Программа учебного предмета "Ритмика" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» (срок реализации 1 год)
Составитель: И.Г.Богдан, преподаватель высшей квалификационной категории МБУ ДО «Детской школы искусств №66»
Рецензент: А.В.Палилей – и.о. декана факультета хореографии, заведующий кафедрой народного танца Кемеровского государственного института культуры. Кандидат педагогических наук, профессор.
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Постановка концертных номеров».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_-_ritmika.docx | 46.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное
учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 66»
ПО.01.Предметная область
Хореографическое исполнительство
Учебный предмет
ПО.01.УП.01 «Ритмика»
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной
общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»
(срок реализации 1 год)
Киселевск 2021
Составитель: И.Г.Богдан, преподаватель высшей квалификационной категории МБУ ДО «Детской школы искусств №66»
Рецензент: А.В.Палилей – и.о. декана факультета хореографии, заведующий кафедрой народного танца Кемеровского государственного института культуры. Кандидат педагогических наук, профессор.
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………………4
- Содержание учебного предмета…………………………………………………..7
- Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………….12
- Формы и методы контроля, система оценок…………………………………….13
- Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………15
- Списки рекомендуемой учебно-методической литературы…………………….18
- Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Ритмика» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкально-игровую деятельность.
Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Классический танец», «Народно-сценический танец», «Постановка концертных номеров».
- Срок реализации учебного предмета «Ритмика»
Срок освоения программы учебного предмета «Ритмика» составляет 1 год по 5-летней дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Ритмика»:
Срок реализации учебного предмета «Ритмика» 1 год
Таблица 1
Класс/количество часов | 1 класс |
Количество часов | |
Максимальная нагрузка | 66 |
Количество часов на аудиторную нагрузку | 66 |
Недельная аудиторная нагрузка | 2 |
Консультации | 4 |
1.4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность урока - 40-45 минут.
1.5. Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-ритмических и двигательных способностей учащихся через овладение основами музыкально-ритмической культуры.
Задачи:
- применение знаний основ музыкальной грамоты, необходимых для успешного обучения на уроках ритмики;
- умение передавать характер и образное содержание музыки в ритмически организованных движениях;
- освоение двигательных навыков, способствующих развитию координации движения;
- воспитание внимания, выносливости и стремления выполнить задачу, поставленную преподавателем;
- приобщение к здоровому образу жизни; формирование правильной осанки;
- развитие образного восприятия музыки и способности к двигательной импровизации; воспитание творческой индивидуальности ребёнка;
- развитие музыкальных способностей: музыкальной памяти и метро-ритмического чувства.
- Обоснование структуры учебного предмета «Ритмика»
Обоснованием структуры программы являются требования ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
1.7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения.
- Наглядно-слуховой – прослушивание музыкального примера с последующим показом движений преподавателем.
- Словесный – беседа о характере музыки, её художественных образах; объяснение средств музыкальной выразительности; эмоциональный рассказ преподавателя о прозвучавшем произведении, необходимый для формирования у обучающихся ассоциативного восприятия музыки; аналитический: оценка результатов учебного процесса и разбор индивидуальных возможностей обучающихся.
- Практический – предварительное изучение подготовительных танцевальных движений, упражнений с предметами, с последующим включением их в музыкально-ритмические этюды; простейшие танцевальные композиции с элементами русского (национального) танца и сюжетные игры.
Данные методы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета. Они основаны на изучении опыта и лучших традиций отечественной школы преподавания ритмики (авторы: С.Д.Руднева, И.В.Лифиц, Е.В.Конорова ).
1.8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории (балетные залы), предназначенные для реализации учебного предмета «Ритмика» оснащаются пианино/роялями. Площадь балетных залов должна быть не менее 40 кв.м., иметь пригодное для занятий напольное покрытие (деревянный пол или специализированное (линолеумное) покрытие), зеркала размером 7м х 2м на одной стене. Школа должна иметь театрально-концертный зал с пианино или роялем, пультами, светотехническим и звукотехническим оборудованием; костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для сценических выступлений, репетиционного процесса и учебных занятий.
Также необходимо наличие раздевалок для переодевания и душевых для обучающихся и преподавателей.
- Содержание учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Ритмика», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия
Срок обучения 1 год
Таблица 2
Класс | 1 |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 33 |
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 2 |
Общее количество часов на аудиторные занятия | 66 |
Количество часов на самостоятельную работу в неделю | - |
Общее количество часов на самостоятельную работу по годам | - |
Общее количество часов на внеаудиторную (самостоятельную работу | - |
Максимальное кол-во часов занятий в неделю (аудиторные и самостоятельные) | 2 |
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные и самостоятельные) | 66 |
Объём времени на консультации (по годам) | 4 |
Общий объём времени на консультации | 4 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Срок обучения 5 лет
1 класс (2 урока в неделю)
Тема 1. Развитие слуховых способностей восприятия средств музыкальной выразительности
Характер музыки
- умение слушать музыку и определять её характер;
- отражать в движении разнообразные оттенки характера музыкальных произведений (весёлый, спокойный, энергичный, торжественный и т.д.).
Динамика (сила звука)
- forte (громко)
- piano (тихо)
- fortissimo (очень громко)
- crescendo (постепенно увеличивая силу звука)
- diminuendo (постепенно ослабляя силу звука)
- понятие штрихов legato (связанно) и staccato (отрывисто)
- sforzando (акцентируя, выделяя с силой)
- пианиссимо (pp) (очень тихо)
- фортиссимо (ff) (очень громко)
Темп (скорость музыкального движения)
- allegro (быстро)
- allegretto (довольно быстро)
- andante (не спеша)
- adagio (медленно)
- lento (очень медленно)
- ritenuto (постепенно замедляя)
- accelerando (постепенно ускоряя)
Метроритм (метр, музыкальный размер)
- 2/4, 3/4, 4/4, 6/8;
- такт, сильные и слабые доли такта;
- тактовые и затактовые вступления;
- тактирование (дирижирование) в указанных размерах.
Строение музыкального произведения (форма и фактура)
- двухчастная, трёхчастная, куплетная формы;
- фраза;
- мотив, предложение, период;
- начало и окончание музыкальной фразы;
- понятие о вступлении, куплете, запеве и припеве;
- мелодия и аккомпанемент.
Длительности. Ритмический рисунок
- целые, половинные, четверти, восьмые, шестнадцатые;
- ритмические рисунки (сочетание указанных длительностей);
- несложное двухголосие, каноны с порядком вступления голосов в 1-2 такта;
- ритмические диктанты, так называемое «ритмическое эхо» (учащиеся повторяют по памяти движением ритмический рисунок прослушанной музыки (фразы, предложения), исполненной концертмейстером на музыкальном инструменте);
- ритмические фигуры «четверть с точкой и восьмая» или «восьмая с точкой и шестнадцатая».
Маршевая и танцевальная музыка
- особенности танцевальных жанров: полька, лендлер, галоп;
- слушание и анализ маршевой и танцевальной музыки.
Тема 2. Формирование танцевально-двигательных навыков, основанных на метроритмической организации музыки
- танцевальные шаги и бег в соответствии с музыкальными длительностями и музыкальными размерами; дирижирование во время исполнения шагов:
- танцевальный шаг в продвижении вперёд и назад;
- шаг на полупальцах в продвижении вперёд и назад;
- шаг с высоким подъёмом колена на всей стопе и на полупальцах;
- лёгкий бег; бег, сгибая ноги сзади; бег, вынося прямые ноги вперёд;
- подскоки;
- галоп;
- позиции ног, смена позиций ног на новый музыкальный такт;
- позиции и положения рук, переводы рук из позиции в позицию; положения рук в паре;
- положения корпуса;
- простейшие элементы русского (национального) танца; ритмический рисунок в движении и музыке:
- шаг польки;
- русский переменный шаг;
- припадание;
- «ковырялочка»;
- «гармошка»;
- притопы;
- хлопки в ладоши соло и в паре.
- прыжки (на двух ногах на месте, в продвижении вперёд, в повороте вокруг себя) в соответствии с музыкальными длительностями и ритмическими рисунками;
- упражнения на ориентировку в пространстве (повороты вправо-влево, движение по линии и против линии танца, движение по диагонали); согласовывать изменение направления движения с построением музыкального произведения;
- построения и перестроения (рисунки в танце); смена рисунка в танце в соответствии с музыкальным периодом, предложением, фразой.
Тема 3. Музыкально-ритмические этюды и игры
(возможно использование предметов и музыкальных шумовых инструментов).
- этюды с предметами (мяч, скакалка, обруч, шарф, лента и т. д.);
- этюды с использованием детских музыкальных инструментов (бубен, колокольчики, маракасы, ложки, барабан и т. д.);
- музыкально-ритмические этюды и танцы, сочиненные самими учащимися;
- музыкально-ритмические игры (сюжетные и ролевые).
Объем знаний и умений
Ученики должны иметь следующие знания, умения, навыки:
- уметь определять выразительные средства музыки - характер, темп, штрихи, регистр, динамические оттенки;
- знать музыкальную и балетную терминологии в объеме знаний учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Ритмика»;
- музыкальный размер 2/4, ¾, 4/4, 6/8;
- затакт;
- различать жанры в музыке: песня, танец, марш;
- знать особенности народной и классической музыки;
- уметь правильно исполнять движения в характере музыки;
- слышать изменения звучания темпа в музыке и передавать их движением;
- выполнять упражнения с предметами и без них под музыку в простых и сложных музыкальных размерах;
- уметь видеть свои ошибки и ошибки других учеников;
- уметь координировать движения рук, ног и головы;
- уметь ориентироваться в пространстве;
- уметь танцевать в паре и в ансамбле.
3.Требования к уровню подготовки обучающихся
Результатом освоения программы «Хореографическое творчество» по учебному предмету «Ритмика», является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
- знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях;
- первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
- представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
- умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
- навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
4.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Оперативное управление учебным процессом невозможно без осуществления контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Именно через контроль осуществляется проверочная, воспитательная и корректирующая функции.
Оценка качества реализации программы «Ритмика» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, концертах, просмотрах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков.
Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
- Критерии оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
Критерии оценки качества исполнения
Таблица 8
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном) |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия регулярных аудиторных занятий, а также интереса к ним, невыполнение программных требований |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения |
5. Методическое обеспечение учебного процесса
1. Методические рекомендации педагогическим работникам
Первостепенное значение в проведении урока ритмики имеет правильный подбор музыкального материала для занятий, который должен содержать образцы русской (национальной) и зарубежной музыки, как народной, так и классической. Она должна быть высокохудожественной и соответствовать возрасту учащихся. Особо следует уделить внимание работе преподавателя с концертмейстером. Качество исполнения музыкальных произведений должно быть на высоком профессиональном уровне.
Развитие двигательных навыков – одна из главных составляющих успешного выполнения программных требований по учебному предмету «Ритмика». Здесь важную роль играет связь со смежными хореографическими предметами. Целесообразно проводить уроки ритмики параллельно с учебными предметами «Классический танец» и «Гимнастика», где изучается большой объём танцевальных движений и гимнастических упражнений, направленных на укрепление мышечного аппарата учащегося и развитие его танцевальной выразительности.
Не менее важна связь ритмики со смежным музыкальным предметом «Слушание музыки и музыкальная грамота». Теоретические знания, получаемые на этом предмете, должны быть основополагающими для предмета «Ритмика». Преподаватели должны знать программы обоих предметов и соблюдать последовательность в прохождении учебного материала.
Каждое учебное занятие учебного предмета «Ритмика» включает в себя три органически взаимосвязанных раздела, в которых концентрическим методом прорабатываются перечисленные темы курса.
Первый раздел. Развитие слухового восприятия и закрепление полученных навыков в движении.
Второй раздел. Музыкально-ритмическая тренировка.
Третий раздел. Музыкально-ритмические игры и этюды.
Все эти разделы должны чередоваться не механически, а соединяться органично, быть пронизаны единым педагогическим замыслом урока.
Первый раздел
Развитие слухового восприятия и закрепление полученных навыков в движении
Главная цель - научить ребенка эмоционально воспринимать музыку и передавать её характер в движениях. Умение понимать музыкальный язык формируется на учебном предмете «Ритмика» в разных видах учебной деятельности, таких как: развитие мелодического слуха, чувства ритма, координации движений с музыкой. Это создает основу для дальнейшей реализации предпрофессиональной образовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Второй раздел
Музыкально-ритмическая тренировка
Музыкально-ритмическая тренировка является основой данного курса и подготовкой к последующим выступлениям ребенка на сцене. В ритмике используются несложные элементы народных плясок, хороводов, которые составляют основу современных детских композиций.
Третий раздел
Музыкально-ритмические игры и этюды
Данный раздел решает важные и неотъемлемые для полноценного развития ребенка задачи. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта. В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил.
Образовательный процесс учебного предмета «Ритмика» предполагает решение следующих задач.
Задачи первого этапа обучения:
- ознакомление детей с новыми упражнениями, пляской, хороводом или игрой;
- создания целостного впечатления о музыке и движении;
- разучивания движения.
Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмическое движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен быть точным, эмоциональным и целостным.
Задачи второго этапа обучения:
- углубленное разучивание музыкально-ритмического движения;
- уточнение его элементов и создание целостного образа музыкального произведения.
Преподаватель дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, доброжелательно оценивает достижения учащихся.
Задачи третьего этапа обучения:
закрепление представления о музыке и движении, поощрение самостоятельной творческой работы учащихся. Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмического движения направлена на качество его исполнения. Преподаватель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.
6.Список рекомендуемой методической литературы
- Барышникова Т. Азбука хореографии. М., 2000
- Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. Упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. Часть 1 и Часть 2. М., 1981
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика. СПб, 2000
- Горшкова Е. В. От жеста к танцу. М.: Издательство «Гном и Д», 2004
- Играем с начала. Гимнастика, ритмика, танец. М., 2007
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной школы. Выпуск 1. Издательство «Музыка». М., 1972
- Конорова Е.В. Занятия по ритмике в III и IV классах музыкальной школы. Выпуск 2. Издательство «Музыка». М., 1973
- Конорова Е. В. Танец и ритмика. М: Музгиз, 1960
- Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. Занятия по ритмике в подготовительных классах. Выпуск 1. М.: Музгиз, 1963, 1972, 1979
- Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов. М, 2000
- Климов А. Основы русского народного танца. М., Издательство «Московского государственного института культуры», 1994
- Лифиц И., Франио Г. Методическое пособие по ритмике. М., 1987
- Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей. Учебно-методическое пособие. М., Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008
- Программы для хореографических школ искусств. Составитель Бахтов С.М. - М.,1984
- Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение, 1972
- Ткаченко Т.С. Народные танцы. М., 1975
- Франио Г. Ритмика в детской музыкальной школе, М., 1997
- Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. М., 1989
- Чибрикова-Луговская А.Е. Ритмика. М., Издательский дом «Дрофа», 1998
- Школа танца для юных. СПб, 2003
- Шукшина З. Ритмика. М., Музыка, 1979
- Яновская В. Ритмика. М., Музыка, 1979
Интернет ресурсы
- http://piruet.info
- http://www.monlo.ru/time2
- www. psychlib.ru
- www. horeograf.com
- www.balletmusic.ru
- http://pedagogic.ru
http://spo.1september.ru
- http://www.fizkultura-vsem.ru
- http://www.rambler.ru/
- www.google.ru
- www.plie.ru