Программа "Сценическое движение"
- Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сценическое движение» (далее – программа) имеет художественную направленность.
Занятия сценическим танцем усиливают способность чувствовать и распознавать чувства других людей, сопереживать, реагировать на события и оказывать дружескую поддержку окружающим. Танец помогает найти гармонию с людьми, природой, музыкой и своим предназначением!
Актуальность программы
Программа составлена с учётом тенденций сценического искусства нашего времени и соответствует уровню развития современной детской педагогики, поэтому является актуальной и востребованной на сегодняшний день.
Программа необходима для формирования знаний о законах сценического движения и умений их использовать при работе учащегося над самим собой. Основной формой работы по программе являются систематические тренинги и упражнения для развития качеств, необходимых в практической деятельности.
Отличительные особенности программы/ новизна заключаются в изучении частных двигательных навыков – технических приемов выполнения сценических задач повышенной сложности и ознакомление с исторической стилистикой движения. В программу включены такие разделы, как основы сценического движения, дыхательные практики, ритмика, танец, основы гимнастики и акробатики. Эти разделы направлены на развитие у детей музыкально-артистических данных, внутренней психотехники, творчества, фантазии и воображения, целеустремленности, ответственности за результат, способности к профессиональному самоопределению и способствуют постижению природы сценической деятельности. В центр внимания учебно-воспитательного процесса ставится личность учащегося, его интересы, индивидуальные особенности, потребность в творческой деятельности, способность к импровизации.
Адресат программы
Данная программа предназначена для учащихся 6-9 лет, проявляющих интерес к хореографии.
Обучение по данной программе будет актуально для следующей категории учащихся:
- степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;
- наличие определённой физической подготовки;
- физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний).
Объем и срок реализации программы
Продолжительность освоения программы составляет 144 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Уровень освоения программы – общекультурный (базовый).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mironova_yu.a._stsenicheskoe_dvizhenie.docx | 67.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи»
Калининского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО
Протокол Педагогического совета
№ ____ от «___» _____ 2021 года
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № ____ от «___» ______ 2021 года
Директор _______________ /В.А. Зотова/
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Сценическое движение»
Возраст учащихся: 6-9 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
Миронова Юлия Андреевна,
педагог дополнительного образования
Консультант:
Седельникова Анастасия Ярославовна,
методист
Санкт-Петербург
2021 г.
Оглавление
1. Основные характеристики программы 3
1.2. Цели и задачи программы 4
1.3. Организационно-педагогические условия реализации программы 5
2.1. Учебный план 1 года обучения 10
2.2. Содержание разделов программы 1 года обучения 11
3. Рабочая программа на 1 год обучения 13
6. Календарный учебный график 36
- Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сценическое движение» (далее – программа) имеет художественную направленность.
Занятия сценическим танцем усиливают способность чувствовать и распознавать чувства других людей, сопереживать, реагировать на события и оказывать дружескую поддержку окружающим. Танец помогает найти гармонию с людьми, природой, музыкой и своим предназначением!
Актуальность программы
Программа составлена с учётом тенденций сценического искусства нашего времени и соответствует уровню развития современной детской педагогики, поэтому является актуальной и востребованной на сегодняшний день.
Программа необходима для формирования знаний о законах сценического движения и умений их использовать при работе учащегося над самим собой. Основной формой работы по программе являются систематические тренинги и упражнения для развития качеств, необходимых в практической деятельности.
Отличительные особенности программы/ новизна заключаются в изучении частных двигательных навыков – технических приемов выполнения сценических задач повышенной сложности и ознакомление с исторической стилистикой движения. В программу включены такие разделы, как основы сценического движения, дыхательные практики, ритмика, танец, основы гимнастики и акробатики. Эти разделы направлены на развитие у детей музыкально-артистических данных, внутренней психотехники, творчества, фантазии и воображения, целеустремленности, ответственности за результат, способности к профессиональному самоопределению и способствуют постижению природы сценической деятельности. В центр внимания учебно-воспитательного процесса ставится личность учащегося, его интересы, индивидуальные особенности, потребность в творческой деятельности, способность к импровизации.
Адресат программы
Данная программа предназначена для учащихся 6-9 лет, проявляющих интерес к хореографии.
Обучение по данной программе будет актуально для следующей категории учащихся:
- степень сформированности интересов и мотивации к данной предметной области;
- наличие определённой физической подготовки;
- физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний).
Объем и срок реализации программы
Продолжительность освоения программы составляет 144 часов. Программа рассчитана на 1 год обучения.
Уровень освоения программы – общекультурный (базовый).
- Цели и задачи программы
Цель: формирование активной, творческой личности, обогащение её духовного и эмоционально-чувственного опыта через освоение комплекса навыков сценического движения и пластической культуры.
Задачи:
Воспитательные (личностные):
- дать представление об общей культуры поведения;
- дать представление о чувстве ответственности, добросовестного и четкого выполнения поставленных сценических задач;
- дать представление о доброжелательном, уважительном отношении к окружающим (педагогу, товарищам по группе и т.д.);
Развивающие (метапредметные):
- обучить умению двигательной координации, осанки, музыкально-двигательной памяти, мобильности, собранности;
- обучить умению пластичности, гибкости, музыкальности двигательного аппарата, образного мышления и креативности;
- обучить умению навыков актерского мастерства посредством сценического движения;
- обучить умению внимания и зрительной памяти;
- развить творческие способности через выполнение различных творческих заданий и импровизации;
Обучающие (образовательные, предметные):
- формировать театрально-сценические навыки;
- расширить художественные задачи средствами сценической и пластической выразительности;
- совершенствовать творческую выразительность учащихся;
- использовать опорно-двигательный аппарата как одно из основных средств выразительности учащихся;
- обучить художественному вкусу и логическому мышлению.
- Организационно-педагогические условия реализации программы
Условия реализации программы
К условиям реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы относятся:
Программа реализуется на бюджетной основе.
При реализации программы используются интерактивные формы обучения.
Режим занятий разработан в соответствии с требованиями и нормами санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Обучение по программе возможно с применением электронного формата обучения и дистанционных образовательных технологий.
Условия набора в коллектив: принимаются все желающие.
- Количество учащихся в группе: оптимальный состав учебной группы от 14 до 20 человек.
- Условия формирования групп: разновозрастные группы, где 1 год обучения – учащиеся 6-9 лет,
Режим занятий. занятия проходят в соответствии с расписанием 2 раз в неделю по 2 академических часа, продолжительность одного академического часа составляет 45 минут.
Особенности организации образовательного процесса:
- Очная форма обучения.
- Очная форма обучения с использованием дистанционных технологий.
Занятия проводятся на специальных платформах (Сферум, Discord) в сети Интернет. Рабочее место учащегося должно быть оборудовано компьютером, имеющим доступ к сети Интернет, колонками, рабочей поверхностью, необходимыми инструментами. Образовательный процесс организуется в форме видеоуроков, которые педагог отправляет учащимся по электронной почте или использует платформу для онлайн-конференций. Фотоотчёт о выполнении задания учащиеся будут отправлять педагогу на электронную почту или с помощью приложения мессенджера (Viber, Telegram, WhatsApp).
- Дистанционная форма обучения.
- Электронная форма обучения.
Формы организации образовательного процесса:
- групповая;
- фронтальная;
- коллективная;
- парное обучение.
Формы организации учебного занятия:
- лекции;
- репетиция;
- концерт;
- экскурсии;
- обучающие игры;
- другое.
Формы воспитательной работы:
- викторина;
- квиз-плиз;
- выезд;
- экскурсии;
- презентация;
- другое.
Материально-техническое оснащение программы
№ п/п | Наименование | Кол-во, шт. |
Профильное оборудование | ||
Станок | 4 | |
Зеркала | 9 | |
Мебель | ||
Стол | 1 | |
Компьютерное оборудование | ||
Ноутбук | 1 | |
Колонка | 1 |
Кадровое обеспечение программы
Педагог дополнительного образования
- Планируемые результаты
Личностные:
- демонстрировать представление об общей культуре поведения;
- демонстрировать чувство ответственности, добросовестно и четко выполнять поставленные сценические задачи;
- демонстрировать доброжелательное, уважительное отношение к окружающим (педагогу, товарищам по группе и т.д.);
- демонстрировать театрально-сценические навыки;
- уметь решать художественные задачи средствами сценической и пластической выразительности;
- демонстрировать творческую выразительность;
- овладеть опорно-двигательным аппаратом как одним из основных средств выразительности актера;
- демонстрировать художественный вкус и логическое мышление.
Метапредметные:
- овладеть двигательной координацией, музыкально-двигательной памятью, мобильностью, собранностью, пластичностью, гибкостью, образным мышлением и креативностью;
- овладеть навыками актерского мастерства посредством сценического движения;
- развить внимание и зрительную память;
- развить творческие способности через выполнение различных творческих заданий и импровизаций;
Предметные:
- овладеть театрально-сценическими навыками;
- демонстрировать художественные задачи средствами сценической и пластической выразительности;
- демонстрировать творческую выразительность учащихся;
- демонстрировать развитые возможности опорно-двигательного аппарата как одного из основных средств выразительности актера;
- проявлять художественный вкус и развитое логическое мышление.
- Содержание программы
- Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, тема | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Вводное занятие | 2 | 2 | Устный опрос | ||
Сценическое движение | 36 | 18 | 18 | Наблюдение | |
Дыхательные практики | 6 | 3 | 3 | Наблюдение | |
Хореография | 32 | 16 | 16 | Наблюдение | |
Гимнастика, акробатика | 32 | 16 | 16 | Наблюдение | |
Постановочно- репетиционная работа над сценическими номерами | 24 | 12 | 12 | Опрос/ Наблюдение | |
Творческие показы и итоговое занятие | 12 | - | 12 | Показательное выступление/ концерт Промежуточная аттестация Открытое занятие/ Анализ Итоговая аттестация | |
ИТОГО: | 144 | 67 | 77 |
- Содержание разделов программы 1 года обучения
- Раздел 1. Вводное занятие
Теория: введение в образовательную программу. Цели и задачи года обучения. Техника безопасности на занятии и при работе на сцене, в зале. Знакомство с репертуаром и планом работы на учебный год.
- Раздел 2. Сценическое движение
Теория: освоение техник мышечного напряжения и расслабления. Развитие способности управлять инерцией движения вызванной потерей равновесия. Активизация поиска пластического образа, рождаемого импульсом. Что такое проектная деятельность
Практика: закрепление навыков двигательной памяти, совершенствование ритмичности, регулирование мышечных напряжений в упражнениях на развитие рече-двигательной координации. Активизация работы с одним и несколькими партнерами. Работа в ансамбле, развитие словесного действия. Проектная деятельность.
- Этюды на движение;
- Акробатические упражнения.
- Раздел 3. Дыхательные практики
Теория: повторение материала по восстановлению пластической формы. Знакомство с новыми упражнениями разминки. Разогрев мышц по уровням: выработка точности и синхронности исполнения движений.
Практика: дыхательный комплекс, стейчинг, релаксация.
- Раздел 4. Хореография
Теория: умение актерски существовать в танце, знакомство с навыками воплощения различных состояний, мыслей, чувств человека и его взаимоотношений с окружающим миром в заданных обстоятельствах. Умение быть в танце органичным, музыкальным, раскованным и эмоционально заразительным. Понятие импровизации.
Практика: танцевальные комбинации сольно, в парах, в группе. Упражнения с использованием элементов народной и классической хореографии: «Полька». Упражнения на импровизацию: «Батл», «Джем», «Лепесток», «Кокон-Бабочка». Постановка танца.
- Раздел 5. Гимнастика, акробатика
Теория: основные навыки построения пластического этюда (тема, проблема, идея, событийный ряд). Поиски пластической формы. Самостоятельная работа над постановкой пластического этюда. Работа над лучшими показанными этюдами. Доработка и оснащение этюдов
Практика: усложнение техники пластических движений и развитие умения выражать образ посредством пластики тела. Умение использовать развитый телесный аппарат, легкое выполнение двигательных задач требующих сочетания высокого уровня координации движений, пластичности, гибкости, выразительности, силы чувства равновесия. Построение пластических этюдов без использования музыкального сопровождения, пластические этюды с использованием музыки. Трюковая пластика, освоение сценического боя с усложнениями. Закрепление правил техники нанесения ударов и техники защиты. Роли в композиции сценического боя.
- Раздел 6. Постановочно-репетиционная работа над сценическим номером
Теория: основы актерского мастерства танцора. Искусство танцевального поклона в паре. Эмоциональное исполнение танца. Мимика и жесты в танце. Создание определенного художественного образа в танце. Взаимоотношения партнеров в паре. Пара как танцевальная единица.
Практика: танцевальные элементы в парах, поклоны, жесты. Постановка танца.
- Раздел 7. Творческие показы и итоговое занятие
Практика: повторение и закрепление театрального репертуара. Исполнение театральных номеров, этюдов: сольно, в паре, в группе.
- Рабочая программа на 1 год обучения
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи»
Калининского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Сценическое движение»
1 год обучения
Для реализации программы «Сценическое движение» на 1 год обучения определяется ряд задач:
Воспитательные (личностные):
- формировать коммуникативные навыки и культуру поведения;
- воспитывать чувство ответственности и самодисциплины;
- воспитывать чувство коллективизма;
- формировать уважительное отношение к театральному наследию;
- приобщать детей к посильному творческому труду;
- формировать способность к самоанализу;
- воспитывать умение уважительно критиковать своих партнеров по сценической площадке.
Развивающие (метапредметные):
- развивать произвольное внимание, сосредоточенность, наблюдательность; зрительную память у учащихся;
- продолжить формировать у учащихся музыкальный и эстетический вкус;
- развивать интерес к различным видам искусства, к разным направлениям музыкального искусства (народного, классического, современного);
- формировать умение работать в паре;
- продолжить развивать фантазию, воображение, образное и критическое мышление;
- развивать пространственную координацию;
- развивать творческие способности детей, музыкальный слух и артистизм;
- развивать эмоциональную сферу личности;
- прививать навыки работы в паре, группе;
- формировать навык публичных выступлений.
Обучающие (образовательные, предметные):
- ознакомить учащихся с историей зарождения танцевального искусства;
- обучить выполнению парных сцен;
- обучать искусству сценического движения;
- формировать умение действовать в заданном образе;
- формировать навыки сценической импровизации.
Содержание тем занятий программы 2 год обучения
- Инструктаж
Теория: творческие планы студии на год
Практика: знакомство с репертуаром. Повторение пройденного материала Техника безопасности и правила поведения
- Дыхательный комплекс
Теория: дыхательный комплекс.
Практика: упражнения на двигательную активность.
- Упражнения на двигательную активность
Теория: дыхательный комплекс.
Практика: упражнения на двигательную активность.
- Общеразвивающие упражнения
Теория: общеразвивающие упражнения.
Практика: разогрев мышц по уровням.
- Разогрев мышц по уровням. Проектная деятельность
Теория: общеразвивающие упражнения. Что такое проектная деятельность
Практика: разогрев мышц по уровням. Проектная деятельность
- Стретчинг и релаксация
Теория: стретчинг и релаксация.
Практика: растяжка и подготовка опорно-двигательного аппарата к нагрузкам.
- Растяжка и подготовка опорно-двигательного аппарата нагрузкам
Теория: стретчинг и релаксация.
Практика: растяжка и подготовка опорно-двигательного аппарата к нагрузкам.
- Танцевальный поклон в паре
Теория: основы актерского мастерства танцора.
Практика: танцевальный поклон в паре. Взаимоотношения партнеров паре.
- Взаимоотношения партнеров паре
Теория: основы актерского мастерства танцора.
Практика: танцевальный поклон в паре. Взаимоотношения партнеров паре.
- Грациозность кошки и других животных.
Теория: грация.
Практика: грациозность кошки и других животных. Игровые упражнения.
- Игровые упражнения. Проектная деятельность
Теория: грация.
Практика: грациозность кошки и других животных. Игровые упражнения. Проектная деятельность
- Упражнения на сенсорно-мышечную координацию. Часть1
Теория: способность видеть, чувствовать и понимать партнеров на сценической площадке.
Практика: упражнения на сенсорно-мышечную координацию.
- Упражнения на сенсорно-мышечную координацию. Часть 2
Теория: способность видеть, чувствовать и понимать партнеров на сценической площадке.
Практика: упражнения на сенсорно-мышечную координацию.
- Танец и музыка. Танец и костюм
Теория: танец и музыка. Танец и костюм.
Практика: упражнения на демонстрацию движений.
- Упражнения на демонстрацию движений
Теория: танец и музыка. Танец и костюм.
Практика: упражнения на демонстрацию движений.
- Трюковая пластика
Теория: трюковая пластика.
Практика: навыки пластического исполнения трюков.
- Навыки пластического исполнения трюков
Теория: трюковая пластика.
Практика: навыки пластического исполнения трюков.
- Вокально-двигательная координация
Теория: вокально-двигательная координация.
Практика: произвольная и непроизвольная координация речи и движений.
- Произвольная и непроизвольная координация речи и движений. Проектная деятельность
Теория: вокально-двигательная координация.
Практика: произвольная и непроизвольная координация речи и движений. Проектная деятельность
- Построение движений по логической схеме. Часть 1
Теория: вокально-двигательная координация.
Практика: построение движений по логической схеме.
- Построение движений по логической схеме. Часть 2. Проектная деятельность
Теория: вокально-двигательная координация.
Практика: построение движений по логической схеме. Проектная деятельность
- Музыкальные игры
Теория: пластика и музыка.
Практика: музыкальные игры, упражнения с движениями под музыку.
- Упражнения с движениями под музыку
Теория: пластика и музыка.
Практика: музыкальные игры, упражнения с движениями под музыку.
- Сценические падения
Теория: трюковая пластика.
Практика: сценические падения. Техника исполнения.
- Техника исполнения
Теория: трюковая пластика.
Практика: сценические падения. Техника исполнения.
- Дыхание, резкие движения и падения на сцене
Теория: дыхание, резкие движения и падения на сцене.
Практика: элементы дыхательного комплекса.
- Элементы дыхательного комплекса
Теория: дыхание, резкие движения и падения на сцене.
Практика: элементы дыхательного комплекса.
- Тренировка многоплоскостного внимания
Теория: техника исполнительства.
Практика: тренировка многоплоскостного внимания, мышечной памяти, ритмичности.
- Тренировка мышечной памяти, ритмичности
Теория: техника исполнительства.
Практика: тренировка многоплоскостного внимания, мышечной памяти, ритмичности.
- Расстановка на сцене
Теория: подготовка к творческому показу.
Практика: расстановка на сцене, репетиция с реквизитом.
- Репетиция с реквизитом
Теория: подготовка к творческому показу.
Практика: расстановка на сцене, репетиция с реквизитом.
- Открытый урок для детей студии
Практика: творческий показ.
- Открытый урок для родителей
Практика: творческий показ.
- Вокально-двигательная координация
Теория: вокально-двигательная координация.
Практика: сочетание ритмизированной речи с аритмичным движением, смена скоростей.
- Сочетание ритмизированной речи с аритмичным движением. Проектная деятельность
Теория: вокально-двигательная координация.
Практика: сочетание ритмизированной речи с аритмичным движением, смена скоростей. Проектная деятельность
- Темпо-ритм
Теория: темпо-ритм.
Практика: тренировка мышечной реакции сменяющимся темпом.
- Тренировка мышечной реакции сменяющимся темпом
Теория: темпо-ритм.
Практика: тренировка мышечной реакции сменяющимся темпом.
- Виды и композиционные построения.
Теория: народный танец.
Практика: виды и композиционные построения. Хороводы.
- Хороводы
Теория: народный танец.
Практика: виды и композиционные построения. Хороводы.
- Образ
Теория: образ.
Практика: образ движения и возникновение идеомоторных движений.
- Образ движения и возникновение идеомоторных движений. Проектная деятельность.
Теория: образ.
Практика: образ движения и возникновение идеомоторных движений. Проектная деятельносьт
- Групповая работа
Теория: групповая работа.
Практика: согласование движений во времени и пространстве в соответствии с движениями партнеров.
- Согласование движений во времени и пространстве в соответствии с движениями партнеров
Теория: групповая работа.
Практика: согласование движений во времени и пространстве в соответствии с движениями партнеров.
- Искусство классического танца
Теория: искусство классического танца.
Практика: отработка элементов классического танца в спектакле.
- Отработка элементов классического танца в спектакле
Теория: искусство классического танца.
Практика: отработка элементов классического танца в спектакле.
- Пластические трюки
Теория: пластические трюки.
Практика: освоение техники пластических трюков (кувырки, перекаты, колесо, боковой перекат).
- Освоение техники пластических трюков
Теория: пластические трюки.
Практика: освоение техники пластических трюков (кувырки, перекаты, колесо, боковой перекат).
- Дыхание и ритмический рисунок
Теория: дыхание и ритмический рисунок.
Практика: навык дыхательного восприятия темпо-ритма.
- Навык дыхательного восприятия темпо-ритма
Теория: дыхание и ритмический рисунок.
Практика: навык дыхательного восприятия темпо-ритма.
- Координация движений с пением
Теория: координация движений с пением.
Практика: составление этюдов.
- Составление этюдов. Проектная деятельность.
Теория: координация движений с пением.
Практика: составление этюдов. Проектная деятельность
- Искусство современного танца
Теория: искусство современного танца.
Практика: отработка элементов современного танца в спектакле (диско, джаз, модерн, фанк).
- Отработка элементов современного танца в спектакле
Теория: искусство современного танца.
Практика: отработка элементов современного танца в спектакле (диско, джаз, модерн, фанк).
- Трюковые падения
Теория: трюковые падения.
Практика: элементы мышечного тренажа для освоения техники падений на сцене.
- Элементы мышечного тренажа для освоения техники падений на сцене
Теория: трюковые падения.
Практика: элементы мышечного тренажа для освоения техники падений на сцене
- Перевоплощение
Теория: перевоплощение.
Практика: упражнения на навык перевоплощения через ритмические характеристики образов, природы, предметов.
- Упражнения на навык перевоплощения через ритмические характеристики образов, природы, предметов. Проектная деятельность
Теория: перевоплощение.
Практика: упражнения на навык перевоплощения через ритмические характеристики образов, природы, предметов. Проектная деятельность
- Создание этюдов на перевоплощение сольно, в паре
Теория: перевоплощение.
Практика: создание этюдов на перевоплощение (сольно, в паре, в группе).
- Создание этюдов на перевоплощение в группе. Проектная деятельность
Теория: перевоплощение.
Практика: создание этюдов на перевоплощение (сольно, в паре, в группе). Проектная деятельнось.
- Композиция и импровизация
Теория: композиция и импровизация.
Практика: бесконтактное взаимодействие и распределение в пространстве.
- Бесконтактное взаимодействие и распределение в пространстве
Теория: композиция и импровизация.
Практика: бесконтактное взаимодействие и распределение в пространстве.
- Реквизит, предмет в танце
Теория: реквизит, предмет в танце.
Практика: создание пластического этюда с использованием театрального реквизита.
- Создание пластического этюда с использованием театрального реквизита
Теория: реквизит, предмет в танце.
Практика: создание пластического этюда с использованием театрального реквизита.
- Работа с предметом
Теория: работа с предметом.
Практика: упражнения гимнастические, акробатические, на сопротивление и борьбу, с предметами.
- Упражнения гимнастические, акробатические
Теория: работа с предметом.
Практика: упражнения гимнастические, акробатические, на сопротивление и борьбу, с предметами.
- Подготовка к творческому показу
Теория: подготовка к творческому показу.
Практика: сводная репетиция на сцене.
- Сводная репетиция на сцене
Теория: подготовка к творческому показу.
Практика: сводная репетиция на сцене.
- Открытый урок для детей студии
Практика: творческий показ.
- Открытый урок для родителей
Практика: творческий показ.
- Отработка основных элементов сценического материала. Часть 1
Теория: техника исполнительства.
Практика: отработка основных элементов сценического материала.
- Отработка основных элементов сценического материала. Часть 2
Теория: техника исполнительства.
Практика: отработка основных элементов сценического материала.
- Отчетный концерт
Практика: итоговое занятие учебного года.
Планируемые результаты освоения программы
По окончании 2 года обучения учащиеся должны
Знать:
- технику безопасности;
- основные правила сценического движения;
- основные правила выполнения сложных пластических и силовых упражнений.
Уметь:
- контролировать физическое состояние своего тела;
- сосредотачиваться на выполнении индивидуальных заданий;
- сосредотачиваться на выполнении сложных пластических, силовых и координационных упражнений как с партнёром, так и самостоятельно;
- демонстрировать развитие некоторых личностных и психофизических качеств.
Календарно-тематический план
2 год обучения
№ п/п | Дата занятия | Раздел | Тема | Всего | Форма занятий | Форма контроля | |
План | Факт | ||||||
1 | 01.09 | Вводное занятие. | Инструктаж | 2 | Беседа | Начальная диагностика | |
2 | 06.09 | Дыхательные практики | Дыхательный комплекс | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
3 | 08.09 | Дыхательные практики | Упражнения на двигательную активность | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
4 | 13.09 | Сценическое движение | Общеразвивающие упражнения | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
5 | 15.09 | Сценическое движение | Разогрев мышц по уровням. Проектная деятельность | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
6 | 20.09 | Гимнастика и акробатика | Стретчинг и релаксация | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
7 | 22.09 | Гимнастика и акробатика | Растяжка и подготовка опорно-двигательного аппарата нагрузкам | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
8 | 27.09 | Хореография | Танцевальный поклон в паре | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
9 | 29.09 | Хореография | Взаимоотношения партнеров паре | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
10 | 04.10 | Сценическое движение | Грациозность кошки и других животных. | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
11 | 06.10 | Сценическое движение | Игровые упражнения. Проектная деятельность | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
12 | 11.10 | Постановочно- репетиционная работа | Упражнения на сенсорно-мышечную координацию. Часть 1 | 2 | Постановочная работа | Наблюдение | |
13 | 13.10 | Постановочно- репетиционная работа | Упражнения на сенсорно-мышечную координацию. Часть 2 | 2 | Постановочная работа | Наблюдение | |
14 | 18.10 | Хореография | Танец и музыка. Танец и костюм | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
15 | 20.10 | Хореография | Упражнения на демонстрацию движений | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
16 | 25.10 | Гимнастика и акробатика | Трюковая пластика | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
17 | 27.10 | Гимнастика и акробатика | Навыки пластического исполнения трюков | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
18 | 01.11 | Сценическое движение | Вокально-двигательная координация | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
19 | 03.11 | Сценическое движение | Произвольная и непроизвольная координация речи и движений. Проектная деятельность | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
20 | 08.11 | Сценическое движение | Построение движений по логической схеме. Часть 1 | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
21 | 10.11 | Сценическое движение | Построение движений по логической схеме. Часть 2. Проектная деятельность. | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
22 | 15.11 | Хореография | Музыкальные игры | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
23 | 17.11 | Хореография | Упражнения с движениями под музыку | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
24 | 22.11 | Гимнастика и акробатика | Сценические падения | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
25 | 24.11 | Гимнастика и акробатика | Техника исполнения | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
26 | 29.11 | Дыхательные практики | Дыхание, резкие движения и падения на сцене | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
27 | 01.12 | Дыхательные практики | Элементы дыхательного комплекса | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
28 | 06.12 | Хореография | Тренировка многоплоскостного внимания | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
29 | 08.12 | Хореография | Тренировка мышечной памяти, ритмичности | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
30 | 13.12 | Постановочно - репетиционная работа | Расстановка на сцене | 2 | Постановочная работа | Наблюдение | |
31 | 15.12 | Постановочно - репетиционная работа | Репетиция с реквизитом | 2 | Постановочная работа | Наблюдение | |
32 | 20.12 | Творческий показ | Открытый урок для детей студии | 2 | Открытое занятие | Анализ | |
33 | 22.12 | Творческий показ | Открытый урок для родителей | 2 | Открытое занятие | Анализ | |
34 | 27.12 | Сценическое движение | Вокально-двигательная координация | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
35 | 29.12 | Сценическое движение | Сочетание ритмизированной речи с аритмичным движением. Проектная деятельность | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
36 | 10.01 | Гимнастика и акробатика | Темпо-ритм | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
37 | 12.01 | Гимнастика и акробатика | Тренировка мышечной реакции сменяющимся темпом | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
38 | 17.01 | Хореография | Виды и композиционные построения. | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
39 | 19.01 | Хореография | Хороводы | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
40 | 24.01 | Сценическое движение | Образ | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
41 | 26.01 | Сценическое движение | Образ движения и возникновение идеомоторных движений. Проектная деятельность. | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
42 | 31.01 | Постановочно- репетиционная работа | Групповая работа | 2 | Постановочная работа | Наблюдение | |
43 | 02.02 | Постановочно- репетиционная работа | Согласование движений во времени и пространстве в соответствии с движениями партнеров | 2 | Постановочная работа | Наблюдение | |
44 | 07.02 | Хореография | Искусство классического танца | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
45 | 09.02 | Хореография | Отработка элементов классического танца в спектакле | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
46 | 14.02 | Гимнастика и акробатика | Пластические трюки | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
47 | 16.02 | Гимнастика и акробатика | Освоение техники пластических трюков | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
48 | 21.02 | Дыхательные практики | Дыхание и ритмический рисунок | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
49 | 28.02 | Дыхательные практики | Навык дыхательного восприятия темпо-ритма | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
50 | 02.03 | Сценическое движение | Координация движений с пением | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
51 | 07.03 | Сценическое движение | Составление этюдов. Проектная деятельность. | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
52 | 09.03 | Хореография | Искусство современного танца | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
53 | 14.03 | Хореография | Отработка элементов современного танца в спектакле | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
54 | 16.03 | Гимнастика и акробатика | Трюковые падения | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
55 | 21.03 | Гимнастика и акробатика | Элементы мышечного тренажа для освоения техники падений на сцене | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
56 | 23.03 | Сценическое движение | Перевоплощение | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
57 | 28.03 | Сценическое движение | Упражнения на навык перевоплощения через ритмические характеристики образов, природы, предметов. Проектная деятельность | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
58 | 30.03 | Сценическое движение | Создание этюдов на перевоплощение сольно, в паре | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
59 | 04.04 | Сценическое движение | Создание этюдов на перевоплощение в группе. Проектная деятельность | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
60 | 06.04 | Гимнастика и акробатика | Композиция и импровизация | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
61 | 11.04 | Гимнастика и акробатика | Бесконтактное взаимодействие и распределение в пространстве | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
62 | 13.04 | Хореография | Реквизит, предмет в танце | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
63 | 18.04 | Хореография | Создание пластического этюда с использованием театрального реквизита | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
64 | 20.04 | Гимнастика и акробатика | Работа с предметом | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
65 | 25.04 | Гимнастика и акробатика | Упражнения гимнастические, акробатические | 2 | Учебное занятие | Наблюдение | |
66 | 27.04 | Постановочно- репетиционная работа | Подготовка к творческому показу | 2 | Репетиционная работа | ||
67 | 04.05 | Постановочно- репетиционная работа | Сводная репетиция на сцене | 2 | Репетиционная работа | ||
68 | 11.05 | Творческий показ | Открытый урок для детей студии | 2 | Открытое занятие | Анализ | |
69 | 16.05 | Творческий показ | Открытый урок для родителей | 2 | Открытое занятие | Анализ | |
70 | 18.05 | Постановочно- репетиционная работа | Отработка основных элементов сценического материала. Часть 1 | 2 | Репетиционная работа | Репетиционная работа | |
71 | 23.05 | Постановочно- репетиционная работа | Отработка основных элементов сценического материала. Часть 2 | 2 | Репетиционная работа | Репетиционная работа | |
72 | 25.05 | Итоговое занятие | Отчетный концерт | 2 | Показательное занятие | Итоговая аттестация | |
Итого: | 144 |
- Методические материалы
Методы обучения и воспитания:
- словесный;
- наглядный практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- игровой;
- убеждение;
- поощрение;
- упражнение;
- стимулирование;
- мотивация.
Педагогические технологии:
- технология группового обучения;
- технология коллективного взаимообучения;
- технология развивающего обучения;
- технология дистанционного обучения;
- технология игровой деятельности;
- технология коллективной творческой деятельности;
- технология педагогической мастерской;
- технология образа и мысли.
Алгоритм учебного занятия:
- вводная часть урока;
- основная часть урока;
- заключительная часть урока.
Дидактические материалы:
- задания;
- упражнения.
- Оценочные материалы
Оценка знаний проводится 2 раз в год:
- первый контрольный срез проводятся в виде показательного выступления;
- итоговый срез проводится в виде отчетного концерта.
Результаты вносятся в оценочную карту в первом полугодии и во втором полугодии. (прил. 1, 2).
Формы аттестации
Отслеживание результативности усвоения программного материала осуществляется в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
- открытое занятие;
- отчетный концерт.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- журнал посещаемости;
- отзывы родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- открытое занятие;
- концерт;
- фестиваль;
- отчет;
- праздник
- Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 36 | 144 | В соответствии с расписанием: 2 раза в неделю по 2 часа, продолжительность одного часа - 45 минут, через каждые 45 минут занятия перерыв |
- Список литературы
- Зыков А. И. современный танец: учебное пособие для студентов театральных вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальностям) «Актерское искусство»: 12+ / А. И. Зыков. – 4-е изд., стер. – Санкт-Петербург [и др.]: Лань, 2019. – 340, [1] с.: ил.; 29 см.
- Клемм, Б. новейший самоучитель к изучению общественных и художественных танцев: Руководство для учащихся танцам и учителей танцования: Сост. по руководству танцов. искусства Бернгарда Клемма. – Санкт-Петербург: тип. А. Каспари, 1884. – [2], II, 171 с.: ил.; 18.
- Маслов, П. танцор и дирижер: Полн. самоучитель танцев: Руководство в самое корот. время выучиться без помощи учителя всем общеупотреб. танцам и дирижировать ими: С объясн. кадрили и прил. фигур для гран-рон: Необходимая кн. для молодых людей обоего пола / Сост. П. Маслов. – Москва: тип. Н.Н. Булгакова, 1899. – 54 с.: ил.; 17.
- Олофинский Н. А. современные танцы [Текст] / Н. А. Олофинский, Л. Н. Масленников; Краев. дом. нар. творчества. – Красноярск: Кн. изд-во, 1962. – 35 с.: ил., нот.; 20 см.
- Пластика движения и современный танец учебная программа по специальности 071400 «Социально-культурная деятельность», специализациям «Менеджмент социально-культурной деятельности» и «Арт-менеджмент» / Московский гос. ун-т культуры и искусств, Каф. менеджмента социально-культурной деятельности: [сост. – Николаева Е. В.]. Москва: МГУКИ, 2005. – 10 с.: табл.; 20 см
- Родин, Э. школа-самоучитель и сборник пьес, песен и танцев для двухрядной гармонии «Полувенки» по цифровой системе / Сост. Э. Родин. – Санкт-Петербург: Ю.Г. Циммерман, [1910]. – 3-22 с.: нот.; 17х26.
- Сидоренко, О. звездные танцы с Оксаной Сидоренко и Александром Невским [уникальный опыт звезд паркета для всех и каждого, научиться танцевать легко, особенности костюмов и макияжа, 10 самых известных танцев]: пошаговый иллюстрированный самоучитель. – Москва: АСТ [и др.], 2011. - 154 с.: цв. ил.; 26 см.
- Тропин, Г. П. памятка по современному танцу – [Ростов н/Д]: [б. и.], 1938. – 36 с.: схем.; 15 см.
Приложения
Приложение 1.
Оценочная карта
№ | Фамилия, Имя учащегося | Общая физическая подготовка | Гибкость, пластичность | Растяжка | Музыкальный слух | Артистизм | Итого |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
Приложение 2
Описание оценочной карты
Цель: в ходе тестового прослушивания определить уровень развития личности, развития музыкальности и чувства ритма на занятиях, формирования творческих и физических способностей, развития индивидуальных качеств учащегося средствами музыки.
Тестирование проводится по пяти основным параметрам:
- Общая физическая подготовка (основные движения: ходьба, бег, прыжки и др.).
- Гибкость, пластичность.
- Растяжка.
- Музыкальный слух.
- Артистизм.
Ходьба – координационно сложное движение, несмотря на кажущуюся простоту и естественность. Закрепившийся в процессе эволюции человека рефлекс асимметричного выполнения движений рук и ног (т.н. шагательный рефлекс) – обусловливает вовлечение в работу не только мышц ног, рук, но и мышцы туловища и шеи.
На занятиях ходьба применяется во всех ее многообразных разновидностях – на носках и пятках, на внешних и внутренних сводах стопы, в полуприседе и приседе, выпадами, приставными и скрестными шагами, с высоким подниманием бедер.
Спокойная ходьба с ритмичным напряжением и расслаблением мышц создает благоприятные условия для восстановительных процессов.
Бег – высоко динамичная деятельность, поэтому влияние его на организм, особенно на сердечно–сосудистую, дыхательную системы гораздо сильнее, чем во время ходьбы.
На занятиях наиболее часто реализуются разновидности бега: с высоким подниманием бедер, со сгибанием ног назад, со взмахом прямых ног вперед, назад, в стороны и др.
При обучении технике ходьбы и бега, рекомендуется обращать внимание на правильность постановки стоп. В отличие от ходьбы, при которой стопы слегка повернуты наружу, в беге лучше повернуть их внутрь, что обеспечивает равномерность распределения нагрузки на фаланги пальцев, повышает работоспособность мышц, экономичность работы мышц.
Гибкость тела, как и сила, и выносливость представляют собой разнообразные характеристики человеческого организма. Физическая гибкость оказывает значительное влияние на параметры тела, мышечный тонус, показатели здоровья, способствует достижению спортивных результатов, позволяет избежать травм во время тренировок и в повседневной жизни.
Растяжка – это комплекс движений, направленный на последовательное растягивание всех мышц, связок и сухожилий нашего тела, но при этом очень важно, чтобы движения не вызывали боли и были плавными. Занятия должны приносить радость и расслабление, дыхание должно быть спокойным и размеренным.
Музыкальный слух — совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; наиболее важное профессиональное качество, необходимое для успешной творческой деятельности в сфере музыкального искусства.
Артистизм – выдающиеся способности творческой направленности, позволяющие с легкостью преображаться, «менять маски». Артистизм помогает расположить к себе окружающих, настроить на положительную волну восприятия, поэтому он необходим всем людям, которые вовлечены в сферу активного взаимодействия с другими представителями социума.
Педагог оценивает каждого учащегося по уровням:
- Высокий – 3
- Высокий уровень (3) – грамотное исполнение движений, упражнений на середине зала, в соответствии с музыкальным размером, точно в такт; умение координировать движения ног, рук, корпуса и головы, исполнение выразительное, академичное.
- Средний – 2
- Средний уровень (2) – исполнение движений, упражнений с небольшими ошибками, но в соответствии с музыкальным размером, в такт музыки, академично и выразительно.
- Низкий – 1
- Низкий уровень (1) – Исполнение движений, упражнений со значительными ошибками, т.е. с нарушениями в правилах исполнения движения. Но присутствует академичность, музыкальность, выразительность движения.
Приложение 2.
Воспитательная работа
Месяц | Тема | Форма проведения |
Сентябрь | Знакомство с танцевальной студией «МТВ» | Презентация |
Октябрь | Биографический фильм про танцы | Просмотр фильма |
Ноябрь | «Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства» | Экскурсия, |
Декабрь | Новый год! | Квиз-плиз |
Январь | Знания в направлении хип-хоп танце | Викторина |
Февраль | День Защитника Отечества | Флешмоб |
Март | Зимний сад | Выезд |
Апрель | Степы в хип-хоп танце | Мастер-класс |
Май | День Победы | Флешмоб |