Программа по хореографии. "Хореография в школе"
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации города Когалыма
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8»
Рассмотрено на заседании методического совета от «25» августа 2020г. Протокол №1 | Утверждено Приказом директора МАОУ «Средняя школа №8» №402 от «25» августа 2020г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Хореография в школе»
направленность: художественная
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 11 - 17 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Груя Екатерина Владимировна,
педагог дополнительного образования
г. Когалым,
2020год
Пояснительная записка
Дополнительное образование – это одна из возможностей человека вхождения в социальную деятельность через собственный выбор сфер творчества. Оно направлено на развитие творческого потенциала детей, обеспечение условий для творческого роста и создание возможностей творческого развития, этому служит художественно-эстетическое воспитание, в частности, занятия хореографией.
Хореографическое искусство – массовое искусство доступное всем. Благодаря систематическому образованию и воспитанию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру, а развитие танцевальных и музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального хореографического искусства. Занятия хореографией способствуют развитию общекультурного кругозора, формируют определенные эстетические принципы и ценности, а также позитивные физиологические показатели человека: физическое здоровье и выносливость, гармоничное телосложение.
Нормативно-правовые основания разработки Программы
Программа «Хореография в школе» разработана на основе и в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №273-ФЗ);
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Программа развития Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» на 2017-2021 гг.
Направленность Программы: художественная.
По функциональному предназначению – досуговой, учебно-познавательной и общекультурной; по форме организации – групповой, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной.
Программа является модифицированной и реализуется в сфере дополнительного образования, так как ориентирована на формирование эстетической культуры учащегося, развитие его художественно-творческого потенциала, артистических способностей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня средствами хореографического искусства.
Актуальность данной программы заключается в следующем. Программа основывается на интересах самих подростков (активное увлечение модными музыкально танцевальными течениями, повышенную эмоциональную отзывчивость), что позволяет педагогу не только корректировать эти интересы, но и вызывать у подростка положительное отношение к искусству танца. Программа является комплексной и представляет собой единую систему занятий, предназначенную для обучения и воспитания танцора, готового к сценической деятельности.
Новизна программы Региональный компонент программы направлен на актуализацию интереса подрастающего поколения к отечественной и зарубежной культуре и современным тенденциям в искусстве, понимания художественных образов посредством выразительных средств вокала и хореографии, через палитру красок ощутить насыщенность шедевров культуры. Назначение регионального компонента в программе - защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России.
Педагогическая целесообразность. Именно на занятиях по хореографии успешнее всего развивается толерантность учащихся, способность к сотрудничеству, ответственность, формируется умение принимать решения и осуществлять их, позволяет учащимся реально оценивать собственные ресурсы, осознанно выбирать сферу применения имеющихся способностей. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия. Программный материал нацелен на развитие ребенка, на приобщение его к здоровому образу жизни в результате разностороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц; понимание детьми связи красоты движений с правильным выполнением физических упражнений и др.).
Основными отличительными особенностями данной программы являются:
- ознакомление учащихся с различными танцевальными стилями и направлениями через постоянное расширение ассортимента образовательных услуг согласно современному социальному запросу;
- комплексный подход при реализации учебно-воспитательных задач, подразумевающих работу в нескольких направлениях: основы детского, классического, народного, джаз модерн и контемпорари танцев, постановочной и концертной деятельности;
- дифференцированный подход к учащимся, исходя из их подготовленности и природных данных;
- подача материала по «восходящей спирали», каждый год знания, умения и навыки по определенным темам преподаются и развиваются на более высоком и сложном уровне.
Цель данной программы – создание условия для раскрытия творческой личности ребенка средствами хореографического искусства.
Основными задачами являются:
Образовательные:
- сформировать практические умения и навыки;
- дать определенные теоретические знания;
- научить лучше прочувствовать собственное тело, как в физических аспектах, так и духовных его проявлениях;
- научить самостоятельно пользоваться полученными практическими навыками и теоретическими знаниями.
Воспитательные:
- воспитать человека, способного существовать в современном мире с максимальной пользой;
- создать дружный коллектив;
- сформировать нравственную культуру;
- выработать у учащихся чувство энергетической наполненности, помогающей им преодолевать сложные жизненные ситуации;
Развивающие:
- приобщить детей к танцевальному искусству;
- сформировать определенную эстетическую танцевальную культуру;
- развить выраженное желание и сформировать умения самостоятельного образовательного, творческого и духовного развития;
- сформировать умение терпимо относится к любым видам искусства, в том числе и к национальному, правильно их оценивать в собственном сознании;
- развить нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное жизни и в искусстве;
- укрепить здоровье и развить физическую выносливость.
Адресат Программы: учащиеся 5- 11 класса (11-17 лет) общеобразовательной школы;
Уровень Программы: базовый
Объем Программы. Программа «Хореография в школе» включает в себя 102 часа учебного времени.
Период реализации программы – 9 месяцев.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1,5 академических часа с перерывами между занятиями.
Формы обучения: очная. При реализации Программы возможно применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Формы занятий:
- коллективная – воспитанники рассматриваются как целостный коллектив, имеющих своих лидеров (самостоятельная постановка хореографических композиций).
-групповая – осуществляется с группой воспитанников состоящих из трех и более человек, которые в свою очередь имеют общие цели, и активно взаимодействуют между собой.
-индивидуальная - оказание помощи воспитаннику по усвоению сложного материала. Подготовка к сольному номеру.
Организационно-педагогические условия реализации программы:
- условия набора учащихся: прием всех желающих;
- условия формирования групп: разновозрастные;
- особенности организации образовательного процесса: программа реализуется в течение одного года;
Основные формы организации образовательного процесса. Учащиеся обязательно участвуют в следующих направлениях деятельности:
- в постановке и показе спектаклей, детских концертных программ на основе современных постановочных технологий;
- в системе конкурсного движения в контексте непрерывного образования (конкурсы, форумы, творческие поездки);
- в процессе репетиционной и постановочной работы к конкретному мероприятию.
Учебный план
№ п/п | Название раздела/модуля, темы | Количество часов | Формы промежуточной аттестации и контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
Вводное занятие. Правила техники безопасности. | 2 | 2 | тест | ||
Партерный экзерсис. | 2 | 6 | 8 | практическая работа | |
Азбука Классического танца. | 6 | 10 | 16 | практическая работа | |
Элементы Историко-бытового, Бального танца. | 4 | 10 | 14 | практическая работа | |
Элементы народного танца (стилизация). | 6 | 10 | 16 | практическая работа | |
Эстрадные, Современные танцы. | 6 | 10 | 16 | практическая работа | |
Этюды, ритмические и образные танцы(импровизация). | 2 | 6 | 8 | практическая работа | |
Урок повторения. | 6 | 6 | практическая работа | ||
Постановочная и репетиционная работа. | 10 | 10 | практическая работа | ||
Концертная деятельность/Открытые уроки. | 6 | 6 | практическая работа | ||
Всего теории и практики: | 28 | 74 | 102 | тест | |
Итого 102 часа |
Содержание
Раздел 1. Вводное занятие (2ч)
Теория: Организационные вопросы. Знакомство с программой обучения. Правила поведения на занятиях. Форма одежды для занятий.
Раздел 2. Тема: Партерный экзерсис (8ч)
Теория: (2ч) Что такое Партерный экзерсис.
Практика: (6ч) Комплекс упражнений на полу, позволяющий с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.
Раздел 3. (16ч)
Тема: Азбука классического танца.
Теория: (6ч) положение корпуса, позиции ног, рук, головы в классическом танце,
Практика: (10ч) demiplie и grand-plie, relevé, battementtendu, battementtendujeté, ronddejambparterre, подготовка к верёвочке,grand battement jete, растяжка,прыжки по 1-2-5 и 6 позициям, упражнения для рук.
Раздел 4. Тема: Историко-бытовой (бальный) танец: (14ч)
Теория: (4ч)
Практика: (10ч) Поклон реверанс, сценический шаг, поскоки (на месте, с продвижением вперед, вокруг себя), удары стопой по 3-й и 6-й позициям, танцевальный бег с различным положением рук (на поясе, в стороны, за спиной). Притопы, хлопки в ладоши по одному и в парах. Движение плеч и корпуса, движение головы, наклоны направо - налево в различном характере. Боковой галоп, шаг польки, прыжки по 6 поз., и поочередным выбрасыванием ног вперед, перевод рук из подготовительного положении в 1-ю позицию, руки на поясе, за юбочку, скрещены перед грудью, за спину.
Раздел 5. Тема: Элементы народных танцев: (16ч)
Теория: 6ч
Практика: 10ч. Поклоны, движения, положения рук и корпуса, сценический шаг, бег в разном характере и темпе. Гармошка, ёлочка, ковырялочка, верёвочка, повороты, подскоки, удары стопой и дробные шаги, (руки на поясе, подбоченившись, полочкой) в русском характере. Прыжки, переходы и повороты в ирландском характере. Подскоки, прыжки в парах с выбрасывание ног, повороты в молдавском характере.
Раздел 6. Тема: Эстрадные, современные танцы: (16ч)
Теория: (6ч)
Практи: 10ч) Разучивание различных движений и связок в стиле джаз-модерн.
Раздел 7. Тема: Этюды, ритмические и образные танцы (импровизация)., элементы музыкальной грамоты. 8ч
Теория: 2ч. Характер музыки, темп, строение музыкального произведения (вступление, части).
Практика: 8ч. Ритмические упражнения и игры под музыкальный счёт для развития музыкального слуха и внимания- с предметом и без него. Построение из шеренги в круг, продвижение по кругу с различными танцевальными шагами возвращение в исходную позицию. Повороты, построение в колонны по одному, перестроение в круг и обратно, сужение и расширение круга, змейка, свободное размещение в зале последующим возвращением в колонну, шеренгу или круг. Задание на развитие творческих способностей детей: импровизации, музыкальные этюды. Умение слушать музыку, определять её характер, находить сильную долю. Умение выполнять движения в разных темпах.
Раздел 8. Репетиционная деятельность. Участие в концертных выступлениях. 16ч
Планируемые (ожидаемые) результаты
Личностные:
- сформирована готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию
- сформировано целостное мировоззрение;
- сформированы собственные предпочтения и художественный вкус.
Метапредметные:
- развито умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- сформированы навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыки разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- сформировано и развито художественное мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;
Предметные:
- знает историю развития контемпорари джаз-танца, владеет понятийным словарем по основным темам программы;
- владеет техникой современного хореографического движения контемпорари джаз-танца (выполняет технически сложные элементы, требующие применения анатомических знаний и понимания биомеханических принципов движения тела, рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене, знаний особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, элементов и основных комбинаций, правил исполнения танцевальных комбинаций и импровизаций);
- обучен основным принципам контемпорари джаз-танца (знание средств создания образа в хореографии, соблюдение полицентрики, правильного дыхания, принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств, осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже);
- овладел комплексом специальных хореографических упражнений, способствующих развитию допрофессиональных умений и навыков, соблюдения требований к безопасности при выполнении танцевальных движений, навыков музыкально-пластического интонирования, навыков сохранения собственной физической формы;
- владеет достаточным уровнем культуры исполнения контемпорари джаз-танца, активным, творческим отношением к жизни, самостоятельности и инициативности.
Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы
Основные виды контроля:
- текущий контроль,
- промежуточная аттестация,
- итоговая аттестация.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной мотивации и интереса, выявление отношений обучающегося к изучаемому предмету, повышение уровня освоения программных требований. Текущий контроль имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности обучающегося, является частью внутришкольного контроля.
Промежуточная аттестация определяет уровень практической подготовки обучающегося и усвоение им образовательной программы объединения на определенном этапе обучения.
Показателями качества обучения образования являются:
- уровень познавательной мотивации образовательной деятельности обучающихся (измеряется результатами промежуточной и итоговой аттестации);
- активность участия в конкурсах, фестивалях различного уровня;
- активность участия обучающихся в концертах, внешкольных мероприятиях учреждения;
- положительная динамика достижений обучающегося в соответствии с его способностями и познавательными интересами: положительная динамика показателей количества победителей и призёров в различных конкурсах, фестивалях в объединениях.
В качестве мотивации и стимулирования воспитанников, направленной на раскрытие творческих и интеллектуальных возможностей и способностей служат социальные мотивы, которые порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определённое место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих (публичные выступления), и духовные мотивы, которые связаны с самосовершенствованием человека (разучивание новых танцев, композиций)
№ | Название разделов | I п. | II п. |
1. | Классический танец: а) практика; б) теория. | Зачёт | Зачёт Зачёт |
2. | Современная хореография: а) практика; б) теория. | Контрольный урок | Зачёт Зачёт |
3. | Репетиционно - постановочная работа а) практика; б) теория. | Зачёт Зачёт | |
4. | Индивидуальные занятия | Зачёт | Зачёт |
Оценка результатов обучения детей может проявляться следующим образом: открытые уроки, зачёты, контрольные уроки, выступления в различных конкурсах, фестивалях, концертных программах, отчётный концерт.
Отслеживание результативности освоения программы
Высокий уровень освоения программы (отлично):
- Точное знание терминологии и правил исполнения движений;
- Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов;
- Умение работать в ансамбле и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов;
- Полное владение репертуаром
Средний уровень освоения программы (хорошо):
- Неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине;
- Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности;
- Умение работать в ансамбле;
- Неполное владение репертуаром коллектива
Низкий уровень освоения программы (удовлетворительно):
- Слабое усвоение теоретического программного материала;
- Неточное исполнение танцевальных комбинаций;
- Недостаточная сформированность навыков работы в ансамбле;
Формы контроля полученных знаний. Система определения результатов деятельности обучающихся осуществляется через различные формы зачетов. Для контроля усвоения приобретенных знаний, умений, навыков по полугодиям используются следующие формы: открытое занятие; творческое занятие. Для фиксации результатов используется информационная карта, описанная в методическом приложении.
Формы подведения итогов: отчетные концерты для родителей и сверстников, дети выступают на открытых мероприятиях (календарные праздники) и городских площадках (День города, День защиты детей).
Основными критериями оценки освоения программного материала остаются результаты участия в хореографических фестивалях и конкурсах муниципального, всероссийского и международного уровней, а также активное участие в концертных мероприятиях учреждения и города и, конечно, поступление выпускников в учебные заведения хореографической направленности.
Методические материалы
Программа основана на следующих педагогических принципах:
Принцип безопасности - соблюдение техники безопасности, создание атмосферы дружелюбности, принятия каждого ребенка.
Принцип преемственности - каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках.
Принцип связи теории с практикой предусматривает обучение учащихся техническому применению теории в практической деятельности.
Принцип сознательности и активности. Специфика деятельности учащихся на занятиях требует сознательного выбора действий для решения поставленных задач. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся инициативу, самостоятельность и творческое отношение к занятиям.
Принцип доступности и индивидуализации определяет учет особенностей учащихся и посильности, предлагаемых им заданий, а также необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся, учитывая особенности возраста, пола и предварительной подготовки.
Принцип систематичности и последовательности. Непременными условиями являются последовательность, регулярность занятий и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом. Только регулярные занятия дают эффект при обучении, т.к. предусматривают непрерывность в развитии технико-конструкторских умений и морально-волевых качеств.
Основные методы обучения:
Наглядный:
- непосредственно показ педагогом движений под счет и под музыку;
- опосредованный показ правильного исполнения или ошибок на конкретном ребенке;
- использование графических материалов, различных приспособлений при объяснении;
Словесный.Обращение к сознанию ребенка, добиваясь не автоматического, а осмысленного выполнения и исполнения.
Практический.В его основе лежит много кратное повторение и отработка движений.
Видеометод.Просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве, обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной хореографии.
Технологии обучения:
- диагностические технологии. Технологии позволяющие выявить потенциал творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр учащихся на предмет выявления их двигательной активности, пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха, исполнение творческого задания;
- технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности;
- технологии формирования психофизического состояния. В данной технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники медитации и релаксации;
- технология художественного восприятия и отношения/поэтизации действия. Они включают в себя совокупность приемов, которые через приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры, осуществляют поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия к художественному осмыслению танцевальных движений;
- технологии раскрепощения и снятия зажимов включают в себя комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и физических препятствий для свободного осуществления разнообразной сценической деятельности;
- технологии развития психического аппарата. Специфическое направление тренинговых занятий, ставящих целью повышение психической лабильности участников. Это достигается путем психологического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле художественных коммуникаций;
- технологии создания художественного образа. Фантазирование виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не внешние, а внутренние ограничения. Образ - это чувственно воспринимаемая целостность произведения, определяющая пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого художественного произведения, его атмосферу.
Формы занятий:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- практическое занятие;
- игра, праздник, конкурс, фестиваль;
- творческая встреча;
- репетиция;
- концерт, открытый урок.
Формы организации деятельности обучающихся на занятии:
- фронтальная;
- в парах;
- групповая;
- индивидуально–групповая;
- ансамблевая.
Основная форма проведения занятий - групповая.
Организационно-педагогические условия реализации Программы.
Календарно-учебный график
Начало учебного года | 02.09.2020 |
Продолжительность учебного года | 34 недели |
Продолжительность каникул: | |
Осенние | 26.10-2020-08.11.2020 |
Зимние | 30.12.2020-10.01.2021 |
Весенние | 22.03.2021-28.03.2021 |
Летние | 03.06.2021-31.08.2021 |
Окончание учебного года | 02.06.2021 |
Материально-технические условия реализации Программы
- Кабинет, который соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения и вентиляции помещения.
- балетный зал площадью 53,9 кв.м, имеющий деревянный пол, балетные станки длиной 10 и 2,6 погонных метров вдоль двух стен, зеркала размером 10,9 кв.м, на одной стене и 5,2 кв.м, на другой.
- наличие музыкального инструмента (фортепиано) в балетном классе;
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку);
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
- раздевалки для обучающихся и преподавателей.
Информационное обеспечение:
- наличие аудио,
- видео
- интернет источников,
- справочную литературу и тд.
Учебные принадлежности ля каждого учащегося:
Внешний вид девочки: черный купальник и шорты эластичные, белые балетные тапочки и белые носки, резинка, подчеркивающая талию. Волосы убраны на затылке.
Внешний вид для мальчика: майка черная или белая, шорты черные и балетные тапочки.
Кадровое обеспечение Программы
Программу реализует педагогический работник (педагог дополнительного образования, учитель), имеющий среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлению, соответствующему направлению данной дополнительной общеразвивающей программы) и отвечающий квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональным стандартам.
К реализации программы возможно привлечение лиц, получающих высшее или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" в случае рекомендации аттестационной комиссии и соблюдения требований, предусмотренных квалификационными справочниками.
Список литературы
- Классический танец. Программа для хореографических отделений музыкальных школ искусств. М.1987 г.
- Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца: упражнения у станка: Учеб. пособие для ВУЗов искусств и культуры. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Ваганова А. Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.
- Никитин В. Ю. Джаз-модерн танец. Начало обучения. – М.: ВЦХТ, 1998.
- Никитин В. Ю. Джаз-модерн танец. Продолжение обучения. – М.: ВЦХТ, 2001г.
- Методическая разработка к программе “Народно-сценический танец” для хореографических отделений ДМШ и школ искусств (3 класс, 2 год обучения), М., 1985г.
- Народно-сценический танец. Методическая разработка для хореографических отделений ДМШ и ДШИ (4 класс 3 год обучения). М. 1987 г.
- Приложение к журналу “Внешкольник”. № 5 2001 г. Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей.
- Танец. Программа для культурно-просветительных училищ (Специальность “Хореографическая”). Вариант второй. М. 1977 г.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань, 1996.
- Гиглаури В.Т.Программа по искусству движения для детей, занимающихся хореографией, танцем или другими видами и направлениями движенческого и пластического искусства.
- Никитин В.Ю. Композиция урока и методика преподавания Модерн-Джаз Танца. – М.: Издательский дом «Один из лучших», 2006.
- Р. Захаров. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.“Искусство”, 1989 г.
- Пинаева Е.А. Ритмика и танец. Примерная программа для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств (подготовительные классы). – Москва, 2006.
- Лекции по спецдисциплинам преподавателей хореографии КГИИК, Горшкова В.Н.,Цветковой Н.В., Сентябова С.Д., Синцова Е.Н.88-93г.