Программа по хореографии для дистанционного обучения

Гришунина Оксана Владимировна

Рабочая программа общеразвивающей дисциплины является частью дополнительной общеразвивающей программы. Данная программа является дополнительным ресурсом, позволяющим в случае необходимости перенести учебный процесс в режим онлайн, с максимальным сохранением всех функций учебного процесса, проистекающего в хореографическом коллективе в режиме офлайн.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Хореография

Дистанционное обучение

2020

Содержание

  1. Паспорт программы
  2. Структура и содержание общеразвивающей дисциплины
  3. Условия реализации рабочей программы общеразвивающей дисциплины
  4. Контроль и оценка результатов освоения общеразвивающей дисциплины

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХОРЕОГРАФИЯ
  1. Область применения программы

Рабочая программа общеразвивающей дисциплины является частью дополнительной общеразвивающей программы. Данная программа является дополнительным ресурсом, позволяющим в случае необходимости перенести учебный процесс в режим онлайн, с максимальным сохранением всех функций учебного процесса, проистекающего в хореографическом коллективе в режиме офлайн.

Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (детские балетные студии, хореографические отделения детских школ искусств, самодеятельные хореографические коллективы), а также при подготовке программ повышения квалификации и переподготовки педагогов-хореографов.

Программа написана и рассчитана с учетом приемов дистанционного обучения и адаптирована под различные технологические и временные возможности учащихся.

1.2 Цели и задачи дисциплины:

Данный курс предназначен для развития координации, артистизма, танцевальности, а также физических данных учащихся. Кроме того, обучаясь по данной программе дети обретают навык дистанционного взаимодействия в группе, а также учатся самостоятельным занятиям под контролем родителей или педагога. Кроме того, целью дистанционного обучения является поддержание интереса ребенка к искусству танца, а также поддержание физической и двигательной активности в условиях изоляции.

В результате изучения обучающийся должен:

Уметь:

- импровизировать с различными элементами танцевальных техник

- соблюдать безопасность при выполнении упражнений

- запоминать текстовые подсказки в стихотворной форме

- координировать вербальную речь и движения

- находить пластические решения для образов, соответствующих интересам возрастной категории 7-14 лет

- выполнять определенные базовые элементы партерной гимнастики

- обладать навыками исполнения силовых упражнений

- исполнять танцевальные комбинации в разных хореографических направлениях

Знать:

- понятие ритм

- принципы выполнения движений в партерной гимнастике

- базовые движения, соответствующие определенному характеру музыки

- принципы взаимодействия музыкальных и хореографических средств

- принципы безопасности при выполнении упражнений для развития гибкости и развития шага

- принципы изоляции

- принципы движения в уличной хореографии

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

На освоение данной дисциплины отводится 25 академических часа, в том числе 16 часов занятий по видеоматериалам или совместно с педагогом, путем дистанционной передачи заданий и 9 часов самостоятельной работы по итогам пройденного материала.  В зависимости от года обучения и группы количество часов может меняться, сохраняя пропорциональность относительно учебного материала.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Занятия дома под руководством педагога или родителей (получивших рекомендации педагога), в соответствии с календарно-тематическим планом.

  1. Тематический план и содержание дисциплины хореография (7-14 лет)

Целью занятий в таком возрасте является развитие профессиональных физических качеств юного танцовщика, овладевание им техническими танцевальными навыками, расширение кругозора, раскрытие творческого потенциала, максимальное расширение профессионального движенческого арсенала в различных танцевальных направлениях, развитие координации. Этот период обучения является ключевым в обучении танцовщика, однако особое внимание также уделяется профилактике травматизма, т.к. 7-14 лет – это период активного роста. Важно, чтобы исполнитель сам знал верное исполнение движений и мог обеспечить собственную безопасность.

В данном возрасте дети как правило успешно адаптированы в различные группы, значение дисциплины уходит на второй план, большее внимание уделяется уже техническим нюансам и правильности исполнения движений. Важно, чтобы каждое упражнение было адаптировано в соответствии уровню группы, т.к. начиная со 2-3 года обучения базовые элементы варьируются и усложняются, с целью добиться филигранности исполнения.

Обучение в дистанционной форме создает определенные дополнительные сложности, в первую очередь, это ограниченность пространства, в связи с чем все упражнения данной программы можно выполнять на месте, комбинации, которые используются для развития координации также могут исполняться на месте или варьироваться в пространстве. Дополнительные фокусы внимания для педагогов: необходимость вербально выражать все замечания, поддерживать ребенка, что в свою очередь может положительно отразится на словарном и словарно-анатомическом запасе учащихся.
Тема 1 обсуждается с детьми и их родителями непосредственно до начала занятий и в дальнейшем проговаривается в случае вопросов или необходимости. И в каждый урок включается 5-8 упражнений из разных тем календарно-тематического плана, с целью сохранить разнообразие творческой деятельности и удержать внимание исполнителя, наиболее полноценно поддерживать его физическую форму. Продолжительность занятия в режиме онлайн может варьироваться, рекомендуемое время занятия 45 минут + 45 на самостоятельную отработку и демонстрацию результатов родителям. Временные промежутки находятся в непосредственной зависимости от формата урока, возраста учащихся и их опыта в хореографии.

Тема 1. Основы техники безопасности при дистанционном обучении

В рамках данной темы необходимо проговорить с учащимися как сделать процесс занятий безопасным: технические особенности, влияние  гаджетов на зрение ребенка, режим питания и питьевой режим во время/до/после уроков. Кроме того, в рамках дистанционного обучения необходимо утвердить и отслеживать внешний вид учащихся – форму одежды, обувь, прически, т.к. это непосредственно влияет на безопасность учебного процесса.

Тема 2. Разминка (разогрев) тела, физическая подготовка к занятию.

В данный блок входят комплексы упражнений в разных характерах, имеющие небольшую амплитуду и позволяющие постепенно разогреть все мышцы, а также нагрузить кардио систему с целью подготовки к дальнейшей, более амплитудной работе.

Мария Кейхель

Поклон с элементами импровизации

Никита Харитонов

Силовая разминка

Константин Кейхель

Разминка в стиле contemporary

Александр Червинский

Разминка

Александр Червинский

Разминка в партере

Александр Червинский

"Groove, кач"

Александр Червинский

Разминка №1

Александр Червинский

Разминка №2

Александр Червинский

Разминка №3

Александр Червинский

Locking

Анна Новикова

Растанцовка

Анна Новикова

Качовая разминка

Анна Новикова

Разминка (изоляции)

Андрей Разживин

Разогрев и ощущение тела

Дарья Сергиенко

Разминка

Дарья Сергиенко

Разминка для стоп

Дарья Сергиенко

Упражнение на силу ног

Дарья Сергиенко

Растяжка и сила ног

Егор Плешаков

Разминка-растяжка

Анна Озерская

Разогрев стоп и и коленей

Александр Любашин

Разминка в партере

Анна Новикова

Изоляция грудной клетки

Тема 3. Упражнения на развитие координации

В данный блок входят танцевальные комбинации из различных танцевальных направлений, упражнения на изоляцию, работа с движением и ритмом. Это достаточно сложный блок, т.к. одновременно требуется работа в нескольких направлениях – запоминание последовательно, внимание к нюансам исполнения, работа с музыкой и ритмом. Однако, именно на координации строит искусство хореографии.

Мария Кейхель

"Развиваем координацию"

Петр Силкин

Упражнение на координацию

Петр Силкин

Подготовка к польке

Александр Червинский

Комбинация №1

Александр Червинский

Комбинация №2

Александр Червинский

Комбинация

Александр Червинский

Комбинация №3

Александр Червинский

Комбинация №4

Ирина Кудрина

Развитие координации и растяжка задней поверхности ног

Анна Озерская

Battement tendu в джазовой технике

Марина Лымарь

"Счет"

Лариса Савина

"Догоняшки"

Лариса Савина

"Я - гений!"

Анна Новикова

Упражнение на руки

Мария Кейхель

"Весёлый ритм"

Анна Озерская

Упражнение на равновесие и статическую растяжку


Тема 4. Упражнения на импровизацию

Основными задачами для упражнений  этого блока являются Развитие воображения и образного мышления, приобретение навыка выражения своей мысли через движение, работа с ощущением пространства, совместное развитие двигательной и вербальной координации, развитие актерских навыков

Олег Жуковский

Упражнение на проживание эмоций через тело

Олег Жуковский

"Открытые и закрытые позы"

Мария Кейхель

"Говорящая поза"

Анна Новикова

Импровизация с мячом

Андрей Разживин

Упражнение на импровизацию и ощущение времени

Андрей Разживин

Упражнение на внимание и ощущение тела

Марина Лымарь

"Stop and move" Двигайся-замри

Марина Лымарь

"Звуковая рамка"

Марина Лымарь

"Имена и разговор"

Анна Новикова

Односторонняя импровизация

Александр Любашин

"Еду на танке"

Александр Любашин

"Кавалерия"

Тема 5. Работа с предметом

В рамках данного блока будут рассмотрены упражнения с использованием дополнительного предмета - скакалки или мяча - для детальной проработки конкретных групп мышц и для фокусировки внимания учащихся на процессе.

Во время занятий офлайн есть целый ряд препятствий для таких занятий. Во время дистанционного обучения появляется возможность уделить им большее внимание. В рамках данной программы представлено только несколько упражнений, однако они могут быть варьированы и расширены.

Дарья Сергиенко

Развитие плечевого пояса

Дарья Сергиенко

Releve

Лариса Савина

Упражнения со скакалкой

Тема 6. Упражнения, основанные на элементах йоги

Этот блок станет ознакомительной практикой, позволяющей учащимся поверхностно познакомиться с таким направлением как йога и попробовать выполнить адаптированные упражнения, основанные на традиционных элементах йоги – асанах.

Екатерина Гурвич

"Птичка"

Екатерина Гурвич

"Поза воина"

Екатерина Гурвич

"Маленькая лодка с раскрытием рук"

Екатерина Гурвич

"Растяжка на основе йоги"

Екатерина Гурвич

"Асана для грудного отдела"

Екатерина Гурвич

"Одна линия"

Екатерина Гурвич

"Четверка"

Екатерина Гурвич

"Поза чтеца"

Екатерина Гурвич

"Черепаха"

Тема 7. Партерная гимнастика

Это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся в нижнем уровне, то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров, позволяющие без вертикальной нагрузки на позвоночник выстроить верные положения ног и корпуса. Большая часть упражнений основана на партерной гимнастике Бориса Князева.

Данный блок является важнейшей частью программы дистанционного обучения, т.к. соответствует цели сохранения, поддержания и развития физических данных учащихся.

7.1. Развитие балетной стопы 

Работа стоп в различных положениях, растяжка мелких связок стопы и фиксация положений.

Петр Силкин

Упражнение №1 для развития стопы

Петр Силкин

Упражнение №2 для развития стопы

Лариса Савина

"Идем по небу"

Лариса Савина

"Рисуем солнце"

Лариса Савина

Упражнения для стоп

7.2. Развитие выворотности 

Работа над развитием подвижности тазобедренного сустава, а также над координацией движений, сопутствующих достижению выворотного положения ног)

Петр Силкин

Упражнение на выворотность

Петр Силкин

Упражнение на подвижность тазобедренного сустава

Петр Силкин

Упражнение №1 для развития выворотности и стопы

Петр Силкин

Упражнение №2 для развития выворотности и стопы

Петр Силкин

Упражнение №3 для развития выворотности и стопы

Петр Силкин

Упражнение на силу ног и подвижность тазобедренного сустава

Петр Силкин

Demi rond в партере

Петр Силкин

Отработка приема fouetté в партере

Константин Кейхель

Развитие выворотности тазобедренного сустава

7.3 Развитие гибкости позвоночника 

Работа с разными отделами позвоночника для увеличения гибкости, а также для обучения максимально контролируемому процессу прогибов, профилактика травматизма.

Ирина Кудрина

Развитие гибкости спины

Ирина Кудрина

Перегибы корпуса назад и в сторону в 2 вариантах

Ирина Кудрина

Скручивание корпуса

Ирина Кудрина

Развитие баланса и укрепление мышечного корсета

Ирина Кудрина

Развитие равновесия и растяжка задней поверхности ног

Лариса Савина

"Качалка"

Петр Силкин

Port de bras

7.4. Развитие балетного шага

 Растяжка, подготовка к исполнению шпагатов, профилактика травматизма.

Петр Силкин

Releve lent и grand battement вперед в партере

Петр Силкин

Releve lent и grand battement назад в партере

Петр Силкин

Releve lent в сторону в партере

Петр Силкин

Упражнение на мышцы пресса и растяжку поперечного шпагата

Петр Силкин

Растяжка

Петр Силкин

Grand battement назад

Егор Плешаков

Растяжка и закачка ног

Константин Карин

Универсальная растяжка

Лариса Савина

Упражнение на работу мышц внутренней поверхности бедра

Владимир Голубев

Комплекс на растяжку в партере

Егор Плешаков

Растяжка в партере

Анна Озерская

Комплекс на растяжку

Петр Силкин

Верблюд

Анна Озерская

Разучивание свингов в комбинации с растяжкой

7.5. Силовые упражнения (развитие силы ног, пресса, спины для использования в дальнейшем в более амплитудных упражнениях, требующих физической подготовки)

Петр Силкин

Упражнение для мышц пресса

Петр Силкин

Упражнение №1 для развития силы ног

Петр Силкин

Упражнение для боковых мышц корпуса

Петр Силкин

Упражнение №2 для развития силы ног

Петр Силкин

Силовое упражнение

Петр Силкин

Силовое упражнение №1 (ноги, пресс, спина)

Петр Силкин

Силовое упражнение №2 (ноги, пресс, спина)

Петр Силкин

Упражнение №1 для мышц пресса

Петр Силкин

Упражнение №2 для мышц пресса

Владимир Голубев

Силовой комплекс на пресс и спину в партере

Анна Озерская

Упражнение на пресс

Тема 8. Прыжки

Прыжковая часть урока является важной составляющей танцевального урока для учащихся этой возрастной категорией, однако в связи с ограничениями, вызванными дистанционной работы особую важность приобретает развитие и поддержание навыка простого прыжка. Для этого в программе представлено два упражнения для развития качества и высоты прыжка.

Лариса Савина

"Звездочка"

Ирина Кудрина

Прыжки для развития силы ног

Тема 9. Упражнения на расслабление

 Блок упражнений, компенсаторных относительно предыдущих, нагружавших различные группы мышц. Заминка – это важная часть урока, необходимая для восстановления потраченных ресурсов. В данной программе мы предлагаем 2 варианта таких упражнений, однако в зависимости от того, как выстроен урок, преподаватель предлагает свои варианты заминки, необходимые для компенсации совершенной нагрузки.

Дарья Сергиенко

Заминка

Лариса Савина

"Колобок"

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Поскольку данная программа предполагает дистанционное изучение, преподаватель совместно с учащимися выстраивает систему необходимых материально-технических условий.

  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
 1. В данной программе использованы материалы методического портала dancehelp.ru:

  1. Образ и движение в танце. Методика работы с детьми от 7 до 12 лет (преподаватель Кейхель М., г. Санкт-Петербург) https://dancehelp.ru/catalog/722_obraz_i_dvizhenie_ritmoplastika_metodika_raboty_s_detmi_ot_4_do_7_let/
  2. Авторская методика развития выворотности в танце для детей 8-15 лет (преподаватель Кейхель К., г. Санкт-Петербург) https://dancehelp.ru/catalog/575-Avtorskaya_metodika_razvitiya_vyvorotnosti_v_tantse_dlya_detey_8_15_let/
  3. Развитие профессиональных данных танцовщика(преподаватель Силкин П., г. Санкт-Петербург)

https://dancehelp.ru/catalog/691-razvitie_professionalnykh_dannykh_tantsovshchika/

  1. Народно-сценический танец в детском хореографическом коллективе. 1-2 год обучения (преподаватель Харитонов Н., г. Краснодар) https://dancehelp.ru/catalog/743_narodno_stsenicheskiy_tanets_v_detskom_khoreograficheskom_kollektive_1_2_god_obucheniya/
  2. Растяжка в стиле Contemporary (преподаватель Кейхель К., г. Санкт-Петербург) 

https://dancehelp.ru/catalog/552.1-Rastyazhka_v_stile_contemporary/

  1. Подготовка к танцу - Методика растяжек для детей от 7 лет (преподаватель Гурвич Е., г. Екатеринбург)

https://dancehelp.ru/catalog/419-Podgotovka_k_tantsu_metodika_rastyazhek_dlya_detey_ot_7_let/

  1. Командообразующие тренинги (преподаватель Червинский А., г. Екатеринбург)

https://dancehelp.ru/catalog/708-komandoobrazuyushchie_treningi/ 

  1. Методика детского танца на примере уличных стилей (преподаватель преподаватель Червинский А., г. Екатеринбург) https://dancehelp.ru/catalog/696-metodika_detskogo_tantsa_na_primere_ulichnykh_stiley/
  2. Методика преподавания уличного танца (преподаватель Новикова А., г. Кемерово)

https://dancehelp.ru/catalog/774_metodika_prepodavaniya_ulichnogo_tantsa/

  1. Раскрытие эмоциональной выразительности у детей и взрослых (преподаватель Жуковский О., г. Новосибирск)

https://dancehelp.ru/catalog/712-raskrytie_emotsionalnoy_vyrazitelnosti_u_detey_i_vzroslykh/ 

  1. Гимнастика на коленях. Подготовка к работе у станка. Методика классического танца

 (преподаватель Кудрина И., г. Новосибирск)

https://dancehelp.ru/catalog/291-Gimnastika_na_kolenyakh_podgotovka_k_rabote_u_stanka_metodika_klassicheskogo_tantsa/

  1. Импровизация (преподаватель Разживин А., г. Самара) https://dancehelp.ru/catalog/675-Improvizatsiya/ 
  2. Современный танец для детей 7-9 лет. Развитие данных с предметом, тренаж, урок. (преподаватель Сергиенко Д., г. Москва) https://dancehelp.ru/catalog/842_sovremennyy_tanets_dlya_detey_7_9_let_razvitie_dannykh_s_predmetom_trenazh_urok/
  3. Развитие данных на основе классического танца (преподаватель Савина Л., г. Новосибирск) 

https://dancehelp.ru/catalog/595-Razvitie_dannykh_na_osnove_klassicheskogo_tantsa_/

  1. Методика классического танца для спортсменов (6-12 лет) танца (преподаватель Савина Л., г. Новосибирск) 

https://dancehelp.ru/catalog/819-metodika_klassicheskogo_tantsa_dlya_sportsmenov/

  1. Развитие данных у детей от 5 до 11 лет (преподаватель Савина Л., г. Новосибирск) 

https://dancehelp.ru/catalog/828_razvitie_dannykh_u_detey_ot_5_do_11_let/

  1. Растяжки - методика для танцоров (преподаватель Плешаков Е., г. Санкт-Петербург)

https://dancehelp.ru/catalog/450-Rrastyazhki_metodika_dlya_tantsorov/

  1. Игровая растяжка (преподаватель Голубев В., г. Челябинск)

https://dancehelp.ru/catalog/224.2-Igrovaya_rastyazhka/

  1. Метод Фельденкрайза - работа с грудным отделом (преподаватель Андрияшкин А., г. Москва)

https://dancehelp.ru/catalog/296.1-Metod_feldenkrayza_rabota_s_grudnym_otdelom/

  1. Афро-джаз и Body-Drumming для детей 7-12 лет (преподаватель Любашин А., г. Санкт-Петербург)

https://dancehelp.ru/catalog/327-Afro_dzhaz_i_body_drumming_dlya_detey_7_12_let/

  1. Импровизация как незаменимый инструмент в творческом процессе с детьми (преподаватель Лымарь М., г. Днепропетровск)

https://dancehelp.ru/catalog/748_improvizatsiya_kak_nezamenimyy_instrument_v_tvorcheskom_protsesse_s_detmi/

  1. Методика импровизации для детей дошкольного и младшего школьного возраста (преподаватель Лымарь М., г. Днепропетровск)

https://dancehelp.ru/catalog/815_metodika_improvizatsii_dlya_detey_doshkolnogo_i_mladshego_shkolnogo_vozrasta/

  1. Азы классики для маленьких (3-4/5-6 лет)(преподаватель Савина Л., г. Новосибирск)

https://dancehelp.ru/catalog/818_azy_klassiki_dlya_malenkikh/

  1. Развитие импровизации на примере уличной хореографии (преподаватель Новикова Анна, г. Кемерово)

https://dancehelp.ru/catalog/824_razvitie_improvizatsii_na_primere_ulichnoy_khoreografii/

2.Боголюбская. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах (учебно- методическое пособие). М., 1982

  1. Балет. Уроки: Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе. – М., 2004.
  2. Барышникова Т. Азбука хореографии.- М., 1999.
  3. Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М., 2000.
  4.  Барышникова  А.  Азбука  хореографии. – М.,1999.
  5.  Вечеслова Т. Я – балерина. – Л. – М. «Искусство», 1966. – 272с.
  6. Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. – М.: Терра-Спорт, 2001.
  7. Габович М. М. Биомеханика и танец // Советский балет, 1983 г.
  8. Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – Спб., 1997.
  9. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. –М., 2002. – 120с.
  10. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М., 2003. – 208с.
  11. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М., 2006.
  12. Лисенкова И.Н. Развитие пластики в современных танцевальных ритмах.- М., 1989.

  1. Музыкально-эстетическое  воспитание  в  общеобразовательной школе. - Свердловск, 1966.
  2. Пузыни Т.Г. Педагогические условия формирования авторства подростков в художественной деятельности. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. п.н. – М., 2001.
  3. Якиманская  И.С. Личностно-ориентированное  обучение  в современной  школе. – М., 2000.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем и родителями в процессе проведения практических занятий.