Методическая разработка: «От идеи к воплощению». Развитие через творчество.
Постановка танца «Синий платочек». Интегрированное занятие с использованием презентации, видео фрагментов ИКТ в занятиях постановки танцевального номера «Синий платочек» для танцевальных коллективов. Песня «Синий платочек». Авторы песни: Е. Петербургский и Я. Галицкий. Возраст детей: 7-11 лет Видео и фото презентация к постановке танца. На примере постановки танца «Синий платочек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_idei_k_voploshcheniyu._otred.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
«От идеи к воплощению». Развитие через творчество.
Тема занятия: Постановка танца «Синий платочек». Интегрированное занятие с использованием презентации, видео фрагментов ИКТ в занятиях постановки танцевального номера «Синий платочек» для танцевальных коллективов. Песня «Синий платочек». Авторы песни: Е. Петербургский и
Я. Галицкий.
Возраст детей: 7-11 лет
Видео и фото презентация к постановке танца. На примере постановки танца «Синий платочек».
Пояснительная записка
В духовной культуре человечества хореографическое искусство занимает своё особое значимое место. Являясь одним из самых древних видов искусства, появившись с рождением человечества, танец всегда неразрывно связан с жизнью. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысячелетий тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. «Танец возник тогда, когда искусство, выраженное в движении и жесте, подчинилось ритму и музыке». Танцы первобытных людей сменили сценические танцы древних греков и римлян, затем «хороводы», «бранли», появились первые балеты.
Изменялось общество - изменялось и танцевальное искусство. XX век принёс с собой новую, более сложную технику, новые специальности, и новое отношение к хореографическому искусству. Танец стал больше, чем красивое зрелищное представление. На данном этапе развития танец раскрывает духовно-нравственный потенциал человека, его способность ценить красоту, совершенство мира природы и гармонично взаимодействовать с ним. «В танце есть элемент и легенды и жизни, Танец есть мост, перекинутый из нашей обыденной жизни к воздушным замкам свободного творчества. И, именно, потому, что в танце есть нечто от искусства, и нечто от жизни, в нём должна раскрываться та таинственная связь, которая сковывает творчество жизни со свободным творчеством...»
Танец пронизывает самые разнообразные области культуры и искусства. Танец - искусство - многогранное, объединяющее искусство действия с музыкой, художественными образами, произведениями литературы.
Актуальность. Изучив и проанализировав программу по хореографии «Танец» Москва «Просвещение» 1978 год и программы для школ искусств 1988 год, выяснилось, что в них отсутствует «многогранность» современного хореографического искусства, нет синтеза искусств. Именно того на что сегодня обращает внимание современное дополнительное образование. Следовательно, возникла необходимость разработать программу, которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.
Каждая эпоха требует активной целенаправленной работы с подрастающим поколением, требует новые формы и методы воспитания и обучения, такие которые отвечают настоящему времени. Воспитание личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения, обладающих самостоятельностью при выборе видов деятельности и умеющих выразить свой замысел в творческой деятельности.
повышение интереса к созданию и реализации программ сориентированных на изучение культуры, истории и искусства, изучения народного творчества и охрану здоровья детей.
Учитывая требования современного дополнительного образования, была составлена образовательная программа танцевальной студии «DRIVE-DANCE». Данная программа имеет художественную направленность.
Цели и задачи
Формирование интереса к хореографическому искусству; развитие творческих способностей посредством танца.
Обучающие
• пробуждать интерес к танцевальному движению
• формировать навыки музыкального восприятия в единстве с выразительным движением;
• формировать умение выполнения движений
• дать основы элементов танца.
История танца и костюма (на примере конкретной постановки ).
История создания песни.
Раскрытие темы: Искусство во времена ВОВ (танец военной тематики).
Мода 40-х годов
Развивающие
• развивать гибкость, пластичность, выразительность, точность движений;
• развивать мышечную силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;
• прививать ребенку чувство любви к своему телу;
• формирование навыков грациозности, изящества движений;
• способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;
• формировать правильную осанку;
• развивать музыкальный вкус и кругозора
• содействовать развитию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой, нервной систем организма.
Развитие интереса к другим направлениям искусства (музыка, ИЗО, история танца, костюма)
Интерес к рассуждению и обсуждению на заданную тему ( какой образ мне представляется после прослушивания музыки, какой сюжет может быть рассказан путем пластики танца под данную мелодию).
Воспитательные
• воспитывать силу воли, самостоятельность, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества;
• эмоционально раскрепостить ребенка;
• учить оценивать свои поступки, чутко относиться к творчеству сверстников.
Ожидаемый результат:
Насыщенность достаточной информацией, для создания полного образа в танцевальной постановке. Понимание характера и стиля танцевального номера. Выразительное исполнение.
Предлагаемые методы.
- Прослушивание песни.
- История создания песни.
- Определение характера песни.
- Определение танцевального стиля.
- Истории танца. Тема «Вальс».
- Разучивание основных элементов вальса.
- Сюжет танца.
- Раскрытие военной темы.
- «Искусство во времена ВОВ».
- Постановка танца.
- Создание сценического костюма. Мода 40-х годов.
Идея и замысел: через многогранную содержательность помочь ученикам лучше передавать образ, сюжет на сцене. Быть развитыми не только в искусстве танца, но и смело и подковано рассуждать на разные темы: музыки, истории, не бояться рассказывать о своих ассоциациях, эмоциях и переживаниях.
Оборудование: ПК компьютер с программным обеспечением (графический редактор Paint), проектор. МЦ (музыкальный центр (аудио)).
Ход занятия.
- Детям предлагается прослушивание песни, под которую планируется постановка танца.
Слайд № 3-7
- Педагог рассказывает ученикам о истории создании песни, об авторах и исполнителях этой песни.
История создания песни «Синий платочек».
Счастливая и необычная судьба у этой песни: она родилась дважды. А чтобы разобраться, как это случилось, давайте перенесемся в довоенный 1939 год, в дни, когда впервые прозвучала ее незатейливая мелодия.
Именно тогда, спасаясь от фашистской неволи, в Советский Союз приехали участники популярного польского эстрадного коллектива «Голубой джаз». Они выступали с концертами в Белостоке, Львове, Минске и других городах.
Весной 1940 года «Голубой джаз» гастролировал в Москве. Концерты его проходили в саду «Эрмитаж». На одном из них побывал поэт и драматург Я. М. Галицкий. Среди многочисленных мелодических импровизаций композитора и пианиста джаз-оркестра Ежи Петерсбургского, прозвучавших в концерте, одна особенно понравилась ему. И тут же, во время концерта, он подтекстовал понравившуюся мелодию. Слова про девичий синий платочек наполнили ее новым смыслом, как бы вдохнули жизнь. После концерта поэт познакомился с композитором, показал ему набросок своих стихов, и через несколько дней состоялась премьера песни. «Синий платочек» в сопровождении «Голубого джаза» спел его солист Станислав Ляндау. Вряд ли подозревал тогда Яков Маркович Галицкий (1891—1963) — автор многих пьес, с успехом шедших в те годы на сценах столичных театров, что не им, а именно этому скромному его поэтическому опыту предстоит долгая жизнь. Песню включили в свой репертуар многие известные певицы и певцы: Л. Русланова, И. Юрьева, В. Козин.
Вадим Козин
На пластинку в довоенные годы «Синий платочек» записан был только однажды. На этикетке пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки — Я. Галицкий и Е. Петерсбургский, исполнительница — популярная в те годы певица Е. Юровская и ее аккомпаниатор — пианист Б. Мандрус.
Но все-таки самую широкую известность и распространение в годы войны получил, вне всякого сомнения, тот фронтовой вариант «Синего платочка», инициатором создания и первой исполнительницей которого стала замечательная наша певица, народная артистка Советского Союза Клавдия Ивановна Шульженко.
С голоса этой популярной исполнительницы «Синий платочек» обрел как бы второе рождение и вторую жизнь, стал одной из самых знаменитых песен военных лет.
Время написания стихов этого фронтового варианта “Синего платочка” — 9 апреля 1942 года. Их автор — лит.сотрудник газеты «В решающий бой!» 54-й армии Волховского фронта, лейтенант Михаил Александрович Максимов.
Слайд 8.
- Определение характера и направленность данной мелодии. Ученикам предлагается высказать свое восприятие от прослушивания.
- Определяем танцевальный стиль. Дети высказывают свои мнения: мелодия лирическая, музыка вальсовая. Танцевальный стиль: Вальс.
Слайд 9.
- Истории танца. Тема «Вальс».
Вальс (фр. valse) — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.
Своим рождением вальс обязан многим танцам разных народов Европы. Корни его находятся в популярном для своего времени танце «матеник» и его разновидности «фуриантэ», исполняемых на праздниках в чешской деревне, во французском танце «вольт» («лавольта») и, наконец, в австрийском «лендлере», самом близком к вальсу из его предшественников.
Родиной Вальса по праву считают Германию и Австрию.
В XIX и начале XX веков существовало несколько различных форм вальса, включая некоторые с размером 2/4, 6/8 и 5/4.
Вальс — одно из искусств выразительных движений в ритме 3/4.
Разновидности вальса:
Быстрые формы вальса называют Венский вальс
Вальс международного стандарта — танцуется только в закрытых позициях
Можно танцевать и в открытых позициях, так танцевали в Италии в конце XVIII века
Фигурные вальсы.
Слайд 10.
- Разучивание основных элементов вальса. (Практика).
- После освоения основных элементов (шагов) Вальса. Переходим к обсуждению сюжета: что мы хотим «рассказать» в этом танце. Какую историю пережить и донести до зрителя смысл и содержание танцевального номера.
Слайд 11.
- Поскольку танцевальный номер «Синенький платочек» имеет военную тематику. Мы начинаем с обсуждения времен ВОВ. О тяжелых годах войны, о потерях, о вере, надежде и любви, встречах, ожиданиях.
Слайд 12.
- «Искусство во времена ВОВ».
Не смотря на то, что шла война, люди не прекращали даже в те нелегкие времена заниматься творчеством, искусством. Было написано много песен, снято огромное количество фильмов, художниками написано множество картин. Все это говорит, о том, что искусство было, есть и всегда будет вне зависимости от положения, обстоятельств и событий. И это очень важная тема, которая детям очень интересна, важна и необходима.
Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства.
С первых дней войны литература стала важнейшим идейным и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения Константина Михайловича Симонова (1915–1979) («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы Александра Трифоновича Твардовского (1910–1971), простой боец, заводила и балагур.
В годы Великой Отечественной войны получили развитие не только стихотворные жанры, но и проза. Она представлена публицистическими и очерковыми жанрами, военным рассказом и героической повестью. Талантливым писателем был Борис Николаевич Полевой (1908–1981). В 1946 г. им была создана «Повесть о настоящем человеке», в основу которой были положены реальные события: подвиг Героя Советского Союза летчика А. П. Маресьева. О Великой Отечественной войне и о послевоенном мире писал Э. Г. Казакевич («Двое в степи» 1948 г., «Весна на Одере» 1949 г.). Историю трех поколений рабочей династии изобразил в своем романе «Журбины» (1952 г.) В. А. Кочетов.
Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно. Фронтовыми артистами были: Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко. В симфонической музыке событием стала премьера героической Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича, состоявшаяся в блокадном Ленинграде. Седьмая симфония сразу после своего первого исполнения получила огромный резонанс в мире. Триумф был всеобщим – музыкальное поле сражения тоже осталось за Россией. Гениальное произведение Шостаковича наряду с песней "Священная война" стало символом борьбы и победы в Великой Отечественной войне.
Развитие живописи и скульптуры по-прежнему определяет соцреализм. Тема Великой Отечественной войны нашла отражение в картинах Ю. М. Непринцева «Отдых после боя» («Василий Теркин» 1951 г.), А. И. Лактионова «Письмо с фронта» (1947 г.). Особенностью названных картин является то, что в каждой из них война представлена не батальными, а бытовыми сценами. Художникам удалось передать атмосферу военного времени. Большое распространение имели картины, тяготеющие к повествовательности в духе традиций передвижников. Художник А. А. Дейнека в картине «Оборона Севастополя» (1942 г.) показал небывалую отвагу и стойкость моряков защитников города-героя. Им же были написаны картины «Сбитый фашистский ас», «Авиационный десант на Днепре» и другие.
На передовую выезжали театрально-концертные бригады. Кинематографисты выпускали документальные фильмы и художественные картины военно-патриотической тематики («Секретарь райкома» реж. И. А. Пырьев, «Нашествие» реж. А. М. Роом, «Два бойца» реж. Л. Д. Луков и др.). Историческое кино было представлено первой серией фильма «Иван Грозный» (реж. С. М. Эйзенштейн), вышедшей на экраны в 1945 г. В начале 1942 года вышел на экраны большой документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой» (режиссеры Л. Варламова и И. Копалин, дикторский текст П. Павленко, текст песни А. Суркова, композитор Б. Мокроусов). Фильм рассказывал о наступательной операции советских войск под Москвой в декабре 1941 - январе 1942 года, сыгравшей огромную роль в ходе всей мировой войны. В годы войны кинематограф, в ряду других искусств, выполнял роль политического борца и агитатора, поднимавшего людей на защиту отечества.
- Постановка танца. Раскрытие сюжета, обсуждение в ходе постановки.
Слайд 13, 14, 15
- Создание образа. Сценический костюм.
- Создание образа (танцевального костюма). Когда мы обсуждали в чем мы будем танцевать, девочки задавали вопрос: почему именно такие платья, такой расцветки? Длины? Почему мы будем танцевать в носочках. Почему прическа именно такая? На все эти вопросы даем ответ, рассказав о моде 40-х годов.
Показ фото-слайдов. С комментариями: В этот период советские модницы шагали наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому – безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны.
Прически 40-х годов: Самыми распространенными прическами военных лет у советских женщин были – валик надо лбом и пучок сзади, часто покрытый сеткой, или валик и подкрученные марсельскими щипцами или подколотые сзади волосы, а также, так называемые, бараночки из кос и корзиночка – две косички, у которых кончик одной закреплен за основание другой. (показ фото-слайдов).
После того, когда завершились поставка с созданием танцевального костюма. От школьных концертов до конкурсов (районных, городских и т.д.).
Слайд 16,17,18,19.
Видео с выступлений удачно завершают любую презентацию, по поэтапности создания танцевальных постановок. От идеи к воплощению.
Список использованной литературы:
А.Климов. Основы русского народного танца. Москва. 1994.
А.Я.Ваганова. Основы классического танца. СПб. 2003.
Балет. Уроки: Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе./Перю с англ. С.Ю.Бардиной. М., 2003.
Секрет танца./Составитель Т.К.Васильева. СПб, 1997.
Бесова М. Весёлые игры для дружного отряда. - Ярославль: Академия холдинг, 2004.
Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
Выютский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -Просвещение, 1991.
Ильенко Л.П. Интегрированный эстетический курс для начальной школы. - М., 2001.
Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988.
Никитин Б. Развивающие игры. - М., 1985.
Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
Хаустов В.В. Методическое пособие для начальной стадии преподавания акробатического рок-н-ролла. - Ростов-на-Дону, 1999. Дополнительная литература:
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
Браиловская Л.В. Самоучитель по танцам. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
Игры в школе. - М.: ACT, 2000.
Минский Е.М. От игр к занятиям. - М., 1982.
Новиков С.Ю. Любимые праздники. - М.: ACT - ПРЕСС СКД, 2003.
Программы для социально-психологического сопровождения детей с отклоняющимся поведением. - Ростов-на-Дону, 2002.
Суртаев В.Я. Игра как социокультурный феномен. - Санкт-Петербург, 2003.
Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.
Список используемых материалов .