Программа по хореографии. "Хореография в школе"

 

 

 

                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx50.79 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Рассмотрено на заседании методического совета

от «25» августа 2020г.

Протокол №1

Утверждено

Приказом директора

МАОУ «Средняя школа №8» №402

от «25» августа 2020г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Хореография в школе»

направленность: художественная

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 11 - 17 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

Груя Екатерина Владимировна,

педагог дополнительного образования

г. Когалым,  

2020год

Пояснительная записка

Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на развитие творческого потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей творческого развития, этому служит художественно-эстетическое воспитание, в частности, занятия хореографией.

Хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую  и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и  выносливость, гармоничное телосложение.

Нормативно-правовые основания разработки Программы

Программа «Хореография в школе» разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

- Программа развития Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2017-2021 гг.

Направленность Программы: художественная.

По функциональному предназначению – досуговой, учебно-познавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной.

Программа является модифицированной и реализуется в сфере дополнительного образования, так как ориентирована на формирование эстетической культуры учащегося, развитие его художественно-творческого потенциала, артистических способностей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня средствами хореографического искусства.

Актуальность данной программы заключается в следующем. Программа основывается на интересах самих подростков (активное увлечение модными музыкально танцевальными течениями, повышенную эмоциональную отзывчивость), что позволяет педагогу не только корректировать эти интересы, но и вызывать у подростка положительное отношение к искусству танца. Программа является комплексной и представляет собой единую систему занятий, предназначенную для обучения и воспитания танцора, готового к сценической деятельности.  

Новизна программы Региональный компонент программы направлен на актуализацию интереса подрастающего поколения к отечественной и зарубежной культуре и современным тенденциям в искусстве, понимания художественных образов посредством выразительных средств вокала и хореографии, через палитру красок ощутить насыщенность шедевров культуры. Назначение регионального компонента в программе - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России. 

Педагогическая целесообразность. Именно на занятиях по хореографии успешнее всего развивается толерантность учащихся, способность к сотрудничеству, ответственность, формируется умение принимать решения и осуществлять их, позволяет учащимся реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).

Основными отличительными особенностями данной программы являются:

  • ознакомление учащихся с различными танцевальными стилями и направлениями через постоянное расширение ассортимента образовательных услуг согласно современному социальному запросу;
  • комплексный подход при реализации учебно-воспитательных задач, подразумевающих работу в нескольких направлениях: основы детского, классического, народного, джаз модерн и контемпорари танцев, постановочной и концертной деятельности;
  • дифференцированный подход к учащимся, исходя из их подготовленности и природных данных;
  • подача материала по «восходящей спирали», каждый год знания, умения и навыки по определенным темам преподаются и развиваются на более высоком и сложном уровне.

Цель данной программы – создание условия для раскрытия творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.

Основными задачами являются:

Образовательные:

  • сформировать практические умения и навыки;
  • дать определенные теоретические знания;
  • научить лучше прочувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;
  • научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.

Воспитательные:

  • воспитать человека, способного существовать в современном мире с максимальной пользой;
  • создать дружный коллектив;
  • сформировать нравственную культуру;
  • выработать у учащихся чувство энергетической наполненности, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации;

Развивающие:

  • приобщить детей к танцевальному искусству;
  • сформировать определенную эстетическую  танцевальную культуру;
  •  развить выраженное желание и сформировать умения самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития;
  • сформировать умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национальному, правильно их оценивать в собственном сознании;
  • развить нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное жизни и в искусстве;
  • укрепить  здоровье и развить физическую выносливость.

Адресат Программы: учащиеся 5- 11 класса (11-17 лет) общеобразовательной школы;

Уровень Программы: базовый 

Объем Программы. Программа «Хореография в школе» включает в себя 102 часа учебного времени.

Период реализации программы – 9 месяцев.

Режим занятий: 2 раза в неделю по 1,5 академических часа с перерывами между занятиями.

Формы обучения: очная. При реализации Программы возможно применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий

Формы занятий:

- коллективная – воспитанники рассматриваются как целостный коллектив, имеющих своих лидеров (самостоятельная постановка хореографических композиций).

-групповая – осуществляется с группой воспитанников состоящих из трех и более человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно взаимодействуют между собой.

-индивидуальная - оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного материала. Подготовка к сольному номеру.

Организационно-педагогические условия реализации программы:

  •  условия набора учащихся: прием всех желающих;
  •  условия формирования групп: разновозрастные;
  •  особенности организации образовательного процесса: программа реализуется в течение одного года;

Основные формы организации образовательного процесса. Учащиеся обязательно участвуют в следующих направлениях деятельности:

- в постановке и показе спектаклей, детских концертных программ на основе современных постановочных технологий;

- в системе конкурсного движения в контексте непрерывного образования (конкурсы, форумы, творческие поездки);

- в процессе репетиционной и постановочной работы к конкретному мероприятию.

Учебный план

п/п

Название раздела/модуля, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации и контроля

Теория

Практика

Всего

Вводное занятие. Правила техники безопасности.

2

2

тест

Партерный экзерсис.

2

6

8

практическая работа

Азбука

Классического танца.

6

10

16

практическая работа

Элементы Историко-бытового,

Бального танца.

4

10

14

практическая работа

Элементы народного

танца (стилизация).

6

10

16

практическая работа

Эстрадные, Современные

танцы.

6

10

16

практическая работа

Этюды, ритмические и

образные танцы(импровизация).

2

6

8

практическая работа

Урок повторения.

6

6

практическая работа

Постановочная и репетиционная работа.

10

10

практическая работа

Концертная деятельность/Открытые уроки.

6

6

практическая работа

Всего теории и

практики:

28

74

102

тест

Итого 102 часа

Содержание

Раздел 1. Вводное занятие (2ч)

Теория: Организационные вопросы. Знакомство с программой обучения. Правила поведения на занятиях. Форма одежды для занятий.

Раздел 2. Тема: Партерный экзерсис (8ч)

Теория: (2ч) Что такое Партерный экзерсис.

Практика: (6ч) Комплекс упражнений на полу, позволяющий с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.

Раздел 3. (16ч)

Тема: Азбука классического танца.

Теория: (6ч) положение корпуса, позиции ног, рук, головы в классическом танце,

Практика: (10ч) demiplie и grand-plie, relevé, battementtendu, battementtendujeté, ronddejambparterre, подготовка к верёвочке,grand battement jete, растяжка,прыжки по 1-2-5 и 6 позициям, упражнения для рук.

Раздел 4. Тема: Историко-бытовой (бальный) танец: (14ч)

Теория: (4ч) 

Практика: (10ч) Поклон реверанс, сценический шаг, поскоки (на месте, с продвижением вперед, вокруг себя), удары стопой по 3-й и 6-й позициям, танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за спиной). Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах. Движение плеч и корпуса, движение головы, наклоны направо - налево в различном характере. Боковой галоп, шаг польки, прыжки по 6 поз., и поочередным выбрасыванием ног вперед, перевод рук из подготовительного положении в 1-ю позицию, руки на поясе, за юбочку, скрещены перед грудью,  за спину.

Раздел 5. Тема: Элементы народных танцев: (16ч)

Теория: 6ч

Практика: 10ч. Поклоны, движения, положения рук и корпуса,  сценический шаг, бег в разном характере и темпе. Гармошка, ёлочка, ковырялочка, верёвочка, повороты, подскоки, удары стопой и дробные шаги, (руки на поясе, подбоченившись, полочкой) в русском характере. Прыжки, переходы и повороты в ирландском характере. Подскоки, прыжки в парах с выбрасывание ног, повороты в молдавском характере.

Раздел 6. Тема: Эстрадные, современные танцы: (16ч)

Теория: (6ч)

Практи: 10ч) Разучивание различных движений и связок в стиле джаз-модерн.

Раздел 7. Тема: Этюды, ритмические и образные танцы (импровизация)., элементы музыкальной грамоты. 8ч

Теория: 2ч. Характер музыки, темп, строение музыкального произведения (вступление, части).

Практика: 8ч. Ритмические  упражнения и игры под музыкальный счёт для развития музыкального слуха и внимания- с предметом и без него. Построение из шеренги в круг, продвижение по кругу с различными танцевальными шагами возвращение в исходную позицию. Повороты, построение в колонны по одному, перестроение в круг и обратно, сужение и расширение круга, змейка, свободное размещение в зале  последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг. Задание на развитие творческих способностей детей: импровизации, музыкальные этюды. Умение слушать музыку, определять её характер, находить сильную долю. Умение выполнять движения в разных темпах.  

Раздел 8. Репетиционная деятельность. Участие в концертных выступлениях. 16ч

Планируемые (ожидаемые) результаты

Личностные:

  • сформирована готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию
  • сформировано целостное мировоззрение;
  • сформированы собственные предпочтения и художественный вкус.

Метапредметные:

  • развито умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • сформированы навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • сформировано и развито художественное мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;

Предметные:

  • знает историю развития контемпорари джаз-танца, владеет понятийным словарем по основным темам программы;
  • владеет техникой современного хореографического движения контемпорари джаз-танца (выполняет технически сложные элементы, требующие применения анатомических знаний и понимания биомеханических принципов движения тела, рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене, знаний особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, элементов и основных комбинаций, правил исполнения танцевальных комбинаций и импровизаций);
  • обучен основным принципам контемпорари джаз-танца (знание средств создания образа в хореографии, соблюдение полицентрики, правильного дыхания, принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств, осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже);
  • овладел комплексом специальных хореографических упражнений, способствующих развитию допрофессиональных умений и навыков, соблюдения требований к безопасности при выполнении танцевальных движений, навыков музыкально-пластического интонирования, навыков сохранения собственной физической формы;
  • владеет достаточным уровнем культуры исполнения контемпорари джаз-танца, активным, творческим отношением к жизни, самостоятельности и инициативности.

Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы

Основные виды контроля:

  • текущий контроль,
  • промежуточная аттестация,
  • итоговая аттестация.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной мотивации и интереса, выявление отношений обучающегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения программных требований. Текущий контроль имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающегося, является частью внутришкольного контроля.

Промежуточная аттестация определяет уровень практической подготовки обучающегося и усвоение им образовательной программы объединения на определенном этапе обучения.

Показателями качества обучения образования являются:

  • уровень познавательной мотивации образовательной деятельности обучающихся (измеряется результатами промежуточной и итоговой аттестации);
  • активность участия в конкурсах, фестивалях различного уровня;
  • активность участия обучающихся в концертах, внешкольных мероприятиях учреждения;
  • положительная динамика достижений обучающегося в соответствии с его способностями и познавательными интересами: положительная динамика показателей количества победителей и призёров в различных конкурсах, фестивалях в объединениях.

В качестве мотивации и стимулирования воспитанников, направленной на раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей и способностей служат социальные мотивы, которые порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих (публичные выступления), и духовные мотивы, которые связаны с самосовершенствованием человека (разучивание новых танцев, композиций)

Название разделов

I п.

II п.

1.

Классический танец:

а) практика;

б) теория.

Зачёт

Зачёт

Зачёт

2.

Современная хореография:

а) практика;

б) теория.

Контрольный  урок

Зачёт

Зачёт

3.

Репетиционно - постановочная работа

а) практика;

б) теория.

Зачёт

Зачёт

4.

Индивидуальные занятия

Зачёт

Зачёт

Оценка результатов обучения детей может проявляться следующим образом: открытые уроки, зачёты, контрольные уроки, выступления в различных конкурсах, фестивалях, концертных программах, отчётный концерт.

Отслеживание результативности освоения программы

Высокий уровень освоения программы (отлично):

  • Точное знание терминологии и правил исполнения движений;
  • Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;
  • Умение работать в ансамбле и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов;
  • Полное владение репертуаром

Средний уровень освоения программы (хорошо):

  •  Неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине;
  • Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности;
  • Умение работать в ансамбле;
  • Неполное владение репертуаром коллектива

Низкий уровень освоения программы (удовлетворительно):

  • Слабое усвоение теоретического программного материала;
  • Неточное исполнение танцевальных комбинаций;
  • Недостаточная сформированность навыков работы в ансамбле;

Формы контроля полученных знаний. Система  определения  результатов  деятельности  обучающихся  осуществляется  через  различные  формы зачетов. Для контроля усвоения приобретенных знаний, умений, навыков по полугодиям используются следующие формы: открытое занятие; творческое занятие. Для фиксации результатов используется информационная карта, описанная в методическом приложении.  

Формы подведения итогов: отчетные концерты для родителей  и  сверстников,  дети  выступают  на  открытых  мероприятиях (календарные праздники) и городских площадках (День города, День защиты детей).  

Основными критериями оценки освоения программного материала остаются результаты участия в хореографических фестивалях и конкурсах муниципального, всероссийского и международного уровней, а также активное участие в концертных мероприятиях учреждения и города и, конечно, поступление выпускников в учебные заведения хореографической направленности.

Методические материалы

Программа основана на следующих педагогических принципах:

Принцип безопасности - соблюдение техники безопасности, создание атмосферы дружелюбности, принятия каждого ребенка.

Принцип преемственности - каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.

Принцип связи теории с практикой предусматривает обучение учащихся техническому применению теории в практической деятельности.

Принцип сознательности и активности. Специфика деятельности учащихся на занятиях требует сознательного выбора действий для решения поставленных задач. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся инициативу, самостоятельность и творческое отношение к занятиям.

Принцип доступности и индивидуализации определяет учет особенностей учащихся и посильности, предлагаемых им заданий, а также необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся, учитывая особенности возраста, пола и предварительной подготовки.

Принцип систематичности и последовательности. Непременными условиями являются последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом. Только регулярные занятия дают эффект при обучении, т.к. предусматривают непрерывность в развитии технико-конструкторских умений и морально-волевых качеств.

Основные методы обучения:

        Наглядный:

  • непосредственно показ педагогом движений под счет и под музыку;
  • опосредованный показ правильного исполнения или ошибок на конкретном ребенке;
  • использование графических материалов, различных приспособлений при объяснении;

Словесный.Обращение к сознанию ребенка, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения.

Практический.В его основе лежит много кратное повторение и отработка движений.

Видеометод.Просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве, обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной хореографии.

Технологии обучения:

  • диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания; 
  • технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
  • технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации; 
  • технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;
  • технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
  • технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций; 
  • технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу.

Формы занятий:

  • традиционное занятие;
  • комбинированное занятие;
  • практическое занятие;
  • игра, праздник, конкурс, фестиваль;
  • творческая встреча;
  • репетиция;
  • концерт, открытый урок.

Формы организации деятельности обучающихся на занятии:

  • фронтальная;
  • в парах;
  • групповая;
  • индивидуально–групповая;
  • ансамблевая.

Основная  форма  проведения  занятий  -  групповая.

Организационно-педагогические условия реализации Программы.

Календарно-учебный график

Начало учебного года

02.09.2020

Продолжительность учебного года

34 недели

Продолжительность каникул:

Осенние

26.10-2020-08.11.2020

Зимние

30.12.2020-10.01.2021

Весенние

22.03.2021-28.03.2021

Летние

03.06.2021-31.08.2021

Окончание учебного года

02.06.2021

Материально-технические условия реализации Программы

  • Кабинет, который соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения и вентиляции помещения.
  • балетный зал площадью 53,9 кв.м, имеющий деревянный пол, балетные станки длиной 10 и 2,6 погонных метров вдоль двух стен, зеркала размером 10,9 кв.м, на одной стене и 5,2 кв.м, на другой.
  •  наличие музыкального инструмента (фортепиано) в балетном классе;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку);
  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
  • раздевалки для обучающихся и преподавателей.

Информационное обеспечение: 

  • наличие аудио,
  • видео
  • интернет источников,
  •  справочную литературу и тд.

Учебные принадлежности ля каждого учащегося:

Внешний вид девочки: черный купальник и шорты эластичные, белые балетные тапочки и белые носки, резинка, подчеркивающая талию. Волосы убраны на затылке.

Внешний вид для мальчика: майка черная или белая, шорты черные и балетные тапочки.

Кадровое обеспечение Программы

Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.

К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.

Список литературы

  1. Классический танец. Программа для хореографических отделений музыкальных школ искусств. М.1987 г.
  2. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка: Учеб. пособие для ВУЗов искусств и культуры. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.
  4. Никитин В. Ю. Джаз-модерн танец. Начало обучения. – М.: ВЦХТ, 1998.
  5. Никитин В. Ю. Джаз-модерн танец. Продолжение обучения. – М.: ВЦХТ, 2001г.
  6. Методическая разработка к программе “Народно-сценический танец” для хореографических отделений ДМШ и школ искусств (3 класс, 2 год обучения), М., 1985г.
  7. Народно-сценический танец. Методическая разработка для хореографических отделений ДМШ и ДШИ (4 класс 3 год обучения). М. 1987 г.
  8. Приложение к журналу “Внешкольник”. № 5 2001 г. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей.
  9. Танец. Программа для культурно-просветительных училищ (Специальность “Хореографическая”). Вариант второй. М. 1977 г.
  10. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань, 1996.
  11. Гиглаури В.Т.Программа по искусству движения для детей, занимающихся хореографией, танцем или другими видами и направлениями движенческого и пластического искусства.
  12. Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания Модерн-Джаз Танца. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2006.      
  13. Р. Захаров. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.“Искусство”, 1989 г.
  14. Пинаева Е.А. Ритмика и танец. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств (подготовительные классы). – Москва, 2006.
  15. Лекции по спецдисциплинам преподавателей хореографии КГИИК, Горшкова В.Н.,Цветковой Н.В., Сентябова С.Д., Синцова Е.Н.88-93г.