Учебный материал

Паршикова Екатерина Владимировна

1) Введение (роль  хореографического искусства).

2) Определение понятия хореографическая деятельность и значимость хореографического искусства в развитии культуры человека.

3) Особенности занятий хореографии в соответствии с возрастом.

4) Заключение (вывод).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_praktika_pp03.docx32.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Ростовской области «Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)

Реферат

Тема: «Овладение культурой танца в процессе хореографической деятельности»

Специальность: 44.02.03 «Педагогика дополнительного образования»

Выполнил(а):

студентка группы ПДО-3.2

Паршикова Екатерина Владимировна

Проверил(а):

Пименова Е.И

Оценка: _______________

Волгодонск, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА I. ОВЛАДЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        4

1.2 Определения понятия хореографическая деятельность и значимость хореографического искусства в развитии культуры человека        4

1.3 Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей хореографическому искусству        7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        10


ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей составляющей культурного пространства общества является искусство во всех его проявлениях. Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. В формировании эстетической и художественной культуры личности хореографическое искусство является важнейшим инструментом. Занятия по хореографии воспитывают и развивают не только художественные навыки исполнения танцев разных жанров, но и выработку у ребенка привычки и нормы поведения. Занятия хореографией способствуют физическому развитию детей и обогащают их духовно. Нравственное становление личности - важнейшая цель, как всего процесса обучения, так и культуры общества. Без формирования культуры в каждом из нас, невозможно решить важнейшую задачу всестороннего и гармоничного развития личности. Искусство формирует целостную личность. Зарождение, сохранение и развитие общественной культуры происходит на этапе становления личности. Культура и личность неразрывно связаны друг с другом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Таким образом, личность является движущей силой и создателем культуры, а также главной целью ее становления. Влияние культуры на личность происходит в процессах инкультурации и социализации, с помощью которых ребенок овладевает знаниями и навыками, необходимыми для жизни в обществе и в той или иной конкретной культуре. Следует отметить, что процесс инкультурации по своему характеру более сложен, чем процесс социализации, т.к. усвоение социальных законов жизни происходит гораздо быстрее, чем усвоение культурных норм, ценностей, традиций и обычаев. Ускорению и облегчению процесса инкультурации способствует изучение ребенком различных видов искусства. Актуальность связана с необходимостью формирования эстетической и художественной культуры личности в целом. Хореографическое искусство в свою очередь является инструментом развития культуры детей.


ГЛАВА I. ОВЛАДЕНИЕ КУЛЬТУРОЙ ТАНЦА В ПРОЦЕССЕ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.2 Определения понятия хореографическая деятельность и значимость хореографического искусства в развитии культуры человека

Понятие хореография (от греч. choreo - танцую). Само слово «хореография» греческого происхождения, буквально оно значит «писать танец». Но позднее этим словом стали называть все, что относится к искусству танца. В этом смысле употребляют это слово большинство современных деятелей танца. Хореография - самобытный вид творческой деятельности, подчиненный закономерностям развития культуры общества. Танец - это искусство, а всякое искусство должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит в том, что мысли, чувства, переживания человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики. Танец - это также способ невербального самовыражения танцором, проявляющийся в виде ритмически организованных в пространстве и времени телодвижений. Танец существовал и существует в культурных традициях всех человеческих существ и обществ. За долгую историю человечества он изменялся, отражая культурное развитие. В настоящее время хореографическое искусство охватывает и традиционное народное, и профессионально-сценическое. Танцевальное искусство присутствует в той или иной степени, форме в культуре каждого этноса, этнической группы. Хореография родилась на заре человечества: еще в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага.

В современном искусстве тенденция к глобализации выражается в унификации культурной жизни народов разных стран и стирании их этнокультурных различий. Подобная ситуация приводит к противоположному эффекту – дифференциации, то есть, к осознанию своей принадлежности к определенному этносу у многих людей. В силу этого в российском искусствоведении и педагогике хореографии в последнее десятилетие возродился интерес к этническому искусству в целом и к национальной культуре в частности. Современная национальная хореографическая культура  – это яркий пример указанных тенденций, где основной особенностью является наличие единой непрерывной традиции и использование большого разнообразия стилей. Изучение национальных традиций и стилей, принадлежащих тому или иному региону, объединяющих в себе, в разные историко-культурные периоды  существования, крайне актуально для современного понимания новейших тенденций в национальном хореографическом искусстве. Кроме того, изучение этнического танцевального искусства создает предпосылку для историко-культурного анализа этого явления как части мирового художественного творчества.

     Танцевальное искусство – это одно из древнейших проявлений народного творчества – многоплановое разностороннее явление, у основания которого стоит народный танец, а у вершины – классический балет. Народный танец – это танец, созданный этносом и обладающий национальными особенностями, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально – ритмической и метрической структуре и манере его исполнения. В этническом танце существуют свои закономерности национального характера. У этнического танца есть некоторое преимущество перед другими видами искусства: ему присущи качества, способствующие быстрому и полному освоению жизненно необходимых навыков. В форме жестов и телодвижений человек за короткое время успевал передать суть событий ярко, эмоционально, точно и за короткое время. Условный и имитационный характер танца не мешал людям перейти от искусства к реальной жизни. В данном контексте существовали быстрые и медленные танцы, как мужские, так и женские, совместные, сольные и раздельные… Неповторимое национальное своеобразие танцевального языка, характерные особенности исполнения традиционных танцев тех или иных народов, рождались в легендах, а также стихии сопровождали жизнедеятельность,  природные субстанции: огонь, воздух, земля и вода.  Люди поклонялись дарам природы. Все почитаемые стихии отразились в хороводных, календарных, подражательных, подвижных и так далее, танцах. Эти элементы, в национальной хореографии, впоследствии, определяют неповторимость, самобытность и яркость. Подобные танцы, со временем, стали нести художественный характер, так как первоначальный их смысл, передавать опыт младшему поколению, продемонстрировать себя, как ловкого и успешного, утратил свое предназначение. Этнический танец стал значительной частью национальной культуры и продолжал играть важную роль в жизни людей на протяжении всей истории его развития.

Национальная танцевальная культура в целом формировалась под воздействием, как правило, уникального сочетания природных, исторических, религиозных и психологических факторов, которые, в свою очередь, и придали ей необыкновенное своеобразие. Исторической основой возникновения национального танца является комплекс материальных и духовных ценностей того или иного этноса, которые развивались согласно своим внутренним закономерностям, что и придаёт национальной хореографической культуре уникальность и неповторимость, а изучение народного танца позволяет понять социальные отношения между людьми, изучить материальную и духовную культуру и определить эстетический уровень его создателей.


1.3 Возрастные и индивидуальные особенности обучения детей хореографическому искусству

Педагог-руководитель хореографического класса постоянно занимается эстетическим воспитанием детей, с тем, чтобы они были всесторонне подготовлены к художественному восприятию и созиданию действительности. В основе этого воспитания лежит формирование любви к своей национальной культуре, народному творчеству, интересу и пониманию красоты окружающего мира, общения. Достижение физического совершенства должно стать важной частью воспитания на уроках хореографии.

Все эти задачи воспитания неотделимы от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Возрастными особенностями принято называть анатомо-физиологические и психологические особенности характера того или иного возрастного периода.

В тесной связи с возрастными особенностями находятся индивидуальные - устойчивые свойства личности, характера, интересов, умственной деятельности, присущие тому или иному ребенку и отличающие его от других.

Принято считать:

от 6-ти до 12-ти лет - младший школьный возраст.

К 6-7 годам дети усваивают понятие пола (к противоположному полу относятся терпимо, доброжелательно), начинают сознательно регулировать свое поведение. Для них характерна устойчивость, непосредственность, жизнерадостность, веселое настроение. Они способны испытать наслаждение и переживание от восприятия прекрасного. Проявляется потребность во внешних впечатлениях, слушании музыки, в посещении концертов, театров, после чего дети часто изображают увиденное. Большое место в этом возрасте занимает игра - это психологическая потребность осмысления новых знаний через игры. Учитывая все анатомо-физиологические способности данного возраста нужно строить занятия хореографического коллектива.

7-11 (12) лет - в этом возрасте происходят качественные и структурные изменения головного мозга (он увеличивается). Происходят изменения и в протекании основных нервных процессов - возбуждения и торможения. Проявляется самостоятельность, (желание делать все самому, дети требуют доверия от взрослых), сдержанность (умение подчинять свои желания общим требованиям), настойчивость и упрямство (желание добиться результатов, даже если не понимают цели или не имеют средств для их достижения). Слабые стороны в физиологии детей этого возраста - быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому время занятий поначалу может быть ограниченно и постепенно увеличиваться от 25-30 минут до 60, а потом и до 90 минут. Костно-мышечный аппарат детей этого возраста отличается большой гибкостью (значительное количество хрящевых тканей и повышенная эластичность клеток). Развитие мелких мышц идет медленно, поэтому быстрые и мелкие движения, требующие точности исполнения, представляют для детей большую сложность. Объем учебного материала должен быть рассчитан по возможностям детей. В классах этого возраста надо уделять внимание формированию осанки, умению ориентироваться в пространстве, развитию ритмичности, музыкальности. В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление, господствует чувственное познание окружающего мира. Поэтому эти дети особенно чувствительны к воспитательным воздействиям эстетического характера.

Для успешной работы педагог-руководитель должен разбираться в особенностях каждого возраста. Умело, согласно возрастным особенностям распределять физическую нагрузку. А при формировании репертуара и составлении плана воспитательной работы просто невозможно обойтись без учета психологических особенностей каждого возрастного периода.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги о проведенном исследовании на тему: «овладение культурой танца в процессе хореографической деятельности», в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучения детей следует сделать следующие выводы:

— начиная занятия с детьми, педагог-хореограф, прежде всего, стремиться заинтересовать детей, научить их любить и понимать искусство танца, которое расширяет сферу их интересов, обогащает их новыми впечатлениями. Приобретение правильных и точных танцевальных навыков, участие в исполнении танцев, творческое отношение к созданию в них образа - все это развивает эстетическое восприятие, воспитывает эмоциональное отношение к произведениям искусства и культуре танца.

Так же можно прийти к заключению, что занятия в хореографическом классе имеют большое значение для физического развития детей. Они приобретают стройную осанку, начинают легко, свободно и грациозно двигаться, избавляются от таких физических недостатков, как сутулость, «косолапость», лишний вес и т.д. У них улучшается координация движений. Дети начинают чувствовать эстетику поведения в быту; подтянутость и вежливость становятся нормой поведения. Они следят за своей внешностью, за чистотой, аккуратностью, изяществом своего костюма и прически.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.М.Матюшкина Развитие творческой активности школьников.-М.:Педагогика-1991.-160с.

2. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность - М.: Академия, - 2000г.с.38

3. Грачев Г. Д. Национальные образы мира.: Евразия космос кочевника, земледельца и горца / Г. Д. Грачёв. - М.,  1999. – 156 с.

4. Гордеев М. Ю. Перспективы развития культуры посредством детского хореографического творчества. // 2009 – 15 с.

5. Добровольская Г. Н. Танец. Пантомима. Балет / Г. Н. Добровольская. - Л.:  Изд-во Искусство, 1975. – 123 с.

6. Пуляева Л.Е. Некоторые аспекты методики работы с детьми в хореографическом коллективе: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2001.с.37

7. Сущность эстетического воспитания и его задачи. Принципы эстетического воспитания. Роль искусства в воспитании. Воспитание эстетической культуры https://studfiles.net/preview/3217751/page:25/-25 с.

8. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: АПН РСФСР, 1961.- 535 с.