Воспитательная практика «Я – хореограф!»

В данном материале описан опыт формирования у детей профессионального самоопределения в хореографическом коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-horeograf.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дворец творчества «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Воспитательная практика «Я – хореограф!»

Материалы из опыта работы

Авторы:

Альховик О.А.,

педагог дополнительного образования

Тикко П.В., методист

Шапкина Е.Г.,

заместитель директора

Санкт-Петербург

2023

Задача воспитательной практики

Создать условия для профессионального самоопределения ребенка посредством занятий хореографией.

Целевая аудитория

В данной практике принимают участие учащиеся старших групп 56 года обучения  по основной программе «Страна танца «Счастливия» (15-16 лет).  

Обоснование воспитательной практики

С одной стороны практика призвана мотивировать учащихся на поступление в вуз по специальности хореография. За время проведение воспитательной практики (март-апрель 2020-2023) трое выпускников студии успешно поступили в СПБГИК институт культуры на кафедру хореографии, что подтверждает эффективность практики.

Другая сторона практики помогает учащимся понять, что обучение профессии хореографа в вузе - это трудоемкий процесс, и дает возможность пересмотреть свои взгляды ребятам, которые не готовы или не имеют достаточно данных для деятельности в качестве хореографа.

Описание воспитательной практики

В хореографической студии «Страна танца «Счастливия» реализуются несколько дополнительных образовательных программ, одна из задач основной программы и ее раздела «работа с одаренными детьми» говорит о необходимости профессионального самоопределения ребенка и предлагает профессиональные пробы для учащихся. Воспитанники могут попробовать себя в роли танцоров-исполнителей, педагогов-хореографов и постановщиков.

Для того чтобы реализовать эту задачу в коллективе уже второй год проводится воспитательная практика «Я – хореограф!». В рамках сетевого взаимодействия с Университетом Профсоюзов занятия проводят  студенты (специализация Хореография). Начинающие хореографы проходят практику на базе Дворца творчества «У Вознесенского моста», проводят практические занятия с учащимися студии по разным танцевальным направлениям. Так как в педпрактике участвуют студенты разных курсов, со своими конкретными педагогическими задачами, реализовать которые они должны в процессе взаимодействия с воспитанниками студии, то у учащихся студии старшей группы есть возможность видеть профессию хореографа в различных ее аспектах: танцор-исполнитель, педагог, репетитор, балетмейстер. Практиканты   делятся своим студенческим опытом, рассказывают о сложностях и плюсах обучения, необходимых знаниях и умениях для поступления в вуз, приглашают ребят на свои показы и экзамены, а также дни открытых дверей в университет. Такие встречи проводятся несколько раз в год, они вписываются в воспитательную деятельность коллектива и раскрывают тему профессиональной ориентации и обучения хореографа.

Воспитательная практика включает в себя беседу педагога с группой на тему профессии хореографа. В процессе беседы у учащихся формируется представление о профессии, они знакомятся с условиями поступления и обучения по данной специальности. Взаимодействуя со студентами-хореографами, учащиеся получают яркий пример для подражания. А такого рода метод - «метод примера»  является базовым механизмом в воспитании.

В период прохождения практики студенты выступают в роли помощника педагога, также проводя занятия самостоятельно. Завершающим мероприятием является игра, имитирующая прохождение экзаменационного испытания. На нем учащиеся должны показать, подготовленное ранее творческое задание.

Подготовке этого материала отводится отдельный раздел занятия, возможна работа в малых группах, в которых учащиеся занимаются импровизацией и самостоятельным созданием хореографических композиций, что позволяет им раскрыть свои творческие способности, показать освоенные навыки и попробовать силы в импровизации. Взаимодействие ребят по созданию совместной композиции создает условия для коллективной творческой деятельности, а постановка хореографических композиций позволяет стать хореографом и прочувствовать все особенности этой профессии.

Задачей педагога становится координация и контроль деятельности студентов и учащихся. Деятельность педагога в период практики:

  • провести вводный инструктаж;
  • организовать деятельность практикантов;
  • настроить группу на предстоящую работу, объяснить цель;
  • помочь установлению контакта практикантов с группой;
  • оказать практикантам помощь в изучении индивидуальных особенностей учащихся;
  • корректировать деятельность учащихся, направлять и мотивировать к занятиям;
  • консультировать практикантов по вопросам практики;
  • контролировать деятельность практикантов и направлять, корректировать их деятельность по выполнению программы практики;
  • провести диагностику успеваемости и выявить уровень заинтересованности учащихся.


Примерный план проведения практики по воспитательной работе  

п/п

Содержание работы

Для студентов

Для учащихся

1

неделя

Знакомство с группой и коллективом, организация и планирование, беседа об обязанностях педагога, инструктаж по ТБ. Совместное с педагогом проведение занятий.

Знакомство с новым материалом. Выбор темы для будущего экзамена. Самостоятельное изучение материала, консультирование у начинающих педагогов.

2

неделя

Самостоятельное проведение занятий, хореографическая постановка.

Участие в занятиях. Импровизационная самостоятельная работа. Выполнение творческих заданий в малых группах.

3

неделя

Подготовка к игре-экзамену, беседа об обучении. Игра «Экзамен». Проведение диагностики, анкетирование учащихся. Диагностика заинтересованности учащихся.

Участие в игре «Экзамен»: выполнение подготовленного творческого материала «на оценку», выполнение импровизационного задания, задания в малых группах.

4

неделя

Экскурсия, отчетный урок.

Посещение экскурсии, участие в отчетном уроке. Беседа-отзывы.

Предполагаемый результат

В результате совместной работы учащиеся приобретают опыт и знания о возможном продолжении обучения, о профессии танцора, педагога-хореографа, а также представление о профессии и обучении хореографа, о сложностях и особенностях данного вида деятельности, благодаря чему в дальнейшем могут сделать вывод о своем профессиональном самоопределении в сфере хореографии. Также пробуют свои силы во время сдачи «экзамена», знакомятся в новым образовательным учреждением, хореографическими классами и сценой.

Студенты-практиканты, будущие педагоги по хореографии овладевают методикой воспитательной работы с детьми и получают первичное знакомство с методами педагогического наблюдения и анализа.

Педагог разнообразит свои занятия, осваивает новые практики и лучше узнает группу, потребности и проблемы детей.


Используемая литература:

  1. Мелехов А. В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца. – Урал.гос.пед. ун-т – Екатеринбург, 2015.
  2. Никитин В. Ю. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. – М., 2006
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М., 1996.
  4. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе. - М.; Воронеж, 1998.
  5. Фадеева С. Л., Неугасова Т. Н. Методика преподавания классического танца.- СПб., 2000.
  6. Хореографическое искусство: теория, история, методика обучения. – СПб., 2001