Основные элементы итальянского танца "Тарантелла"
В данной методической разработке представлен мастер-класс по народно-сценическому танцу для учащихся 5 класса (второй год обучения НСТ) хореографического отделения Детской школы искусств. Урок направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, эстетическое воспитание учащихся, приобретение основ исполнения итальянского народного танца, а также воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_master-klassa_nst.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств»
Усть-Кутского муниципального образования
Методическая разработка мастер-класса
«Основные элементы итальянского танца «Тарантелла»
Усть-Кут, 2020 г.
«Рассмотрено» на заседании Педагогического совета МБУДО ДШИ УКМО Протокол № 1 от «31» август 2020 | «Утверждено» Директор МБУДО ДШИ УКМО ___________И.А. Каргапольцева Приказ от 31 августа 2020 г. № 59 |
Разработчик: Маркова Галина Алексеевна, преподаватель хореографических дисциплин МБУДО ДШИ УКМО
В данной методической разработке представлен мастер-класс по народно-сценическому танцу для учащихся 5 класса хореографического отделения Детской школы искусств. Урок направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, эстетическое воспитание учащихся, приобретение основ исполнения итальянского народного танца, а также воспитание нравственно-эстетического отношения к танцевальной культуре народов мира.
Данная методическая разработка предназначена для педагогических работников, реализующих дополнительные предпрофессиональные программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………4
2. Конспект мастер класса……………………………………………...5
3. Подведение итогов…………………………………………………...8
4. Литературные источники……………………………………………9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Народно-сценический танец является одним из основных предметов дополнительной предпрофессиональной программы «Хореографическое творчество. Занятия народно-сценическим танцем позволяют учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, в значительной степени расширяют и обогащают их исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки.
Данный мастер-класс направлен на музыкальное воспитание, при этом уделяется внимание не только развитию ритмичности, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Уделяется большое внимание таким психическим процессам как внимание, воля, память, воображение.
ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:
- поделиться с педагогами опытом работы в обучении учеников итальянскому танцу «Тарантелла»
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- формирование знаний об истории возникновения традиционного итальянского танца и специфики исполнения основных его элементов.
Развивающие:
- развитие интереса к традиционной танцевальной культуре итальянского народа, изучение традиционных движений итальянского танца «Тарантелла»
Воспитательные:
- формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе.\
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тип занятия: практический.
Форма организации: мелкогрупповая.
Оборудование: музыкальный центр, USB – носитель.
Мастер-класс по народно-сценическому танцу
«Основные элементы итальянского танца «Тарантелла»
Ход проведения мастер-класса:
Вводная часть
Вход детей в танцевальный зал. Построение детей в линии в шахматном порядке. Поклон педагогу.
Педагог: Здравствуйте, дети и гости мастер класса! Меня зовут Галина Алексеевна. Я преподаватель хореографических дисциплин Детской школы искусств. Сегодня Вы участвуете в Мастер-классе, тема которого «Основные элементы итальянского танца «Тарантелла». Сегодня мы разучим итальянский народный танец «Тарантелла». Мы выучим только самые основные элементы и в конце занятия соберем их в небольшой этюд.
Основная часть
Теоретическая часть: «История итальянского народного танца «Тарантелла».
Цель: расширить знания учеников и педагогов относительно происхождения итальянского народного танца.
Таранте́лла (итал. Tarantella) — это народный, фольклорный танец который родом из Неаполя, он появился в XV веке и вскоре полностью распространился по всей Италии. Исполняется в сопровождении гитары, тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, 3/8. С историей тарантеллы связано много легенд. Начиная с XV века в течение двух столетий тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом тарантула (название паука тарантул, также как и танца, производят от названия южноитальянского города Таранто).
Многие историки считают, что тарантелла это смесь испанских народных танцев и мавританских. В Неаполе с помощью танца кавалеры ухаживали, или проявляли свое желание познакомится с понравившейся ему девушкой, на что избранная отвечала парню танцем и завязывался красивый перепляс между ними. А иногда к ним присоединялись и другие пары, таким образом танцевали все. Танец сопровождается стремительной, быстрой и весёлой музыкой, резкими, четкими жестами и даже пением. А когда танцующие по кругу присоединяются друг за другом увеличивая таким образом круг и направление движения круга постоянно меняются это означает что мы попали на Итальянскую свадьбу. Основные инструменты: гитара, и тамбурин (бубен).
В каждом регионе Италии, у этого танца свои особенности. Есть сицилийская тарантелла, тарантелла Монтемарано, Калабрии, Гаргано. Однако классикой жанра является неаполитанская тарантелла, рожденная из испанских и мавританских мотивов. Неизменным в любом регионе остаются быстрота и задорность этого танца.
Этот неудержимый танец привлек к себе внимание многих композиторов. Ф. Лист написал тарантеллу (цикл «Венеция и Неаполь»), а также Шопен, Д. Обера, С. Прокофьев, Россини, К.М. фон Вебера, Ф.Мендельсона и многие другие композиторы 19 и 20 столетия написали свои вариации на тему тарантеллы. Более того, этот танец был описан многими путешественниками, как элемент передающий колорит и самобытность Италии.
Сегодня, в современной Италии, существует фестиваль под названием «Ночи тарантула». Его участники танцуют этот веселый танец. А в Монтемарано открыт музей посвященный тарантелле и школа искусств, призванная сохранить разновидность этого неоднозначного танца.
Практическая часть:
Цель: ознакомить учеников и педагогов с основными элементами итальянского народного танца «Тарантелла».
Педагог: Вот мы с вами и познакомились с танцем в теории, теперь перейдем к практике. Для этого вам нужно разделиться по парам. Но сначала небольшая разминка.
Разминка:
- упражнения для развития плечевого пояса,
- упражнение для тонуса мышц рук,
- упражнение для силы стоп,
- упражнение для развития силы ног (прыжки, приседание).
Основные движения «Тарантеллы»
1.Основные положения ног.
2.Основные положения рук: 7-я позиция рук (кисть на кисть за спиной).
Движения рук с тамбурином.
3.Battement tendu jete вперед:
- с шага и ударом носком по полу (pique) – с продвижением вперед, назад;
- удар носком по полу (pique) с подскоком – на месте, с продвижением назад;
- поочередные удары носком и ребром каблука по полу с подскоками – на месте, с продвижением назад.
4. Jete-pigue (на месте и с отходом назад на plie).
5. Jete «носок-каблук» поочередно (с подскоком).
6. Соскоки на полупальцы в 5-й позиции на рlie (и на месте и в повороте).
7. Pas echappe (соскоки на II позицию).
8. Бег – pasemboite – на месте, с продвижением вперед.
9. Основной ход с pas ballone (c фиксацией на cou-de-pied).
10. Подскоки на demi-plie на месте и с поворотом:
-на полупальцах по 5-й позиции;
-на одной ноге с ударами ребром каблука и носком по 5-й свободной позиции.
11. Pas debasque (тройные перескоки по 5-й прямой позиции с согнутыми вперёд коленями на 900 (на месте и в продвижении вперед, назад, с поворотом).
12. Проскальзывание назад на одной ноге на demi-plie с выведением другой ноги вперед на носок (на месте, с продвижением назад).
Составление небольшого этюда.
Заключительная часть
Педагог: Вот мы с Вами разучили основные движения танца «Тарантелла» и исполнили их под музыку. Если есть какие-то вопросы, то смело задавайте.
Вопросы участников мастер-класса и ответ на них.
Педагог: Наш урок подошел к концу. Все молодцы! Надеюсь Вам понравился танец и Вы будете его использовать в своей работе и исполнять на сцене. Всего Вам хорошего!
Все выполняют поклон и уходят.
Подведение итогов
Народно-сценический танец дает возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных народов, расширяет и обогащает их исполнительские возможности, формируя качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только классическому танцу.
Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, так и с точки зрения влияния его на этнокультурное воспитание личности исполнителя. Процесс обучения учащихся танцу «Тарантелла» способствует формированию у учащихся интереса и уважения к культуре итальянского народа, достижению понимания общемирового и специфического в этих культурах, формирует у них чувство и осознание себя гражданами мира.
Целью данного мастер-класса было поделиться с педагогами опытом работы в обучении учеников итальянскому танцу «Тарантелла». Дети изучили основные движения и элементы итальянского танца «Тарантелла» и исполнили этюд, легко справляясь с поставленными задачами.
В заключении своей разработки, хотелось бы подчеркнуть, что цель и задачи мастер-класса достигнуты.
Список литературных источников
1 Гольдшмидт Э. Пособие по немецкому народному танцу. Москва: АНО Брайтенарбайт. 2010г. 384с
2. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1982.
3. Гусев Г.П..Методика преподавания народного танца.«Владос» Москва.2003
4. Горина О.В..Адаптированная программа. Народно-сценический танец.Иркутск.2004
5. Сахина Л.А., Селезнев Н.М..Народно-сценический танец. Учебно-методическое пособие Улан-Удэ.2002