Классный час на тему: "История балетной туфельки"
Цель: расширение кругозора учащихся о классической форме обуви в балете, знакомство и историей рождения пуант.
Задачи:
- расширить знания детей об истории возникновения балетной обуви, а также изготовлением туфель;
- формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
- побуждать детей к поиску информации о хореографии, к осознанному профессиональному выбору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематический классный час на хореографическом отделении | 851.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Сафоновская детская школа искусств»
215500, Смоленская обл., г. Сафоново, тел. 4-22-44, тел/факс 4-23-56 ул.Строителей, д. 3
Классный час
Тема: «История балетной туфельки»
Преподаватель:
Носкова Е. В.
Сафоново, 2021 г.
Дата проведения: 28.01.2021 г.
Место проведения: МБУДО «Сафоновская ДШИ».
Продолжительность: 45 мин.
Участники: учащиеся хореографического отделения, преподаватели. Разработчик сценария: преподаватель хореографии Носкова Е. В.
Цель: расширение кругозора учащихся о классической форме обуви в балете, знакомство и историей рождения пуант.
Задачи:
- расширить знания детей об истории возникновения балетной обуви, а также изготовлением туфель;
- формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту;
- побуждать детей к поиску информации о хореографии, к осознанному профессиональному выбору.
Ход классного часа
С историей рождения балетных туфелек связано много неразгаданных тайн и легенд. Называются туфельки - пуантами.
Пуанты – танец на кончиках пальцев, один из основных элементов классического женского балета. Да чего хороши эти розовые атласные пуанты, предназначенные для танцовщиц! Всё в них ладно и красиво.
Название «пуанты» происходит от французского слова, означающего «остриё», «кончик». Их носки тверды, как камень, и несколько притуплены к концу. Когда танцовщица надевает пуанты, она исполняет движение как бы стоя на самых кончиках пальцев. Интересно, а почему пуанты тверды?
Мужская обувь предназначена для артиста, который будет танцевать балет, очень мягкая и податливая, если надеть их на ногу, можно почувствовать, насколько удобны они для танца. С ними всё понятно. Но пуанты жёсткие. Наверное, и ногам в них больно, кажется и шагу ступить невозможно!
Не было найдено ни одной книги, где была бы раскрыта тайна возникновения этих волшебных туфелек! Но кое-что о пуантах мы всё – таки знаем. Раньше и в голову не приходило, что для танца нужно придумывать какую – то специальную обувь. Туфли, в которых танцевали балеты, по сути, являлись той обувью, что носили в жизни, со временем её стали делать только более лёгкой. Но усложнившаяся техника танца требовала другой формы туфель. Постепенно стали отказываться от каблуков. Танцовщики всё чаще предпочитали туфли с плоской подошвой, из мягкой кожи. Артистам эта обувь так пришлась по вкусу, что почти неизменившуюся, её можно увидеть на танцовщиках и сегодня. Но и одних мягких туфель оказалось недостаточно. Многие движения, они исполняли, поднимаясь на кончике пальцев. Специальные упражнения помогали им настолько укрепить ноги, что танцовщицы могли стоя на носках замереть в такой позе на несколько мгновений. И даже не на двух, а на одной ноге.
Этим искусством славилась великая французская балерина Мария Тальони. Многие историки, считают Тальони первой балериной, поднявшейся на пуанты в 1832 году. Она же «реформировала» и балетный костюм. Он стал полупрозрачным и воздушным, что прекрасно работало на общую идею лёгкости и невесомости танца.
Балерина, надев балетные туфельки с твёрдым носком, могла не только задерживаться в позе, но и вертеться, исполнять множество новых придуманных движений благодаря чудесным туфелькам.
А самой первой русской балериной – исполнительницей на пуантах называют Авдотью Истомину, её называют «русской Терпсихорой» (богиня танца). Авдотья прекрасно танцевала Галатею в балете Шарля – Луи Дидло «Ацис и Галатея»; Лизу в «Тщетной предосторожности» - автор либретто французский балетмейстер Жан Доберваль. Людмилу в балете «Руслан и Людмила» по поэме А. С.
Пушкина, автор либретто и балетмейстер Адам Глушковский.
В 20-ом веке, танец на пуантах стал уже балетной классикой, а гениальная русская балерина Анна Павлова объехала с гастролями весь мир и дала около девяти тысяч спектаклей. Итальянский мастер Николине изготовлял для неё в год более двух тысяч балетных туфелек. Её сольные партии в знаменитых балетах: «Спящая красавица», «Эсмеральда», «Жизель».
Давайте вернёмся в сегодняшний день и посмотрим, как же делаются эти чудо – туфельки. В России пуанты делаются исключительно вручную.
Процесс является самым сложным из процессов в технологии изготовления обуви. Опытный мастер может за день собрать примерно двенадцать пар пуантов. Ведь пуанты – обувь капризная, признающая только свою собственную хозяйку. Поэтому для каждой артистки балета, туфельки шьются строго индивидуально. Пошив балетных пуантов – уникальное ручное производство, требующее высочайшего профессионализма. Около ста операций и более пятидесяти деталей необходимо для создания одного пуанта. На один спектакль танцовщица, исполняющая главную партию в балете, готовит по пять, а иногда и по семь пар туфель. Пуанты быстро изнашиваются, их твёрдые носки во время танца постепенно размягчаются. Значит, нужна следующая пара пуантов.
Вначале делают не сами пуанты, а их матерчатую часть. Швейные машинки, соединяют вместе лоскуты плотной ткани из нежного розового атласа. Затем мастер пришивает тряпичную часть туфельки к кожаной подошве. Острая игла с ниткой в руках мастера ловко протаскивается через плотную кожу. Далее обмакнув небольшой кусочек мешковины в клей, мастер прикладывает его к носку пуанта, затем ещё кусочек, только поменьше, и ещё, и ещё! Таких кусочков всего пять.
Мастер осторожным движением пальцев прощупывает каждый сантиметр носка, чтобы не было ни одной складки или бугорка. Затем пуанты помещают в специальную печь, где при определённой температуре клей окончательно затвердеет. И балетная туфелька будет готова!
Строение пуантов:
1. Коробочка
2. Крылышки
3. Складки
4. Подошва
5. Задний шов
6. Средний шов
7. Пятка
8. Закрытость
9. Носок
10. Лента - завязка
Новые пуанты гладкие и сверкающие, оплетённые изящными лентами. Но век этой красоты недолог. Она живёт лишь до тех пор, пока балерина не попытается впервые надеть на ножку этот корсет – тугой, жёсткий, причиняющий боль. Чтобы встать на пуанты, их нужно « сломать» то есть сделать так, чтобы они приняли форму ступни, иначе танцевать на пальцах будет практически не возможно. Нужно размять нижнюю часть туфель, уделяя особое внимание участку подошвы у основания пальцев. А иногда, чтобы размять подошвы, балерине даже приходиться стучать по ним молоточком! Очень часто, чтобы ноге было удобнее, танцовщицы подкладывают в пуанты вату или кусочек овечьей шерсти. Но сейчас по мере развития современных технологий, балетная туфелька претерпела несколько серьёзных изменений, каждое из которых было ориентировано на удобства её владельца. Одно из последних изобретений в этой области – пакетик с гелем особой формы, которые пришли на смену вате и шерсти. Редкая балерина решится выйти на сцену в новых не разношенных пуантах, сначала она их разомнёт, чтобы в танце её ступни и пуанты становились единым целым и только после этого балерина может выйти на сцену и показать зрителю своё мастерство, перенести его в мир красоты и величия настоящего искусства.
В конце нашей беседы, все учащиеся посмотрели:
1. Видеофильм «Классический танец на пуантах» Ленинградского хореографического училища имени Агрипины Яковлевны Вагановой. https://ok.ru/video/420916364683 .
2. Отрывок из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» «Танец маленьких лебедей» в исполнении солистов Мариинского театра.
https://youtu.be/BDZYbsvKrvI .