Методическая разработка "Понятия и термины современного танца"
Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX — начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ponyatiya_i_terminy_sovremennogo_tantsa_06.2021.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская Школа Искусств №3 «Младость» Промышленного района г.о. Самара
Методическая разработка
«Понятия и термины
современного танца»
Выполнила:
Педагог дополнительного образования
Бояркина Анна Александровна
Самара 2021
Введение.
Модерн – это сложный стиль. Все дело в том, что нужно сочетать как классические элементы, так и современные.
Каждый новичок должен знать хотя бы ряд базовых движений. Ведь без них никакая импровизация невозможна.
Особенность этого направления в сочетании внешних и внутренних факторов.
Внешняя оболочка должна привлекать зрителя. Броские наряды, ритмичная музыка, сюжетное оформление – все эти элементы должны поражать и провоцировать.
Внутренняя же составляющая должна быть ничем не хуже. Каждая эмоция должна быть искренней. Если человек не верит в то, что танцует – это уже не модерн.
Кроме того, танец должен быть абсолютно гармоничен с музыкой. Это достигается плавностью движений и четкостью исполнения. Модерн не контемп. Все должно быть идеально отточено и эстетично.
Зачастую в этом жанре используется акробатика. Это ещё одна причина, которая привлекает молодых людей. Ведь никто не прочь научиться чему-то новому и необычному.
Понятия современного танца:
Танец Модерн (Modern Dance) — направление искусства танца, развивавшееся в Европе и США в начале XX столетия, ведущими представителями которого являются Дорис Хамфри, Чарлз Вейдман, Мери Вигман, Ханья Хольм, Хосе Лимон, Лестер Хортон, Эрик Хоукинс, Анна Соколоф, Лой Фуллер, Марта Грэм, Айседора Дункан, Рут Сен-Дени, Тед Шоун.
Современный танец (Contemporary Dance) — направление искусства танца, включающее танцевальные техники и стили XX — начала XXI вв., сформировавшиеся на основе американского и европейского танца Модерн и танца Постмодерн. В данном направлении танец рассматривается как инструмент для развития тела танцовщика и формирования его индивидуальной хореографической лексики. Средствами этого выступает синтез, актуализация и развитие различных техник и танцевальных стилей. Для современного танца характерна исследовательская направленность, обусловленная взаимодействием танца с постоянно развивающейся философией движения и комплексом знаний о возможностях человеческого тела. Ведущими представителями являются Мерс Каннингхэм, Алвин Эйли, Талли Битти, Дональд Мак-Кейл, Алвин Николаи, Пол Тэйлор, Триша Браун.
Техника релиз (Release based Technique) — техника современного танца, основанная на освобождении (релизе) некоторых групп мышц с целью получения навыков использования только тех групп мышц, которые необходимы в процессе танца. С помощью техники релиз развивается понимание собственного тела, что даёт большое разнообразие для развития хореографической лексики танцовщика. В процесс изучения техники включены анатомические аспекты, такие как: костная структура, мышечная, дыхательная и нервная системы. Основное внимание уделяется трём базовым программам, являющимся обязательными в современном танце (баланс, артикуляция (импульс, инерция), гравитация (центр тяжести, работа с весом)). Важным аспектом техники релиз является обучение технике parterre (работы с полом), технике падения и смещения баланса.
Контактная импровизация (Contact Improvisation) — техника современного танца, распространившаяся в США и Европе в конце XX века, основой которой является физический контакт (контактные методы) как отправная точка для импровизации и исследования движения человеческого тела. Такими контактными методами импровизации являются передача веса, встречный баланс, вращение, падение, задержание, подъём и т. п.
Матс Эк — крупнейший шведский хореограф и одна из культовых фигур балетного театра конца XX века. «Гротеск — вот мой путь к прекрасному» — таков девиз шведского балетмейстера. Все крупнейшие «ключевые балеты» Эк поставил именно на материале классического наследия балетного театра XIX века, посягнув на «святая святых». Он предложил абсолютно самостоятельные версии «Лебединого озера» (1987), «Спящей красавицы» (1996) и даже «Кармен» (1992). Эковская «Жизель» открывала этот список. В его хореографии обилие скрытых цитат из классической редакции балета, собственные парафразы на известные танцевальные мотивы. Никаких пуантов, почти бытовые костюмы. Хореографический «почерк», выросший из самобытного симбиоза классики, модерна, минималистских жестов, узнаваем по символическим сочетаниям движений, ироничным сопоставлениям, шуточным контрапунктам. Манеру Эка-хореографа отличает склонность к цитате и пародии, подрыву авторитетов, близость к театру абсурда.
Английский театр танца «DV8» Physical Theatre (Пластический Театр DV8) был создан в 1986 году независимым коллективом танцовщиков, которые разочаровались в тематике и направленности современного танца. Труппа выпустила 15 танцевальных спектаклей, получивших широкое признание, с которыми объездила мир, и 5 телевизионных фильмов, завоевавших различные награды. Труппу возглавляет Ллойд Ньюсон. Интерес к танцу у Ньюсона возник, когда он учился в аспирантуре на получение научной степени по психологии. Отложив психологию, он стал стипендиатом Лондонской Школы Современного Танца.
Термины современного танца:
Примечание: движения классического танца, заимствованные модерн-джаз танцем, очень часто видоизменяются. Особенно это касается выворотного и параллельного положения. В связи с этим в словаре даётся терминология классического балета без изменений, а изменение положений зависит от контекста урока.
A LA SECONDE [а ля сегонд] — положение, при котором исполнитель располагается en face, а «рабочая» нога открыта в сторону на 90°.
ALLONGE, ARRONDIE [алонже, аронди] — положение округлённой или удлинённой руки.
ARABESQUE [арабеск] — поза классического танца, при которой нога отводится назад «носком в пол» на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.
ARCH [атч] — арка, прогиб торса назад.
ASSEMBLE [асеамбле] — прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.
ATTITUDE [аттитюд] — положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.
BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] — противоположное battement developpe движение, «рабочая» нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.
BATTEMENT DE VELOPPE [батман девлоппе] — вынимание ноги вперёд, назад или в сторону скольжением «рабочей» ноги по опорной.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] — движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого «рабочая» нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и «рабочая» нога открывается вперёд.
BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] — движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперёд, в сторону или назад.
BATTEMENT RELEVE LENT [батман релеве лян] — плавный подъём ноги через скольжение по полу на 90° вперёд, в сторону или назад.
BATTEMENTRETIRE [батман ретире] — перенос через скольжение «рабочей» ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.
BATTEMENT TENDU [батман тандю] — движение ноги, которая скользящим движением отводится на носок вперёд, назад или в сторону. В модерн-джаз танце исполняется также по параллельным позициям.
BATTEMENT TENDU JETE [батман тандю жете] — отличается от battement tendu активным выбрасыванием ноги в воздух на высоту.
BODY ROLL [боди ролл] — группа наклонов торса, связанная с поочерёдным перемещением центра корпуса в боковой или фронтальной плоскости (синоним «волна»).
BOUNCE [баунс] — трамплинное покачивание вверх-вниз, в основном происходит либо за счёт сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.
BRUCH [браш] — скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.
CONTRACTION [контракпш] — сжатие, уменьшение объёма корпуса и округление позвоночника, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.
CORKSCREW TURN [корскру повороты] — «штопорные» повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.
COUPE [купе] — быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения.
CURVE [кёрф] — изгиб верхней части позвоночника (до «солнечного сплетения») вперёд или в сторону.
DEEP BODY BEND [диип боди бэнд] — наклон торсом вперёд ниже 90°, сохраняя прямую линию торса и рук.
DEEP CONTRACTION [диип контракшн] — сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочленения, т. е. в это движение включаются руки, ноги и голова.
DE GAGE [дегаже] — перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвёртой позиции ног (вперёд, назад), может исполняться как с demi-plie, так и на вытянутых ногах.
DEMI-РЫЁ [деми-плие] — полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
DEMIROND [деми ронд] — полукруг носком ноги по полу вперёд и в сторону, или назад и в сторону.
DROP [дроп] — падение расслабленного торса вперёд или в сторону.
ECARTE [экарте] — поза классического танца (a la seconde), развёрнутая по диагонали вперёд или назад, корпус чуть отклонён от поднятой ноги.
ЕМВОIТЁ [амбуате] — последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite — поочерёдное выбрасывание согнутых в коленях ног вперёд или на 45°.
EN DEDANS [ан дедан] — направление движения или поворота к себе, вовнутрь.
EN DEHORS [ан деор] — направление движения или поворота от себя или наружу.
EPAULMENT [эпольман] — положение танцовщика, повёрнутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стёртый, открытый).
FLAT BACK [флэт бэк] — наклон торса вперёд, в сторону (на 90°), назад с прямой спиной, без изгиба торса.
FLAT STEP [флэт стэп] — шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.
FLEX [флекс] — сокращённая стопа, кисть или колени. FLIK [флик] — мазок стопой по полу к опорной ноге.
FOUETTE [фуэтте] — приём поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе).
FROG-POSITION [фрог-позишн] — позиция сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.
GLISSADE [глиссад] — партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперёд-назад.
GRAND BATTEMENT [гран батман] — бросок ноги на 90° и выше вперёд, назад или в сторону.
GRAND JETE [гран жете] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперёд, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение «шпагат».
GRAND PLIE [гран плие] — полное приседание.
HIGH RELEASE [хай релиз] — высокое расширение, движение, состоящее из подъёма грудной клетки с небольшим перегибом назад.
HINGE [хинч] — положение танцора, при котором прямой, без изгибов торс отклоняется назад на максимальное расстояние, колени согнуты, стопы на полупальцах.
HIP LIFT [хип лифт] — подъём бедра вверх.
НОР [хоп] — шаг-подскок, «рабочая» нога обычно в положении «у колена».
JACK KNIFE [джэк найф] — положение корпуса, при котором торс наклоняется вперёд, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.
JAZZ HAND [джаз хэнд] — положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.
JAZZ HAND [джаз хэнд] — положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.
JELLY ROLL [джелли ролл] — движение пелвисом, состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (синоним — шейк пелвиса).
JERK-POSITION [джерк-позишн] — позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад, за грудную клетку, предплечья располагаются параллельно полу.
JUMP [джамп] — прыжок на двух ногах.
KICK [кик] — бросок ноги вперёд или в сторону на 45° или 90° через вынимание приёмом developpe.
LAY OUT [лэй аут] — положение, при котором нога, открытая на 90° в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.
LEAP [лиип] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперёд или в сторону.
WCOMOTOR [локомотор] — круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.
LOW BACK [лоу бэк] — округление позвоночника в пояснично-грудном отделе.
PAS BALANCE [па балансе] — па, состоящее из комбинации tombe uраs de bоurreе. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже — вперёд-назад.
PAS CHASSE [па шассе] — вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога «догоняет» другую в высшей точке прыжка.
PAS DE BOURREE [па де бурре] — танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle. Синоним step pas de bourree. В модерн-джаз танце во время pas de bоurreе положение sur le cou-de-pied не фиксируется.
PAS DE CHAT [па де ша] — прыжок, имитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад.
PAS FAILLJ [па файи] — связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demlplie по I позиции вперёд или назад, затем на ногу передаётся тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.
PASSE [пассе] — проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passepar terre), либо на 45° или 90°.
PIQUE [пике] — лёгкий укол кончиками пальцев «рабочей» ноги об пол и подъём ноги на заданную высоту.
PIROUTTE [пируэт] — вращение исполнителя на одной ноге en dehors или en dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.
PLIE RELEVE [плие релеве] — положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.
POINT [пойнт] — вытянутое положение стопы.
PRANCE [прайс] — движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения «на полупальцах» и point.
PREPARATION [препарасъон] — подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.
PRESS-POSITION [пресс-позишн] — позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бёдер спереди или сбоку.
RELEASE [релиз] — расширение объёма тела, которое происходит на вдохе. RELEVE [релеве] — подъём на полупальцы.
RENVERSE [ранверсе] — резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.
ROLL DOWN [ролл даун] — спиральный наклон вниз-вперёд, начиная от головы.
ROLL UP [ролл an] — обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.
ROND DE JAM BE PAR TERRE [рон де жамб пар терр] — круг вытянутой ногой, касаясь пальцами пола.
ROVD DE JAM BE EN L 'AIR [рон де жамб анлер] — круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведённом в сторону на высоту 45° или 90°.
SAUTE [соте] — прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.
SHIMMI [шимми] — спиральное, закручивающееся движение пелвисом вправо и влево.
SIDE STRETCH [сайд стрэтч] — боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.
SISSON OUVERTE [сиссон уверт] — прыжок с отлётом вперёд, назад или в сторону, при приземлении одна нога остаётся открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.
SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] — поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания «рабочей» ноги в пятую позицию.
SQUARE [сквэа] — четыре шага по квадрату: вперёд-в сторону-назад-в сторону.
STEP BALL CHANGE [стэп болл чендж] — связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперёд и двух переступаний на полупальцах (синоним step pa de hour ее.
SUNDARI [зундари] — движение головы, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперёд-назад.
SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] — положение вытянутой ступни «работающей» ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.
СВИНГ — раскачивание любой частью тела (рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме.
THRUST [фраст] — резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперёд, в сторону или назад.
TILT [тилт] — угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперёд от вертикального положения, «рабочая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 90° и выше.
ТОМВЁ [томбе] — падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперёд, в сторону или назад на demi-plie.
TOUCH — приставной шаг или шаг на полупальцы без переноса тяжести корпуса.
TOUR CHAANES [тур шене] — исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах, следующие один за другим полуповороты, в модерн-джаз танце могут исполняться на полной стопе и в demi-plie.
Список литературы:
Всё о балете // Сост. Е. Я. Суриц. — М., 1966. Балет: Энциклопедия. — М., 1981.
Галдин Л. О. Африканская музыка // Музыкальная энциклопедия. — М., 1973. — Т. 1.
Гринберг М., Тараканов М. Современный мюзикл // Советский музыкальный театр. — М.: Советский композитор, 1982.
Добротворская К. А. Айседора Дункан и театральная культура эпохи модерна. — Л.: ЛГИТМиК, 1992.
Дункан А. Моя исповедь. — Рига: Книга для всех, 1928.
Никитин В. Ю. Модерн-джаз танец: этапы развития, метод, техника. — М.: ГИТИС, 2000.
Шереметьевская Н. Танец на эстраде. — М.: Искусство, 1985.