Методические рекомендации по подбору музыкального материала для занятий танцем фламенко и каталог музыки.

Подбор музыки для занятия очень важен, особенно если  в процессе обучения не используется живое музыкальное сопровождение (гитара, перкуссия, вокальное исполнение а капелла).

Музыкальная культура фламенко – это прежде всего импровизация. Виртуозная игра на гитаре,  отбивание ритмов на перкуссии (ударных инструментах) и, конечно, чувственный голос. Игра на гитаре и перкуссии возможна как в ансамбле (в сопровождении), так и сольная. Освоение  базовых техник  игры на этих инструментах  открывает неограниченные возможности  для творчества. Особенность музыки фламенко - в ее искренности и непосредственности, идущей от сердца. Инструменты становятся «живыми»  в руках исполнителей фламенко. Невидимый дух фламенко «дуэнде» создает удивительную музыку, уникальную музыку, повторить и передать которую невозможно.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СПб ГБУ ПМЦ «Калининский», ПМК «Эврика» 

 Калининского района г. Санкт-Петербурга.

Методические рекомендации по подбору

музыкального материала

для занятий танцем фламенко и каталог музыки.

Авторская разработка

(Направление танец фламенко)

        Автор: Серова Ирина Владимировна

Санкт-Петербург

2021 год

Подбор музыки для занятия очень важен, особенно если  в процессе обучения не используется живое музыкальное сопровождение (гитара, перкуссия, вокальное исполнение а капелла).

Музыкальная культура фламенко – это прежде всего импровизация. Виртуозная игра на гитаре,  отбивание ритмов на перкуссии (ударных инструментах) и, конечно, чувственный голос. Игра на гитаре и перкуссии возможна как в ансамбле (в сопровождении), так и сольная. Освоение  базовых техник  игры на этих инструментах  открывает неограниченные возможности  для творчества. Особенность музыки фламенко - в ее искренности и непосредственности, идущей от сердца. Инструменты становятся «живыми»  в руках исполнителей фламенко. Невидимый дух фламенко «дуэнде» создает удивительную музыку, уникальную музыку, повторить и передать которую невозможно.

Перкуссия

Перкуссия (от лат. percussio) буквально - нанесение ударов. Термин "percussion" в англ. языке обозначает ударные инструменты вообще. Слово «перкуссия» имеет широкий смысл. Сюда можно отнести любой ритмообразующий инструмент. Это - и ударные, и шумовые,  и самозвучащие инструменты. Перкуссия имеет свою историю и своё развитие. Ее можно смело причислить к истокам современной музыки, ибо, какая может быть музыка без ритма? Ритм был первоначальным музыкообразующим средством, и до сих пор является её весомой частью.

Игра на перкуссии фламенко – это особенные ритмы и компасы. Главный инструмент - кахон. Человек играет, отбивая ритмы, сидя сверху на нем.  Также к особенностям перкуссии фламенко можно отнести пальмасы (хлопки в ладоши), питосы (щелчки пальцами) и кастаньеты.  Эти методы и приемы создания ритма, а также игра на перкуссии фламенко создают ни с чем несравнимый эффект, когда музыка и ритм вокруг Вас и внутри Вас. Музыка, создающая желание движения внутри и снаружи.

Вокал

Особая роль в музыкальном искусстве фламенко принадлежит пению. Песни фламенко несут в себе больше грусти, чем радости. Это - крик души, обличенный в песню. Исполнитель фламенко раскрывает своим искусством и личную драму, и горести многих поколений.

Гитара

Гитара во фламенко играет роль, аналогичную фортепиано в классической европейской музыке.
  Как  в канте и байле, в токе фламенко главным исполнительским принципом по праву считается
  импровизация на основе определенного комплекса традиционно сложившихся мелодических
  (фальсетас) и метроритмических (компас) звукоформул. Для гитарных композиций фламенко
  характерен токкатно-виртуозный стиль, предполагающий широкое использование богатых
  возможностей инструмента
.

Гитара – неотъемлемая часть современного искусства фламенко еще больше обостряет его импровизационный характер. Даже в наши дни большинство музыкантов (токаоров) не имеют специального музыкального образования и не знают нот, однако, несомненно, обладают природной музыкальностью и великолепной памятью, позволяющими создавать удивительные импровизации. Кстати, сам импровизационный характер, свободный метр или специфическая техника исполнения нередко вообще препятствуют точной нотной записи мелодий фламенко. Поэтому искусство гитариста (как, впрочем, и певца, и танцора) обычно передается только от мастера к его способному ученику.

Живое гитарное сопровождение на занятии рождает ощущение исконности, принадлежности к настоящему народному искусству. Гитарист должен профессионально разбираться в музыке фламенко и понимать особенности сопровождения урока по танцу фламенко, знать особенности разучиваемых танцев и их ритмические рисунки.

Кастаньеты 

используются для ритмического аккомпанемента танцу. Они изготавливаются из твердых пород дерева, таких как чёрное дерево, палисандр, гранадильо и каштан. Вопреки традиционному мнению, Испания не является ни родиной кастаньет ни единственным местом их распространения. Прообразы современных кастаньет можно встретить еще в Древнем Египте, около 3000 лет до н.э. Начиная с VI века до н.э. на греческих фресках можно увидеть изображения танцующих женщин, которые держат в руках кротало (от испанского crotalo - "трещотка", "погремушка"), напоминающие длинные деревянные кастаньеты. Название "crotalo" и сейчас существует в испанском языке наряду с castanuelas или palillos.В настоящее время кастаньеты, или очень близкие к ним инструменты, существуют у многих народов: это индийские kartali, швейцарские chefeli, японские yotsudake, китайские cha pan, или турецкие kasik.

Традиционно кастаньеты используются в таких танцах фламенко как sevillanas, fandangos de Huelva и tanguillo de Cadiz. Их обычно не применяют в более "серьезных" жанрах, так как они лишают танцовщицу многих выразительных возможностей движений рук.Следует отметить, что кастаньеты (castañuelas), используемые для ритмического ударного сопровождения танцам по всей Испании, в искусстве фламенко применяются довольно ограниченно и только в жанрах фламенко, имеющих много общего с танцами центральной и северном Испании.

Есть еще одна разновидность ритмического аккомпанемента - это дробь каблуков танцора во время исполнения танца. Этот прием называется сапатео (zapateo от испанского zapato - башмак). Различные приемы сапатео в искусстве фламенко чрезвычайно развиты и представляют собой одну из важнейших художественных составляющих современного танца фламенко.

На занятиях в детской студии чаще всего используется музыка в записи, фонограммы музыки и  ритмов кахона. С 1-го года обучения использовать музыкальный материал необходимо такой, чтобы он всесторонне отражал всю красоту, динамичность, разнообразие, острую характерность, колоритность танца фламенко. Главное требование – музыка должна быть с чётким, ярко выраженным ритмом, чтобы дети хорошо его слышали.

На 1-м году обучения нужно брать в основном музыку с музыкальным размером 4/4 и ¾ и разучивать их сначала отдельно, используя хлопки и притопы (т.е. кампасы), а потом исполнять ритмы под музыку: разучивание 4/4 – 1 притоп + 3 хлопка; разучивание ¾ - 1 притоп + 2 хлопка. Используются стили Tangos, Guajiras, El Vito – с ярко выраженным ритмом и частями. Лучше брать музыку без вокала, чтобы дети лучше слышали ритм, пение часто не совпадает с ритмом музыки. Можно использовать музыку не только фольклорную, но и стилизованную, с колоритом восточных, латиноамериканских и современных танцев, т.к. чистый стиль фламенко труден для понимания, тем более детьми.

На 2-м и более годах обучения можно использовать более сложную по ритму и структуре музыку, в том числе и с вокалом: Bulerias, Soleares, Alegrias, Tientos. Произведения становятся более разнообразными по темпу, характеру, музыкальному размеру, вокальному исполнению, и самое главное – музыка должна быть красивой, выразительной, вызывала желание двигаться, повторять танцевальные движения вновь и вновь.

Каталог музыки для занятий фламенко.

1.Gipsy Kings (Compas , The Best)

2. La Hungara – Guerrera

3.VA - Ibiza A Touch Of Flamenco Chill 2 (Mixed By Victor Nebot)

4. VA - Playa Azul Flamenco Chill Vol 1-3 (музыка фламенко в современной аранжировке)

5. NARADA GUITAR - 15 Years of collected works - CD2

6. Various Artists - Испанская гитара - Шедевры этнической музыки

7. Paco de Lucia - Nueva Antologia 2xCD

8. Tomatito - Paseo de los Castanos

9. Vicente Amigo - Paseo de Gracia10. (Flamenco/Arabe-Cubano/Instrumental Hip-Hop) Gnawledge - Granada Doaba - 2009, MP3

11. La guitarra flamenca de Merengue de Cordoba

12. VA - 20 Años De Flamenco Y Copla

13. Various Artists — «ОТ СЕВИЛЬИ ДО ГРЕНАДЫ» Мастера испанской гитары

14. Nura- Flamenco arabo

15. Carlos Heredia - Gypsy Flamenco

16.Manolo Sanlúcar - Locura De Brisa Y Trino

17.Camaron & Paco de Lucia & Tomatito – Vivire

18. VA - Spanish Memories - The Best Of Acoustic Guitar.

19.Antología del cante flamenco. HISPAVOX (1958-1988)

20.Nueva Antología Flamenca. R.C.A. (1980)

21.Magna Antología del Cante Flamenco.- Hispavox (1982 - 1992)

22.FLAMENCO FUSION(ROSA NEGRA)\
23.Gerardo Nunez - Salome\
24.Gipsy Kings - Pasajero (2006)\
25.Javier Limon (Limon 2005)\
26.Jeronimo Maya 2004.\
27.La Negra 2006 La Negra (Flamenco,Jazz,Brazil)\
28.Manouche - Angelo Debarre & Ludovic Beier - Come Into My Swing\
29.Manouche - Tchavolo Schmitt - Miri Familia - 12 Pistes (Ogg) \
30.Nino Josele - Paz (2006)\ фламенко на фортепиано
31.Plaza Nueva - Corraleando (Sevillanas Y Rumbas) 2005 \