Некоторые аспекты организации учебно-воспитательной деятельности в детских объединениях хореографической направленности
Материалы данного сборника отражают опыт работы педагога- хореографа МБУДО ДОД “ Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П города Белово”в области хореографии. В нем собраны статьи, отражающие описание решений ряда проблемных вопросов, возникающих при работе в детском хореографическом объединении. Данный материал может быть полезен педагогам, работающим в данной сфере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedeva_sbornik.docx | 56.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи
имени Добробабиной А.П. города Белово»
Некоторые аспекты организации учебно-воспитательной деятельности
в детских объединениях
хореографической направленности
Сборник публикаций
2020
Материалы данного сборника отражают опыт работы педагога- хореографа МБУДО ДОД “ Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П города Белово”в области хореографии. В нем собраны статьи, отражающие описание решений ряда проблемных вопросов, возникающих при работе в детском хореографическом объединении. Данный материал может быть полезен педагогам, работающим в данной сфере.
Рассмотрено и рекомендовано методическим Советом МБУДО ДОД “ Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово”,протокол№4 от 03.02.2020г. ,
Составители: Медведева Евгения Олеговна, педагог дополнительного образования.
Содержание
1. | От составителя…………………………………………………………….. | 4 |
2. |
| 5 |
3. | Творческий тандем хореографа и концертмейстера, как фактор развития творческих способностей у детей ………………………............................ | 9 |
4. | Правила постановки номера в хореографическом объединении ……… | 12 |
5. | Развитие артистизма у детей на занятиях хореографией……………….... | 14 |
От составителя
При организации учебно - воспитательной работы в детских хореографических коллективах возникает много специфических вопросов, которые требуют особого подхода от педагога. Это могут быть: решение организационных моментов и вопросов связанных с постановочной работой, снятие психологических зажимов и налаживание благоприятной творческой обстановки в коллективе и мн. др. Профессиональное мастерство в решении данных проблем приходит с опытом работы и дает возможность повышать качественный уровень образовательно-воспитательной работы с учащимися.
В данном сборнике предложен опыт работы руководителя детского хореографического коллектива “ Синтезис “ МБУДО ДОД “ Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П города Белово. Он был представлен в виде статей на научно практических мероприятиях различного уровня и получил положительные отзывы.
Сборник может быть полезен педагогам дополнительного образования занимающихся с детьми в детских объединениях художественно - эстетической направленности.
Аспекты здоровье сберегающих технологий, применяемые в детских объединениях хореографической направленности
Медведева Е.О.,
педагог дополнительного образования
Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе».
(Патрик Фосс)
Здоровье – понятие многогранное, оно не ограничивается физическим состоянием. Немаловажную роль играет психическое, социальное и духовное благополучие, развитие интеллектуальных способностей. Термин «здоровье» рассматривается как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжёлые экологические условия жизни, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям. Поэтому здоровье сберегающие технологии следует рассматривать, как один из важнейших методов оздоровления подрастающего поколения.
Педагога дополнительного образования, руководителя хореографического коллектива не может не волновать состояние здоровья учащихся, ведь хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия хореографией формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей.
Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребёнка. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают ребенку быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми – способствуя его адаптации в социуме, также даёт определённый терапевтический эффект:
•эмоциональную разрядку
• снятие умственной перегрузки
• снижение нервно - психического напряжения
• восстановления положительного энергетического тонуса.
В своем детском объединении «Синтезис», на протяжении многих лет, я применяю несколько эффективных аспектовздоровье сберегающих технологий, рассмотрим их.
Пожалуй, одним из важнейших является психологический комфорт детей на занятии. Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому, позитивная реакция на желание ребенка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, который я использую при проведении занятий. Занятия должны приносить детям радость, протекать на фоне положительных эмоций, исключать психотравмирующие ситуации.
Следующим важным компонентом является развитие навыков двигательной активности. Это не только развитие физических данных ребенка (выворотность, растяжка, гибкость, прыжок), но и развитие координации движений, ловкость и выносливость, устранение недостатков телесного развития, патологических проявлений, умение правильно распоряжаться своим телом при тяжелых физических нагрузках. Позы, перемещения, прыжки, вращения, повороты, движения и их комбинации в различных вариантах – это новые для организма физические навыки, новая психологическая и физическая нагрузка. И я считаю, что чем большим запасом хореографических навыков обладает учащийся, тем богаче будет его двигательный опыт и возможность реализовать себя в активном современном мире.
Наблюдая за детьми младшего школьного возраста, я отметила, что у них отмечается существенное развитиеопорно-двигательной системы: скелета, мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме, размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых отделах еще только начинается. Именно в этот период довольно часто происходят переломы костей и позвоночника. Поэтому очень важно научить детей правильно двигаться, прыгать, кувыркаться и мн.др. К тому же учеба в школе несет ряд неотложных обстоятельств: добавляются неправильная посадка, длительная работа за столом, продолжительные графические упражнения — все это может привести к нарушениям осанки, искривлению позвоночника, это важно знать и учитывать при организации хореографическим станком, во время занятия использоваться гимнастические занятий с детьми. Кабинет хореографии долженбыть оборудован коврики, на которых проводятся уроки партерной гимнастики: упражнения для укрепления всего мышечного корсета, позвоночника, для голеностопного сустава, на гибкость, для растяжки. Эти упражнения, являются стержневым компонентом в хореографии, а так же в укреплении физического здоровья. Так как в объединение зачисляются все желающие дети, не по профессиональной пригодности, без специального отбора, у многих из них полностью отсутствуют специальные физические данные, поэтому занятия провожу с учетом их возможностей. Учитывая физиологические особенности детей, применяю дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты и количества повторения движения; использования станка при исполнении растяжек; местоположение в зале и т.д.
Игровые методы, которые я применяю на занятиях, в комплексе с другими приемами и методами, позволяют укреплять мотивацию на изучение предмета, помогают вызвать положительные эмоции, раскрывают индивидуальность детей.Особенно это близко детям дошкольного и младшего школьного возраста. Это могут быть игры на импровизацию «Море волнуется раз..», «Лесная поляна…», игры на развитие двигательных навыков «Повтори за мной», «Паучки», а также игры направленные на развитие функции мышления, требующие проявления силы, ловкости, быстроты «Игры-соревнования».
Занятия в детских объединениях УДОД дают возможность создать ситуацию успеха каждому ребенку и это один из аспектов здоровье сберегающих технологий. У детей разный уровень танцевальной подготовки, разные данные, разный характер. Например, на 1 году обучения у детей нередко проявляются неразвитая самоорганизация, моральная неудовлетворенность, низкий творческий потенциал, отсутствие чувства ответственности и самоопределение ребенка в рамках ведущей деятельности. Четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и рекомендаций педагога, в сочетании с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулируют творчество и инициативность. Занятия базируются на изучении от простого к сложному, от самовыражения себя до участия в общем танцевальном коллективе.
В дальнейшем, посредством участия в концертной деятельности, создается ситуация переживания успеха, которая у всех детей протекает абсолютно по-разному, но в результате прослеживается положительная динамика. Дети становятся более собранными (организованными), ответственными, повышается творческий потенциал.
Применение все перечисленных аспектов дает действительно огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей и приносит свои положительные результаты.
В объединении обучаются два ребенка ОВЗ (сахарный диабет, бронхиальная астма), дети занимаются пять лет. На протяжении всего времени обучения ведется тесный контакт с их родителями, отмечена положительная динамика в лечении болезни на фоне занятий хореографией. (Н-р, Снижение уровня сахара в крови; н-р, из стадии С.Т.Б.А заболевание перешло в стадию Л.Т.Б.А). Также многие родители отмечают, что заболеваемость ОРЗ и ОРВИ детей с каждым годом снижается, видны изменения в коррекции осанки и плоскостопия.
Ребенка можно назвать здоровым, если он: в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет ему действовать в оптимальном режиме. В интеллектуальном плане – проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость. В нравственном плане – честен, самокритичен. В социальном плане – уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Хотелось бы закончить словами Курта Воннегута, из речи произнесенной перед выпускниками Массачусетского Университета в 1995 году: «Тело – это самый прекрасный инструмент, которым вы когда - либо будете обладать. Танцуйте, даже если вам негде этого делать, кроме вашей гостиной…» Танцуйте и будете здоровы!
Творческий тандем хореографа и концертмейстера как фактор повышения творческих способностей детей
в хореографическом коллективе
Медведева Е.О.,
педагог дополнительного образования
Искусство танца без музыки существовать не может. Поэтому на занятиях в хореографических классах работают два педагога: хореограф и концертмейстер. Дети получают не только физическое развитие, но и музыкальное. Особенно важен такой союз педагогов при работе над развитием творческих способностей детей. Такой тандем сложился в д./о «Синтезис» на протяжении трех лет и он помогает повышать качество обучения. Но для этого необходимо соблюдать некоторые условия.
Во-первых, успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько педагог - хореограф донесет до педагога - концертмейстера поставленные задачи на определенном этапе обучения, а тот в свою очередь поможет реализовать их. На начальном этапе обучения все движения исполняются в медленном темпе и произведения разбиваются на квадраты, в дальнейшем, по мере обретения танцевальных навыков, темп ускоряется, но квадратность остается. И, например, на третьем году обучения, когда упражнения уже выучены и комбинации становятся более сложными, вариативными в них движения могут сменяться не по квадрату, здесь берутся более сложные размеры и используется более сложный темп. Поэтому очень важна согласованность двух педагогов. Перед началом занятий хореограф и концертмейстер подбирают необходимый музыкальный материал. Иногда это получается быстро, а порой необходимо прослушать несколько музыкальных произведений, которые подойдут под ту или иную комбинацию.
Во-вторых, правильное выразительное и художественное исполнение произведений, доносит содержание музыки до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. А это в свою очередь помогает в развитии у детей их творческих способностей и искусству импровизации.
В-третьих, важно привлекать к работе и самих детей. Порой ты ясно представляешь образ определенного героя, его танцевальную партию, либо номер в целом, но «чего-то не хватает», для его воплощения. И искания могут длиться долго. Выход из данной ситуации может быть неожиданным, иногда в этом помогают сами дети. Слушая музыку, они могут начать импровизировать, как бы подталкивая тебя к творчеству. Например, так сложилось у нас при постановке номера «Мечта».
Импровизация также важна и для концертмейстера, но это возможно лишь при умении играть на слух, что позволяет освободить «глаза от нот» и держать танцора в поле зрения. Частично импровизируя авторские и собственные варианты, концертмейстер насыщает произведения яркими нотками, которые так необходимы для успешного проведения занятий. А это в свою очередь позволяет хореографу находить наиболее интересные решения при сочинении комбинаций, постановок.
Таким образом, совместная деятельность хореографа и концертмейстера прививает осознанное отношение к музыкальному произведению. У детей формируется: музыкальная культура, умение слушать музыкальную фразу, умение ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Все это помогает им при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве. И чем талантливей ребенок, тем интересней следить за его развитием, становлением его как творческой личности, тем качественней и ярче смотрятся номера с участием таких детей. И побуждает педагога к созданию новых номеров, повышенной сложности, которые могут выставляется на различных конкурсах. Например, если проследить за группой 3-го и 4-го года обучения, то на начальном этапе мы видим лишь участие в городских мероприятиях и конкурсах, если же посмотреть на данном этапе обучения, то это уже дипломанты и лауреаты межрегиональных и российских уровней конкурсов.
№ группы | период | муниципальный | региональный | международный |
1 | 2018-2019 | Участник | Дипломант II | Лауреат I |
2018-2019 | Участник, лауреат III | лауреат II | дипломант III Лауреат 1ст | |
2 | 2018-2019 | участник | лауреат II лауреват II | |
2018-2019 | Участник, лауреат I | лауреат III | лауреат I |
Атмосфера взаимопонимания и взаимоподдержки между хореографом и концертмейстером благоприятно воздействует на учебно- воспитательный процесс в объединении. В связи с тем, что на современном этапе общество остро нуждается в креативных личностях, все большее значение придается художественно-культурному развитию подрастающего поколения. Человек, который использует не только свои интеллектуальные способности, но использует свой творческий потенциал, способен к саморазвитию и самореализации, что только увеличивает его востребованность во всех сферах деятельности. Занятия хореографией в этом плане очень продуктивны, это обусловлено тем, что танцы всегда привлекают детей, они с радостью посещают занятия и усердно совершенствуют свои умения, публичные выступления - помогают ребенку раскрепоститься, учат его общаться с людьми. Очень часто приходят дети закомплексованные не только не только в двигательной, но и в эмоциональной активности. И задача педагога помочь преодолеть эти барьеры, найти индивидуальный подход к таким детям. Внимание, поддержка или даже просто доброе слово и улыбка способны дать толчок для самореализации таких детей. Таким образом, воспитательная сила хореографии и музыки очень велика и эффективна, потому что воздействует не только на сознание учащихся, но и на его чувства, эмоции.
Правила постановки номера
в детском хореографическом объединении
Медведева Е.О.,
педагог дополнительного образования
Задумка танца то – быстра,
Да постановочка сложна…
Мудрость бывалого хореографа
Работа хореографа в учреждении дополнительного образования детей очень многообразна и интересна. В процессе модернизации образования у педагогов дополнительного образования, которые работают в детских объединениях хореографической направленности, много времени приходится на организационную деятельность. Это и работа по привлечению в детское объединение, составление списков групп, сбор документации о приеме в детское объединение, заполнение журналов, протоколов родительских собраний, тетрадей дополнительных инструктажей и т.д. Вся эта рутинная работа необходима, но наиболее интересной для любого хореографа является работа с детьми и сам творческий процесс создания хореографического произведения.
Из опыта работы в детском объединении «Синтезис» МБОУ ДОД «Дворец творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово» можно привести основные правила, которые помогут упростить хореографам постановку хореографического номера.
Выбор жанра номера необходимо делать, отталкиваясь от возможностей детей входящих в ту или иную группу. Если в ней преобладают сильные участники, которые имеют живой характер, ярко выраженный артистизм, даже не обладая высокой техничностью, то с ними можно делать постановки в стиле эстрадного танца и по таким направлениям как хип-хоп и джаз танец. А технику исполнительского мастерства можно наработать в репетиционном процессе, потому что любой танец – это, прежде всего, передача эмоций, чувств и особенной атмосферы зрителю.
В группах, где преобладают дети с более спокойным темпераментом, но имеют хорошие хореографические данные: растяжку, правильную постановку корпуса и хорошую выворотность, можно поставить хореографический номер в стиле модерн, классический танец, контемпарари.
Необходимо тщательно продумать, какую цель преследует ваш новый танец, и какие чувства он должен вызывать. Подберите музыку, которая наилучшим образом отражает ваш замысел и настроение. Прослушайте ее несколько раз – даже если с первого раза вы не поймете, как именно нужно начать танец, не беспокойтесь – вы можете начать придумывать постановку с середины, или даже с конца. Как только вам в голову приходит интересное движение или связка – фиксируйте ее на нужный музыкальный момент, а впоследствии вы соберете все связки воедино, соединив их в общую канву танца.
Не бойтесь привлекать детей к постановке танца, они могут натолкнуть вас на интересную идею. Участие в процессе постановки развивает творческие способности, стимулирует интерес детей к танцевальному искусству. Если вы ставите групповой танец, то придумав несколько связок, постарайтесь сразу выучить их вместе со своими танцорами, чтобы они начали запоминать движения и переходы между ними. Именно по такой схеме я занимаюсь с детьми в своем коллективе. Например, так получилось при постановке танца «Представь себе» в стиле контемпарари: создав сюжет и идею, номера мы собирали его по кусочкам, проучивая сначала общие комбинации, а затем разводили композицию танца.Но здесь нужно конечно учитывать возрастные особенности детей, а также их хореографическую подготовку. С детьми дошкольного возраста этот прием не будет так эффективен, как с более взрослыми учащимися.
Работая над танцем, помните, что танец, как и любое другое произведение искусства, должен строится по законам драматургии – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Необходимо объяснить это детям и тогда они более осознанно начнут передавать эмоциональные составляющие того или иного номера. Кульминация в танце обязательно должна быть отмечена более эмоциональными связками, усложненными движениями и более насыщенной музыкой. И тогда участники номера более осознанно смогут передать замысел самого постановщика.
Не забывайте также о том, что образ танца создается из нескольких компонентов: музыка, сюжет, костюм, лексика, а значит, все эти составляющие должны соответствовать общему настроению и идее вашей постановки.
Также хотелось бы добавить что, в начале обучения лучше ставить массовые номера, так психологически легче детям выйти первый раз на сцену. При более длительном обучении идет работа над техникой исполнения, и дети будут лучше психологически подготовлены к сольным номерам.
К созданию танца нужно подходить творчески и профессионально. В этот процесс необходимо вкладывать частичку своего личного «я», и тогда танец становится живым понятным и учащимся детского объединения, занимающимся хореографией, и зрителям.
Вот та небольшая часть тех методов и приемов при постановке хореографического произведения, которыми я пользуюсь в своем детском объединении. Соблюдая эти правила при постановке танца, можно способствовать решению задач по формированию у детей интереса к хореографическому искусству, воспитанию художественного вкуса, гармоничного развития тела и развитию творческих способностей детей.
Развитие артистизма у детей на занятиях хореографией
Медведева Е.О.,
педагог дополнительного образования
Хореография – искусство, любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру Прекрасного.
Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей в театре; кино-, видео- и телефильмов, посвященных танцу; посещения концертов хореографических коллективов – все это нужно и важно.
Однако наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысливающим происходящее.
По статистике ребенок с достаточно хорошими хореографическими данными один на тысячу. Если в больших городах есть возможность сделать жесткий отбор и выбрать «звездочек», то у нас такой возможности нет. Мы работаем практически со всеми детьми. Что же получается? Те, кто не имеет хороших хореографических данных, не должны заниматься танцами? Нет, я так не считаю. Искусство танца многогранно и безгранично, станцевать могут практически все обладающие хотя бы небольшой динамикой. В этом безграничном море место найдется каждому. Полностью бездарных детей нет: у кого-то лучше получается, кто-то лучше справляется с другим. Нужно выявить эти характерные особенности каждого ребенка и акцентировать внимание именно на них. Развивать все, но больше внимания уделять именно индивидуальным возможностям.
Давайте рассмотрим, что такое артистизм, какое значение он имеет в хореографии и с помощью чего можно его развивать. Ведь очень важно, чтобы ребенок владел своим лицом, танцевал не движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние.
Артистизм – как важный элемент в исполнении танцев
Исполнительское искусство танцора заключается не только в техническом мастерстве, но и в правильной передаче образа, мысли танца, выразительности и артистичности исполнения.
Как добиться яркости и выразительности? Даже при достаточно хорошей технике исполнения дети, как правило, танцуют движения, не пропуская их через свою душу. Прочитав специальную литературу, я обратила внимание на то, что в свое время один из величайших русских балетмейстеров и педагогов Михаил Фокин отступил от филигранной, отточенной, но холодной техники взамен яркой образности и артистичности и этим произвел революцию в балете. Это в Мариинском театре, ну а нам сам бог велел.
Все серьезные педагоги-балетмейстеры работают по школе хореографического училища. Кто-то в большем, кто-то в меньшем объеме, но школа – класс, да и народного танца одна, с небольшими нюансами каждого педагога. На эту тему написано много учебников, пособий: «Класс – танец» Н.Тарасова, «Азбука – класс по танцам» Н.Базаровой, В.Мей; «Основы русского народного танца» А.Климова; «Народный танец» Т.Ткаченко; «Русский народный танец» Т.А.Устиновой и множество других пособий. Поэтому все, кого интересует методика преподавания танца, могут обратиться к учебной литературе и пособиям.
Я хочу поговорить о другом, о том, что я не нашла ни в одном учебнике. Как же развить артистизм у детей? Главным и основным показателем артистизма является лицо. Что же такое наше лицо? Назовем его частью тела, обладающей костной и мышечной тканью. Ну а для развития любым мышц необходим тренаж. Для чего?
- Все мы умеем улыбаться, удивляться, пугаться, то есть выражать свои чувства, но делаем мы это на рефлекторном уровне. Для примера: грудной ребенок, когда ему хорошо – улыбается, когда плохо – плачет. Никто его этому не научил – это рефлексы. Но свойство всех рефлексов – они достаточно непродолжительны по времени. Для того чтобы удерживать долго то или иное выражение лица, необходима тренировка мышц.
- Бытовые проявления чувств отличаются от сценических. В быту наши чувства и соответствующее им выражение лица проявляются для себя или для людей, близко нас окружающих. В сценическом варианте то или иное выражение лица предназначено для зрителя, находящегося как в первом, так и в последнем ряду. Потому оно должно быть ярче, выразительнее, гротескнее. Здесь в помощь вступает также искусство грима. Ярким, красивым выражением лица детей нужно научить – это опять тренировка. Значит, логически мы подошли к выводу, что тренинг лица необходим. О нем мы и поговорим в данной программе.
Программа «Развитие мышц лица»
Разминка:
Не забываем про то, что любая хорошая разминка должна проходить по законам ритма, то есть под музыку. Каждое движение исполняется по 16 раз.
1. Нижняя челюсть – одна из самых подвижных частей лица:
- движение из стороны в сторону;
- движение вперед и в себя; оттягивание вниз;
- сжатие зубов;
- зажать челюсти и пошевелить желваками.
2. Губы:
- зажать верхними зубами нижнюю губу;
- зубами нижней челюсти зажать верхнюю губу;
- поджать две губы в ниточку; поцелуй;
- нижней губой постараться дотянуться до носа;
- тоже самое двумя губами;
- в этом положении пошевелить вверх и вниз, из стороны в сторону.
3. Щеки:
- надуть поочередно то одну, то другую щеку; надуть две щеки;
- втянуть две щеки.
4. Нос:
– сморщить и расслабить;
– приподнимание ноздрей по очереди (как будто вдыхаю нюхательный табак).
5. Веки:
– нервный тик;
- моргнуть двумя глазами;
- моргаю поочередно.
6. Глаза – одно из выразительных средств лица:
- закатить вверх и опустить вниз;
- движения из стороны в сторону;
- движения по кругу в одном направлении и в другом;
- скосить и развести.
7. Брови:
- поднятие вверх;
- опускание вниз.
Это основные элементы движений разминки. Проходят они по принципу постепенного увеличения темпа и усложнения координации. Можно придумать свои движения вплоть до шевеления ушами.
Маски:
В этом этапе проучивания нужно добиться яркого и выразительного лица. Часто дети просто не умеют, создавать яркую и выразительную маску. Этому их нужно научить и объяснить. Но бывает, что попадается ребенок с настолько яркой мимикой, что впору у него поучиться самому. Поэтому нужно быть наблюдательным, чтобы такого ребенка не пропустить. Здесь хочу повториться еще раз, что сценическое выражение лица должно быть гораздо ярче бытового.
1. Радостная, улыбчивая:
- рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты.
2. Удивление:
- нижняя челюсть оттягивается «вниз», рот раскрывается буквой «О» до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил.
3. Испуг:
- голова втягивается в плечи, глаза сильно зажмуриваются, губы поджимаются.
4. Плач:
- этот вид маски можно проучивать сразу как живое лицо, только не позволять детям использовать руки и голос.
5. Кокетство:
- голова слегка наклонена и повернута, губы поджаты, глаза смещены до отказа в сторону вверх или вниз.
6. Ненависть:
- губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из-подлобья.
Маски проучиваются на музыкальной основе. Одну музыкальную фразу удерживаю маску, другую отдыхаю. Постепенно увеличиваю скорость возникновения и исчезания маски. Потом добиваемся быстрых переходов из одной маски в другую.
Эти занятия должны проходить «красной нитью» через весь урок. Допустим, в партерной гимнастике: одно упражнение делаю с улыбкой, другое с грустью. В станке: батман тандю – злое, а фондю – застенчивое. Ну а на середине можно пробовать одну и ту же комбинацию разными масками. Здесь нужно учитывать один нюанс: движения должны соответствовать той или иной маске.
Живое лицо:
По самому названию уже понятно: лицо не застывает в маске, а находится в движении, переходя из одного оттенка масок в другой. Здесь подключаются руки, корпус, наклоны и повороты головы. Часто хореографы львиную долю проучивания уделяют ногам. Это и понятно: ноги одни из основных элементов танца, несущие большую долю нагрузки. Но при этом не нужно забывать про корпус, руки, голову и лицо. Если считать человеческое тело оркестром, а части тела – инструментами, то чем больше задействованы все инструменты, тем богаче, ярче, красочнее наш танец.
Занятия мышцами лица обогатят исполнительское мастерство ваших детей. Позволят вам перейти к более сложным видам хореографии, такой, например, как сюжетная. Вы сможете показывать не просто танец, а мини-спектакль, где у каждого ребенка будет своя, пусть небольшая роль или образ. Всем известна страсть детей к кривляниям и подражаниям, поэтому они с большим удовольствием занимаются этими упражнениями. Это не займет у вас много времени, но занятия должны быть регулярными.
Еще одним хорошим средством развития артистизма являются этюды на изображение животных, помимо артистизма, они развивают фантазию и наблюдательность детей и им они очень нравятся.
В более старшем возрасте хорошим развитием артистизма является смена партий. Мужской на женскую и наоборот. Это гасит стеснительность, важно в этих этюдах избежать кривляний, добиваться натуральности.
При постоянной и целенаправленной работе вы увидите, как изменятся ваши дети, они станут раскованными, яркими и неповторимыми.
Роль игры в развитии артистизма
Игра является важным элементом в развитии воображения ребенка и конечно же артистизма.
Игра удивительна… она, в разных формах сопровождает человека на пути его исторического развития – от глубокой древности до современности. Понятие «игры» многопланово.
Когда-то игра была не просто развлечением, а скорее учебой, наставлением. Ирга развивала способности человека, сообразительности, наблюдательности, ловкости, все то, что требовалось ему в быту.
Хотя человек на протяжении всей жизни остается верен «игре», все же само слово «игра» неразрывно связано в нашем восприятии именно с детством. По определению многих ведущих психологов и педагогов, игра является основной формой деятельности ребенка до 10 лет. В этом возрасте она не только развлечение. Игра ценна для малыша еще и потому, что развивает его интеллектуально, физически, психически и, конечно, эстетически. Да и самому ребенку легче именно в игре выплеснуть накопившиеся эмоции. Психика ребенка, особенно в раннем возрасте, устроена так, что его, практически, невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные, упражнения.Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а это ему нравится.
У ребенка всегда есть свой план игры и свой замысел. Тем более что в игре все условно, все понарошку – действие, роли, место. Ведь достаточно провести черту, чтобы обозначить речку, начертить квадрат – будет дом. В игре можно полететь на луну, стать доктором, капитаном. Культура детской игры, конечно, возникла и развивалась в русле взрослой культуры, точно так же, как и детский быт, всегда был связан с бытом взрослых, потому что дети являлись полноправными участниками жизни семьи. По традиции они наследовали в своей культуре порой то, что ушло из обихода взрослых в силу изменений жизненных обстоятельств. Например, давно на серьезную охоту берут лук и стрелы, но для мальчиков и по сей день, они интересны.
Остановимся на тех игровых формах, которые облегчают процесс запоминания и освоения упражнений на занятиях по хореографии и придают им привлекательность в глазах детей.
Импровизация как средство развития артистизма
Еще одним средством развития артистизма является импровизация
Импровизация (неожиданный, внезапный поворот событий) – сочинение стихов, музыки и т.д. в момент исполнения. Преобладает в фольклоре. Распространена в европейском музыкальном исполнительстве – основа джаза. При всем разнообразии определений чаще всего употребляются слова – мгновенно, неожиданно, без предварительной подготовки.Импровизацию в хореографии можно назвать еще и «танцем в настоящем», «сиюминутной хореографией».
Искусство импровизации составляет один из основных элементов современной театральной педагогики. К.С.Станиславский считал, что если действия актера в роли подлинны и если они совершенно искренни и выполняются с полной непосредственностью, то они не могут быть точно повторяемы при каждом показе спектакля и, следовательно, содержат в себе импровизацию.
На занятиях хореографией имеет смысл постепенно подводить детей к возможности импровизации, то есть свободного, непринужденного движения, такого, как подсказывает музыка.Но вначале педагог зачастую сталкивается с мышечной зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу и уверенность.
При использовании импровизационного метода на занятии никакого предварительного прослушивания музыки не нужно. Ребята должны сами находить необходимые движения под непосредственным ее воздействием. Не рекомендуется подсказывать детям вид движения и отмечать (на первом этапе) более успевающих, ибо это приводит к слепому копированию. Не надо мешать вашим подопечным свободно импровизировать, но при этом нужно внимательно следить за тем, чтобы они не придумывали движения, не связанные с музыкой. Педагогу следует тактично направить внимание ребенка на подлинный характер музыки, на поиск собственных красок и оттенков в исполнении.
Воображение как необходимый элемент импровизации
Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. Многие психологи рассматривают воображение как процесс манипулирования образами. Воображение проявляется, прежде всего, там, где задачи содержат некоторую неопределенность, то есть не имеют заданного решения, что и предполагает импровизацию.
Фантазия, воображение… Что это? По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда наша задача развивать не только воображение детей, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество.
Возникает вопрос: можно ли научиться импровизировать и что это может дать? Большинство существенных техник обучения импровизации построены на увеличении чувствительности к сигналам, идущим от тела – его ощущений, его памяти.
Импровизация – это все же не абсолютно спонтанный процесс. Полная спонтанность так же невозможна, как вечный двигатель. Ибо все, и в том числе дети, обладают определенным опытом, навыком, воображением. Отсюда следует, что чем богаче индивидуальность исполнителя импровизации, тем ярче и самобытнее этот процесс.
У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлекались ощущением «сиюминутности» процесса творчества.
Музыка на занятиях хореографией
Музыка в области хореографического преподавания занимает одно из центральных мест. Мы говорим: «Следует научить детей красиво двигаться». Но для того, чтобы это получалось, надо выбрать очень хорошую музыку, воспитать культуру движения на лучших образцах музыкального творчества. Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождая движения, повышает качество их исполнения – выразительность, ритмичность, четкость, координацию. И здесь педагогу необходимы особое чутье и соответствующая подготовка.
Конечно, надо обращать внимание на музыкальность ребенка, его способность пластически отражать особенности музыки – ритмические, темповые, эмоциональные.
Есть, скажем, дети, у которых заметна своего рода заторможенность реакции на музыку: на этом сразу следует сосредоточить преподавательские усилия. Обычно такая заторможенность мешает ребенку вовремя вступать на нужной доле текста.
Самое время вспомнить о пользе ходьбы под музыку марша. Именно эти упражнения позволяют наглядно убедиться в том, как воспринимает ребенок счет на четыре четверти. Затем стоит проверить, насколько органично осваивают воспитанники счет на три четверти, придающий совсем иной характер движению. И, наконец, параллельно выясняется, как чутко улавливают они разницу между форте и пиано (громким и тихим звучанием музыки), между аллегро и адажио (быстрым и медленным темпом), между диминуэндо и крещендо (понижением и нарастанием силы звука). Все эти элементарные оттенки и акценты музыкального развития ребенок должен осваивать, начиная с самых первых занятий.
Музыку иногда считают второстепенным, придаточным элементом, задающим по преимуществу только ритмическую основу танца. Такое понимание роли музыки обедняет занятие, лишает подлинной выразительности хореографическое исполнение. Именно музыка, причем хорошо подобранная, позволит вам с самого начала избежать формального подхода к самым простым упражнениям.Детей надо знакомить с музыкой, передающей разнохарактерные образы, - от веселых, беззаботных или лирических, нежных до энергичных, волевых, серьезных.Сопоставление конкретных музыкальных образов обогащает и организует эмоциональный мир ребенка, а способность уложить свои движения во времени, в соответствии с различным метроритмическим строением, положительно влияет на развитие слуха.Успех работы решается не количеством проделанных упражнений, а умением детей сопереживать их содержанию. Обращайте внимание на выражение лиц движущихся детей: по ним сразу же видно, что дают детям музыка и хореография.
Аккомпанемент к упражнениям следует выбирать с учетом поставленных задач, так, чтобы он был приятен занимающимся. А исполнение музыкальных произведений на всех занятиях должно быть высокопрофессиональным. Итак, музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Именно в течение последовательного ряда занятий ребенок приучается к своеобразному мелодическому мышлению. Для этого необходимо подбирать предельно ясные по содержанию и восприятию мелодии, особенно на первых порах. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, ее можно несколько упростить, подвергнув аранжированную. Разумеется, музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (применительно к музыкальному оформлению хореографических занятий на первых стадиях обучения), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии.
Очень важно, чтобы ребенок владел своим лицом, танцевал не движения, а свои чувства, переживания, эмоциональное состояние, ведь артистами не рождаются, ими становятся. А это долгий, тяжелый труд, который мы должны пройти со своими воспитанниками, чтобы, в конце концов, увидеть на сцене ярких «звездочек», которые бы с полной искренностью, с полной самоотдачей показали нам свой высочайший уровень артистизма в танце.