ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «АЗБУКА ТАНЦА»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_tantsa.docx | 108.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Комитет образования администрации Березовского района
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
"ИГРИМСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА"
(МБУ ДО ИЦТ)
УТВЕРЖДЕНА на заседании Методического совета от 31. 08.2020г. Протокол № 1 | ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ приказом директора МБУ ДО ИЦТ от31.08.20 №116 - од Директор МБУ ДО ИЦТ Дубинина Н.М. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АЗБУКА ТАНЦА»
Возраст детей: 5 -8 лет
Срок реализации: 1 год
(базовый)
Автор-составитель:
Копылова Ольга Валерьевна,
педагог дополнительного образования
гп. Игрим, 2020
Оглавление
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 7
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 14
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ФИКСАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 19
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «АБУКА ТАНЦА» 21
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Хореография – искусство синтетическое. Оно позволяет решить задачи физического, музыкально-ритмического, эстетического и, в целом, психического развития детей.
Программа «Азбука танца» направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Научить ребенка воспринимать красоту форм, линий, звуков, движений, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально – нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в образовательной танцевальной деятельности.
Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
При разработке программы нормативными документами послужили:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ»от 29.12.2012г. №273-ФЗ.
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р).
СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного врача РФ от 04.07.2014г. №41).
Приказ Мин просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Программа художественной направленности. Направлена на формирование художественно- эстетического вкуса, развитие художественных способностей и склонностей детей к танцевальному искусству, способствует развитию творческой одаренности детей. Уровень программы базовый.
Актуальность программы в разностороннем воздействии на организм ребенка. Программа поможет творчески самовыразиться и проявить себя посредством пластики, ритмики и импровизации. Дети впервые могут одеть сценический костюм, подготовленный специально к танцевальному номеру. С непосредственным участием родителей дети выступят на своих первых концертах и конкурсах. Всё это несомненно содействует усилению воспитательного эффекта, проводимого в комплексе семьи и образовательного учреждения.
Отличительные особенности программы:
- развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной
активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);
- формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие
координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в простейших комбинациях танцевальных движений;
- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного
уважения при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Адресат программы: программа рассчитана на обучение и воспитание
детей 5 - 8 летнего возраста.
Возраст 5 - 8 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется нагляднообразное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Поэтому приоритетными задачами становятся: развитие способности к выразительному, одухотворенному исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку, формирование адекватной оценки и самооценки. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий хореографией, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. При подвижных движениях необходимо ставить точные задачи, контролировать ход занятия.
Срок освоения программы - 36 часов, 1 год необходимо для ее освоения
Режим занятий по программе проводится 1раз в неделю по 1 часу.
Количество человек в группе 5 - 15 человек.
Формы занятий - групповая .
Теоретические занятия: Рассказ, объяснение, показ, мастер-класс
Практические занятия: Мастер- класс, репетиции, концерт, конкурс,
творческая мастерская, экскурсия.
Итоговые занятия: Зачет, выполнение контрольных заданий, творческий отчет, показательные выступления.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: формирование творческой личности посредством обучения детей языку танца, приобщение обучающихся к миру танцевального искусства. Создание условий для социализации личности ребенка, укрепления его здоровья, содействия всестороннему развитию, через обучение навыкам танцевального искусства, с использованием игрового метода.
Задачи:
Обучающие:
- Обучать детей танцевальным движениям;
- формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями;
- формировать пластику, культуру движения, их выразительность;
- формировать умение ориентироваться в пространстве;
- формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы;
- выражать через образы собственное восприятие музыки;
- расширять музыкальный кругозор и пополнить словарный запас;
- уметь отмечать в движении метр (сильную долю такта), простейший ритмический рисунок;
Воспитательные:
- развивать у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;
- формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе;
- формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми;
- создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве, воспитать у детей интерес к занятиям хореографией путем создания положительного эмоционального настроя;
- воспитывать умение работать в паре, в коллективе;
- понимать и исполнять ритмические движения, названия которых даются педагогом на французском языке.
Развивающие:
- развивать творческие способности детей;
- развить музыкальный слух и чувство ритма;
- развить воображение, фантазию;
- формировать умение ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки, динамикой;
- приобщать к совместному движению с педагогом.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация данной программы предусматривает выполнение следующих условий:
наличие работоспособного, творческого коллектива;
наличие танцевального зала;
необходимого для работы оборудования, технических средств обучения;
аудио и видео записи;
реквизит к танцевальным постановкам;
базовый образовательный минимум.
В своей работе я использую здоровьесберегающие образовательные технологии. Они подразделяются на подгруппы:
1. организационно–педагогические
2. психолого - педагогические технологии
3. учебно-воспитательные технологии
4. лечебно - оздоровительные технологии
5. физкультурно-оздоровительные технологии
Методы и технологии мониторинга личностного роста, оценки и анализа качества усвоения курса общеразвивающей программы «Азбука танца» используются:
педагогический мониторинг: контрольные задания и тесты, диагностика личностного роста и продвижения, анкетирование, педагогические отзывы, ведение оценочной системы;
мониторинг образовательной деятельности детей: самооценка воспитанников;
педагогическое наблюдение;
педагогический анализ;
зачетные занятия;
отчетные концерты;
востребованность творчества коллектива в социуме;
наличие большого спроса на услуги деятельности по реализации программы «Азбука танца»;
участие в концертах, конкурсах, фестивалях;
сохранность контингента.
Формы и методы отслеживания результативности реализации образовательной программы:
накопление фото - и видео - документов;
показательные выступления воспитанников;
создание танцевальных композиций;
открытые занятия;
мониторинг частоты и результативности участия детей в конкурсных программах и фестивалях различного уровня.
Методические приемы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста является игра, так как игра – это основная деятельность, естественное состояние детей дошкольного возраста. Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том, чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод – выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение методики исполнения движений, оценка. Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкальноритмического движения.
Методическое обеспечение общеразвивающей программы.
Для реализации данной программы, необходимы следующие методические комплексы:
Общеразвивающие темы и уроки актерского мастерства:
Ролевые и сюжетные игры. Концерты
Опросники, викторины, конкурсы, танца
Творческие импровизации
Разработки бесед:
«Волшебный мир танца»
«Движение»
«Где начинаются руки»
«Тело в танце»
«Поговорим о гигиене»
Сценарии игровых программ:
«Спортивный фестиваль»
«Приходи сказка»
«Морские учения»
«Цветик семицветик»
«Россия-родина моя»
«Путешествия в Кукляндию»
Разработка открытых уроков:
«В мире музыки и танца»
«Клуб веселых человечков»
«Конкурс танца»
«Поход в зоопарк»
«Путешествия по станциям»
«Лесные приключения»
Подборка музыкального материала:
Для проведения разминки
Для танцевальных игр и путешествий для открытых занятий
Для постановки танцев на релаксацию
Видеоматериал:
Фестиваль «Божий дар» Фестиваль «Открытая Европа»
Концерты детских танцевальных коллективов.
Данная рабочая программа позволяет развивать обучающихся в следующих Сферах
Личностных - система ценностных ориентаций обучающегося, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).
Регулятивных - отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка). То есть учащиеся должны знать для чего и ради чего они посещают данные занятия, выполняют то или иное упражнение.
Познавательных - система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
В процессе развития учебно-познавательных компетенций обучающие смогут овладеть:
- элементами классического экзерсиса
- элементами экзерсиса танца модерн
- элементами партерной гимнастики
- элементами акробатики
- основами актерского мастерства
а также техникой исполнения:
- эстрадного танца
- классического танца
- современных направлений хореографии
Коммуникативных – способность учащихся осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и вне учебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме. Формирование коммуникативных компетенций учащихся направлено на развитие:
- навыков работы в группе, коллективе;
- навыков овладение различными социальными ролями;
- навыков активной позиции в коллективе.
Таким образом, развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий позволяет в целом повысить результативность образовательно – воспитательного процесса как в основной школе так и в дополнительном образовании.
Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Каждое занятие - это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Подготовительная часть занятия- задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка - его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Начинать занятие рекомендуется со строевых упражнений с использованием элементов игроритмикииподключение игры. Система упражнений и игр строится от простого к сложному, от известного к неизвестному.
Основная часть занятия - идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости.
В основную часть занятия входят все средства танцевально-игровой гимнастики: ритмические танцы, игропластика, креативная гимнастика.
В заключительной части занятия используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж.
Основные принципы программы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учѐтом возможностей ребѐнка);
- систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
- наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
- повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
- систематичности (регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнение техники их исполнения).
- сознательности (понимание пользы упражнений, потребность их выполнения в домашних условиях).
В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью побуждения детей к более выразительному¬ исполнению движений. В связи с этим нужно отбирать яркий, эстетически – выразительный игровой материал в том количестве, которое необходимо.
ПЛАНИРУЕМЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
учебно-познавательный интерес к хореографии;
развитие индивидуальных творческих способностей
развитие памяти, произвольного внимания, творческого мышления, воображения.
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
- развитие уровня исполнительского мастерства.
- развитие навыков танцевального сольного исполнения, исполнения в группе.
Метапредметные результаты
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении танцевальных движений;
умение строится в колонны, шеренги;
соблюдать правильную дистанцию в колонне и в концентрических кругах;
самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;
передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
повторять любой ритм, заданный педагогом;
- наличие представлений о хореографии как виде искусства, его особенностях, разновидностях.
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.
сформированность чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с хореографическим искусством;
Предметные результаты
- Навыки концентрации внимания, слуха, координации движений.
- представление о средствах выразительности в танце. Иметь навыки правильного дыхания.
- иметь музыкально-ритмические навыки.
- иметь основные танцевальные навыки.
иметь представление о многообразии танцевальных жанров и направлений хореографического искусства;
принять правильную осанку, поставить корпус, ноги, руки и голову в заданную позицию;
чувствовать и ощущать музыкальный ритм, создавать музыкально-двигательные образы;
общаться в паре, в танце, с окружающими;
- иметь навыки выступления на концертах.
должны овладеть навыками музыкально-ритмической координации, знать технику выполнения упражнений;
должны уметь исполнять танцевальные движения и элементы;
дети должны знать технику выполнения упражнений, уметь ориентироваться в перестроениях, уметь быстро переключать внимание, проявлять такие качества, как терпение, аккуратность.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название раздела, темы. | Количество часов | Форма организации занятий | Форма аттестации, контроля. | ||||||
всего | теория | практика | |||||||
Раздел 1.Вводное занятие. 1 ч | |||||||||
11 | Тема: Цели и задачи обучения. | 1 | 1 | - | Презентация коллектива. | Опрос,беседа. | |||
Раздел 2. Сценический этикет 1ч | |||||||||
Тема «Культура поведения на занятиях хореографии» | 1 | 1 | - | Информационные и практические | опрос, беседа | ||||
Раздел 3. Танцевальное ассорти 10 ч | |||||||||
Тема: «Постановка корпуса». | 2 | 1 | 1 | занятие игра. | опрос | ||||
Тема: «Положение рук, ног». Тема: «Позиции рук в парах». | 2 | - | 2 | занятие игра. | техническийзачет | ||||
Тема: «Танцевальные шаги». | 2 | - | 2 | учебное занятие. | Зачет | ||||
Тема: «Прыжки». | 2 | - | 2 | занятие игра. | техническийзачет | ||||
Тема: «Танцевальные движения». | 2 | - | 2 | учебное занятие. | Зачет | ||||
Раздел 4. "Игровой стрейчинг" 7 ч | |||||||||
Тема: «Гимнастика». | 2 | 1 | 1 | Практические игровые занятия | Виртуальная экскурсия | ||||
Тема: «Комплекс ОРУ». | 3 | 1 | 2 | учебное занятие. | техническийзачет | ||||
Тема: «Упражнения нагибкость и эластичность мышц». | 2 | - | 2 | занятие игра. | Зачет | ||||
Раздел 5. Рисунок танца 5 ч | |||||||||
Тема: «Элементы построения». | 3 | 1 | 2 | занятие игра. | опрос | ||||
Тема: «Правила перестроения». | 2 | - | 2 | занятие игра. | контрольные упражнения | ||||
Раздел 6. Азбука музыкального движения 5ч | |||||||||
Тема «Диагностика уровня музыкально-двигательных способностей детей» | 2 | 1 | 1 | занятие игра. | наблюдение | ||||
Тема: «Темп, музыкалый размер». | 2 | 1 | 1 | учебное занятие | наблюдение | ||||
Тема: «Азы творчества» | 1 | - | 1 | занятие игра. | зачет | ||||
Раздел 7. Танец с предметом. 6 ч | |||||||||
Тема: Тема: Игра с ветками | 2 | 1 | 1 | занятие игра. | зачет | ||||
Тема: Игра с ритмом | 1 | - | 1 | ||||||
Тема: Игра с платочком | 1 | - | 1 | ||||||
Тема: Игра с лентой | 2 | - | 2 | ||||||
Раздел 8. Итоговое занятие 1 ч | |||||||||
ИТОГО: | 36 | 10 | 26 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
I Раздел. Тема: Цели и задачи обучения.
II Раздел. Сценический этикет
Тема «Культура поведения на занятиях хореографии»
Теория: Знакомство с элементарными понятиями о танцевальном сценическом этикете. Знакомство с правилами поведения для маленьких артистов
Практика: Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми: мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить ее на место.
III Раздел. Танцевальное ассорти.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей русского танца, его особенностями, формами.
2. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения.
3. Научить основам русского танца.
Тема: «Постановка корпуса». Теория. Правила постановки корпуса. Практика. Исполнение постановки корпуса в народном танце и ее отличительные черты от классического танца. Форма - учебное занятие.
Тема: «Положение рук, ног».Теория. Понятие положение рук, ног. Практика. Исполнение позиции ног в народном танце. (1, 3, 5, 6). Выполнение положений рук в народном танце (руки на поясе, руки перед грудью).Форма - занятие игра.
Тема: «Танцевальные шаги».Теория. Понятие танцевальный шаг. Практика. Изучение танцевальных шагов по линии танца (переменный шаг, «девичий ход», шаг с притопом и т.д.)Форма – занятие соревнование. Изучение танцевальных шагов боком по линии танца (приставной шаг, «припадание», «елочка»).Форма - учебное занятие.
Тема: «Позиции рук в парах».Теория. Понятие позиция рук.
Практика. Изучение позиций рук в паре: «стрелка», «воротца», «саночки», «звездочка», «лодочка».Форма - занятие игра.
Тема: «Прыжки».Теория. Понятие прыжок. Практика. Выполнение прыжков на двух ногах с продвижением вперед, назад, а также с поворотом вокруг своей оси («Крестик», «Часики», «Лесенка», «Ножницы» и т.д.).Форма- занятие соревнование.
Тема: «Танцевальные движения».Теория. Понятие танцевальное движение. Практика. Выполнение танцевальных движений «Качель», «Ёлочка», «Гармошка», «Расческа», «Ковырялочка».
IV Раздел. Игровой стрейчинг.
Задачи:
1. Подготовить двигательный аппарат к сценическим сложностям.
2. Развивать природные данные детей.
3. Укреплять физическое и психическое здоровье.
4. Расширять музыкальный кругозор.
5. Пополнять словарный запас терминами, принятыми в танцевальном искусстве.
Тема: «Гимнастика».Теория. Понятие гимнастика. Значение гимнастики. Практика. Некоторые гимнастические упражнения. Форма – виртуальная экскурсия.
Тема: «Комплекс ОРУ».Теория. Понятие общеразвивающие упражнения. Практика. Изучение комплекса ОРУ- наклоны головы, работа рук и плеч, наклоны корпуса, выпады, приседы, «растягивание», прыжки. Форма - учебное занятие.
Тема: «Комплекс ОРУ».Теория. Правила выполнения комплекса ОРУ. Практика. Выполнение общеразвивающих упражнений. Танцевальный этюд с использованием .Форма - учебное занятие.
Тема: «Упражнения на гибкость».Теория. Понятие упражнение, гибкость, правила исполнения упражнений. Практика. Выполнение упражнение «Мельница», «Кораблик», «Носочки-пяточки», «Конвертик», «Лягушка».Форма - учебное занятие.
Тема: «Упражнения на эластичность групп мышц».Теория. Понятие упражнение, правила исполнения упражнений. Практика. Упражнение «Колечко», «Бабочка», «Верблюд», «Книжка», «Мостик», «Треугольник».Форма- занятие соревнование.
V Раздел . «Рисунок танца»
Задачи:
1. Приобрести навыки свободного перемещения в пространстве.
2. Изучить простые рисунки танца для использования их в концертных номерах.
3. Привить навык держать равнение в рисунке, соблюдать интервалы
Тема: «Элементы построения».Теория. Понятие колонна, линия, шеренга, цепочка. Практика. Из пройденных элементов (колонна, шеренга, линия, цепочка) составляется этюд маршировки (дети вспоминают, закрепляют не только элементы построения, но и виды шага высокий, шаг с носка и т.д.).Форма - учебное занятие.
Тема: «Правила перестроения».Теория. Понятие по часовой и против часовой стрелки. Практика. Перестроение из одного рисунка в другой. Схема перестроения. Форма - занятие игра.
VI Раздел. Азбука музыкального движения
Цель: Научить детей двигаться под музыку и перестраиваться. Привить детям театральные навыки, в виде работы над образными упражнениями. Основные понятия: музыка, темп, такт.
Содержание материала:
Совершенствование ритмичности (умения создавать, выявлять и воспринимать ритм). Практическое освоение понятия «мелодия и движение». Темп (быстро, медленно, умеренно). Музыкальные размеры 4/4, 2/4,3/4. контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая - грустная. Правила и логика перестроений из одних рисунков в другие, логика по ворота вправо и влево. Соотнесенье пространственных построений с музыкой. Музыкально-пространственные упражнения.
Тема: «Темп».Теория. Понятие темп. Практика. Задание на освоение темпа музыки, игры на определение темпа «День и ночь», «Лиса и куры».Форма- занятие игра.
Тема: «Музыкальный размер».Теория. Понятие музыкальный размер.
Практика. Разновидности ходьбы с хлопками в ладоши и движениями рук. Музыкальная грамота: 1-ходьба с хлопками на каждый счет. 2- на первые 4 счета ходьба, на вторые остановиться и хлопать в ладоши. Форма - занятие соревнование.
Тема: «Азы творчества».
Практика. Ритмическая эстафета (включены в задания на ритм, темп, контрастность музыки, перестроение и т.д.).Форма - занятие соревнование.
VII Раздел. Танецс предметом
Тема: Игра с ветками
Тема: Игра с ритмом
Тема: Игра с платочком
Тема: Игра с лентой
Теория: Дети сами рассказывают и придумывают правила игр.
Практика: Развитие основ танцевальной импровизации, обучение детей сочинять сюжет музыкальной игры, воплощать его в хореографическом образе. Самостоятельные поиски в элементарном сочинении этюдов, творческое осмысление музыки в образах с заданными предметами.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ФИКСАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Мониторинг освоения учащимися программного материала проводится:
в начале учебного года – «на входе»;
в середине учебного года – «в процессе»;
в конце учебного года – «на выходе» - выполнение контрольных упражнений. По окончании курса обучения – «итоговая аттестация –показательные выступления.
Периодический контроль (октябрь, декабрь, май) проводится с целью выявления уровня освоения учащимися программы и определения изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части. Форма контроля – выполнение учащимися контрольных упражнений. Результаты оцениваются по трехбалльной системе: высокий, средний, низкий и фиксируются в таблице «Мониторинг результатов обучения ребенка в процессе освоения программы «Азбука танца».
Итоговый контроль проводится по окончанию курса обучения, форма проведения: зачет. Результаты оцениваются по трехбалльной системе: высокий, средний, низкий.
Общие и личностные компетенции учащихся отслеживаются методом наблюдения во время участия детей в концертной деятельности, при выполнении коллективных творческих дел и индивидуальных заданий.
ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контроль | диагностическаяметодика | Параметры оценки | Система оценки |
«навходе» | Диагностикахореографическихспособностейучащихся | Скорость реакции. Гибкость, пластичность. Координация. Чувство ритма. Ориентация в пространстве. | От 1 до 3 баллов за каждый параметр.1-4 баллов - низкий уровень5-8 баллов - средний уровень9-12баллов - высокийуровень |
«в процессе» | Выполнениеконтрольныхзаданий | Правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание терминологии. | 4 задания. От1до 3 баллов за каждое задание.1-4 баллов - низкий уровень5-8 баллов - средний уровень9-12баллов - высокийуровень |
«навыходе» | Выполнениеконтрольныхзаданий | Теоретические знания по разделу «сценический этикет».Владение специальной терминологией по разделам программы.Практические умения и навыки, предусмотренные программой. | Высокий уровень: выполнение всех заданий без корректировки или с частичной корректировкой педагога.Средний уровень – выполнение всех заданий с корректировкой педагога.Низкий уровень – выполнение третьей части заданий и только с корректировкой педагога. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «ЗМЕЙКА»
НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий* |
1 год | 10.09.2020 | 31.05.2021 | 36 | 36 | 1 раз в неделю по 1 часу |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Барышникова Т. Азбука хореографии, Москва: Айрис Пресс, 1999.
- Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015. - 477 c.
- Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста, СПб, 1997, «Ритмическая мозаика».
- «Ритмика для детей: учебно-методическое пособие, Москва, Владос, 2008)
- Калашникова Т.И. Программа музыкально-ритмического воспитания. – ИГПК №1, 2007.
- Безуглая, Г.А. Музыкальный анализ в работе педагога-хореографа: Учебное пособие. Безуглая Г.А. / Г.А. Безуглая. - М.: Лань, Планета музыки, 2015.
- Одинцова, И.В. Звуки. Ритмика. Интонация (+ CD-ROM) / И.В. Одинцова. - М.: Флинта, 2018. - 702 c.
- Программа по хореографии «Хореографическая мозаика» Танцевальная мозаика /хореография в детском саду/ С.Л. Слуцкая. – М.: Линка-Пресс,2006;
- Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие, СПб, Детство-пресс, 2001.
- Коренева Т.Ф.: Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Владос, 2001
- Цорн, А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии / А.Я. Цорн. - М.: Лань, Планета музыки, 2011. - 544 c.
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
100 балетных либретто. - М.: Музыка. Ленинградское отделение, 2019. - 304 c.
Бакланова Т.И. Музыка для детей: музыкальные путешествия и встречи. В гостях у народов России. – М.: АСТ-Астрель, 2009
Бриске И. Э. Мир танца для детей. – Челябинск, 2005.
Васильева, Т.К. Секрет танца. [Текст]: учеб. - метод. пособие / Т.К.Васильева. – Санкт-Петербург: Диамант, 2015– 180с; 21 см. – 1000 экз
Детская энциклопедия «Балет», М.: Астрель Аст2001.
Дешкова И. Загадки Терпсихоры. – М: Детская литература, 1989
Журналы длядетей.Длясамых–самых маленьких.Изд.«Карапуз».
Константинова Л. Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. – СПб: Просвещение, 1994.
Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Эйдельман Л.Н. Хореография и классический танец в физическом воспитании дошкольников. // Известия Российского ГПУ им. А.И. Герцена. 2009. № 109. С. 140-144