Программа по хореографии для дистанционного обучения
Рабочая программа общеразвивающей дисциплины является частью дополнительной общеразвивающей программы. Данная программа является дополнительным ресурсом, позволяющим в случае необходимости перенести учебный процесс в режим онлайн, с максимальным сохранением всех функций учебного процесса, проистекающего в хореографическом коллективе в режиме офлайн.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа общеразвивающая для дистанционного обучения детей 7-14 лет | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Хореография
Дистанционное обучение
2020
Содержание
- Паспорт программы
- Структура и содержание общеразвивающей дисциплины
- Условия реализации рабочей программы общеразвивающей дисциплины
- Контроль и оценка результатов освоения общеразвивающей дисциплины
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ ХОРЕОГРАФИЯ
- Область применения программы
Рабочая программа общеразвивающей дисциплины является частью дополнительной общеразвивающей программы. Данная программа является дополнительным ресурсом, позволяющим в случае необходимости перенести учебный процесс в режим онлайн, с максимальным сохранением всех функций учебного процесса, проистекающего в хореографическом коллективе в режиме офлайн.
Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (детские балетные студии, хореографические отделения детских школ искусств, самодеятельные хореографические коллективы), а также при подготовке программ повышения квалификации и переподготовки педагогов-хореографов.
Программа написана и рассчитана с учетом приемов дистанционного обучения и адаптирована под различные технологические и временные возможности учащихся.
1.2 Цели и задачи дисциплины:
Данный курс предназначен для развития координации, артистизма, танцевальности, а также физических данных учащихся. Кроме того, обучаясь по данной программе дети обретают навык дистанционного взаимодействия в группе, а также учатся самостоятельным занятиям под контролем родителей или педагога. Кроме того, целью дистанционного обучения является поддержание интереса ребенка к искусству танца, а также поддержание физической и двигательной активности в условиях изоляции.
В результате изучения обучающийся должен:
Уметь:
- импровизировать с различными элементами танцевальных техник
- соблюдать безопасность при выполнении упражнений
- запоминать текстовые подсказки в стихотворной форме
- координировать вербальную речь и движения
- находить пластические решения для образов, соответствующих интересам возрастной категории 7-14 лет
- выполнять определенные базовые элементы партерной гимнастики
- обладать навыками исполнения силовых упражнений
- исполнять танцевальные комбинации в разных хореографических направлениях
Знать:
- понятие ритм
- принципы выполнения движений в партерной гимнастике
- базовые движения, соответствующие определенному характеру музыки
- принципы взаимодействия музыкальных и хореографических средств
- принципы безопасности при выполнении упражнений для развития гибкости и развития шага
- принципы изоляции
- принципы движения в уличной хореографии
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
На освоение данной дисциплины отводится 25 академических часа, в том числе 16 часов занятий по видеоматериалам или совместно с педагогом, путем дистанционной передачи заданий и 9 часов самостоятельной работы по итогам пройденного материала. В зависимости от года обучения и группы количество часов может меняться, сохраняя пропорциональность относительно учебного материала.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Занятия дома под руководством педагога или родителей (получивших рекомендации педагога), в соответствии с календарно-тематическим планом.
- Тематический план и содержание дисциплины хореография (7-14 лет)
Целью занятий в таком возрасте является развитие профессиональных физических качеств юного танцовщика, овладевание им техническими танцевальными навыками, расширение кругозора, раскрытие творческого потенциала, максимальное расширение профессионального движенческого арсенала в различных танцевальных направлениях, развитие координации. Этот период обучения является ключевым в обучении танцовщика, однако особое внимание также уделяется профилактике травматизма, т.к. 7-14 лет – это период активного роста. Важно, чтобы исполнитель сам знал верное исполнение движений и мог обеспечить собственную безопасность.
В данном возрасте дети как правило успешно адаптированы в различные группы, значение дисциплины уходит на второй план, большее внимание уделяется уже техническим нюансам и правильности исполнения движений. Важно, чтобы каждое упражнение было адаптировано в соответствии уровню группы, т.к. начиная со 2-3 года обучения базовые элементы варьируются и усложняются, с целью добиться филигранности исполнения.
Обучение в дистанционной форме создает определенные дополнительные сложности, в первую очередь, это ограниченность пространства, в связи с чем все упражнения данной программы можно выполнять на месте, комбинации, которые используются для развития координации также могут исполняться на месте или варьироваться в пространстве. Дополнительные фокусы внимания для педагогов: необходимость вербально выражать все замечания, поддерживать ребенка, что в свою очередь может положительно отразится на словарном и словарно-анатомическом запасе учащихся.
Тема 1 обсуждается с детьми и их родителями непосредственно до начала занятий и в дальнейшем проговаривается в случае вопросов или необходимости. И в каждый урок включается 5-8 упражнений из разных тем календарно-тематического плана, с целью сохранить разнообразие творческой деятельности и удержать внимание исполнителя, наиболее полноценно поддерживать его физическую форму. Продолжительность занятия в режиме онлайн может варьироваться, рекомендуемое время занятия 45 минут + 45 на самостоятельную отработку и демонстрацию результатов родителям. Временные промежутки находятся в непосредственной зависимости от формата урока, возраста учащихся и их опыта в хореографии.
Тема 1. Основы техники безопасности при дистанционном обучении
В рамках данной темы необходимо проговорить с учащимися как сделать процесс занятий безопасным: технические особенности, влияние гаджетов на зрение ребенка, режим питания и питьевой режим во время/до/после уроков. Кроме того, в рамках дистанционного обучения необходимо утвердить и отслеживать внешний вид учащихся – форму одежды, обувь, прически, т.к. это непосредственно влияет на безопасность учебного процесса.
Тема 2. Разминка (разогрев) тела, физическая подготовка к занятию.
В данный блок входят комплексы упражнений в разных характерах, имеющие небольшую амплитуду и позволяющие постепенно разогреть все мышцы, а также нагрузить кардио систему с целью подготовки к дальнейшей, более амплитудной работе.
Мария Кейхель | Поклон с элементами импровизации |
Никита Харитонов | Силовая разминка |
Константин Кейхель | Разминка в стиле contemporary |
Александр Червинский | Разминка |
Александр Червинский | Разминка в партере |
Александр Червинский | "Groove, кач" |
Александр Червинский | Разминка №1 |
Александр Червинский | Разминка №2 |
Александр Червинский | Разминка №3 |
Александр Червинский | Locking |
Анна Новикова | Растанцовка |
Анна Новикова | Качовая разминка |
Анна Новикова | Разминка (изоляции) |
Андрей Разживин | Разогрев и ощущение тела |
Дарья Сергиенко | Разминка |
Дарья Сергиенко | Разминка для стоп |
Дарья Сергиенко | Упражнение на силу ног |
Дарья Сергиенко | Растяжка и сила ног |
Егор Плешаков | Разминка-растяжка |
Анна Озерская | Разогрев стоп и и коленей |
Александр Любашин | Разминка в партере |
Анна Новикова | Изоляция грудной клетки |
Тема 3. Упражнения на развитие координации
В данный блок входят танцевальные комбинации из различных танцевальных направлений, упражнения на изоляцию, работа с движением и ритмом. Это достаточно сложный блок, т.к. одновременно требуется работа в нескольких направлениях – запоминание последовательно, внимание к нюансам исполнения, работа с музыкой и ритмом. Однако, именно на координации строит искусство хореографии.
Мария Кейхель | "Развиваем координацию" |
Петр Силкин | Упражнение на координацию |
Петр Силкин | Подготовка к польке |
Александр Червинский | Комбинация №1 |
Александр Червинский | Комбинация №2 |
Александр Червинский | Комбинация |
Александр Червинский | Комбинация №3 |
Александр Червинский | Комбинация №4 |
Ирина Кудрина | Развитие координации и растяжка задней поверхности ног |
Анна Озерская | Battement tendu в джазовой технике |
Марина Лымарь | "Счет" |
Лариса Савина | "Догоняшки" |
Лариса Савина | "Я - гений!" |
Анна Новикова | Упражнение на руки |
Мария Кейхель | "Весёлый ритм" |
Анна Озерская | Упражнение на равновесие и статическую растяжку |
Тема 4. Упражнения на импровизацию
Основными задачами для упражнений этого блока являются Развитие воображения и образного мышления, приобретение навыка выражения своей мысли через движение, работа с ощущением пространства, совместное развитие двигательной и вербальной координации, развитие актерских навыков
Олег Жуковский | Упражнение на проживание эмоций через тело |
Олег Жуковский | "Открытые и закрытые позы" |
Мария Кейхель | "Говорящая поза" |
Анна Новикова | Импровизация с мячом |
Андрей Разживин | Упражнение на импровизацию и ощущение времени |
Андрей Разживин | Упражнение на внимание и ощущение тела |
Марина Лымарь | "Stop and move" Двигайся-замри |
Марина Лымарь | "Звуковая рамка" |
Марина Лымарь | "Имена и разговор" |
Анна Новикова | Односторонняя импровизация |
Александр Любашин | "Еду на танке" |
Александр Любашин | "Кавалерия" |
Тема 5. Работа с предметом
В рамках данного блока будут рассмотрены упражнения с использованием дополнительного предмета - скакалки или мяча - для детальной проработки конкретных групп мышц и для фокусировки внимания учащихся на процессе.
Во время занятий офлайн есть целый ряд препятствий для таких занятий. Во время дистанционного обучения появляется возможность уделить им большее внимание. В рамках данной программы представлено только несколько упражнений, однако они могут быть варьированы и расширены.
Дарья Сергиенко | Развитие плечевого пояса |
Дарья Сергиенко | Releve |
Лариса Савина | Упражнения со скакалкой |
Тема 6. Упражнения, основанные на элементах йоги
Этот блок станет ознакомительной практикой, позволяющей учащимся поверхностно познакомиться с таким направлением как йога и попробовать выполнить адаптированные упражнения, основанные на традиционных элементах йоги – асанах.
Екатерина Гурвич | "Птичка" |
Екатерина Гурвич | "Поза воина" |
Екатерина Гурвич | "Маленькая лодка с раскрытием рук" |
Екатерина Гурвич | "Растяжка на основе йоги" |
Екатерина Гурвич | "Асана для грудного отдела" |
Екатерина Гурвич | "Одна линия" |
Екатерина Гурвич | "Четверка" |
Екатерина Гурвич | "Поза чтеца" |
Екатерина Гурвич | "Черепаха" |
Тема 7. Партерная гимнастика
Это система специально подобранных физических упражнений, основной отличительной чертой является то, что они проводятся в нижнем уровне, то есть различные упражнения в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров, позволяющие без вертикальной нагрузки на позвоночник выстроить верные положения ног и корпуса. Большая часть упражнений основана на партерной гимнастике Бориса Князева.
Данный блок является важнейшей частью программы дистанционного обучения, т.к. соответствует цели сохранения, поддержания и развития физических данных учащихся.
7.1. Развитие балетной стопы
Работа стоп в различных положениях, растяжка мелких связок стопы и фиксация положений.
Петр Силкин | Упражнение №1 для развития стопы |
Петр Силкин | Упражнение №2 для развития стопы |
Лариса Савина | "Идем по небу" |
Лариса Савина | "Рисуем солнце" |
Лариса Савина | Упражнения для стоп |
7.2. Развитие выворотности
Работа над развитием подвижности тазобедренного сустава, а также над координацией движений, сопутствующих достижению выворотного положения ног)
Петр Силкин | Упражнение на выворотность |
Петр Силкин | Упражнение на подвижность тазобедренного сустава |
Петр Силкин | Упражнение №1 для развития выворотности и стопы |
Петр Силкин | Упражнение №2 для развития выворотности и стопы |
Петр Силкин | Упражнение №3 для развития выворотности и стопы |
Петр Силкин | Упражнение на силу ног и подвижность тазобедренного сустава |
Петр Силкин | Demi rond в партере |
Петр Силкин | Отработка приема fouetté в партере |
Константин Кейхель | Развитие выворотности тазобедренного сустава |
7.3 Развитие гибкости позвоночника
Работа с разными отделами позвоночника для увеличения гибкости, а также для обучения максимально контролируемому процессу прогибов, профилактика травматизма.
Ирина Кудрина | Развитие гибкости спины |
Ирина Кудрина | Перегибы корпуса назад и в сторону в 2 вариантах |
Ирина Кудрина | Скручивание корпуса |
Ирина Кудрина | Развитие баланса и укрепление мышечного корсета |
Ирина Кудрина | Развитие равновесия и растяжка задней поверхности ног |
Лариса Савина | "Качалка" |
Петр Силкин | Port de bras |
7.4. Развитие балетного шага
Растяжка, подготовка к исполнению шпагатов, профилактика травматизма.
Петр Силкин | Releve lent и grand battement вперед в партере |
Петр Силкин | Releve lent и grand battement назад в партере |
Петр Силкин | Releve lent в сторону в партере |
Петр Силкин | Упражнение на мышцы пресса и растяжку поперечного шпагата |
Петр Силкин | Растяжка |
Петр Силкин | Grand battement назад |
Егор Плешаков | Растяжка и закачка ног |
Константин Карин | Универсальная растяжка |
Лариса Савина | Упражнение на работу мышц внутренней поверхности бедра |
Владимир Голубев | Комплекс на растяжку в партере |
Егор Плешаков | Растяжка в партере |
Анна Озерская | Комплекс на растяжку |
Петр Силкин | Верблюд |
Анна Озерская | Разучивание свингов в комбинации с растяжкой |
7.5. Силовые упражнения (развитие силы ног, пресса, спины для использования в дальнейшем в более амплитудных упражнениях, требующих физической подготовки)
Петр Силкин | Упражнение для мышц пресса |
Петр Силкин | Упражнение №1 для развития силы ног |
Петр Силкин | Упражнение для боковых мышц корпуса |
Петр Силкин | Упражнение №2 для развития силы ног |
Петр Силкин | Силовое упражнение |
Петр Силкин | Силовое упражнение №1 (ноги, пресс, спина) |
Петр Силкин | Силовое упражнение №2 (ноги, пресс, спина) |
Петр Силкин | Упражнение №1 для мышц пресса |
Петр Силкин | Упражнение №2 для мышц пресса |
Владимир Голубев | Силовой комплекс на пресс и спину в партере |
Анна Озерская | Упражнение на пресс |
Тема 8. Прыжки
Прыжковая часть урока является важной составляющей танцевального урока для учащихся этой возрастной категорией, однако в связи с ограничениями, вызванными дистанционной работы особую важность приобретает развитие и поддержание навыка простого прыжка. Для этого в программе представлено два упражнения для развития качества и высоты прыжка.
Лариса Савина | "Звездочка" |
Ирина Кудрина | Прыжки для развития силы ног |
Тема 9. Упражнения на расслабление
Блок упражнений, компенсаторных относительно предыдущих, нагружавших различные группы мышц. Заминка – это важная часть урока, необходимая для восстановления потраченных ресурсов. В данной программе мы предлагаем 2 варианта таких упражнений, однако в зависимости от того, как выстроен урок, преподаватель предлагает свои варианты заминки, необходимые для компенсации совершенной нагрузки.
Дарья Сергиенко | Заминка |
Лариса Савина | "Колобок" |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Поскольку данная программа предполагает дистанционное изучение, преподаватель совместно с учащимися выстраивает систему необходимых материально-технических условий.
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы
1. В данной программе использованы материалы методического портала dancehelp.ru:
- Образ и движение в танце. Методика работы с детьми от 7 до 12 лет (преподаватель Кейхель М., г. Санкт-Петербург) https://dancehelp.ru/catalog/722_obraz_i_dvizhenie_ritmoplastika_metodika_raboty_s_detmi_ot_4_do_7_let/
- Авторская методика развития выворотности в танце для детей 8-15 лет (преподаватель Кейхель К., г. Санкт-Петербург) https://dancehelp.ru/catalog/575-Avtorskaya_metodika_razvitiya_vyvorotnosti_v_tantse_dlya_detey_8_15_let/
- Развитие профессиональных данных танцовщика(преподаватель Силкин П., г. Санкт-Петербург)
https://dancehelp.ru/catalog/691-razvitie_professionalnykh_dannykh_tantsovshchika/
- Народно-сценический танец в детском хореографическом коллективе. 1-2 год обучения (преподаватель Харитонов Н., г. Краснодар) https://dancehelp.ru/catalog/743_narodno_stsenicheskiy_tanets_v_detskom_khoreograficheskom_kollektive_1_2_god_obucheniya/
- Растяжка в стиле Contemporary (преподаватель Кейхель К., г. Санкт-Петербург)
https://dancehelp.ru/catalog/552.1-Rastyazhka_v_stile_contemporary/
- Подготовка к танцу - Методика растяжек для детей от 7 лет (преподаватель Гурвич Е., г. Екатеринбург)
https://dancehelp.ru/catalog/419-Podgotovka_k_tantsu_metodika_rastyazhek_dlya_detey_ot_7_let/
- Командообразующие тренинги (преподаватель Червинский А., г. Екатеринбург)
https://dancehelp.ru/catalog/708-komandoobrazuyushchie_treningi/
- Методика детского танца на примере уличных стилей (преподаватель преподаватель Червинский А., г. Екатеринбург) https://dancehelp.ru/catalog/696-metodika_detskogo_tantsa_na_primere_ulichnykh_stiley/
- Методика преподавания уличного танца (преподаватель Новикова А., г. Кемерово)
https://dancehelp.ru/catalog/774_metodika_prepodavaniya_ulichnogo_tantsa/
- Раскрытие эмоциональной выразительности у детей и взрослых (преподаватель Жуковский О., г. Новосибирск)
https://dancehelp.ru/catalog/712-raskrytie_emotsionalnoy_vyrazitelnosti_u_detey_i_vzroslykh/
- Гимнастика на коленях. Подготовка к работе у станка. Методика классического танца
(преподаватель Кудрина И., г. Новосибирск)
- Импровизация (преподаватель Разживин А., г. Самара) https://dancehelp.ru/catalog/675-Improvizatsiya/
- Современный танец для детей 7-9 лет. Развитие данных с предметом, тренаж, урок. (преподаватель Сергиенко Д., г. Москва) https://dancehelp.ru/catalog/842_sovremennyy_tanets_dlya_detey_7_9_let_razvitie_dannykh_s_predmetom_trenazh_urok/
- Развитие данных на основе классического танца (преподаватель Савина Л., г. Новосибирск)
https://dancehelp.ru/catalog/595-Razvitie_dannykh_na_osnove_klassicheskogo_tantsa_/
- Методика классического танца для спортсменов (6-12 лет) танца (преподаватель Савина Л., г. Новосибирск)
https://dancehelp.ru/catalog/819-metodika_klassicheskogo_tantsa_dlya_sportsmenov/
- Развитие данных у детей от 5 до 11 лет (преподаватель Савина Л., г. Новосибирск)
https://dancehelp.ru/catalog/828_razvitie_dannykh_u_detey_ot_5_do_11_let/
- Растяжки - методика для танцоров (преподаватель Плешаков Е., г. Санкт-Петербург)
https://dancehelp.ru/catalog/450-Rrastyazhki_metodika_dlya_tantsorov/
- Игровая растяжка (преподаватель Голубев В., г. Челябинск)
https://dancehelp.ru/catalog/224.2-Igrovaya_rastyazhka/
- Метод Фельденкрайза - работа с грудным отделом (преподаватель Андрияшкин А., г. Москва)
https://dancehelp.ru/catalog/296.1-Metod_feldenkrayza_rabota_s_grudnym_otdelom/
- Афро-джаз и Body-Drumming для детей 7-12 лет (преподаватель Любашин А., г. Санкт-Петербург)
https://dancehelp.ru/catalog/327-Afro_dzhaz_i_body_drumming_dlya_detey_7_12_let/
- Импровизация как незаменимый инструмент в творческом процессе с детьми (преподаватель Лымарь М., г. Днепропетровск)
- Методика импровизации для детей дошкольного и младшего школьного возраста (преподаватель Лымарь М., г. Днепропетровск)
- Азы классики для маленьких (3-4/5-6 лет)(преподаватель Савина Л., г. Новосибирск)
https://dancehelp.ru/catalog/818_azy_klassiki_dlya_malenkikh/
- Развитие импровизации на примере уличной хореографии (преподаватель Новикова Анна, г. Кемерово)
https://dancehelp.ru/catalog/824_razvitie_improvizatsii_na_primere_ulichnoy_khoreografii/
2.Боголюбская. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах (учебно- методическое пособие). М., 1982
- Балет. Уроки: Иллюстрированное руководство по официальной балетной программе. – М., 2004.
- Барышникова Т. Азбука хореографии.- М., 1999.
- Попова Е. Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М., 2000.
- Барышникова А. Азбука хореографии. – М.,1999.
- Вечеслова Т. Я – балерина. – Л. – М. «Искусство», 1966. – 272с.
- Левин М.В. Гимнастика в хореографической школе. – М.: Терра-Спорт, 2001.
- Габович М. М. Биомеханика и танец // Советский балет, 1983 г.
- Буренина А. И. Ритмическая мозаика. – Спб., 1997.
- Горшкова Е.В. От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5-7 лет творчества в танце. –М., 2002. – 120с.
- Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М., 2003. – 208с.
- Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М., 2006.
- Лисенкова И.Н. Развитие пластики в современных танцевальных ритмах.- М., 1989.
- Музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе. - Свердловск, 1966.
- Пузыни Т.Г. Педагогические условия формирования авторства подростков в художественной деятельности. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. п.н. – М., 2001.
- Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем и родителями в процессе проведения практических занятий.