РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ОСНОВЫ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Балакирева Наталия Сергеевна

     

Рабочая программа учебного предмета «Основы народно – сценического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ,  а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства в детских школах искусств и детских хореографических школах.                                  

Учебная программа «Основы народно-сценического танца» посвящена одной из главных изучаемых дисциплин в системе хореографического образования. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, необходимы для понимания самобытности культуры народа.

          «Основы народно-сценического танца» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин и базируется на освоении программы по предмету «Ритмика и танец» 1 класса, где введено изучение первоначальных элементов народного танца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_narodno-stsenicheskogo_tantsa.docx52.27 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                   ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ                                                                     «ПЕТРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

ИМЕНИ А.А.РАХМАНИНОВА»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Основы хореографического искусства»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

ОСНОВЫ НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

с. Петровское  

2020 г.

Рассмотрено и одобрено

на заседании педагогического совета

МБУ ДО «Петровская ДШИ

им. А.А.Рахманинова»

Протокол от_______________

                  №_______

                                             Утверждаю

                    Директор  МБУ ДО                              

                    «Петровская ДШИ им.

                    А.А.Рахманинова»

                    _________Припадчева Е.А.

                    Приказ от _____________

                                 №______  

Разработчик: Балакирева Н.С., преподаватель 1 квалификационной категории

                                                       МБУ ДО «Петровская ДШИ им. А.А.

                                                       Рахманинова»

                         

Рецензент: О.А.Раева, заместитель директора по учебно-воспитательной

                                       работе муниципального бюджетного учреждения

                                       дополнительного образования «Петровская детская

                                       школа искусств им. А.А.Рахманинова»

                       

Рецензент: Ю.Г.Ханин, преподаватель филиала муниципального бюджетного

                                         учреждения дополнительного образования

                                          «Петровская детская школа искусств им. А.А.

                                          Рахманинова» в с. Дубовое

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I.        Пояснительная записка                                                        

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

-  Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУ ДО «Петровская ДШИ им. А.А.Рахманинова» на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени 

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели и задачи учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II.        Содержание учебного предмета                                                

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III.        Требования к уровню подготовки учащихся                        

IV.        Формы и методы контроля, система оценок                                  

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V.        Методическое обеспечение учебного процесса        

            - принципы программы

            - формы организации учебного процесса

           - музыкальное оформление урока народно-сценического танца

VI.        Списки учебной и методической литературы

       - Методическая литература

       - Учебная литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место

                и роль в образовательном процессе

Рабочая программа учебного предмета «Основы народно – сценического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ,  а также с учётом многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства в детских школах искусств и детских хореографических школах.                                  

Учебная программа «Основы народно-сценического танца» посвящена одной из главных изучаемых дисциплин в системе хореографического образования. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, необходимы для понимания самобытности культуры народа.

        «Основы народно-сценического танца» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин и базируется на освоении программы по предмету «Ритмика и танец» 1 класса, где введено изучение первоначальных элементов народного танца.

Учебная программа, представляющая информацию о дисциплине  «Основы народно-сценического танца», является одним из источников оценки качества  преподавательской деятельности специалиста-хореографа в области дополнительного образования. Народный танец – родоначальник всех видов хореографического искусства. Он богат и разнообразен. Данная учебная программа – это нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения и преподавания данной дисциплины.  

Рабочая программа очень важна, так как этот предмет необходимо изучать всем учащимся  хореографического отделения, он  является одним из основополагающих предметов. Программа «Основы народно-сценического танца» - это «визитная карточка» предмета и  своеобразный    путеводитель  для  преподавателя в таком обилии материала.

         Данная программа знакомит учащихся с характером, стилем и манерой танцев разных народов. В течение всего курса изучаются элементы русского, украинского, молдавского и др. танцев. Большое внимание уделяется работе в паре и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8-16 тактов из двух-трёх пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей. 

Срок реализации учебного предмета

Предлагаемая рабочая программа рассчитана на 4 года обучения. Недельная аудиторная нагрузка составляет 2 часа в неделю.  Продолжительность учебных занятий составляет 33 недели в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУ ДО «Петровская ДШИ им. А.А.Рахманинова» на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета «Народно-сценический танец» при сроке обучения 4 года составляет 396 часов: аудиторные занятия: 264 часа, самостоятельная работа – 132 часа.  Продолжительность аудиторного занятия составляет один академический час, который равен 45 минутам.

Форма проведения учебных занятий

Занятия проводятся в мелкогрупповой форме (от 4 до 10 человек). 

Цели и задачи учебного предмета

        Цель - это планирование, организация и управление  учебным процессом по определённой учебной дисциплине.

        Задачи - это конкретное определение содержания, объёма, порядка изучения предмета с учётом особенностей учебного процесса.  Основная задача – это обучение, развитие, воспитание. Отсюда следует, что  программа имеет   ЦЕЛЬ:

        - музыкально-хореографическое воспитание детей, выявление индивидуальных творческих способностей каждого ребёнка через танец к сценической концертной деятельности, как к виду  творческой деятельности;

        - формирование   целостного представления об  окружающем мире и высоких   нравственных  идеалах.

Основными задачами учебного предмета являются:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

        - приобретение музыкально-ритмических навыков;

        - формирование навыков координации, владения мышечным          и  суставно-двигательным аппаратом;

        - приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля;

2.РАЗВИВАЮЩИЕ:

        -  развитие эстетического и художественного вкуса у детей;

        -  развитие образного мышления;

        - развитие таких данных, как гибкость,  танцевальный шаг,  прыжок, ритмичность,  эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность;

        -  развитие техники исполнительского мастерства;

           -  развитие активности, коммуникабельности, познавательного интереса,

3.  ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

        -  воспитание  культуры поведения и чувства прекрасного;

        -  воспитание  чувства такта,  благородства, уважения друг к другу;

        - воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности,  аккуратности  -  то  есть  общечеловеческих  качеств;

        - повышение  занятости детей в свободное время, адаптация их в обществе, создание комфортной атмосферы доброжелательности сотворчества. 

Структура программы учебного предмета

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядный (качественный показ);

          -эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления);

-практический (творчески-самостоятельное создание учащимися музыкальных образов).

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

            МБУ ДО «Петровская ДШИ им. А.А.Рахманинова» располагает залом для занятий по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» - это просторное, светлое помещение, оснащённое станком, зеркалами необходимым оборудованием (фортепиано, звуковоспроизводящим устройством). 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебная программа по предмету «Основы народно-сценического танца» рассчитана на 4 года обучения. В программе учтён принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Программу наполняют темы, составленные с учётом возрастных возможностей детей.

        Данная программа знакомит учащихся с характером, стилем и манерой танцев разных народов. В течение всего курса изучаются элементы русского, украинского, молдавского и др. танцев. Большое внимание уделяется работе в паре и манере исполнения, характерной для изучаемой национальности. Урок строится по канонам классического танца. Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях у станка и на середине зала; затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации. Составляются несложные танцевальные комбинации на 8-16 тактов из двух-трёх пройденных движений, далее возможны постановки небольших этюдов в характерах изучаемых народностей.                                   Учащиеся должны получить знания по технике безопасности при выполнении заданий преподавателя.

Учебно-тематический план

ПЕРВЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

(2 класс)

        Первоначальное знакомство с особенностями народно-сценического танца. Простейшие тренировочные движения у станка и на середине зала. Изучаются отдельные движения и даются небольшие комбинации.

Упражнения  у  станка

1.   Demi plie, grand plie    на I, II и III позициях (плавное и отрывистое)

2.   Battement tendu    с подъёмом пятки опорной ноги, то же с demi plie и двойным  

      даром опорной ноги:                

        а) с переходом работающей ноги с носка на каблук; то же с  plie в III позицию

              в момент выноса работающей ноги на каблук;

        б)  с выносом на каблук.

3.   Подготовительное упражнение к  flic-flac, то же на   croisee  и с ударом в пол.

4.   Battement tendu jete  c акцентом «от себя», то же с  demi plie  и с подъёмом

      опорной ноги.

5.   Упражнения на выстукивание, например:

        а) чередование ударов всей стопы с полупальцами;

        б) то же с двумя ударами полупальцами. М. р. 2/4, 3/4;

        в) то же с шагом;

        г) с переносом  работающей ноги выворотно и невыворотно.

6.   Подготовка к верёвочке, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.

7.   Упражнение для бедра, на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.

8.   Pas tortillе  ординарное, с  ударом стопы.

9.   Характерный  rond de jambe.

10.  Rond de pied.

11.  Подготовка к «штопору» и «штопор».

12.  Подготовка к «голубцу» (удар одной стопы о другую):

        а) ординарный удар одной ногой;

        б) двойной удар одной ногой;

        в) ординарный удар двумя ногами;

г) двойной удар двумя ногами.

13.  Grand battement developpe  плавное отрывистое.

14.  Grand battement developpe  с одним ударом пятки.

15.  Grand battement jete  на целой стопе, на  plie  и с подъёмом на полупальцы

       опорной ноги.  

16.  Releve  на полупальцы в выворотных и невыворотных позициях, на двух и

       одной ноге.

17.  Перегибы корпуса.

18.  Различные  port de bras  в определённом характере.

19.  «Голубец» - ординарный в прыжке.

20.  Подготовительные движения к полуприсядкам и присядкам:

        а) выталкивание ног на каблуки (в стороны и вперёд), на полуприседании и

              полном приседании;

        б) прыжок с выносом ноги в сторону на каблук на полуприседании и на

              полном приседании;

        в) подскоки на полном приседании.

21. Полуприсядки:

        а) с выбрасыванием ноги в сторону на каблук и на воздух;

        б) с выбрасыванием ноги вперед на каблук.

Упражнения  на  середине  зала

1.   Упражнения для пластичности корпуса (port de bras, перегибы корпуса,

       наклоны и повороты). Упражнения  исполняются в определённом стиле и

       характере..

2.   Упражнения для головы, рук, корпуса в манере народных и сценических

       танцев.

Элементы  русского  танца

1.   Простой ход на 1/4 такта.

2.   Народный шаркающицй ход.

3.   Переменный шаг на всей стопе.

4.   Боковой ход (припадание).

5.   Повороты на месте.

6.   Сценическая форма  pas de basque.

7.   Дробный ход (мелкие шаги с пристукиванием каблуком или всей стопой).

8.   «Притоп».

9.   Комбинации из простейших дробных движений.

10.  Боковое движение с отскоком и выносом ноги на каблук.

11. Навыки танца с платочком.

Элементы  белорусского  танца

Основные элементы танца «Лявониха»:

1.   Основной ход.

2.   Боковой скользящий шаг.

3.   Повороты с отбросом ноги.

4.   Подбивка.

5.   Движения в паре.

Элементы  украинского  танца

1.   Ход «бигунец».

2.   «Голубец».

3.   «Упадание».

4.   «Угинание».

ВТОРОЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

(3 класс)

        Дальнейшее усовершенствование техники танца. Знакомство с особенностями стиля и характера русских, украинских, татарских, польских, итальянских  танцев. Несложные танцевальные комбинации и этюды на пройденном материале.

Упражнения  у  станка

        К пройденным ранее упражнениям добавляются:

1.   Grand,   demi plie  выворотное и невыворотное (в I, II. III  и IV позициях).

2.   Battement tendu  с поворотом бедра.

3.   Flic-flac  (упражнение свободной стопой).

4.   Pas tortilla ординарное с поворотом стопы, то же с подъёмом на полупальцы.

5.   Упражнение на выстукивание.

6.   Характерный  rond de jambe  с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругом

      по воздуху.

7.   Rond de pied с поворотом стопы опорной ноги, то же с кругом во воздуху.

8.   Подготовка к «качалке» и «качалка».

9.   Подготовка к «верёвочке».

10.  «Верёвочка».

11.  Упражнение для бедра на целой стопе и с подъёмом на полупальцы.

12.  Опускание на подъём.

13.  Battement fondu  на целой стопе и с подъёмом на полупальцы опорной ноги.

14.  Battement developpe  с двумя ударами пятки опорной ноги.

15.  Grand battement jete  с  coupe-tombe.

16.  «Кабриоль» с вытянутым подъёмом и вытянутыми коленями.

17.  Полуприсядка с выбросом ноги в сторону на носок и на каблук.

        Движения полуприсядок и присядок, проработанные у станка, выносятся на середину зала и затем включаются в этюды и комбинации русского и украинского танца.

Упражнения  на  середине  зала

1.   Упражнения для развития пластичности корпуса. Возможны комбинации  с

       port de bras,  balance, pas de basque  и так далее.

2.   Упражнения для пластичности рук, подвижности и выразительности кисти на

      материале восточных танцев (для девочек).

Элементы  русского  танца

1.   Комбинации дробных движений.

2.   «Гармошка».

3.   Продвижение вперёд и назад с выбросом ноги на  effaceе  в русском

      сценическом танце.

4.   Два вида «верёвочки».

5.   Тройной шаг с ударом по голенищу спереди и сзади (для мальчиков).

6.   Припадание.

Элементы  итальянского танца

1.   Два вида хода.

2.   Pas de basque  (переброска ног накрест).

3.   Pas echappe  с поворотом в  tirbouchone.

4.   Выбрасывание ноги с каблука на носок.

5.   Навыки обращения с тамбурином.

Элементы  украинского  танца

1.   Отход назад с подбиванием ноги.

2.   Ход по диагонали с выносом ноги на каблук.

3.   «Голубцы» с одной ноги.

Элементы  польского  танца

1.   Основной ход мазурки (pas couru).

2.   Balancee  в мазурке (тенжски бег).

Элементы  татарского  танца

1.   Основной ход.

2.   Мужской шаг на каблук.

3.   Бишек.

4.   Женский ход с продвижением.

5.   Бег с ударом полупальцев сзади.

6.   Боковой ход с поворотом стопы.

7.   «Борма».

8.   «Присядка-мячик»

9.   «Ёлочка».

ТРЕТИЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

(4 класс)

        На третьем году обучения впервые изучается парный танец. Следует обратить особое внимание на взаимоотношения партнёров в танце.  Все комбинации и этюды в основном исполняются парно.

Упражнения  у  станка

        Экзерсис исполняется в более быстром темпе и сложных комбинациях с добавлением следующих упражнений.

1..   Flic-flac:

        a) со скачком;

        б) с tombee.

2.   Выстукивающие движения, например:

        а) дробь;

        б) обратная дробь.

3.   Pas tortilla:

        а) с двойным поворотом стопы, то же с подъёмом на полупальцы и  

            с прыжком на опорной ноге;

        б) с двойным ударом стопы.

4.   Подготовка к «верёвочке» со скачком.

5.   «Верёвочка» - обратная.

6.   Упражнения для бедра с прыжком.

7.   Battement fondu  на 90 градусов.

8.   Battement fondu tirbouchone.

9.   Grand battement jete  с увеличенным размахом работающей ноги.

10.  Присядка с выбросом ног в стороны, на каблук и на воздух.

11.  Присядка с продвижением в сторону.

Упражнения  на  середине  зала

1.   Комбинирование отдельных движений, пройденных с танка, для развития

      техники танца.

2.   Пируэты и повороты в народно-характерном танце.

Элементы  русского  танца

1.   Ход с отбросом ноги назад.

2.   Дробные ходы, например:

        а) с двойным ударом стопы;

        б) с ударом каблука и полупальцев;

        в) с подскоком;

        г) с продвижением вперед и в сторону.

3.   «Верёвочка» с переступанием.

4.   «Ключи».

      Этюды и комбинации, развивающие навыки парного и ансамблевого танца.

Элементы  украинского  танца

1.   «Верёвочка» в повороте.

2.   Большой  pas de basque.

3.   «Ползунец».

Элементы  венгерского  танца.

1.   Основной ход для медленной части.

2.   Основной ход для быстрой части.

3.   Остановка с ударом в ладоши.

4.   «Верёвочка» на месте и продвижением назад.

5.   «Голубец» с продвижением в сторону.

6.   «Ключ».

7.   Ход с выбрасыванием ноги вперед с ординарным ударом.

8.   «Хлопушка».

Элементы  испанского  танца

1.   Сценический ход  pas de basque.

2.   Balancee с различным положением корпуса и рук.

3.   Sissone pas de bourree.

4.   Простейшие выстукивающие движения: чередование ударов стопы с ударами

      полупальцев, удары каблуков и полупальцев.  

5.   Glissade  (сценический ход).

6.   Навыки владения веером.

Элементы  польского  танца

1.   Основной ход мазурки  изучается в паре.

2.   «Голубец» с продвижением в сторону.

3.   Повороты (solo и в паре).

4.   Основной ход в краковяке (народный) изучается в паре.

5.   Balancee  изучается solo и в паре.

6.   «Голубец» изучается solo и в паре.

Элементы  молдавского  танца

        Основные движения танца «Молдовеняска».

1.   Основной ход.

2.   Боковой ход с ударом каблука.

3.   Подскоки.

4.   Выпад вперед и перемена местами (в паре).

5.   Вынос ноги вперед.

6.   Боковой ход.

      Ансамблевые и парные этюды.

ЧЕТВЁРТЫЙ  ГОД  ОБУЧЕНИЯ

(5 класс)

        Большое внимание уделяется координации движений, характеру и выразительности танца.

        Более сложные этюды и комбинации ,основанные на пройденном материале.

Ускорение темпа и усложнение ритмического рисунка, увеличение количества упражнений и комбинаций, тренирующих технику танца.

Упражнения  у  станка

        Пройденные в предыдущих классах упражнения в более сложных комбинациях, темпах и ритмических рисунках. Добавляются:

1.   Flic-flac со скачком и переступанием.

2.   Усложненные упражнения на выстукивание.

3.   Опускание на подъём и переход с одной ноги на другую.

4.   «Веер» на полу с  double- flic.

5.   Battement jete balancoir.

6.   Усложненные упражнения для гибкости корпуса.

Упражнения  на  середине  зала

        Большие развёрнутые этюды и танцевальные комбинации на основе пройденного материала, развивающие технику и выразительность характерного танца. Специальные комбинации для развития выразительности корпуса и рук (для класса девочек) и технически сложные комбинации, построенные на прыжках, вращениях, присядках (для класса мальчиков).

Элементы  украинского  танца

1.   Кабриоли.

2.   Прыжки с подгибанием ног назад.

3.   Присядка – «ползунец-метёлка».

4.   «Разножка» в воздухе.

Элементы  венгерского  танца

1.   Опускание ноги на подъём с продвижением вперёд.

2.   Ход с выносом согнутой ноги к колену.

3.   До-за-до (изучается в паре).

4.   «Голубец» с продвижением в сторону.

5.   «Голубец» с вращением на месте (изучается в паре).

6.   «Верёвочка» с поворотом.

7.   Кабриоль.

8.   Ход с кабриолем.

Комбинации и этюды на основе пройденного материала сольного и парного танца.

        В последнем  классе обязательны этюды на материале русского танца.

Преподавателю даётся право дополнительно по своему выбору знакомить учащихся с народными и сценическими танцами, не указанными в программе.

        Художественная отделка сценического танца. Развитие навыков самостоятельной работы над исполнительским заданием, самостоятельное создание этюдов. Овладение всеми художественными средствами характерного танца (характер, выразительность, манера, стиль).

Упражнения  у  станка

        Экзерсис даётся короткий, но технически усложнённый и в быстром темпе. Повторяется весь пройденный ранее материал, но технически усложнённый.

        Добавляются следующие упражнения:

1.   Круговой  grand battement jete.

2.   Battement developpe  на полном приседании (для мальчиков).

3.   Тур на присогнутом колене.

4.   Grand rond de jambe  на полном приседании (для мальчиков).

Элементы  цыганского  танца

1.   Основной ход вперёд (сценический вид).

2.   Ход с продвижением назад.

3.   Женский боковой ход

4.   Повороты.

5.   Владение тамбурином, шалью.

6.   Чечётка.

7.   Хлопки.

8.   «Дрожь» плечей.

III. ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа  «Основы народно-сценического танца» предусматривает  следующие результаты учебного процесса:

- знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на   сцене;

- знание балетной терминологии;

- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;

- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;

- знание средств создания образа в хореографии;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебно-хореографического репертуара;

- умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;

- умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;

- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнения народно-сценического танца;

- умение понимать и исполнять указания преподавателя;

- умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;

- навыки музыкально-пластического интонирования.

IV.        ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

 Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

     По программе «Народно-сценический танец» предусмотрены промежуточные аттестации по полугодиям.  По завершении изучения предмета  по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы искусств. Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов, экзаменов, экзаменационных концертов и класс-концертов. Знания учащихся определяются в соответствии с теоретическими пунктами программы, а умения – с практическими.

        Результатом обучения является определённый объём знаний, умений и навыков. Учёт и контроль успеваемости следует определять следующими формами:

        -  собеседование;  

        -  опрос;

        -  контрольный урок;

        -  открытый урок;

        -  экзамен;

        -  выступление на концерте, фестивале, конкурсе.

Контроль позволяет определить эффективность обучения, обсудить  результат, внести  изменения в процесс, если надо. Контроль позволяет родителям, преподавателям, ученикам увидеть результат своего труда.

        Проведение показательных уроков перед родителями с целью повышения интереса, проведение экзаменов, контрольных уроков, их периодичность устанавливает преподаватель.

        Контроль может быть текущим, промежуточным, итоговым. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Форма промежуточной аттестации проводится по контрольным урокам в конце каждого триместра. Итоговая аттестация в форме экзамена проводится в 5-м  классе. В конце учебного года все группы отделения участвуют в отчётном концерте ДШИ с выставлением или без выставления оценок.

       По итогам всех аттестаций и контрольных мероприятий выставляются  оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно». Также предусматривается «зачёт» и «не зачёт».

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  УЧЕБНОГО  ПРОЦЕССА

Основными методами работы преподавателя являются показ движений и словесное объяснение. Они – главные проводники требований преподавателя к учащимся. В разных классах показу и объяснению отводится различная роль, изменяются функции показа и объяснения на разных этапах обучения.

        На начальном этапе обучения по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» (2-й класс) показу придаётся исключительно большое значение, т.к. он даёт первоначальное представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и технически совершенным.

        Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе (правила исполнения).

        На следующем этапе обучения (3-й –4-й классы) показ приобретает иной характер. Он становится более обобщённым, акцентирующим наиболее важные моменты, особенно мышечную работу тела.

        Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с происходящим  процессом осмысления исполнения, СЛОВО несёт  большую нагрузку.

        На конечном этапе обучения (5 класс) показ и объяснение занимают меньше времени. Методы показа и объяснения варьируются в самых широких пределах, учитывая многообразие задач выпускного класса.

        Таким образом, два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого  начала в процессе напряжённой физической работы по овладению танцевальными навыками.                  

        Формы работы:

-  урок;

-  практические индивидуальные занятия;

-  разучивание танцевальных номеров;

-  беседа и рассказ;

-  просмотр видеозаписей;

-  посещение уроков народно-сценического танца хореографического училища;

-  творческие встречи с танцовщиками;

-  проведение отчётов, концертов.

Яркими диагностиками качества урока становятся:

-  увлечённость ребёнка общением с художественным, хореографическим, музыкальным  произведением;

-  появление потребности высказать своё мнение, суждение по поводу увиденного или услышанного, вступить в диалог с другими детьми.

Принципы программы.

        Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определённых знаний, умений; на развитие компетентности  в  области хореографии; на формирование навыков на уровне практического применения.

        Основные принципы:

-  вариативность программ (преподаватель имеет право перенести изучение какого-либо движения  в нужный период, не нарушая логики и последовательности обучения);

-  содержание программы доступно для изучения, т.к. главным принципом её является принцип «от простого».

-  программа содержит основные требования, в которых чётко изложены задачи и прогнозируемый результат к каждому году обучения. Это помогает направлять и контролировать подачу нового материала.

-   программа  предусматривает не только практические движения, но и различные формы работы с детьми, позволяющие создавать атмосферу  доброжелательности, сотворчества, модулирования ситуации успеха.

        Дети приходят учиться в ДШИ на добровольных началах и продолжают учиться до тех пор, пока сами этого желают; учащиеся могут сочетать свои занятия с учётом свободного времени, - программа учитывает эти особенности обучения в школе искусств.

          Формы организации учебного процесса

        Урок – традиционная форма организации учебного процесса. Но возможно использование нетрадиционных форм: лекция – концерт, концерт перед родителями, участие в фестивалях, смотрах. При проведении уроков по предмету «Основы народно-сценического танца», преподаватель руководствуется следующими моментами:

•        Постепенное увеличение физической нагрузки;

•        Чередование темпа нагрузки;

•        Равномерность нагрузки на обе ноги;

•        Свободное дыхание и самочувствие учащихся.

При подготовке к уроку учитываются такие факторы, как:

-  объём материала;

-  степень его сложности;

-  особенности класса, как исполнительского коллектива;

При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:

-  определить новый материал, ввести его в различные комбинации;

-  определить музыкальный материал, его размер, характер;

При проведении урока выдерживается структура занятия в целом и соизмеряется длительность отдельных частей.

На практических занятиях очень важно:

-  переводить на русский язык все иностранные термины;

-  объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;

-  равномерно распределять физическую нагрузку и чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль над работой мышц;

-  воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Музыкальное оформление урока учебного предмета «Основы народно-сценического танца».

        Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные, так и тренажные упражнения. В процессе учебной работы учащимся прививается умение слышать и понимать музыку. Правильно подобранный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его национальности, характеру, рисунку, темпу. Для тренажных упражнений используется музыкальный материал квадратного построения, чтобы основное внимание учащихся было направлено на движение. На первоначальном этапе обучения используется музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком, позднее  его можно разнообразить.

        В каждом классе в зависимости от возрастной  категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.

        Музыкальный материал на уроке по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» является носителем национальной принадлежности данного конкретного лексического материала; соответственно музыки учащиеся учатся правильно исполнять характер и манеру движения. С помощью музыки движения приобретают художественную окраску, а исполнение наполняется эмоциональным содержанием.

VI. СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

      Методическая литература

1. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1964. – 367 с.

2. Уральская В., Соколовский Ю. Народная хореография. – М., 1972. – 160 с.

3. Климов А. Основы русского танца. – М.: Искусство, 1994. – 270 с.

4. Устинова Т. А. Русские танцы. – М.; Молодая гвардия, 1955, - 261 с.

5. Тагиров Г. Х. Татарские танцы. – Казань, Тат. книжное изд-во, 1984. – 255 с.

6. Тагиров Г. Х. 100 татарских фольклорных танцев. – Казань, Тат. книжное изд-во, 1988. – 159 с.

7. Мурашко М. Танцы Марий Эл. – Йошкар-Ола, Марийское книжное изд-во, 1981. – 262 с.

      Учебная литература

1. Богданов Г. Урок русского народного танца. – М., 1995. – 150 с.

2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (упражнения у станка). – М.: ВЛАДОС,  2002. – 207 с.

3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца (танцевальные движения и комбинации на середине зала). – М.: ВЛАДОС, 2004. – 207 с.

4. Ткаченко Т. Народный танец. – М.: Искусство, 1967. – 654 с.

5. Стуколкина Н. М. Уроки характерного танца. – М.: Всероссийское театральное общество, 1972. – 399 с.