Статья "Воспитательный потенциал занятий историко-бытовыми танцами в формировании духовно-нравственных ценностей

Маркова Татьяна Викторовна

Возрождение духовно-нравственных ценностей возможно через эстетическое образование молодёжи. Это повышает интерес к созданию и реализации программ, сориентированных на изучение народного творчества. 

Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства представляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 493

Кировского района Санкт-Петербурга

Статья «Воспитательный потенциал занятий историко-бытовыми танцами в формировании духовно-нравственных ценностей детей и молодежи и сохранения исторической памяти»

Подготовила:

Маркова Татьяна Викторовна,

педагог дополнительного образования,

ГБОУ СОШ № 493 Кировского района Санкт-Петербурга

Сегодня российскому обществу необходимо восстановление духовно-нравственных ценностей, создание основы для патриотического воспитания молодёжи и сохранения исторической памяти.

Возрождение кадетского образования – решение данного социального заказа, т.к. кадетские школы и классы при общеобразовательных школах – это не только система образования, но и система воспитания. В систему образования кадетских школ и классов успешно внедрена интеграция общего и дополнительного образования. Дополнительное образование развивает у кадет чувство гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей. Формирует у них профессионально значимые качества, умения и готовность к их активному проявлению в различных сферах общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Возрождение духовно-нравственных ценностей возможно через эстетическое образование молодёжи. Это повышает интерес к созданию и реализации программ, сориентированных на изучение народного творчества.

Знакомство кадетов с хореографическим искусством позволяет им постичь не только эстетику движений, но и помогает решению одной из важнейших задач эстетического воспитания – приобщению к богатству танцевального и музыкального творчества, как в одним из важнейших направлений русской национальной культуры.

Искусство танца богато и многообразно. Каждый жанр хореографического искусства представляет свои возможности познания окружающего мира, человека и человеческих взаимоотношений.

Ещё в эпоху Екатерины II в кадетских корпусах особое внимание уделялось развитию музыки и танца. В такой атмосфере воспитывалось и обучалось «благородное юношество» - будущий цвет российского офицерского корпуса. В 19 веке бальный танец в России занимает прочное место в программе воспитания: преподавание ведётся во всех крупных учебных заведениях, окончательно формируется русская школа бального танца и утверждаются педагогические принципы русских учителей.

Мной разработана и успешно реализуется Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кадетский Бал» для учащихся кадетских классов. Программа знакомит учащихся с истоками военной культуры, воспитывает в традициях офицерства, способствует возрождению традиций Российской Армии – проведению Кадетских Балов. Изучая по программе бытовые и бальные танцы разных исторических эпох, молодые юноши и девушки знакомятся с моралью и этикетом различных слоёв общества, условиями жизни людей, познают культуру взаимоотношений, правила поведения в обществе, историю своего народа и своей страны. Бытовые и бальные танцы выросли из традиционных народных танцев – таким образом история возникновения различных танцев неотрывно связана с историей и культурой народа, о чём всегда говорится на занятиях учащимся.

Целью занятий является освоение базовых знаний по историко-бытовому и бальному танцам. Обучение танцевальному этикету формирует уважительное отношение партнёров по танцу друг к другу, умение переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни. Воспитание через танец – это развитие волевых качеств личности: целеустремлённости, инициативности, решительности, настойчивости, выдержки, дисциплинированности.

Кадеты, обучаясь по программе, регулярно участвуют в городских Кадетских Балах, являются участниками Международного Московского Кадетского Бала.

По моему мнению, занятия историко-бытовыми и бальными танцами было бы хорошо ввести во всех школах Санкт-Петербурга наряду с занятиями физической культурой, ведь возможность раскрепощения и активного движения в составе одного коллектива во время танцев всегда благотворно сказывается на общем самочувствии молодых людей.