Методические рекомендации к уроку по теме «Базовые элементы ритмики как начальный этап хореографического образования с применением технологий коллективного творчества»
Методические рекомендации к построению урока
Описание целей урока.
Задачи урока.
Описание этапов урока.
Конспект урока.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к уроку по теме «Базовые элементы ритмики как начальный этап хореографического образования с применением технологий коллективного творчества» преподавателя МБОУ ДО ДШИ «Юбилейная» Мармэ О.А.
На занятиях по ритмике происходит непосредственное и всестороннее обучение ребенка на основе гармоничного сочетания музыкального, двигательного, физического и интеллектуального развития.
Уроки ритмики развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Дети получают возможность самовыражения через музыкально- игровую деятельность.
Изучение предмета «Ритмика» тесно связано с изучением предметов
«Слушание музыки и музыкальная грамота», «Танец», «Народно-
сценический танец».
Цель уроков ритмики:
- развитие музыкально-ритмических и двигательно-танцевальных способностей учащихся через овладение основами музыкально- ритмической культуры.
Задачи:
- овладение основами музыкальной грамоты;
- формирование танцевальных умений и навыков в соответствии с программными требованиями;
- воспитание важнейших психофизических качеств, двигательного аппарата в сочетании с моральными и волевыми качествами личности – силы, выносливости, ловкости, быстроты, координации;
- развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности;
- приобщение к здоровому образу жизни;
- формирование правильной осанки;
- развитие творческих способностей;
- развитие темпо - ритмической памяти учащихся.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета «Ритмика» используются следующие методы обучения.
- Наглядный
- наглядно-слуховой прием;
- наглядно-зрительный прием.
Исполнение музыки должно сопровождаться показом. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей-образов и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.
- Словесный
Беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ, напоминание, оценка и т. д. Этот метод широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.
Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от формы занятий и возраста детей. Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе); к объяснению, напоминанию — в упражнениях, танцах.
- Практический
При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмического движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.
Предложенные методы работы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задачей учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях в хореографическом образовании.
Требования к уровню подготовки учащихся
Результатом освоения программы «Ритмика», является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- знания основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
- знания понятия лада в музыке (мажор и минор) и умение отображать ладовую окраску в танцевальных движениях;
- первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
- представление о длительности нот в соотношении с танцевальными шагами;
- умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
- навыки двигательного воспроизведения ритмических движений посредством воспроизведения ударом в ладоши и музыкального инструмента;
- навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями;
- навыки игры на музыкальных инструментах в сочетании с музыкально-танцевальными упражнениями.
Конспект открытого урока
На тему: «Базовые элементы ритмики как начальный этап хореографического образования с применением технологий коллективного творчества»
Хореографическое отделение, предмет: «Ритмика»
Возраст детей: 5-6 лет
Год обучения: 1
Цель: раскрытие общих физических, специальных танцевальных данных, музыкальности и артистизма детей первого года обучения
Задачи:
Обучающие:
- Учить основным элементам базового хореографического образования.
- Объяснить значение изучаемых терминов, показать их грамотное исполнение и проследить за правильностью восприятия изучаемого материала детьми. Воспитывающие: воспитание волевой, целеустремленной, работоспособной творческой личности, умеющей работать в коллективе.
Развивающие: развивать физические, музыкальные, умственные умения и навыки детей
Материалы: Барышникова Т. «Азбука хореографии», Пинаева Е. «Образные танцы для детей», Пинаева Е. «Польки, вальсы, марши для детей», информация об основах хореографии из Интернет-ресурсов.
Фортепиано, работа концертмейстера.
Новые термины: releve, plie, battement tendu
Этапы работы | Содержание этапа урока |
1.Организационный момент | Цель: создать эмоционально комфортные условия для занятия, настроить детей на эффективную работу. Задачи: 1.Внимательно осмотреть детей (их физическое и эмоциональное состояние); 2. Подготовить их к уроку. Цель для детей: настроиться на точное восприятие нового материала. Задачи для детей: - узнать о правилах и порядке построения урока; - узнать, что означают новые термины и для чего необходимо изучить новые элементы танца; - соблюдать установленные правила поведения в коллективе. Метод: беседа. Поклон. |
2. Ход урока | Цель: Разогрев, отработка хореографических элементов, входящих в урок, развитие технических навыков, эмоциональности. Задачи: Учащиеся должны научиться:
1. Ходьба и бег. 2. Упражнения для головы, шеи и плечевого пояса. 3. Упражнения для рук. 4. Упражнения для корпуса. 5. Упражнения для ног. 6. Прыжки. 7. Элементы классического танца. 8. Элементы народно-сценического танца. 9. Партерная гимнастика. 10 Танцевальные композиции. |
3. Повторение пройденного материала на середине зала | Цель: уметь грамотно выполнять изученные ранее элементы, комбинации, этюды. Методы, способствующие достижению цели: 1. Медленное разучивание, неоднократный повтор.
Перед началом работы на данном этапе урока предложить детям самостоятельно оценить свою работу. Это будет способствовать проявлению у детей внимания, сосредоточенности, старания. Кроме того, позволит осознаннее подходить к выполнению каждого элемента. Предполагаемый результат: Если этот вид работы удастся, продолжить его на других уроках. Если нет, выяснить причины неудачи (понаблюдать). Перед началом работы дать детям критерии оценивания своей работы: «2» – элементы, комбинации не выучены; «3» – плохо знает элементы и их последовательность в комбинациях; «4» – хорошо знает элементы и комбинации, но методически не точно их выполняет, не уверенно, не эмоционально; «5» – отлично знает и выполняет изученный материал, нет неточностей в технике исполнения, эмоционально передает характер движения Метод стимулирования: оценка, похвала. |
4.Изучение нового учебного материала | Цель для педагога: Важно, чтобы ученики, правильно воспринимали новый материал, технически грамотно его выполняли. Задачи: 1.Очень важно следить за правильным развитием опорно-двигательного аппарата, развитием выворотности стоп, тазобедренного сустава. 2.Укреплять мышцы спины, развивать прыжок, гибкость. 3.Большое внимание следует уделить развитию у детей чувства ритма, воспитанию эмоциональной культуры, развитию исполнительского мастерства и творческой активности, психологическому раскрепощению учащихся, а также музыкальному выражению в движении характера и темпа музыки. 4.Ритмическая основа упражнений должна соответствовать музыкальному материалу. 5.Проследить, за тем, чтобы дети правильно передавали характер движения, уделить внимание отстающим ученикам. Цель детей: проявить внимание, выучить новые элементы. Задачи: 1.Запомнить новые элементы и их названия.
Метод репродуктивный, индивидуальная и групповая деятельность. Методы стимулирования: положительные оценки, словесная похвала воспитанников. Предполагаемый результат: Если учащиеся усвоили новый материал в полном объеме, можно переходить к закреплению материала. Если нет, то необходимо еще раз повторить сначала отдельные движения, затем целые комбинации. |
5. Закрепление учебного материала | Цель: отработка выученного материала. Задачи: 1.Необходимо добиться, чтобы учащиеся стабильно, технически грамотно и эмоционально выполняли изученный материал в заданном темпе. 2.Важно учитывать индивидуальные физические способности учащихся. Метод: коллективная работа. Критерии позволяющие определить степень усвоения учащимися нового материала: грамотность и единая манера исполнения движений, эмоциональность исполнения. Вопросы на закрепление новой информации: -Что нового для себя вы узнали? -Что означают новые термины? -Какие движения у вас получались легко, а какие вызывали затруднения? -Что вам сегодня понравилось на уроке? |
6. Задание на дом | Закрепить изученный материал. |