Танцы на колясках

Булгак Елена Антоновна

обзор направления танцы на колясках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tantsy_na_kolyaskah.docx245.7 КБ

Предварительный просмотр:

Танцы на колясках

Автор: педагог дополнительного образования

Елена Антоновна БулгакC:\Users\Elena\Desktop\курсы\544f266b.jpg

Впервые танцы на инвалидных колясках (WHEELCHAIR DANCING) появились в Великобритании в середине 1960-х годов, и к концу 1970-х годов танцы на колясках распространились по всей Европе. В настоящие время более чем пять тысяч танцоров из 40 стран мира (1500 партнеров - не в колясках и 4000 - в колясках) участвуют в танцевальном виде спорта, как на профессиональном уровне, так и на любительском. 

Существуют различные категории для занятий танцами на колясках:

1. Танцуют два партнера в колясках - дуэтный танец (DUO DANCE)

2. Танцует один человек, сидящий в коляске - одиночный танец (SINGLE DANCE)

3.Танцует человек в коляске в паре с танцором не инвалидом - комбинированный танец (COMBI DANCE)

4. Танцует несколько партнеров с колясках или совместно с партнерами не на колясках - танец в ансамбле (GROUP DANCE)

Развитие танцы на колясках получили в различных направлениях: бальный и народный, латиноамериканский и европейский, балет и современный танец.

Занятие людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата физической культурой и спортом во многих случаях можно рассматривать не только как средство реабилитации, но и как постоянную форму жизненной активности – социальной занятости и достижений. Как и всякое искусство, танец доставляет ни с чем несравнимое удовольствие, именно в танце можно познать свой дух, своё тело, выразить своё настроение и эмоции в эстетической форме.

Спортивное направление танцев на колясках активно развивается в мире и, в частности, в России. Широкое распространение информация о спортивных танцах на колясках приобрела в современных средствах массовой информации, а также в специализированной литературе. Необходимо отметить, что на современной педагогической и инклюзивной арене практически отсутствует методическая литература по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата спортивным танцам на колясках. Существующие программы по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата спортивным танцам на колясках преимущественно носят частный характер. Спортивные танцы на колясках – это особый вид адаптивного спорта, активно развивающийся в настоящее время во всём мире, включающий в себя интегративные и социальные особенности, которые используются в формировании духовного и физического равновесия людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При обучении спортивным танцам на колясках детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует учитывать, что дети не знают всех своих возможностей, так как ограничение опыта в силу двигательных нарушений замыкает круг их представлений и действий.

Основная задача обучения по танцевальным программам для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: раскрытие и развитие возможностей у данной категории обучающихся, и создание у них уверенности в собственных силах, что положительно сказывается на результатах реабилитации.

Общие задачи:

- укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды;

- обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых навыков и умений;

 - развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности;

 - воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности.

Специфические задачи:

- коррекция и развитие координационных способностей – согласованности движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и др.;

 - коррекция и развитие физической подготовленности – мышечной силы, элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости, выносливости, подвижности в суставах;

- компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых видов движений за счёт сохранных функций в случае невозможности коррекции;

 - профилактика и коррекция соматических нарушений – осанки, сколиоза, плоскостопия, телосложения, дыхательной и сердечно - сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм;

- коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических восприятий и т.п.;

 - коррекция психических нарушений в процессе деятельности – зрительно-предметного и зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного и вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи, воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п.;

- коррекция нарушений статики и локомоций путём последовательного разрешения вышеперечисленных задач, а также систематической тренировки равновесия тела, опороспособности конечностей, развития координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах.

Принципы построения программ:

- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения;

- принцип системности и последовательности в практическом овладении основами танцевального мастерства;

- принцип доступности подразумевает обучение движениям от простого к сложному, постепенное усложнение учебного материала;

- принцип наглядности, привлечение образного восприятия, использование показа;

- принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

- принцип компенсаторной направленности педагогических воздействий;

- принцип приоритетной роли микросоциума состоит в единстве коррекционной работы с ребёнком и его окружением, прежде всего с родителями.

Разделы программ:

- ОФП процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности;

- ритмика – необходима для овладения простейшими ритмами, развитие координации движений;

- хореография – изучает основные позиции рук, корпуса, головы, основные танцевальные движения и фигуры спортивного танца;

- спортивные танцы – включает в себя латино-американскую и европейскую программы;

- техника владения спортивной коляски – основной компонент программы в состав, которого входит обучение свободному владению спортивной коляски.

Планируемые результаты:C:\Users\Elena\Desktop\курсы\92956.jpg

 - использование в повседневной жизни, неформальной обстановке, в проведении досуга знания, умения и навыки, полученные во время обучения;

- понимание учащимися значения общеразвивающих упражнений и правильно выполнять упражнения общефизической подготовки;

- преодоление неуверенности в себе, выработка стремления к победе (в турнире, конкурсе, фестивале);

- формирование коммуникативных навыков, понятия о культуре общения и поведения в коллективе, расширение опыта социального взаимодействия.

Танцы на колясках помогают обучающимся с ограниченными возможностями здоровья не потерять себя и не закрыться в своей капсуле.