Статья: "Ритмика-связь музыки и движения: история и современность".

Беляева Ольга Владимировна

 Ритмика, ставит все те же цели, главная из которых, - научить ребенка передавать характер музыки, ее образное содержание, совершенствуя при этом мышечные движения. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования 

«Центр развития творчества и научно-технических инициатив детей и молодежи»

Калининского района Санкт-Петербурга

Статья: «Ритмика – связь музыки и движения: история и современность».

Беляева Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

ГБУДО «ЦРТ»

Калининского района

«На сегодняшний день ритмика, ставит все те же цели, главная из которых, - научить ребенка передавать характер музыки, ее образное содержание, совершенствуя при этом мышечные движения. Кроме того, за счет физической активности происходит укрепление физического здоровья учащихся, а музыкальная составляющая прививает детям эстетический вкус, любовь к музыке, культуру общения и поведения, развивает память, фантазию, расширяет кругозор».

Ритмика – связь музыки и движения: история и современность.

Ритмика как педагогическая система и, в настоящее время, как учебная дисциплина, возникла благодаря педагогическому новаторству швейцарского композитора Эмиля Жак-Далькроза (1865-1950 гг.). Будучи профессором Женевской консерватории, Э. Жак-Далькроз заметил у своих учащихся сложности в разучивании ритмического характера некоторых музыкальных произведений. Пытаясь упростить понимание ритма музыкального текста, композитор старался добиться повторения музыкального ритма в движениях тела. И из простых движений, таких как ходьба, бег, прыжки, хлопки, отражающих природную ритмику живого организма, постепенно сложился целый комплекс ритмических двигательных упражнений.

Э. Жак-Далькроз верно понял два основных концепта, а именно то, что, во-первых, ритм обладает дисциплинирующим влиянием, следовательно, природа ритмического чувства связана с движением; а, во-вторых, постоянная педагогическая практика и апробация новой методики привели его к пониманию необходимости большей дифференциации двигательных упражнений, то есть к полиритмии. «Можно разные временные единицы делить разными членами тела на неравные части: так, одну и ту же единицу времени ногами делить на три, одной рукой – на четыре, другой – на пять частей…», - пишет по этому поводу Э. Жак-Делькроз. Целью подобных полиритмических упражнений Жак-Далькроза было научить учащегося управлять своими мышцами и в результате развить двигательную ритмичность.

Первоначально новая методика называлась по-разному: ритмической гимнастикой, ритмопластикой, ритмическим движением, эвритмикой в ранних работах самого Жак-Далькроза и затем уже, в работах последователей композитора и педагога, ритмикой. Основной акцент новой методики ставился именно на обусловленности движения осмысленным и эмоциональным восприятием метра и ритма звучащей в данный момент музыки. Таким образом, система Далькроза включала в себя музыкально-ритмические, волевые, пластико-гимнастические, выразительные упражнения, а также ритмические этюды, танцы и т.п. Подобное разнообразие позволяло новаторской педагогической системе гибко подстраиваться под разный возраст, пол, характер, индивидуальные особенности и типичные недостатки учеников.

На сегодняшний день ритмика, как, в первую очередь, учебная дисциплина, по большому счету, ставит все те же цели, главная из которых, - научить ребенка передавать характер музыки, ее образное содержание, совершенствуя при этом мышечные движения. Кроме того, за счет физической активности происходит укрепление физического здоровья учащихся, а музыкальная составляющая прививает детям эстетический вкус, любовь к музыке, культуру общения и поведения, развивает память, фантазию, расширяет кругозор. При этом нельзя не отметить тот факт, что даже при наличии достаточного количества информационно-коммуникативных средств, современные школьники в любом возрасте нуждаются в творческом развитии и самовыражении. Таким образом любая художественная практика, в том числе и базово необходимая ритмика, способствует самовыражению, самопознанию, и получению комплекса навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности, и, в конечном счете, достижению духовного и физического совершенства ребёнка.

Необходимой основой ритмики является музыка, и движения в этом случае используются как средство более глубокого и детального её восприятия и понимания. Как правило, музыка вызывает у детей яркую двигательную реакцию, но большинство из них не умеют или не решаются проявлять её в своих движениях. В этом и состоит одна из первоочередных педагогических задач в современной практике преподавания ритмики: необходимость возбудить у детей желание двигаться под звучащую музыку, сделать для них связь музыки и движения привычной и естественной. В этой связи не следует сразу же предъявлять слишком большие требования к чёткости и выразительности детских движений. В процессе повторения ритмических упражнений особенно важен диалогический, творческий подход. Помогать детям в восприятии музыки необходимо вопросами, такими как, например - «Эта музыка весёлая или грустная?», «Медленная или быстрая?», - и в дальнейшем предложить им двигаться в соответствии с теми ответами, которые они дают. Постепенно творческие умения, которые дети приобретают, осваивая упражнения, развивают и обогащают их двигательную реакцию: ребенок отвечает на музыку движениями, более точно и детализировано передающими их индивидуальное восприятие.

Освоение музыкально-двигательных упражнений помогает ребенку научиться слышать, вслушиваться и запоминать мелодию и естественно заканчивать движения одновременно с окончанием музыкального сопровождения. Многие дети внимательно слушают музыку и воспринимают её логическое заключение, но не могут вовремя остановиться: им мешает плохая координация движений, улучшение которой, в том числе, является одной из целей занятий ритмикой. Творческий педагогический подход в преподавании ритмики проявляется также в использовании элементов импровизации, позволяющей учащимся двигаться свободно, то есть так, как подсказывает им музыка.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все виды художественной деятельности имеют глубокое влияние на растущую личность. Особенность музыкально-ритмической деятельности заключается в том, что, во-первых, музыка имеет сильное эмоциональное воздействие, особенно на организм детей и подростков в нестабильный период, когда эмоции часто являются главным регулятором поведения. В этом случае занятия музыкой могут стать не только средством развития музыкальных способностей (восприятия, памяти, слуха, чувства ритма), но и средством воспитания эмоций и художественной культуры. Вторая особенность заключается в том, что ритмика – это синтетический по своей природе вид деятельности, который объединяет несколько видов искусств (музыку, драматизацию, пантомиму, пластику, танец) в единое художественное целое. Кроме того, занятия ритмикой основываются на привычной и увлекательной для детей игровой, творческой деятельности, поэтому очевидным является тот факт, что включение занятий ритмикой в учебный процесс помогает учащимся не только физически и эстетически развиваться, но и сглаживать интеллектуальное и психическое утомление и поднимать настроение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александрова Н.Г. О ритмическом воспитании / Н.Г. Александрова. –М.: Муз. Отдел НКП, 1920. – 7 с.
  2. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – М.: Классика XXI в., 2001. – 247 с.
  3. Ефремова Н.И. Ритмика Э. Жак-Далькроза: вчера, сегодня, завтра // Журнал «Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств», Челябинск, № 1 (33), 2013. С. 109-114.
  4. Карпова С.И. Музыкальная ритмика как средство художественно-творческого развития учащихся в начальной школе / С.И. Карпова // Научный журнал «Теория и практика общественного развития», Краснодар, № 12, 2012. С. 256-260.