«Особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии»
Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Старокулаткинская ДШИ»
Методическая разработка
«Особенности обучения детей дошкольного
возраста искусству хореографии»
Подготовила
Преподаватель
Улюкаева Наиля Хамзевна,
2022г.
Содержание
1. Введение. Роль хореографического искусства в воспитании культуры. |
2. Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии..
3. Заключение.
4. Список литературы.
Введение
Роль хореографического искусства в воспитании культуры детей
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Ежегодно тысячи мальчиков и девочек приходят в хореографические коллективы. И это, прежде всего, связано с потребностью ребенка в самовыражении, в реализации тех способностей, которые проявляются у него в желании танцевать. Хореография – это мир красоты, движения, звуков, световых красок, костюмов, мир волшебного искусства. Занятия танцем способствуют физическому развитию детей, формируют правильную осанку, обогащают духовно, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, его творческих возможностей. Ребенок, владеющий балетной осанкой, восхищает окружающих. Это гармоничное занятие привлекает и детей, и родителей.
Обучение искусству хореографии – процесс длительный, требующих многих качеств от детей. Все по телевизору, на сцене видят уже готовый идеальный танец, но никто не знает, каким трудом все это достается. Дисциплинированность, трудолюбие и терпение – те свойства характера, которые необходимы, не только в хореографическом классе, но и в быту. И здесь на помощь ребенку приходит педагог-хореограф, который вводит маленького человека в мир музыки и танца. Хочется выделить основные правила для педагога-хореографа в работе с дошкольниками: - активно применять принцип наглядности – показ движений; - речь педагога – образная, эмоционально-выразительная; - объяснения – краткие, точные, ясные; - форма организации урока – игровая;.
- избегать однообразия, чаще менять темп и ритм урока; - прививать навыки организованности, самостоятельности, дисциплины; - избегать чрезмерных физических нагрузок. Педагог становится ответственен за то, каким станет ребенок, переступая порог хореографического класса. Успех работы с детьми-дошкольниками решается не количеством упражнений, игр, танцев, а умением привить любовь к занятиям хореографией. Каким бы не был результат, педагогу важно поддерживать усилия и инициативы детей, стимулировать их к дальнейшей творческой деятельности. Перед хореографом стоит целый ряд образовательных и развивающих задач. Успешность этого процесса зависит от соотношения форм и методов обучения с теми потребностями, которые выдвигает возраст ребенка.
Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.
Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода. В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других. Принято считать: от 3-х до 6-ти лет – дошкольный возраст, от 6-ти до 12-ти лет – младший школьный возраст, от 12-ти до 15-ти лет – средний школьный возраст (подростковый), от 15-ти до 17-ти лет – старший школьный возраст (юношеский). Для детей 3-4 лет характерны неустойчивость настроения, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями, уже складываются многие познавательные способности и личностные особенности ребёнка.
Большую роль в восприятии детей в дошкольном детстве продолжает играть подражание, особенно при овладении новым движением, действием. Они легче воспринимают образы реальных предметов и материализованные действия, чем слова. В этом возрасте ребенок усваивает язык чувств, принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. Дети все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жесте, во всем поведении. Для преподавателя поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии и возможных перспективах развития. Эмоциональный фон на занятии может быть положительным или отрицательным. Например, жалоба ребенка педагогу – это проявление, в своеобразной форме, его стремления к общению с ним, острое желание рассказать о себе, чаще всего о каких-то своих трудностях и невзгодах, прежде всего в сфере отношений с окружающими людьми. Жалуясь взрослому, ребенок ищет у него сочувствия, сопереживания и помощи. Оставлять все это без внимания просто нельзя. В одних случаях достаточно приласкать ребенка, чтобы он перестал хныкать, жалуясь на несуществующие боли, чтобы увильнуть от выполнения определенных упражнений или части занятия. В других – следует удовлетворить его потребность в положительной оценке, в уважительном к себе отношении. В-третьих – помочь организовать взаимодействие со сверстниками, предварительно объяснив образцы поведения. Во всех случаях участие педагога поможет ребенку овладевать нормами взаимоотношений с окружающими людьми. Но так как содержание жалоб детей различно, то и отношение педагога к ним должно варьироваться в соответствии с их характером..
Большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. В дошкольном возрасте игра является одной из основных форм организации детской жизни, в процессе которой дети как-то влияют друг на друга, приобретают для себя жизненные привычки. Игровая деятельность влияет на формирование всех психических процессов: произвольности, воображения, образного мышления и др. Именно эта деятельность в дошкольном возрасте является ведущей и определяет дальнейший путь психического развития ребенка. Задача первых двух лет обучения танцам – согласовать речь с движением и музыкой, научить ориентироваться в пространстве и освоить основные танцевальные элементы. В 3х-летнем возрасте с детьми разучиваются простые танцы-этюды, причем с минимальным содержанием хореографии – хлопки, притопы, повороты, хороводы с повторениями для лучшего запоминания, где дети могут выполнять движения по рисунку танца, повторяя за педагогом. В этом возрасте не ставится задача научить ребенка танцевать. Важно, в первую очередь, чтобы дети повторяли за педагогом, ориентировались в пространстве, взаимодействовали с другими детьми. Также с раннего возраста для танцора важно развитие музыкального слуха и чувства ритма. Игры помогают развить реакцию, быстро запоминать танцевальные движения и комбинации. А уже с 4-5 лет детей можно приучать самостоятельно выполнять движения и запоминать порядок танца, дети в 5 лет легко могут приспособиться к делению на группы в танце (по образам, половому признаку, задачам). В данном возрасте следует учитывать, что детям проще запоминать и понимать танец сюжетный и с конкретными образами. В постановках и разучивании этюдов выявляются одаренные дети и лидеры группы, что помогает хореографу координировать свои действия в течение цикла занятий.
Для улучшения продуктивности занятий преподаватель должен вести активную работу с родителями, проводить тесты и диагностику своей работы, анализировать результаты всей группы и каждого ребенка. Музыкально-танцевальное занятие для малышей в игровой форме длится всего 30-40 минут. На занятии дети учатся выражать эмоции посредством движения, развивают образное мышление и фантазию, чувство ритма и музыкальность, концентрацию внимания, память. Но бывает и так, что общий эмоциональный настрой детей не находит отражения желаемому педагогом, дети начинают отвлекаться и внимание группы буквально рассеивается на глазах. При определенном опыте педагог-хореограф может переключить внимание детей на подготовленную на такой случай игру, что вновь вовлечет детей и сконцентрирует внимание как на нечто новое. Кроме игр и упражнений существует трудовая деятельность, чаще совместная с педагогом, который выступает не только в качестве лица, организующего и направляющего детей, но и в качестве непосредственного участника процесса, дисциплинирующего занимающихся в танцклассе. Например, в танцевально-игровой форме собирать предметы после окончания занятия. У начинающих обучение детей не всегда хватает терпения заниматься длительное время, если они не видят результата своего труда. Очень важно разделить с ребенком неудачу или, если что-то не получается, поддерживать его во время выполнения движений, опираясь и на такие знания психологии возраста 5 лет (кризисного перехода), как «Я САМ!», «Я УЖЕ БОЛЬШОЙ!». При ведении урока с данным возрастом педагогу нужно учитывать, что дошкольники остаются старательны лишь в течение приблизительно 12 минут, и им необходима частая смена деятельности, переключение внимания. Так же можно давать домашнее задание «показать пройденное или концерт родителям». К 5-6-летнему возрасту дети способны заниматься хореографией, современные данные возрастной психологии позволяют утверждать, что мозг 6- летнего ребенка готов к усвоению доступной информации в процессе систематического обучения. Для ребенка-дошкольника характерны жизнерадостность, подвижность, доверчивость. Господствующим является процесс возбуждения, движения и реакции детей хаотичны, иррациональны. Внимание детей этого возраста отличается неустойчивостью: они легко отвлекаются, им трудно сосредотачиваться на одном и том же задании. Преобладает конкретно-образное мышление. Дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Развитие скелета в этом возрасте еще не закончено, в нем остается много хрящевой ткани, что делает возможным дальнейший рост, но в то же время, обусловливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой и неравномерной нагрузки они могут легко деформироваться. Поэтому педагоги должны внимательно следить за тем, чтобы ребенок методически грамотно исполнял упражнения на занятиях в танцевальном зале. Богатство и разнообразие получаемой информации на занятиях хореографией становится мощным стимулом для нервно-психического развития ребенка. Его жизненный опыт расширяется..
Заключение
Подводя итоги, следует сделать следующие выводы: - педагог-хореограф, прежде всего, должен стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает новыми впечатлениями. Это и приобретение правильных и точных танцевальных навыков, и участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа, и беседы педагога с детьми. Все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к танцу; - грамотная и систематическая подготовка в хореографическом зале важна. Овладев необходимыми знаниями, навыками и умениями, научившись понимать и осмысливать содержание изучаемого хореографического материала, выразительно его исполнять, дети по-новому, более активно и сознательно начинают относиться к занятиям. В результате активного эмоционального знакомства с хореографией формируется художественный вкус, дети начинают подмечать и воспринимать прекрасное не только в искусстве, но и в жизни; - занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития дошкольников. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. У ребят улучшается координация движений. На занятиях в хореографических классах полезные навыки приобретаются естественно. Ребенок начинает чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Дети следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически. Важно заметить, что успех детей в хореографическом коллективе зависит от преподавателя, который либо обладает профессиональными знаниями и умело применяет их в учебно-тренировочной работе, либо допускает ошибки, которые отрицательно влияют на подготовку ребят. Преподавателям хореографии, работающим с детьми 3-6 лет, важно знать физиологические, возрастные и индивидуальные особенности обучения детей дошкольного возраста, разбираться в причинах наиболее распространенных ошибок, встречающихся в практике. Важно иметь психологическую интуицию, умение чувствовать обстановку для создания устойчивой положительной атмосферы в хореографическом зале. Овладение детьми основами хореографического искусства – тонкое дело. Продуманный, целенаправленный психолого-педагогический подход позволит гармонично и продуктивно развивать личность ребенка, раскрыть его творческий потенциал, реализовывать его способности и талант.
Список литературы
1. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. – М.: Физкультура и спорт, 2008.– 220 с.
2. Барышникова Т. Азбука хореографии. – Санкт-Петербург, 2006. – 392 с.
3. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. //Дошкольное воспитание. – 1986. – №1.
4. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошколь- ников. – СПб.: Питер, 2004. – 192с.
5. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: учебное пособие. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001. – 80 с.
6. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М.: Владос, – 2003. – 256 с..