Инструменты формирующего оценивания в дополнительном образовании детей на занятиях хореографией.
В том случае, когда обучающиеся и педагог одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Дети должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formiruyushchee_otsenivanie.docx | 22.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструменты формирующего оценивания в дополнительном образовании детей на занятиях хореографией.
В том случае, когда обучающиеся и педагог одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения, процесс обучения становится более эффективным. Дети должны представлять себе, что такое результаты обучения, и в любой момент времени понять, на каком этапе они находятся, оценить точность выполненных действий, скорректировать при необходимости, понять когда достигнут планируемый результат.
Формирующая оценка – «обратная связь» для обучающихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценки - способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого обучающегося.
Формирующая оценка - оценка способствующая обучению:
- элемент эффективного планирования,
- в центре внимания то, как обучающиеся приобретают знания,
- является ключевым профессиональным навыком педагога,
- обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев,
- помогает детям понять, как можно улучшить свои результаты,
- развивает способность к самооценке и взаимооценке,
- отражает все образовательные достижения;
- должна быть постоянным элементом урока.
Формирующее оценивание позволяет педагогу:
четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
- может помогать учиться на ошибках;
- может помогать понять, что важно;
- может помогать понять, что у них получается;
- может помогать обнаруживать, что они не знают;
- может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
Пять принципов формирующего оценивания
- Педагог регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии, замечания и т.п. по поводу их деятельности.
- Дети принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
- Педагог меняет техники и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения.
- Педагог осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку учащихся.
- Педагог осознает необходимость научить учащихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах. Система критериального оценивания должна давать возможность:
- определить, насколько успешно усвоен тот или иной материал;
- определить, сформирован ли тот или иной практический навык;
- сверить достигнутый обучающимися уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).
Как разрабатывать систему критериальной оценки:
критерии направлены на оценку работы детей (на промежуточном или финальном этапе);
- работа обучающихся оценивается по критериям или сравнивается с эталоном (образцом отлично выполненной работы), а не с достижениями других учеников;
- критерии известны обучающимся заранее;
- создание четкого алгоритма выведения отметки, по которому ребенок может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
- критерий оценивания – конкретное выражение учебных целей; оцениваться может только то, чему учат.
Обучающемуся вместе с педагогом важно отвечать на следующие вопросы:
- К какой цели мы идём?
- Как я продвигаюсь к этой цели?
- Какой мне сделать следующий шаг?
Есть ли будущее у формирующего оценивания?
В своей работе я использую следующие оценочные техники и инструменты для реализации формирующего оценивания:
Техника «Сигналы рукой»
Педагог останавливает объяснение и просит обучающихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого педагог предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
Я понимаю __________и могу объяснить и показать (большой палец руки направлен вверх).
Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону).
Я не совсем уверен в ______________ (помахать рукой).
Посмотрев на сигналы, педагог задает уточняющие вопросы: «Что именно вы не поняли?» Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов педагог принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы.
Видео съёмка.
После изучения новой комбинации или номера, педагог снимает на видео полученный результат, после чего дети просматривают видео и оценивают свой результат. Такую технику можно проводить и в классе, в ходе изучения рабочего материала, и на сцене во время показа сценического номера.