Современный танец в ХХ веке (1980-1990гг.)
Предварительный просмотр:
1980-е годы
Самые модные танцы:
ХИП-ХОП
В 1970-е годы диджеи начали непросто проигрывать пластинки, но использовать вертушки для создания музыки (например, повторяя какие-то музыкальные фрагменты с дисков). Появились диджеи на радио, звучала новая, электронная музыка. В Нью-Йорке, в Южном Бронксе, возник первый стиль хип-хопа - брейкданс, брейк. Этот атлетический танец соединил быструю работу ног с акробатическими вращениями на голове, спине и руках. К ним добавились прерывистые роботоподобные движения Фризинг (с англ – замерзать) и локинг, а также более плавные движения – попинг – как будто через разные части тела проходит ток. Вслед за би-бойз (танцоры-мужчины) появились би-гёрлз (одна из первых – уроженка Японии Масами). В 1980-е вместе с популярным рэпом на танцполы приходит так называемая старая школа хип-хопа - более инклюзивная, с большим упором на движения ног, а не акробатику, возникают новые па: Robocop, roger rabbit, running man.
Явления хореографии:
НОВЫЙ ФРАНЦУЗСКИЙ ТАНЕЦ И НЕ-ТАНЕЦ
Во Франции современный танец появился очень поздно, слишком мощно было влияние классического балета. Вплоть до 1970-х годов неоклассическим танцем занимались практически тайно, в спортивных залах, после основной работы. В 1968 году студенческие забастовки всколыхнули Европу, заставив пересмотреть некоторые ценности и в искусстве, и современный танец внезапно смог выйти на настоящую сцену. А в 80-90-х годах во Франции началась так называемая танцевальная децентрализация: по всей стране были созданы профессиональные центры танца, которые возглавили молодые хореографы: Доминик Багуэ, Аеджелен Прельжокаж, Маги Марен, Жозеф Надж и др. Задача этой культурной политики была в том, чтобы устранить разделение на искусство провинциальное и столичное, которое считалось более профессиональным (ПРЕЗИДЕНТ)
Кроме того, в 80-90-х годах из нового французского танца выросло ещё одно новое направление, которое часто называют французской аналогией американского постмодерна, - тан называемый НЕ-ТАНЕЦ (non dance). Практически все его представители (в первую очередь Жером Бель,Борис Шармац, Ксавье Ле Руа, Режин Шапино) – это ученики и ученики учеников создателей нового фр.танца, владеющие прекрасной хореографической базой, но танец для них уже не является основным средством художественного высказывания: они всё дальше уходят от хореографии, используя в своих спектаклях и перформансах драматическую игру и импровизацию, пение и стендап, видеопроекции и компьютерную графику.
Можно ли увидеть сейчас: Во Франции сейчас действуют 19 Национальных хореографических центров (в Лионе, Гренобле, Ла-Рашели и др.), где продолжает развиваться современный танец, а труппы Прельжокажа, Наджа и др. остаются одними из сильнейших в стране. Представители не-танца тоже много работают и довольно часто приезжают в Россию.
1990-е годы
Самые модные танцы:
ЛАМБАДА и МАКАРЕНА
1989-м, когда рухнула Берлинская стена и стал разваливаться Советский Союз, оказался окрашен звуками Ламбады в исполнении группы Kaoma. Этот латиноамериканский танец – прямой потомок Матчиша(1900): тот же быстрый темп, но более эротичные движения. Подобно бразильскому Танго, Ламбада пришла из Рио, и мелодию её, как мелодию Матчиша, быстро заиграли до оскомины. Похожая история произошла в середине 90-х с Макареной. Сначала испанский поп-дуэт Los del Rio исполнил песню про девушку по имени Макарена (Магдалена). Написанная в музыкальном ритме Клаве, типичном для бешеной афрокубинской музыки, песня мгновенно завоевала популярность. И не только песня: в клипе исполняется простой танец с набором движений, идеально приспособленных для того, чтобы танцевать всем вместе в тесноте дискотеки.
Явления хореографии:
ГАГА (Израиль)
Танцевальная компания «Ботшева» в Тель-Авиве была открыта М.Грэм и баронессой Батшевой де Ротщильд ещё в 1964 году, но настоящим центром современного танца она стала в 1990-х, когда её возглавил Охад Нахарин. Нахарин, вероятно, самый влиятельный современный хореограф, с которым мечтают сотрудничать и балетный, и современные танцовщики, а его работы идут во всех крупных театрах мира. Охад Нахарин создал собственный хореографический язык, который называют гага. По словам самого хореографа, гага – это не стиль, а способ движения. Гага практикуется в зале без зеркал (элемент самоконтроля), на занятия не допускаются посторонние, а педагог танцует, сливаясь со своими учениками. Существуют классы Гага/Танцовщики, где занимаются профессионалы и Гага/Люди, куда можно приходить с любой танцевальной подготовкой. Задача гага – прочувствовать своё тело, ощутить каждую молекулу своего организма, быть одновременно в своём теле и вне его, не теряя при этом самоиронию (?). Это одна из самых популярных техник на сегодня.
Можно ли увидеть сейчас:
В 2017 году Нахарин объявил, что в сентябре 2018 оставит пост директора труппы, его место займёт Гили Навот, бывшая танцовщица и репетитор «Батшевы». Компания активно гастролирует по всему миру, но основная её площадка в Тель-Авиве.
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ В АНГЛИИ
Англия, как и Франция, довольно поздно пришла к современному танцу: в ХХ веке страна жила классическим балетом. Тем не менее сегодняшние английские хореографы занимают в мире современного танца лидирующие позиции - хотя большинство так или иначе работают с классическим репертуаром. Самым дерзким образом делает это Мэтью Боурн: в «Лебелином озере» всех лебедей исполняют мужчины, а семья и свита принца Зигфрида прямо пародируют членов британской королевской семьи; балет «Шотландский перепляс» и вовсе представляет собой комичный пересказ «Сильфиды» в ускоренном темпе. Философом английского современного танца можно назвать Уэйна Макгрегора: его математически сложная хореография часто бессюжетна и изобилует визуальными и компьютерными эффектам. Акрам Хан, работавший в том числе с великой балериной Сильви Гиллем, в своих работах смешивает современный танец и индийский танец КАТХАК.
Главные представители: Уэйн Макгрегор, Акрам Хан, Кристофер Уилдон, Мэтью Боурн.
Можно ли увидеть сейчас:
Эти хореографы часто приезжают в Россию на гастроли. Так, фестиваль Вишнёвой привозит в этом году компанию Уэйна Макгрегора с двумя постановками «Far» и «Witness».