Мизансцена, как средство выразительности
Назначение мизансцены – через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия. Главными ее качествами являются жизненная основа, действительность, пластическая контрастность и парадоксальность, ограничительная графика, контрапункт, непосредственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_mizanstsena_vyrazitelnoe_sredstvo_rezhisserskogo_iskusstva.docx | 13.29 КБ |
Предварительный просмотр:
8. Мизансцена - выразительное средство режиссерского искусства.
«Мизансцена» (франц. mise en scene - расположение на сцене) - расположение актеров на сцене по отношению друг к другу и к зрителям в тот или иной момент сценического действия.
Суть понятия мизансцены очень точно определил С.М.Эйзенштейн, характеризуя ее как «сочетание пространственных и временных элементов во взаимодействии людей на сцене... Сплетение самостоятельных линий действия со своими обособленными закономерностями тонов ритмических рисунков и пространственных решений в единое гармоническое целое».
Мизансцена – пластическое выражение мысли режиссера на сцене.
«Режиссер должен при создании мизансцены - пишет Станиславский, - видеть ее внутренним глазом из зрительного зала и чувствовать ее со сцены, т.е. должен прожить ее и как зритель, и как актер».
Задача режиссера - эмоционально воздействовать на зрителя. Мизансцена не цель, а следствие. Мизансцена- художественное средство выразительности, образ.
Смена мизансцены – поворот мысли.
Мейерхольд говорил: «Мизансцены, есть результат упорной большой работы над воображением».
Назначение мизансцены – через внешние, физические взаимоотношения между действующими лицами выражать их внутренние (психологические) отношения и действия. Главными ее качествами являются жизненная основа, действительность, пластическая контрастность и парадоксальность, ограничительная графика, контрапункт, непосредственность.
Виды мизансцен:
1. Основные – для раскрытия основной мысли сцены (развитие, динамика, сквозное действие)
2. Переходные – служат для связи эпизодов, действия.
3 единства:
1. Линия действия
2. Ритмические рисунки
3. Пространственное перемещение.
Мизансцена имеет пространственную и временную протяженность – помогает поверить в предлагаемые обстоятельства; не только расположение, но и перемещение; всегда понятие 3х мерности сценической площадки (глубина, высота, ширина)
Функции мизансцен:
1. Укрупнение сценического события. Выделение сцен. Текста (способы: вынесение на первый план, смена статики динамикой)
2. Основные Мизансцены раскрывают смысл сцены, а переходные создают непрерывность действия.
Режиссерский Рисунок – последовательный ряд мизансцен.
3. Через внешние физические действия выражаются и внутренние.
Требования к мизансцене:
1. Яркое, точное выражение мысли. 2. Выдержанность стиля и жанра. 3. Внутренняя оправданность актерами. 4. Непринужденность и естественность возникновения.