыковыми или ременными оборами.
Постолы (поршни) — старинная кожаная обувь, сшитая из куска яловой или свиной сыромятной кожи, края которой отлого изгибались и были стянуты вверху лыком, бечевкой или ремешком.
Очень редко на северо-западе Белоруссии крестьяне носили деревянную обувь.
Зимой обычной обувью были валенки, подшитые кожей или войлоком.
В 1920—1930-е гг. распространились бурки зимой и летом туфли из парусины. При большем достатке крестьяне могли позволить себе и кожаные туфли или сапоги, однако летом почти все ходили босиком. И, между прочим, никто не выходил на улицу без головного убора и без пояса, боясь стать посмешищем для всей деревни, в то время как пройти босиком было обычным делом.
Мужчины носили лапти в качестве повседневной одежды, кожаные постолы, по праздникам надевали сапоги. Беднейшие слои крестьянства иногда носили лапти круглый год, утепляя их с помощью подкладывания соломы внутрь и обматывая ноги полотняными онучами.
Итог занятия:
Прослушав обзорную лекцию, учащиеся познакомились с танцевальными традициями Белоруссии, с национальным многообразием и самобытностью культуры этой страны.
Чего достигли учащиеся прослушав обзорную лекцию:
- приобрели знания о содержании белорусского народного танца, его особенностях и роли в мировой хореографии;
- приобрели систему знаний лексического материала народно-сценического танца;
- изучили быт белорусского народа, познакомились с особенностями национального костюма.
Мастер – класс
Цель:
- выучить основные танцевальные шаги и движения различных по характеру белорусских танцев.
Задачи:
- приобретение системы знаний лексического материала народно-сценического танца;
- освоение умений и навыков в методике разучивания народно-сценического танца.
Черты общности хореографического искусства славянских народов проявляются в одинаковых или близких названиях некоторых танцев, в сходных рисунках и движениях. В процессе взаимного культурного обогащения народов, культура каждого народа сохраняет свой национальный колорит, самобытный облик. И это закономерно, так как заимствуя, народ не просто копирует, а творчески перерабатывает культурные ценности.
Искусство танца постоянно развивается. Движения танца, видоизменяются и усложняются, приобретая новый характер исполнения. Движения, заимствованные из танцев других народов, сливаются с доминирующим национальным стилем и расширяют выразительные возможности хореографической лексики. Примером этого могут служить разнообразные белорусские польки, перекликающиеся с польками (подскоками, притопами) литовскими, латышскими, молдавскими и чешскими.
Возьмем такие характерные для белорусского танца элементы движения, как:
- «па-де- баск»
- «голубец»
- «подбивки»
- «крутка»
- «притоп»
- «галоп»
- «припадание»
- «ковырялочка»
- «дробушечки» или «дробники».
Рассмотрим самые популярные и однозначно лучшие творения белорусского народа.
Белорусский народный танец «Лявониха» Этот танец танцуют парами под музыку одноименной песни. Возник танец на основе шутливого диалога песни Лявона и Лявонихи, вокруг которых и вели танец. Это быстрый стремительный танец, в котором может участвовать любое количество пар. Движения быстрые, но не сложные. Еще этот танец в некоторых местностях называют «Крутуха» из-за того, что пары часто кружатся. - - бег (длинным шагом через полупальцы) -- соскок на две ноги с тройным бегом - - подскоки в повороте в сочетании с «бегунком» - - повороты в паре со сменой мест партнеров
Белорусский народный танец «Крыжачок»: Название отображает построение танцевальной формы танца (в форме креста, переходов крест-накрест). В некоторых районах Беларуси танец называют «Крыжак», что соответствует названию дикого селезня, а движения в этом танце передают ходу этой птицы. Этот танец также исполняют парами и в быстром темпе. - - основной шаг исполняется в деми-плие, на полупальцах (с небольшим подскоком и высоким поднятием ноги вперед) -- подбивка с сокращенной стопой -- притопы с хлопками и разворотом корпуса
Белорусский народный танец «Юрачка»: Этот танец очень забавный и смешной, так как в нем показываются черты характера персонажа Юрачки в комической форме. Это все происходит под музыку одноименной песни. Танец идет по кругу. Танцуют в нем парами вокруг главного героя Юрачки. - - основной шаг (три мелких бега и перескок с высоким выносом ноги вперед на каблук) -- тройное перешагивание на полупальцах -- бег на полупальцах ( два легких бега и акцентом ноги на третий счет назад)
На этом не заканчивается все танцевальное богатство белорусского народа. Есть еще много интересных танцев, все они отличаются своей характерной динамичностью, яркостью и носят определенный сюжетный характер.
Белорусский народный танец «Веселуха»: Этот танец, с такими движениями как бег, притоп, галоп, с использованием различных вариаций, очень веселый, яркий и эмоциональный. Для танца характерна легкость, живость, стремительность. - - основной шаг (высокий перескок с ноги на ногу с выносом одной ноги вперед и быстрый возврат ее назад в позицию) -- подбивка (легкий притоп ногой по 6 позиции и вынос ноги в сторону с сокращенной стопой – исполняется с двух ног) -- сценический бег и легкий подскок с поднятием ноги на пассе по 6 позиции.
На этом не заканчивается все танцевальное богатство белорусского народа. Есть еще много интересных танцев, все они отличаются своей характерной динамичностью, яркостью и носят определенный сюжетный характер.
Итог мастер-класса:
Выучили основные танцевальные шаги, проходки и движения белорусского танца.
Чего достигли учащиеся:
- приобрели умение и навыки в методике изучения движений белорусского танца.
- приобрели лексические знания материала белорусского танца.
- научились исполнять разнохарактерные движения белорусского танца.