Диагностика специальных способностей ребенка принимаемого в творческое объединение «Танцевальный коллектив «Грация»

Ласточкина Наталья Васильевна

Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Это позволяет делать меньше ошибок при приеме. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vhodnoy_kontrol_gratsiya_obshchekulturnyy.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ

Диагностика специальных способностей ребенка

принимаемого в творческое объединение «Танцевальный коллектив «Грация»

Дата проведения: «___» ___________20_____г.

Форма проведения: _________________________________________________________________________________________________________

Музыкальные и профессиональные физические данные

  1. Концентрация внимания на объяснениях и действиях педагога, на начале/прекращении аккомпанемента под который выполняются движения.

  1. Двигательные навыки, координация.

  1. Профессиональные физические данные:
  1. Осанка
  2. Выворотность ног
  3. Гибкость тела
  4. Прыжок
  5. Устойчивость
  6. Артистичность и эмоциональность

  1. Выполнение простых танцевальных шагов и фигур.

  1. Коммуникативность.

Входной контроль группы № 1, общекультурного уровня

№ п/п

Фамилия, имя

Концентрация внимания на объяснениях и действиях педагога, на начале/прекращении аккомпанемента под который выполняются движения

Двигательные навыки, координация

Профессиональные физические данные

Выполнение простых танцевальных шагов и фигур

Коммуникатив ность

1

2

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

4

5

Критерии оценки:

3 балла -  высокий уровень

2 балла - средний уровень 

1 балл - низкий уровень

Подпись __________________/_______________________________________________________


Пояснительная записка

В танцевальный коллектив «Грация» принимаются все желающие дети, на основе медицинской справки и отсутствии физических недостатков /отклонений. При просмотре детей для занятий в танцевальном коллективе «Грация» обращается внимание на внешние сценические данные ребенка, а также проводится проверка его профессиональных физических данных, таких как выворотность ног, состояние стоп, танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок. Таким образом, определяются одаренные дети, для которых впоследствии разрабатывается ИОМ.

Правильный отбор детей для обучения танцу и успешное решение задач учебно-воспитательной работы возможны только при тщательном изучении их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Это позволяет делать меньше ошибок при приеме. Дифференцированный подход к детям с разным уровнем возрастного развития в процессе обучения и воспитания может дать значительный педагогический эффект.

Процедура проведения входного контроля

Приём в творческое объединение «Танцевальный коллектив «Грация» осуществляется на основании результатов отбора детей, проводимого с целью выявления их творческих способностей и (или) физических данных, необходимых для освоения соответствующей образовательной программы.

Входной контроль состоит из трех этапов:

На первом этапе предварительно оцениваются внешние данные.

Вызываются дети небольшими группами по 3-4 человека. Далее начинается знакомство с каждым ребенком в отдельности. Визуально изучаются форма и пропорции тела в положении стоя с сомкнутыми стопами ног (I не выворотная позиция ног) в четырех ракурсах: лицом, левым и правым боком и спиной.

        На втором этапе, после знакомства с внешними сценическими данными, проводится проверка профессиональных физических (функциональных) данных, таких как: выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.

-   "Балетный шаг", или "шаг". Его высота определяется при выворотном положении ног в трех направлениях: в сторону, вперед и назад. Сначала проверяется одна нога, затем другая. Для проверки балетного шага ребенок становится боком к станку, держась за него одной рукой или выводится на середину зала. И I позиции ног (при правильном положении корпуса) работающую ногу в выворотном положении, выпрямленную в коленном суставе и с вытянутым подъемом поднимают сначала в сторону до той высоты, до какой позволяет это делать бедро будущего танцора. После проверки величины пассивного (производимого с посторонней помощью) шага проверяется активный шаг (способность поднять ногу самому). Критерием тут служит высота, на которую испытуемый может поднять ноги: для мальчиков норма не ниже 90 градусов, для девочек - выше 90. Необходимо обратить внимание на то, насколько легко поднимается нога.

-   Гибкость тела определяется величиной прогиба испытуемого назад и вперед. Кандидата ставят боком так, чтобы ноги были вытянуты, стопы сомкнуты, руки разведены в стороны. Затем ребенок перегибается назад до возможного предела, при этом его обязательно страхует педагог, придерживая за руки. Поскольку гибкость тела зависит от ряда слагаемых (подвижности суставов, главным образом тазобедренного, гибкости позвоночного столба, состояния мышц), следует обратить внимание на правильность прогиба - в области верхних грудных и нижних поясничных позвонков.

        Проверка гибкости вперед (проверка гибкости позвоночного столба и эластичности подколенных связок) производится также наклоном корпуса вниз при вытянутых ногах как стоя, так и в положении сидя на полу. Проверяемый должен медленно наклонить корпус вперед (сильно вытянув позвоночник), стараясь достать корпусом (животом, грудью) и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед.

-  Проверяется высота прыжка, который выполняется при свободном положении ног с предварительным коротким приседанием (трамплинный прыжок). Прыжки выполняются несколько раз подряд. Обращается внимание на эластичность ахиллова сухожилия, силу толчка от пола и мягкость приземления. В момент прыжка требуется оттянуть пальцы ног вниз.

        На третьем этапе рассматриваются и проверяются музыкальность, ритмичность, координация движений и артистичность.

        Сначала проверяются ритмичность и музыкальность.

Дети по нескольку человек должны пройти по залу под музыку. Темп музыки должен меняться: то ускоряться, то замедляться. Восприятие ритмичного рисунка проверяется следующим образом: концертмейстер, играя на рояле, задает определенный ритмический узор, экзаменуемый хлопками в ладоши должен повторить его. При этом обращается внимание на быстроту реакции и запоминание мелодии.

        Определение координационных способностей детей решается на основе комплексного тестирования, включающего педагогические, врачебно-физиологические и психологические задания.

        Координация, в том числе и такое ее свойство, как равновесие, можно проверить следующим образом:

        а) ребенок на середине зала должен пройти по заранее начерченной мелом линии (как по канату);

        б) исполнить позу, называемую "ласточка": встать на одну ногу, другую поднять на 45-60 градусов от пола, при этом руки раскрываются в стороны; стоять в позе "ласточка" в течение восьми секунд.

        Музыкально-ритмическая координация и артистичность оцениваются во время исполнения простых движений (бега, маршировки), отдельных танцевальных па и танца-импровизации под музыку.

        Особо обращается внимание на артистичность ребенка и возможность ее развития. В связи с определением артистичности имеет значение и выявление темперамента ребенка, с которым педагогу придется сталкиваться на будущих занятиях. Из четырех основных типов высшей нервной деятельности наиболее подходящими для занятий классическим танцем считаются холерики и сангвиники, флегматики требуют отдельных занятий.

        При обсуждении вопроса о приеме художественно одаренных детей, необходимо определить возможность корригирования отклонений в осанке и развития профессиональных данных.

Критерии оценивания:

1 балл – ребенок не до конца выпрямляет («не выключает») колени в 1 полувыворотной позиции. Имеет слабую стопу. Балетный шаг ниже 50 градусов. Ребенок скован, движения выполняет с трудом, практически не гибок. Прыжок низкий, тяжелый с приземлением на всю стопу. Выполняет упражнения на координацию после нескольких попыток; неуверенно повторяет ритмический рисунок, допускает ошибки. Выполнение задания из простых движений вызывает затруднение, стеснительность. Для выполнения задания на проверку артистичности требуется время для подготовки: малоэмоционален, конечным результатом становится прямая имитация ситуации.

2 балла – ребенок легко стоит в 1 полувыворотной позиции; может натянуть стопу; балетный шаг 70 – 80 градусов. Ребенок перегибается назад до возможного предела. При прогибе вперёд ребёнок должен медленно наклонить корпус, сильно вытянув позвоночник, стараясь достать животом, грудью и головой ноги и одновременно обхватить руками щиколотки ног. При хорошей гибкости корпус обычно свободно наклоняется вперед. Прыжок с приземлением на полупальцы. Выполняет упражнение на координацию со второй попытки. Безошибочно повторяет 4 ритмических рисунка. Повторяет эмоции, затруднение вызывает 1-2 эмоциональных состояний; выполнение задания на проверку артистичности воспринимает сначала как трудное, но после подсказки педагога выдает творческий продукт, при этом эмоционален, артистичен.

3 балла – Ребенок имеет природную выворотность ног. Подъем стопы податливо изгибается, образуя в профиль месяцеобразную форму. Балетный шаг выше 90 градусов. Может выполнить «мостик» с пола, «коробочку». Легкий, высокий прыжок с приземлением на полупальцы. Безошибочно выполняет упражнения на координацию, согласование движений звеньев тела в пространстве и во времени (одновременное и последовательное); безошибочно повторяет сложный ритмический рисунок; без стеснения повторяет эмоции, может сказать, какому эмоциональному состоянию соответствует выражение мимики. не вызывает затруднений выполнение задания на проверку артистичности: эмоционален, артистичен, креативен. Допускается 10 минут на подготовку. Найденное решение соответствует поставленной задаче, выдает полностью самостоятельный творческий продукт.