Танец модерн как направление современной хореографии
История возникновения и развития танца модерн в современной хореографиии и причины появления модерна. Также в статье описываются основные техники танца модерн и значение его в настоящее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tanets_modern_kak_napravlenie_sovremennoy_horeografii.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Танец модерн как направление современной хореографии
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1. История становления танца модерн.……………………………..................6
1.1 Место модерна в культуре ХХ века………………………………….……..6
1.2 Историческая ситуация и причины появления модерна в хореографии..14
2. Танец модерн как направление современной хореографии ………………16
2.1 Модерн одно из ведущих направлений хореографии ХХ века.................16
2.2 Место и значение танца модерн в настоящее время …………………..…19
Заключение…………………………………………………………………........20
Список использованной литературы……………………………………….......21
Введение
Современный танец – танец, воплощающий в своей хореографии идеи, темы, образы, почерпнутые из современной действительности и использующий при этом основные хореографические системы и приемы, пластические навыки свойственные и употребляемые в данное конкретное время. Музыкальная основа современного танца находится вне временной зависимости, что является его основной и может быть определяющей чертой.
Современный танец, прежде всего, позволяет вернуться к первооснове человеческого существования, к своей целостности. И таким целостным человеком был, конечно, человек в пору своего рождения. Он позволяет сохранить целостность чувства, показать его подлинность, позволить услышать свое "я", что достаточно сложно в нашей суете. Современный танец обращен не к массе, не к толпе, а индивидуальности. Отличается персональностью высказывания, он обращен к небольшому числу зрителей и в этом абсолютно естественно желание современного танца уйти от академического пространства.
Одним из направлений современной хореографии является танец модерн, который появился в конце XIX - начала XX века. Этот стиль включал в себя, с одной стороны, черты элитарной культуры, с другой - в нем присутствовал революционный дух масс, господствующий в то время. Основная задача заключалась в том, чтобы высокие элитарные каноны спустились до низов. Модерн постепенно приобретал черты массовости. "Эксклюзивная культура" отходила на второй план. Своеобразие стиля модерн заключалось в том, что акцент в нем делался на созерцании - за основу в модерне взято этическое восприятие. Кроме того, философия модерна заключена в определенную форму, цель которой - гармоничное восприятие. Внутри этого стиля, в ответ на кризис классического балета, возникали попытки по-новому взглянуть на танцевальное искусство, найти другие выразительные средства. От балета отталкивался свободный танец, создателей которого интересовала не столько новая техника танца или хореография, сколько танец как особая философия, способная изменить жизнь. Так в век тотального главенства классического, историко-бытового и характерного направления появилась новая форма танца, названная "модерн-танец". Представители модерна откинули все каноны и взялись за открытие нового - новые темы и сюжеты, которые они находили, непременно следовало выражать новыми средствами. Танец модерн отличается изящностью, нестандартностью, высокой долей импровизации. Хореография, ее форма строится в соответствии с идеей танца. В танце модерн используются фигуры классической школы танцев, но он все равно характеризуется исключительностью. Большое внимание уделяется графике движения, форме фигур, ритму и ракурсу исполнения.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в настоящее время всё более нарастает открытость общественной жизни и расширение культурного пространства. В связи с этим усиливается воздействие современного хореографического искусства на культурную жизнь общества. Но специальной литературы об истории возникновения, формировании и развитии основных направлений современной хореографии очень мало, что затрудняет творческий анализ и подготовку хореографов и замедляет дальнейшее развитие современной хореографии.
Сложность исследования современной хореографии заключается в быстром изменении творчества, многообразии школ, направлений и стилей хореографии.
Объектом исследования курсовой работы является современная хореография. Предметом исследования является танец модерн в современной хореографии.
Целью курсовой работы является изучение возникновения и развития танца модерн в ХХ веке.
Исходя из поставленной цели сформулированы следующие задачи исследования:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования;
• осуществить анализ эволюции форм и системных признаков современной хореографии;
• выявить принципиальные особенности предмета исследования.
Методологической основой курсовой работы являются труды и исследования отечественных и зарубежных ученых в области философии, истории и теории искусства: В.Ю. Никитина, Л. Смит, Ю.М. Чурко, Г. Беккера.
Методы исследования составили: культурно-исторический, художественно-эстетический и философский анализ и сравнение хореографического языка и выразительных средств европейских и американских балетмейстеров.
Статья включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение с иллюстрациями. Первая глава посвящена истории возникновения и развития танца модерн в современной хореографии и причинам появления модерна. Во второй главе описываются основные техники танца модерн и значение его в настоящее время.
Глава 1. История становления танца модерн
1.1 Место модерна в культуре ХХ века
Модерн (франц. moderne, лат. modernus – новый, современный) – это стилистическое направление в европейском искусстве конца XIX - начала XX века. Благодаря Всемирным выставкам оно стремительно распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. В Италии его называли растительным стилем или "либерти", в Великобритании - стилем модерн, в Испании - модернизмом, в Бельгии - стилем Вельде, в Австрии - Сецессион, в Германии - Югендстиль. Стиль модерн возник как реакция на эклектизм, на безжизненное копирование исторических стилей прошлого, а прежде всего - на упадочнические вкусы, следствие коммерциализации изделий промышленного и машинного производства. Отличительными особенностями модерна являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям, в особенности, в архитектуре, расцвет прикладного искусства. Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В период модерна эстетика изогнутой линии, появившаяся еще в живописи французских постимпрессионистов, а затем усиленная восточными влияниями, приобрела конструктивный характер. Также модерн возник как направление хореографии.
Первые формы хореографического модерна появились в конце XIX - начале XX века в Европе и Америке. Термин «Танец модерн» появился в США для обозначения сценической хореографии, отвергающей традиционные балетные формы. Войдя в употребление, он вытеснил другие термины («свободный танец», «дунканизм», «танец босоножек», «ритмопластический танец», «выразительный», «экспрессионистский», «абсолютный», «новый художественный»), возникавшие в процессе развития этого направления. В дальнейшем этот термин стал собственным именем для направления в хореографии.
Эта система танца связана с именами великих исполнителей и хореографов, В отличие от джазового или классического танца это направление создавалось на основе творчества того или иного конкретного лица. В танце модерн существенным является попытка исполнителя выстроить связь между формой танца и своим внутренним состоянием. Большинство стилей танца модерн сформировалось под влиянием какой-либо четко изложенной философии или определенного видения мира.
Идеи танца модерн ещё в 1830 году предвосхитил известный французский педагог и теоретик сценического движения Франсуа Дельсарт, изучавший связь голоса, жеста и эмоции. В своей теории "телесного выражения" он утверждал, что только жест, освобождённый от условности и стилизации (в том числе музыкальной), способен правдиво передавать все нюансы человеческих переживаний. Кстати, одной из учениц Дельсарта была Женевьева Стебан, впоследствии преподававшая на курсах Айседоре Дункан.
Однако "пионерами" в области сценического танца были яркие и талантливые исполнители Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Тэд Шоун, Айседора Дункан. Дебют нового направления был крайне удачным, поскольку оно глубоко трогало зрителя.
Айседора Дункан (1878-1927), вопреки распространенному мнению, не создала законченной школы, хотя и открыла путь новому в хореографическом искусстве. Её «танец будущего», возвращённый к естественным формам, оказал большое влияние на многих деятелей искусства, стремившихся освободиться от академических догм. Импровизация, отказ от традиционного балетного костюма, обращение к симфонической и камерной музыке, простые сценические декорации — все эти принципиальные нововведения Дункан предопределили пути танца модерн.
В отличие от Дункан, француженка Лои Фуллер, в поисках новых форм танца увлеклась выразительностью движения рук и корпуса. Используя яркие ткани, свет, она создавала образы бабочек и пламени. Возможно, именно Фуллер стала родоначальницей нового направления — «танцевального шоу».
Поиски Дункан продолжила также Рут Сен-Дени. В ее работах чувствовалось влияние Востока, религиозных и мистических танцев. Благодаря Дени и ее мужу Тэду Шоуну в 1915 году была открыта первая школа танца модерн " Денишоун ", название которой на долгие годы стало символом профессионального танца модерн. Из этой школы впоследствии вышли такие известные исполнители и хореографы, как Чарлз Вейдман, Дорис Хамфри, Марта Грэхем.
Появление школы и поиски Тэда Шоуна в области методики и теории воспитания исполнителей служили признаком того, что танец-модерн постепенно превращается из экспериментального направления в определенную танцевальную систему, со своими принципами и законами технического исполнения. Именно в "Денишоун" родился американский экспрессионизм в танце, объединивший творчество многих хореографов и исполнителей. Это было первое, наиболее серьезное направление, которое во многом опиралось на теории Зигмунда Фрейда. Характерно, что до середины 30-х годов идеи танца модерн развивались параллельно и в США, и в Западной Европе, прежде всего в Германии.
Одним из теоретиков и вдохновителей танцевального экспрессионизма был Рудольф фон Лабан. Он обратился в своих работах к философским учениям древней Индии. В своем теоретическом труде "Кинетография" (1928) Лабан предложил универсальную теорию танцевального жеста, которая оказалась применимой для анализа и описания всех пластическо-динамических характеристик, независимо от того, к какой национально-стилевой и жанровой категории они принадлежат. Пространство, Время, Энергия - три константы, на которых построил Лабан свою теорию движения. Главную роль в этом направлении танцевального искусства играет способность исполнителя к импровизации, т. е. его способность самовыражаться в танце. В танце, по Лабану, человек должен быть свободен от канонов, а так как танец выражает общественные отношения, Лабан надеялся через него оказать влияние на общество. Учеником Рудольфа фон Лабана был Курт Йосс, а также многие исполнители так называемой "немецкой школы" танца-модерн: сестры Визенталь, К, фон Дерп, А.Сахаров, Л.Глосари другие.
Творчество Курта Йосса было направлено на создание нового танцевального театра. Йосс использовал сценографию, музыку, хоровую декламацию, возрождал традиции мистериального и культового театров. Однако все эти приёмы рассматривались как служебные, возбуждающие «энергию движения тела». Танцевальная пластика для представителей «выразительного танца», как себя стали называть последователи Лабана, оставалась главным и часто единственным, средством создания художественного образа. Один из первых хореографов танца модерн — Йосс осознал необходимость синтеза выразительности, танца с техникой классического танца и не балетной пантомимы. Новаторство Йосса проявилось и в обращении к совершенно новым для балетного театра темам; например, «Зелёный стол» (1932) — первый балет с ярко выраженной политической и антимилитаристской направленностью.
Расширению круга тем и образов хореографии содействовала и немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман. Её искания шли в русле экспрессионизма. Она отказалась от движений, традиционно считавшихся красивыми. Уродливое и страшное Вигман считала также достойным воплощения в танце. Её сольные и групповые постановки («Жалоба», циклы — «Жертва», «Танцы матери» и «Семь танцев о жизни») отличались крайней напряжённостью и динамизмом форм. Вигман привлекали темы одержимости, страсти, страха, отчаяния, смерти. В искусстве Вигман отсутствовал пафос протеста, оно выражало образы-символы общечеловеческих эмоций. Идеи Вигман оказали глубокое воздействие на развитие танца модерн. Её ученица Ханя Хольм распространила идеи Вигман в США. Грета Палукка, другая ученица Вигман, обращалась не только к мрачному и трагическому. Юмористичные, просветлённые, лирические темы и образы также находили выражение в её творчестве. Музыка, от которой Вигман часто отказывалась, в искусстве Палукки снова обрела должное значение: танцевально-пластическое воплощение получили произведения Б. Бартока, Р. Штрауса, И. Брамса, Г. Ф. Генделя. Палукка внесла в танец модерн технику высоких прыжков и разработала свою методику преподавания. У Вигман также учились известные представители танца модерн — И. Георги, X. Кройцберг, М. Терпис, В. Скоронель, Г. Лейстиков. Индивидуальный стиль этих хореографов, равно как и других мастеров танца модерн (сестёр Визенталь, А. Сахарова и К. Дерп, Г. Боденвизер, Л. Глосар, Сент-Махезы, работавших в Германии, Австрии, Нидерландах, Швеции и Швейцарии), складывался под воздействием основных школ немецкого танца модерн и разнообразных художеств, течений европейского искусства первой трети 20 в. Характерны две ведущие тенденции развития. Представители одной, следуя эстетическим концепциям экспрессионизма, видели в выражении субъективных переживаний хореографа основополагающий принцип творчества. Резкость изломанных линий, нарочитая огрублённость форм, стремление вскрыть бессознательные мотивы поступков человека, «показать истинную сущность его души» — всё это составляло основу их хореографии. Крайнее выражение эти идеи получили в т. н. абсолютном танце, исключавшем из хореографии не только любые вне танцевальные элементы, но и фиксированную композицию. Представители этого направления утверждали, что и в групповых постановках возможна полная свобода формотворчества, позволяющая каждому исполнителю в зависимости от его индивидуальности развивать самостоятельный, пластический мотив. Второе направление сложилось под влиянием конструктивизма и абстракционизма. В искусстве его представителей форма приобретала значение не только средства выражения, но становилась непосредственным содержанием танцевального образа. О. Шлеммер (сотрудник нем. школы строительства и конструирования Баухауз) рассматривал танец как точно рассчитанную конструкцию. Тело исполнителя в его «танцевальной математике» (так Шлеммер называл свою хореографию) служило лишь способом выявления «чисто кинетических формул», подчинённых тем же числовым закономерностям, что и движения механизмов. Другое проявление конструктивизма в танце модерн — т. н. «танцы машин» — массовые ритмопластические композиции, имитировавшие работу различных механизмов, в основе которых были движения танцовщиков, близкие гимнастическим, намеренно лишённые эмоциональной окраски (В. Скоронель в Германии и Н. М. Форрегер в СССР). Виднейшие мастера немецкого танца модерн были связаны с левым политическим движением.
В середине 30-х годов центр развития модерн-танца переместился в США. Американский театр модерн-танца стал этапным в развитии всей американской хореографии. Основоположниками модерн-танца считаются Марта Грэхем, Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман (Рисунок 3 в Приложении), Хелен Тамирис, Ханья Хольм. Их заслуга состоит прежде всего в том, что каждый из них был не только блестящим хореографом и исполнителем, но и педагогом, создавшим свою систему подготовки танцовщиков.
В 50-е годы появляются первые отголоски постмодерна, представители которого, отказавшись от опыта предыдущих поколений, с головой окунулась в экспериментаторство (Пол Тейлор, Элвин Николаис, Триша Браун, Меридит Монк, Уильям Форсайт). Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, на крыши и в парки, отрицая форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо («хепенинг»).
Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. В это же время появляется контактная импровизация, инициатором которой был Стив Пэкстон.
Духовным «отцом» хореографического авангарда, несомненно, был американский танцовщик Мерс Каннингем. Он верил, что современный танец слишком полагается на отдельных личностей слишком много заимствует у литературы. Тесно сотрудничая всю свою творческую жизнь с композитором Джоном Кейджем, он перенес многие идеи этого композитора в свои спектакли, построенные на «теории случайностей», решая, какую структуру танца выбрать, с помощью жребия, например, игральных костей.
К авангардистской форме танца относится и буто, возникший в Японии в 50-е годы. Вдохновителями её появления были Оно Кадзуо, Касай Акира и Хидзиката Тацуми. В то время молодые японские хореографы находились под сильным влиянием европейского сюрреализма и американского авангардизма, снова и снова возвращавшихся к художественным «хепенингам».
Одним из тех, кто продолжил традиции предыдущего поколения, был Хосе Лимон (1908-1972). С 1928 года он учился танцу модерн у Дорис Хамфри и Чарльза Вейдмана. В 1945 году организовал труппу Limon Dance company и руководил ею совместно с Дорис Хамфри до 1958 года. Многим его постановкам присущи эпичность и монументальность.
Труппы танца модерн имеются и в других странах мира: в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Колумбии. Большое распространение танец модерн получил на Кубе, где сложилась своя школа. Первые труппы были организованы в начале 60-х гг. Р. Геррой и Альберто Алонсо. Продолжая развивать традиции американского и мексиканского танца модерн, кубинские хореографы проявляют особый интерес к негритянском фольклору, причём не только в его латино-американских формах, но и в африканских. И Европе существует несколько крупных учебных центров танца модерн — «Палукка-шуле» (Дрезден, ФРГ) и «Фолькванг-шуле» (Эссен, ФРГ) и др. Широкое распространение танец модерн получил и в других странах. Шведский танцевальный театр (Б. Кульберг и И. Крамер), Нидерландский театр танца, Печский балет (Венгрия). «Батшева» и «Инбал» (Израиль), Танцевальная труппа культурного центра искусств (руководитель А. Рейес, Филиппины) и другие. Стиль этих коллективов определяется принадлежностью их руководителей к американским или немецким школам танцам модерна, а также степенью использования национального фольклора и не балетной пантомимы, владением техникой классического танца.
Возрастает интерес к танцу модерн и в странах с давними традициями классического танца. В 1967 году в Лондоне был организован крупнейший в регионе центр по изучению танца модерн, при котором созданы школа и труппа — Лондонский современный театр танца (под руководством Р.Коэна).
В 1972 году Жозеф Руссильо создает труппу Балетный театр во Франции. Французский танцевальный театр использует танцевальные техники американского и германского модерна, движение – как язык эмоций, зеркало внутреннего мира танцора. С увеличением зрительской аудитории постановщики используют средства танцевальной сценографии (аксессуары, переполненное пространство).
В России модерн-танец появился сравнительно недавно, но быстро завоевал своих поклонников. Среди них: Смирнов (Екатеринбург), Свиридова (Санкт-Петербург), студия танца «Диана» (Курган), студия современного танца «Свободное движение» (Санкт-Петербург) и др. Каждый из педагогов старается донести до учеников и зрителей не только свои мысли, но и создать новое направление модерна — «русский модерн».
Влияние русской культуры не могло не сказаться на мыслях, музыке, движениях хореографов из России. И стоит заметить, что результаты их деятельности высоко оценены как в Европе, так и в Америке.
На сегодня танец модерн широко используется в современных балетах М. Канингема, М. Бежара, Б. Ейфмана, У. Форсайта, І. Килиана, М. Екка, П. Бауш, П. Тейлора, Р. Брюса, Р. Рехвиашвили.
В отличие от классического танца, модерн не стоит на месте, педагоги постоянно ищут новые движения, экспериментируют с новыми формами танца, музыкой и пространством. Модерн можно назвать живым и постоянно развивающимся, свободным от канонов и условностей танцем.
1.2 Историческая ситуация и причины появления модерна в хореографии
Современный танец - понятие относительное, сиюминутное. Каждому периоду времени свойственна своя музыкальная культура, которая порождает новые виды танца. Каждый танец можно назвать современным, но для своего времени. Таким образом, современный танец- это танец современный, модный и актуальный для своего времени.
Целью современного танца является выражение чувств и настроений человека. Это довольно свободный, универсальный танец, не имеет стандартов. Хореографы, стремясь передать мысли и чувства людей, находятся в постоянном поиске, и изобретают новые движения, нередко, смешивая различные техники, стили и направления. Танец развивается, появляются новые стили. Здесь могут быть показаны как прекрасные, так и малопривлекательные стороны жизни.
Явление модерн-хореография очень сложное. Оно имеет много истоков, множество направлений и еще большее количество различных причин для своего появления: художественных, эстетических, социальных, экономических, политических. Но чаще всего рождение искусства модерн объясняется целым комплексом причин, которые во многом связаны с появлением новых школ, направлений и стилей.
Направления танца модерн, существующие в первой половине ХХ века, различались между собой, но было среди них то общее, что их объединяло – отказ от традиционных балетных форм, разрушение эталонов классического танца. Причину, вероятно, следует искать в творчестве и произведениях современных авторов - хореографов, в их стремлении к самовыражению, постоянном поиске. Один из самых мощных стимулов к творчеству – заявить о себе как об индивидуальности, о своем понимании жизни и искусства, личном мироощущении – сокровенное желание художника. По новому увидеть и воплотить мир в своем творчестве дано лишь таланту и мастеру, который в стремлении к новому выражает не только себя, но и время.
Таким образом, первая причина рождения модернизма – сама меняющаяся жизнь, само время в котором живет художник. Каждый исторический период вносил свой вклад и в хореографию, способствуя формированию её выразительных средств. Но в конце 19-го в начале 20-го века на балетном искусстве сказался общий кризис культуры, который привел к разрушению эстетики хореографии как искусства высоких идеалов и гибели многих европейских балетных театров. Это был крах веры в разум и гармонию. В первой половине ХХ века широкое распространение получила теория элитарной, массовой культуры, Многие западные хореографы откликнулись на эти идеи. Начали развиваться собственные школы современного танца.
Вторая причина – закономерности внутреннего развития хореографии. Стремление к совершенствованию выразительных средств вывело хореографию на сцену, и процесс её развития пошел быстрее. Хореография начала свое развитие с подражания реальной жизни. Постепенно танец все больше удалялся от первоосновы жизни и приобретал обобщенно – условный характер, наполняясь символами, знаками, кодами. Хореография научилась одним штрихом, деталью показать целое; она собрала большой фонд лексики и рисунков, движений с эмоциональной окраской. В 19 веке образовывается система классического танца, язык которой совершенствовался, обогащался, разрабатывался и стал способен решать задачи поставленные временем. В конце 19 века этот язык не мог отвечать требованиям изменившейся жизни, так как он рисует образ человека, вера в которого уже потеряна. Начался поиск новых форм и средств выражения, началась эпоха разрушений.
Глава 2. Танец модерн как направление современной хореографии
2.1 Модерн одно из ведущих направлений хореографии ХХ века
На сегодня танец модерн как танцевальная система сочетает в себе определенные современные техники танца: технику М. Грэхем - сжатия и расширения (contraction & release), технику Д. Хамфри и Х. Лимон - подъемы и падения (suspend - recovery), технику М . Каннингема - спирали и штопорни обороты (spiral, corkscrew turn), технику К. Данхем, Дж. Коула, Г. Джордано, Р. Одумса, Б. Феликсдала - использование позы "коллапса", изоляция и полицентрия, полиритмия, мультипликация, координация, импульс и управления.
Первым педагогом, хореографом и исполнительницей, последовательно создающей систему танца, была М.Грэхем (Рисунок 1 в Приложении), закончившая школу "Денишоун". Успех ее группе приносят уже первые постановки в Нью-Йорке в 1926 году ("Еретик" и "Первобытные мистерии".) На первом этапе своего творчества М.Грэхем принадлежала к школе психологического реализма, однако в дальнейшем она обратилась к символической и легендарно-эпической теме. Героями ее произведений стали люди эпохи заселения Америки: "Фротьер" (1935), "Письмо миру" (1940), "Весна в Аппалачских горах" (1944). В дальнейшем Грэхем создавала спектакли, основанные на сюжетах античной и библейской мифологии. Им был присущ тонкий психологизм в раскрытии образов, усложненная метафоричность танцевального действия: "Смерти и входы" Джонсона, "С вестью в лабиринт" Менотти, "Альцеста" Фаина, "Федра" Старера. Формотворчество не было для Грэхем самоцелью, прежде всего она стремилась создать драматически насыщенный язык танца, способный передать весь комплекс человеческих переживаний.
Вторым по значимости в ряду хореографов и педагогов была Дорис Хамфри (Рисунок 2 в Приложении). Также, как Грэхем, она закончила "Денишоун", но ее сценическая карьера была недолгой. Из-за тяжелой болезни она была вынуждена уйти со сцены и заняться только преподавательской и постановочной деятельностью в труппе Хосе Лимона, который продолжил исполнительские традиции Дорис Хамфри. Уделяя большое внимание пластической отточенности и техничности танца, Дорис Хамфри в то же время выступала против красоты и утонченного стилизаторства Сен-Дени. На ее творчество оказал влияние фольклор американских индейцев и негров, а также искусство Востока. Она первой в США стала преподавать композицию танца и обобщила свой опыт в книге "Искусство танца", которая является настольной книгой каждого балетмейстера танца модерн.
В 50-е годы начинает творить третье поколение. После второй мировой войны перед молодыми исполнителями и хореографами довольно остро стал вопрос: продолжать традиции старшего поколения или искать свои пути развития танцевального искусства. Часть хореографов полностью отказалась от опыта предыдущих поколений и с головой окунулась в экспериментаторство. Многие из них отрицали привычное сценическое пространство и переносили свои спектакли на улицы, в парки и т. д., отрицали форму спектакля, вовлекая зрителя в театральное действо (хепенинг). Изменилось отношение к костюмам, музыке и другим компонентам театрального действия. Многие хореографы полностью отказались от музыкального сопровождения и использовали только ударные инструменты или шумы. Композиторы зачастую становились сотворцами балетмейстера, создавая музыку одновременно с движением.
Одним из тех, кто продолжил традиции предыдущего поколения, был Хосе Лимон (Рисунок 4 в Приложении). Его хореография - это сложный синтез американского танца модерн и испано-мексиканских традиций с резкими контрастами лирических и драматических начал. Многим постановкам присущи эпичность и монументальность. Герои изображаются в моменты наивысшего напряжения, крайнего душевного подъема, когда подсознание руководит их поступками. Наибольшую популярность приобрели его спектакли "Павана мавра", "Танцы для Айседоры", "Месса военных времен".
Духовным "отцом" хореографического авангарда, несомненно, был Мерс Каннингем (Рисунок 6 в Приложении). Он был одним из тех, кто пошел своей дорогой и основал собственную школу танца. Его спектакли поражали неожиданным подходом к движению. Каннингем рассматривал спектакль как союз независимо созданных, самостоятельных элементов. Тесно сотрудничая всю свою творческую жизнь с композитором Джоном Кейджем, он перенес многие идеи этого композитора в свои спектакли, построенные на "теории случайностей". Новое понимание взаимоотношения движения и пространства, движения и музыки дало толчок к созданию спектаклей, которые открыли дорогу хореографическому авангарду. М.Каннингем считал, что любое движение может быть танцевальным, а композиция танца строится по законам случайности. Основная задача балетмейстера - создание сиюминутной хореографии, где каждый исполнитель имеет свой ритм и свое движение. Так же, как М.Грэхем и Д.Хамфри, М.Каннингем создал свою технику и школу танца. Еще несколько имен представителей авангарда так называемого "пост-модерна": Пол Тейлор, Алвин Николаис, Триша Браун, Меридит Монк и многие другие, каждый из которых имеет свое собственное видение мира, свою философию и свой подход к движению и спектаклю.
Известным педагогом, создавшим технику танца модерн, был Лестер Хортон (Рисунок 5 в Приложении). Из его школы в дальнейшем вышли известные педагоги и хореографы - А. Эйли, Д. Триит, Дж. Коллинз и К. Делавалад. Эта школа положила начало модерн-джаз танцу, техника которого объединяет джазовый танец и танец-модерн.
На протяжении всего времени современный танец эволюционировал от выражения условий жизни человека к презентации движения ради самого движения. Многие из тех, кто продолжали ранние традиции, использовали танец для экспрессии волнений Америки середины двадцатых годов.
2.3 Место и значение танца модерн в настоящее время
Ещё Айседора Дункан в одной из своих книг называла модерн «танцем будущего». И теперь, спустя 100 лет, можно с уверенностью сказать, что она была права. Модерн оправдал правомерность нововведений в хореографических принципах, выдержал испытание временем и продолжает совершенствоваться, не теряя своей актуальности.
Если изначально его исполняли под симфоническую и камерную музыку, сегодня можно увидеть модерновые постановки под джазовые композиции и даже R’n’B.
Отдельные элементы и принципы движения, разработанные в рамках модерна, стали использоваться в таких направлениях, как Breaking, House, Strip Plastic и т.д. Следует отметить, что и сам модерн существенно изменился. Его техника не прекращает усложняться и уже включает кувырки, стойки на руках, сложные акробатические элементы.
Многие хореографические училища, колледжи и университеты включают модерн, наряду с джазом и классическим танцем, в официальные программы обучения.
Модерн становится известен не только узкому кругу любителей высокого искусства, но и широкой публике благодаря постановкам таких знаменитостей в танцевальной среде, как М. Бежар, Б. Ейфман, У. Форсайт, И. Килиан, М. Екк, П. Бауш, П. Тейлор, Р. Брюс, Р. Рехвиашвили.
Заключение
Модерн как направление в искусстве конца XIX начала XX веков внес в современную хореографию большую новизну, отказ от традиционных норм и образцов, принятие экзотики Востока и античности, создание свободного пластического и ритмопластического языка танца, выход за границы классического искусства, практицизм, утилитаризм, символизм, синтез духовных культур и вненациональный орнаментализм. Теория модерна стала художественным методом создания реальности, преображения обыденного без недосказанности, дала новое прочтение классических балетов.
Концепции танца модерн развивались по следующим основным направлениям: методика танца модерн, все движения это падения и вставания, танец как система отношений к трехмерному пространству, уродливое на сцене, новый тип отношений героев, более эмоциональный и страстный, движение ради движения, авторские версии классических балетов, эпатаж, математические структуры в танце, выход за пределы сценической площадки.
Результатами эволюции хореографии стали: усложнение образности - от буквального к абстрактному и символу; отказ от главенства композитора и музыки - автором спектакля становится балетмейстер; эволюция лексического языка - от бальных туфель к пуантам, от пуант к босым ногам; изменение значения сценографии - от дворцовых залов к театральным сценам, от театральных сцен к площадкам на улице.
Список использованной литературы
1. Балет. Энциклопедия [Текст] / гл. ред. Ю. Н. Григорович. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 623 с.: ил.
2. Беккер Г. Искусство модерна [Текст] / Г. Беккер. Кёльн: KONEMANN, 2000. —425 с.: ил.
3. Никитин В.Ю. Модерн-джаз танец. Этапы развития. Метод. Техника [Текст] / В.Ю. Никитин—М.: Издательский дом "Один из лучших", 2004. —414с.
4. Полятков С.С. Основы современного танца [Текст] / С.С. Полятков— Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. —80с.
5. Смит Л. Танцы [Текст] / Л. Смит—М.: Астель, 2001г. —47.
6. Чурко Ю.М. Линия, уходящая в бесконечность: Субъективные заметки о современной хореографии [Текст] / Ю.М.Чурко—Мн.: Полымя, 1999. —224 с.
7. Энциклопедия искусства XX века [Текст] / Автор-сост. О. Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. –352 с.: ил.