ПРОГРАММА РАБОТЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА «ЮНОСТЬ»
”Возможно, самое лучшее,
самое совершенное и радостное,
что есть в жизни, - это свободное
движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка”.
А.И.Буренина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_hor.kol_.yunost.docx | 109.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕТРОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
ПРОГРАММА РАБОТЫ
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
«ЮНОСТЬ»
с.Петровское
2019 год
”Возможно, самое лучшее,
самое совершенное и радостное,
что есть в жизни, - это свободное
движение под музыку.
И научиться этому можно у ребенка”.
А.И.Буренина
Пояснительная записка
Танец – самый прекрасный и завораживающий вид искусства. Он таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Ещё столетие назад умение и желание красиво двигаться под музыку для человека было таким же естественным, как дышать. Времена меняются, но по-прежнему, умеющие танцевать привлекают взоры и вызывают восхищение. И какую огромную радость и восторг вызывают легко и мастерски танцующие на сцене дети. Детские танцевальные коллективы всегда пользуются большой популярностью. Танец пробуждает у ребёнка светлые и радостные чувства. Дети получают огромное удовольствие от свободных движений, от сочетания музыки с пластикой своего тела и жестов.
Особенностью данной программы является то, что она разработана специально для детского хореографического ансамбля «Юность», который существует на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Петровская детская школа искусств» (далее – МБУ ДО «Петровская ДШИ»).
Наш коллектив постоянно востребован, принимает активное участие в культурной жизни школы и нашего района.
Занятия в ансамбле не только прививают детям любовь к танцевальному искусству, позволяют им постичь эстетику движения, но и приобщают их к огромному богатству танцевального и музыкального народного творчества, способствуют формированию сплоченного детского коллектива.
Программа хореографического коллектива «Юность» имеет художественную направленность, способствует выявлению и развитию интересов ребенка, его творческих возможностей и личного потенциала. Она рассчитана на обучение детей хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение профессиональных навыков и путей их совершенствования. Занятия в ансамбле приобщают обучающихся к пониманию искусства танца и знакомят с богатейшей художественной культурой прошлого и настоящего России, способствуют формированию художественного вкуса и эстетических наклонностей в выборе своего имиджа, культуры общения, развитию творческой инициативы, способности к самовыражению в танце.
Данная программа является модифицированной комплексной (так как осваиваются классический, народный и современный детский танцы). Занятия по данной программе дают детям возможность социально адаптироваться, получить яркие эмоциональные впечатления от учебно-творческого процесса, от выступлений на концертах и конкурсах как итога личных устремлений, пика артистичности и выразительности, как высшей точки их большой коллективной работы.
Цели и задачи программы:
Цели:
- развитие творческого и духовного потенциала ребёнка средствами хореографии, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка в целом и его определённых способностей;
- оказание помощи воспитанникам в поиске профессиональной ориентации и
адаптации в современных условиях жизни;
- формирование устойчивой мотивации к хореографическому искусству.
Задачи:
Образовательные:
- формирование базовых хореографических навыков в области классического, народного и эстрадного танцев, элементарных навыков гимнастики, актерского мастерства, знание основных хореографических стилей и жанров;
- развитие исполнительских способностей учащихся;
-организация постановочной работы и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях и т.п.);
-включение родителей в образовательное пространство.
Развивающие:
- развитие творческих способностей и творческого воображения детей;
- развитие коммуникативных навыков;
- приобщение воспитанников к истории искусства танца;
- развитие интереса детей к традициям русской культуры;
- обучение детей приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
- воспитание трудолюбия. Формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту;
- воспитание художественно-эстетического вкуса, общей культуры личности ребёнка, способной адаптироваться в современном обществе;
- воспитание понимания значимости танца в жизни народа и лично воспитанника, чувства причастности к своему народу, его истории;
- формирование потребностей и навыков сохранения и укрепления здоровья;
- формирование у учащихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей, общей культуры личности.
Для осуществления целей и задач программы определены следующие разделы:
- «Введение» – дети знакомятся с хореографией как видом искусства, с правилами поведения в танцевальном классе и формой одежды.
- «Азбука классического танца» – знакомит с азами классического танца.
Дисциплина «Классический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин. Материал по классическому танцу является самым необходимым. Он служит средством для приобретения танцевальных навыков и общей культуры движения. Занятия классическим танцем даёт развитие танцевальной техники, шага, прыжка, гибкости, выворотности, музыкальности, помогает учащимся постоянно находиться в танцевальной форме.
Цели:
- развитие личности учащегося;
- социальная адаптация;
- формирование духовно-нравственных ценностей;
- укрепление здоровья;
- подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической сложности;
- воспитание трудолюбия;
- воспитание исполнительской культуры.
Задачи:
- формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;
- активизация мышления, развитие творческого начала;
- активизация интереса к классическому танцу;
- овладение навыками музыкально-пластического интонирования;
- совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных, исправление физических недостатков);
- развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания, формирование технических навыков;
- воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;
- формирование навыков коллективного общения;
- раскрытие индивидуальности.
При проведении урока необходимо руководствоваться следующими принципами:
- постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным;
- чередовать упражнения быстрые и медленные;
- темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с последующим ускорением;
- следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся;
- переводить на русский язык французские термины, принятые в классическом танце;
- объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;
- воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.
- «Народно-сценический танец».
Народно-сценический танец является основным предметом в ансамбле.
Данный предмет предполагает изучение многочисленных видов русского народного танца: хороводы, пляски, переплясы, кадрили, а так же национальную культуру разных народов: Украина, Белоруссия, Кавказ, Болгария, Испания, Венгрия, Греция, Италия и др., что позволяет расширить кругозор детей, развивает эмоциональность исполнения, помогает учащимся воспринимать особенности стиля и характера национальных танцев, а так же точно передавать национальную манеру народных танцев. Народные танцы, различные по рисунку и характеру исполнения, передают силу, бодрость, оптимизм народа, покоряют чарующей простотой, лиричностью, жизнерадостностью, говорят о богатстве национальной культуры. Особое внимание уделяется изучению танцевального материала на основе Русского танца, который богат своими красками, большим разнообразием движений, композиционных построений, форм (хороводы, кадрили, переплясы и пляски) и сюжетов (лирические, игровые, веселые и удалые).
Цели:
- ознакомление детей с богатством, разнообразием, самобытностью народного танца;
- воспитание любви к народному танцу, как части национальной культуры народа;
- приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;
- воспитание эмоциональной выразительности исполнения, умения точно передать национальный стиль и манеру народного танца;
- создание репертуара ансамбля.
Задачи:
- формирование знаний в области народной хореографической культуры;
- развитие эмоциональности и артистичности исполнения;
- овладение разнообразием стилей и манерой исполнения танцев разных народов;
- развитие исполнительских способностей учащихся.
- «Танцевальные этюды» – способствуют развитию танцевальности, эмоциональности.
- «Индивидуальные занятия» – работа с воспитанниками, не усвоившими материал из-за болезни, с вновь прибывшими детьми.
- «Постановочная работа» – знакомство с композицией танца.
«Азбука классического танца» - один из основных разделов, так как он является основой для различных направлений танцевального искусства, средством для приобретения танцевальных навыков и общей культуры движения.
«Народно-сценический танец» – также является одним из основных разделов, так как именно народный танец является основоположником всего танцевального искусства.
Для создания качественного репертуара ансамбля уже с 1-го года обучения ведётся «Постановочная работа».
Структура программы предполагает постепенное углубление знаний, развитие умений и навыков обучающихся, более глубокое усвоение материала путём последовательного прохождения по годам обучения с учётом возрастных и психологических особенностей детей. В младшую группу ансамбля принимаются дети, которые имеют хорошие физические, танцевальные и музыкальные данные, обладающие выносливостью и хорошей координацией движений. Система занятий в хореографическом коллективе «Юность» создаёт условия для многостороннего и гармоничного развития учащихся, их самовыражения, демонстрации своих способностей, укрепления здоровья, даёт уверенность в себе, формирует осанку и красоту тела.
Предполагаемые результаты реализации программы
Главным результатом программы является сплочённый детский коллектив с устойчивым интересом к выбранному виду деятельности.
Пройдя все этапы образовательного процесса в коллективе, наши воспитанники приобретут следующие знания, умения и навыки:
- навыки музыкально-ритмической деятельности, правильного и выразительного движения;
- эмоциональную выразительность;
- усвоение основ классического, народно-сценического, современного детского танцев, освоение хореографической терминологии;
- использование приобретенного творческого потенциала в процессе занятий и постановочной работе;
- понимание межличностных отношений в ходе общих дел;
- научатся аккуратности и дисциплинированности.
На основе данной программы формируется базовая культура личности ребёнка, включающая в себя потребность в здоровом образе жизни и укреплении его, воспитание потребностей к труду, как к первой жизненной необходимости и способу достижения жизненного успеха, формирование целеустремленности, воспитание свободной личности, развитие духовных потребностей к самопознанию.
Методы работы, используемые в реализации данной программы
В процессе хореографических уроков развитию у ребёнка стремления к творчеству, творческих способностей содействуют определенные методы и приёмы в организации образовательной деятельности. В связи с этим преподаватель для каждого упражнения, игры, танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, опираясь на следующие методы:
Метод показа. Разучивание нового движения или комбинации преподаватель начинает с точного безукоризненного показа.
Словесный метод. Методический показ не может обойтись без словесных пояснений. Происходит знакомство с методикой исполнения, специальными терминами. Так же преподаватель ставит перед учащимися определённые задачи, хвалит и предъявляет требования. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении: рассказ, беседа, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку. Очень важна интонация и эмоциональность преподавателя.
Наглядный метод - просмотр видеозаписей с выступлениями коллектива, а так же различных ансамблей танцев, фотографий, иллюстраций.
Музыкальное сопровождение, как методический приём. Преподаватель своими пояснениями помогает детям приобрести умение согласовывать движения с музыкой. Музыка, сопровождая движения, повышает качество их исполнения: выразительность, ритмичность, чёткость, координацию.
Игровой метод. Преподаватель подбирает такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей. Игра повышает интерес к предмету, вызывает весёлое настроение. Благодаря игре индивидуальность ребёнка находит выражение в коллективном творчестве. Игра развивает фантазию, воображение ребёнка, память, помогает самореализоваться. Форма занятия через игру позволяет быстрее добиться запоминания необходимых понятий и знаний.
Метод использования минимума танцевальных элементов при
максимуме их всевозможных сочетаний. Этот метод актуален на 1-ом году обучения. Детальная проработка небольшого количества движений даёт возможность их качественного усвоения, а большое количество сочетаний из этих элементов создаёт у детей впечатление новизны и даёт простор фантазии.
Практический метод - самостоятельное выполнение учащимися упражнений и танцевальных комбинаций.
Кроме того образовательный процесс строится с учётом основных педагогических принципов:
- систематичность и регулярность занятий;
- последовательность в овладении материалом;
- постепенность развития профессиональных данных учащихся, а также увеличения физической нагрузки и технической сложности (от простого к сложному);
- целенаправленность учебного процесса.
На всех этапах обучения воспитательная работа включает в себя организационную работу, коллективно-творческие мероприятия, совместную работу с родителями, участие в мероприятиях по плану работы МБУ ДО «Петровская ДШИ», так же теоретические занятия, где предполагается проведение инструктажей по технике безопасности (ТБ), различных бесед, занятия по истории хореографии.
Образование в системе хореографического ансамбля «Юность» предполагает и активную самостоятельную работу воспитанников по отработке и закреплению полученных знаний и умений, а также серьёзную внутреннюю работу по воспитанию необходимых качеств личности: терпение, трудолюбие, целеустремленность; чувства коллективизма, взаимопомощи, стремление к совершенству, гармонии. Осуществляя обучение, руководитель коллектива придерживается дифференцированного подхода к воспитанникам, учитывая их индивидуальные особенности, уважая их личность, создаёт условия для дальнейшего становления, развития всех её сторон и способностей, направляет творческий рост, строит отношения с учениками на принципах осознанной демократии и сотрудничества.
Неотъемлемой частью жизни коллектива и важнейшим условием эффективности реализации программы является включение родителей в деятельность коллектива. Практика показала, что сотрудничество с родителями нужно организовывать по нескольким направлениям:
- помощь в оформлении костюмов;
- помощь в материальном оснащении концертной деятельности;
- совместное участие в досуговых мероприятиях.
Главными показателями результативности и эффективности реализации программы являются стабильность, благополучие и высокая сохранность детского коллектива.
Особенности возрастных групп детей
Решение задач, выдвигаемых данной программой, требует особого подхода к каждой группе детей: психология и физиология 6,7 - летнего ребёнка отличается от возможностей 9, 10 - летнего школьника; различаются также физические способности учащихся, танцевавших ранее и не имевших хореографической подготовки.
Особенность набора детей в хореографический коллектив «Юность» состоит в том, что придти туда может ребёнок и подросток с разным уровнем подготовки.
Основной курс включает группы детей разного возраста и примерно соответствует схеме:
1 года обучения (1 класс): 6-8 лет
2 год обучения (2 класс): 9-10 лет
3 год обучения (3 класс): 11-12 лет
4 год обучения (4 класс): 13-14 лет
5 год обучения (5 класс): 15- 17 лет
Набор в 1 класс достигает количества поступающих до 16 человек. Практика работы с детьми показала, что иногда возрастные границы условны: если ребёнок не соответствует уровню исполнительских навыков, но по возрасту должен заниматься в определённой группе, то существует два варианта включения его в ансамбль. Первый, когда с согласия родителей ребёнок переходит в группу на ступень ниже. Второй, чаще применяемый на практике, когда с ребёнком проводятся индивидуальные занятия с целью приобретения навыков начального курса.
1 класс
Режим работы: 2 раза в неделю по 1,5 - 2 академических часа, равных 45 минутам.
Учебно-тематический план
Обучающийся на первом году обучения начинает серьёзно знакомиться с искусством хореографии. Очень важно заинтересовать его. От этого зависит успех дальнейшего процесса обучения.
Идет освоение таких процессов как:
- вводное занятие
- азбука музыкального движения;
- классический танец;
- партерная гимнастика или партерный тренаж;
- постановочная деятельность;
- репетиционная деятельность;
- организационно-педагогическая.
Учащиеся знакомятся и осваивают азы хореографии, слушают музыку и считают под музыку, вырабатывают профессиональные данные (эластичность мышц, выворотность, шаг, прыжок, гибкость).
1. Введение.
Проводится инструктаж по технике безопасности:
1. Правила поведения на уроке.
2. Правило дорожного движения (из школы домой).
3. Беседа о коллективе, о том, чем будут заниматься дети.
2. Азбука музыкального движения
Этот раздел знакомит ребенка с точками зала, с различными перестроениями из линии в колонки, из одного рисунка в другой с возвращением в первоначальный рисунок. Все это исполняется под музыку. Осваивается музыкальный ритм 1/4, 2/4, 4/4, сильные и слабые доли в музыке (в виде игры – «хлопки», «притопы»). Формируется понимание зависимости движения от характера музыки.
3. Элементы классического танца
(движения классического танца)
Основной задачей учебного года является постановка корпуса, ног, рук, и головы, овладение первыми навыками координации движений.
В начале проводить занятия следует на середине класса для того, чтобы ученики смогли правильно ощутить постановку корпуса. Дети должны почувствовать и достичь устойчивости своего тела без помощи станка и добиться небольшой выворотности ног, мышечной организованности тела, без какого- либо напряжения.
Экзерсис на середине зала:
- Понятие «Классический танец»
- Поклон. М/р-4/4.
- Понятие середина, палка (станок) allegro.
- Точки зала.
- Постановка корпуса на середине зала при неполной выворотности в I позиции ног.
- Изучение позиций рук: I, II, III. М/р.- 4/4
- Подготовительное положение рук. М/р.- 4/4
- Позиции ног I, II, III.Ь/р-4/4
- I port de bras с остановками (паузами). М/р-4/4
- Понятие положения корпуса infuse и epaulment s
- Сгибание ног в коленном суставе М/п-2/4.
- Бег на месте с продвижением вперед – М/р.- 2/4
а) ноги, сгибаясь в коленном суставе, поднимаются коленом вверх.
б) ноги, сгибаясь в коленном суставе, пятками достигают до ягодичных мышц.
13. Беговым движением (вариант «а» или «б») образовать линию, круг с возвращением обратно в линию. М/р.- 2/4.
14. Подскоки на месте, вокруг себя, по диагонали М/р.- 2/4
- Боковой галоп из точки 7 в точку 3, из точки 5 в точку 8, из точки 6 в точку 2.
- Трамплинные прыжки по IV позиции.
- Наклоны корпуса вперед, в сторону, назад. М/р.- 4/4, М/р2/4.
Экзерсис у палки:
- Постановка корпуса. М/р.- 4/4
- Позиции ног I, II, III.М/р-4/4
- Demi plie лицом к палке по I, II, III позиции (I полугодие), V позиция (II полугодие). М/р.- 4/4
- Battement tendu вперед, в сторону, назад из Iпозиции, позднее из V позиции. М/р.- 2/4
- Battement tendu jete вперед, в сторону, назад (из I позиции, Vпозиции). М/р.- 4/4
- Passé par terre. М/р.- 4/4
- Rond de jambe par terre. М/р.- 4/4 или М/р.- 3/4
- Rond de jambe par terre на demi plie.
- Положение ноги на sir le cou-de-pied (спереди и сзади). М/р.- 2/4
- Battement fondu. М/р.- 4/4
- Releve’ lent на 45’. М/р.- 4/4
- Releve (поднимание на полупальцы). М/р.- 4/4 М/р.- 2/4
- Balance (покачивание). М/р.- 2/4
- Pas de bourree (переступание). М/р.- 3/4
Allegro
- Sauté по I позиции ног лицом к станку. М/р.- 2/4
- Sauté по V позиции ног лицом к станку. М/р.- 2/4
- Sauté по V и I позиции на середине зала. М/р.- 2/4
- Трамплинные прыжки по VI позиции ног на середине зала (с различными акцентами). М/р.- 2/4
3. Партерный экзерсис на небольшом коврике.
- Упражнения для стоп: вытянуть подъем ног, а потом сократить его (в положении лежа на спине). М/р.- 2/4
- Упражнение для выворотности: стопы ног из позиции VI разводятся в стороны до I позиции, а потом возвращаются в исходное положение. М/р.- 2/4
- Лягушка в положении сидя. М/р.- 4/4
для развития шага: М/р.- 4/4
- поднимание ног из положения лежа;
- ноги разведены в стороны, наклоны корпуса в низ, стараясь животом и грудью достать пол, руки вытянуты в перед;
- наклоны корпуса в сторону (через бок) из положения сидя, ноги раскрыты на широкую II позицию.
4. Прогиб корпуса назад (из положения лежа на животе) ноги вместе по VI позиции. М/р.- 4/4
- Прогиб корпуса назад (из положения лежа на животе) ноги вместе по II позиции. М/р.- 4/4
- « мостик» в положении лежа на животе. М/р.- 4/4.
4. Элементы народного танца.
В этом году обучения даются основные понятия народный танец. Проучиваются народные движения, которые в дальнейшем встречаются в репертуаре коллектива и которые нужны будут для составления комбинаций.
Дети знакомятся с культурой той или иной национальности.
На занятиях используется показ педагога и иллюстративный материал, видеоматериал.
Экзерсис на середине зала
- Знакомство с понятием «Народный танец».
- Прямые позиции ног: I, II, III.
- Понятие: каблук, носок.
- Приставные шаги.
- Притопы.
- Двойные притопы
- Ход по линиям, по кругу, по диагонали с изменением музыкального ритма.
М/р.- 4/4, М/р.- 2/4
- Четкий ход на месте с подниманием ноги, сгибая ее в коленном суставе, колено направлено вверх. М/р.- 2/4
- Ход с продвижением вперед, назад, вокруг себя, в сторону.
- Подскоки на месте, вокруг себя (по точкам зала), по диагонали, с продвижением вперед, назад. М/р.- 2/4.
- Открывание рук в сторону- II позиция и возвращение их в исходное положение.
М/р.- 2/4.
- Demi plie по VI позиции. М/р.- 2/4.
- Releve по VI позиции ног. М/р.- 3/4, М/р.- 2/4.
- Соскок на II позицию, VI позицию ног. М/р.- 2/4.
- Тройные притопы.
- Чередование 2х и3х притопов в пол. М/р.- 2/4.
Движения русского танца:
- Тройной русский ход. М/р.- 4/4.
- Боковые приставные шаги. М/р.- 2/4.
- Приставные шаги с выносом ноги на каблук в сторону. М/р.- 2/4.
- «Ковырялочка» с притопом в VI позиции. М/р.- 2/4.
- «Ковырялочка» с тройным притопом в VI позиции. М/р.- 2/4.
- Удар правой ногой - подскок на левой ноге и 2 мя ударами в пол (правой и левой ногой). М/р.- 2/4.
Изучение движений «белорусского танца»:
- Бег с выбрасыванием ноги вперед. М/р.- 2/4.
- Соскок по II позиции. М/р.- 2/4.
- Тройной соскок- притоп. М/р.- 2/4.
- «Ковырялочка на небольшом прыжке. М/р.- 2/4.
- Соскок во II позицию по точке вокруг себя. М/р.- 2/4
5. Постановочно-репетиционная деятельность.
На первом году обучения учащиеся знакомятся с постановочной деятельностью на уроках народно- характерного танца, который выражается в этюдах. Отрабатываются этюдные танцевальные формы на пройденный материал.
6. Организационно-педагогическая деятельность.
Этот раздел включает в себя посещение отчетных концертов других детских коллективов, детских ансамблей. Посещение балетного спектакля или просмотр его на видеокассете.
Знакомство с историей хореографического искусства, просмотр балета «Щелкунчик». Музыка П. Чайковского, постановка Л. Иванова.
Беседы:
- Зарождение танцевального искусства.
- Танец на Руси
- Скоморохи
6. Репетиционная работа.
Освоение правильного исполнения техники движений, запоминаний этюдов, композиций, танца путем многократного повторения. Работа над художественным образом.
8. Концертная деятельность.
Участие в отчетных концертах и открытых уроках.
Знания, умения и навыки I года обучения.
В течение года дети изучают движения программы I года обучения.
На открытом занятии, которое проводится в первом полугодии и в конце года, дети показывают освоение программы. В конце года они исполняют русский и белорусский этюды, построенные на элементах, которые даны в программе.
Критерии и форма оценки знаний.
Два раза в год для родителей проводятся открытые уроки, где дети показывают приобретенные знания, умения и навыки. Так же оценка знаний проводится по карте результатов освоения программы.
№ | Тема занятий | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Азбука музыкального движения | 28 | 4 | 24 |
3 | Элементы классического танца | 27 | 2 | 25 |
4 | Элементы Par terre - гимнастика | 33 | 4 | 29 |
5 | Постановочная работа | 8 | 4 | 4 |
6 | Репетиционная работа | 9 | - | 9 |
7 | Концертная деятельность | 8 | - | 8 |
8 | Организационно-педагогическая | 2 | - | 2 |
9 | Элементы народного танца | 14 | 2 | 12 |
10 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Всего: | 132 | 17 | 115 |
2 класс
Режим занятий: 2 – 3 раза в неделю по 1,5-2 академических часа, равных 45 минутам. Увеличение нагрузки соответствует принципам регулярности и систематичности; при этом более равномерно распределяется сама нагрузка. Кроме того, при занятиях три раза в неделю появляется возможность несколько снизить плотность тренировочного процесса и больше времени уделить объяснению наиболее сложных моментов и индивидуальной работе с воспитанниками, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Учебно – тематический план:
1. Введение
Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок.
2. Азбука классического танца и партерная гимнастика.
1. Вводное занятие:
- инструктаж по технике безопасности (ТБ),
- беседа о классическом танце;
- повторение пройденного материала.
2. Партерный экзерсис:
- сокращение и вытягивание стоп;
- rond стопой, броски на 45 град.;
- медленные и резкие наклоны корпуса к ногам;
- упражнения на развитие гибкости;
- упражнения на развитие шага;
- продольные и поперечные шпагаты.
3.Экзерсис у станка (лицом к станку)
- Demi plie по позициям.
- Battements tendus: c demi plie в I позиции в сторону, вперед, назад; из V позиции, с опусканием пятки во II позицию; с demi plie во II позицию без перехода с опорной ноги.
- Passe par terre (проведение ног вперед и назад через I позицию).
- Понятие направлений en dehors et en dedans.
- Demi raud de jambe par terre en dehors et en dedans.
- Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
- Battements tendus jetes: с I и V позиций в сторону, вперед, назад .
- Положение ноги sur le cou-pied вперед и назад (обхватное, для battements frappes).
- Battements frappes в сторону, вперед, назад. Вначале носком в пол.
- Releves на полупальцах в I, II и V позициях, с вытянутых ног и с demi-plie.
- Battements – tendus plie – soutenus – вперед, в сторону, назад.
- Preparation для rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
- Положение ноги sur le cou-de-pied («условное» для battements fondus).
- Battements fondu в сторону, вперед, назад, носком в пол
- Grand plie в I, II, V, VI позициях.
- Grand battements jetes с I и V позиция – вперед, в сторону, назад.
- Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).
4.Упражнения на середине зала:
- Поклон;
- Основные положения корпуса: en fase, epaulement croisee;
- 1e port de bras;
- Demi plie в 1 позиции;
- Battement tendu в сторону в 1 позиции.
5.Allegro (прыжки проучиваются, стоя лицом к станку):
- подготовка к pas soute (лицом к станку);
- pas soute по 1 позиции.
- «Трамплинные» прыжки на середине и по диагонали;
- Temps saute в 1, 2 позициях;
- Подготовка к pas shene;
- Pas shene по диагонали.
3.Народно-сценический танец.
Темы:
1. Вводное занятие:
- Обсуждение планов учебного года.
- Повторение пройденного материала.
2. Экзерсис на середине зала:
- Поклон в русском характере.
- Port de bras с работой корпуса в сочетании с шагами и ходами.
- «Моталочка» с фиксацией ноги назад и вперед.
- «Молоточки», «Ковырялочка» с притопом – должны сочетаться в
комбинации, меняя ракурс. Добавляется работа головы, рук и корпуса.
- «Веревочка» - простая и двойная на demi plie и полупальцах.
- «Переборы» (исполняются на полупальцах):
а) простые;
б) тройные с фиксацией ноги наверх.
- «Ключ» - полключа и ключ с двух ног на подскоках.
- Дроби, дробные ходы – на месте, с продвижением вперед, в повороте.
Можно сочетать с притопами, с «ключом»:
а) дробный ход с каблука;
б) «трилистник» с двумя притопами;
в) дробный боковой ход из 3 поз.
- «Подбивка» по 6 поз. на полупальцах.
- Движения с хлопушками (мальчики) – по бедру, голени, груди. Сочетать с хлопками и ударами ногой.
- «Присядки» - сочетаются в комбинациях:
а) присядка – нога на 45 гр.;
б) присядка с проскальзыванием на каблуках одной ногой вперед, другой
назад;
в) с вскакиванием на носки (колени внутрь) и перескоком на каблуки (колени
развернуть);
г) с «ковырялочкой» и др.
- Подготовка к вращениям: работа головы.
- «Припадания» по 3 поз.;
3. Движения по диагонали:
Девочки:
- Комбинация подготовки к вращениям.
- «Колесо»;
- Grand battement с хлопком;
- Подготовка к вращению «Schene».
- Подготовка к вращению «Бегунок».
- Подготовка к вращению на каблук.
- Различные комбинации в сочетании с дробями, вращениями, бегом.
Мальчики:
- «Мячик» в полуповороте.
- Различные виды присядок и хлопушек в продвижении.
- «Ползунок»
4.Танцевальные комбинации на материале русского и белорусского танцев.
5.Основные движения танцев Прибалтики:
- Основные положения рук.
- Основной ход, шаг польки, подскоки на месте и вокруг себя.
- Движения с хлопками и поклонами.
- Галоп в сторону с поворотом.
- Переступания с подскоком и поворотом.
6.Хореографический номер на материале русского танца (например, «Озорные посиделки») и белорусского танца (например, «Микита» или «Крыжачок»).
4. Танцевальные этюды, танцы
- Классическая композиция.
- Этюд в современных ритмах.
5. Постановка
1. Знакомство с музыкальным материалом и разводка танцев. Репетиция – отработка и соединение элементов.
2. Концертная деятельность.
Участие в мероприятиях школы, района, области, конкурсах, фестивалях.
6. Индивидуальная работа
Ожидаемые результаты
Воспитанник должен знать:
- термины азбуки классического танца.
Воспитанник должен уметь:
- грамотно исполнять элементы классического и народного танца;
- работать над выразительностью исполнения танцевального репертуара.
Критерии и форма оценки знаний
Два раза в год для родителей проводятся открытые уроки, где дети показывают приобретенные знания, умения и навыки. Так же оценка знаний проводится по карте результатов освоения программы.
№ | Содержание и виды работы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Специальная танцевально-художественная работа: - постановочная - репетиционная | 25 25 | 2 2 | 23 23 |
3 | Азбука музыкального движения | 20,5 | 5,5 | 15 |
4 | Элементы классического танца | 25 | 3 | 22 |
5 | Элементы народного танца | 25 | 5 | 20 |
6 | Ритмика | 12 | 2 | 10 |
7 | Партер | 15 | 2 | 13 |
8 | Танцевальная импровизация | 10 | - | 10 |
9 | Беседы | 6 | 6 | - |
10 | Прослушивания музыкального материала | 5 | - | 5 |
11 | Просмотры видеоматериалов | 5 | - | 5 |
12 | Организационная работа | 5 | - | 5 |
13 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Всего: | 181,5 | 28,5 | 153 |
3 класс
Режим работы: 2 - 3 раза в неделю по 2 академических часа, равные 45 минутам. Увеличение нагрузки соответствует принципам регулярности и систематичности; при этом более равномерно распределяется сама нагрузка. Кроме того, при занятиях три раза в неделю появляется возможность несколько снизить плотность тренировочного процесса и больше времени уделить объяснению наиболее сложных моментов и индивидуальной работе с воспитанниками, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Учебно – тематический план
1. Введение.
Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок.
2. Азбука классического танца и партерная гимнастика.
Темы.
1. Вводное занятие:
- Инструкция по Т.Б.;
- Беседа о классическом танце;
- Повторение пройденного материала.
2.Партерный экзерсис:
- упражнения для развития выворотности, гибкости;
- упражнения для укрепления основных групп мышц;
- упражнения для развития шага;
- Продольные и поперечные шпагаты.
3.Экзерсис у станка (одной рукой за палку):
- Demi и grand plie в 1,2,5 позициях;
- Battement tendu с 5 поз. в сторону, вперед и назад;
- Battement tendu pour le pied (опускание пятки во 2 позицию) с 5 поз.;
- Rond de gambe par terre en dehors и en dedans с 5 поз.;
- Battement tendu gete с 5 поз.;
- Battement tendu gete pigue (колющий батман) с 1,5 поз.;
- Положение ноги sur le cou de pied учебное (обхватное);
- Battement frappe (ударный батман) носком в пол, во 2м полугодии на 30 градусов по всем направлениям;
- Battement fondu (тающий батман) носком в пол по всем направлениям;
- Relewe в 1,2,5 поз. с вытянутых ног и с demi plie;
- Battement relewe lant (все направления) на 45 град., во 2м полугодии на 90 градусов;
- Battement retires (поднимание ноги в положении из 5 позиции sur le cou de pied и до колена);
- Grand battement gete (большой бросковый батман) по всем направлениям с 1, 5 позиций;
- Третье port de bras;
- Полуповороты в 5 поз. на двух ногах с переменой ног на полупальцах с вытянутых ног и с demi plie.
4.Экзерсис на середине зала:
- Demi и grand plie в 1,2,5 позициях;
- 1 и 2 port de bras;
- Battement tendu (все направления) в 1 поз., со 2 полугодия по 5 поз. en fas;
- Relewe на полупальцы с вытянутых ног по 1,2,5 позициям;
- Pas de bourre simple (с переменой ног) en fas.
5.Allegro:
- Трамплинные прыжки;
- Temps saute по 1,2,5 поз.;
- Shangement de pied en fas;
- Pas echappe во 2 поз.;
- Pas assemble в сторону;
- Sissonne simple (проучить у станка с b.tendu);
- Вращения по диагонали: chaines.
3.Народно-сценический танец.
Темы.
1. Вводное занятие:
- Обсуждение планов учебного года.
- Беседа по истории хореографии.
2. Экзерсис у станка (в 1-м полугодии движения проучиваются лицом к станку, со 2-го полугодия – одной рукой за палку):
- Releve на полупальцы по всем позициям.
- Demi plie, grand plie по 1,2,5,6 позициям.
- B.tendu с подъемом опорной пятки (перевод ноги с носка на каблук) с 1-ой, позднее из 5 позиции по всем направлениям.
- B.tendu gete с полуприседанием на оп.ноге (маленькие броски с сокращением стопы). Проучивается с 1 позиции, позднее боком к станку из 5 поиции. и с работой пятки опорной ноги.
- Каблучное низкое по 5 позиции (вынесение ноги от щиколотки на каблук).
- Preparation к rond de gambe par terre из 1 позиции.
- Demi rond по точкам на 180 гр. Боком к станку по 1 позиции.
- Rond de gambe par terre, rond de pied из 5 поз. (круговое движение носком работающей ноги по полу и ребром каблука по полу).
- Подготовка к «веревочке» - скольжение работающей ноги по опорной ноге:
а) на всей стопе;
б) на d.plie в 5 поз.
в) с разворотом бедра.
- «Веревочка» простая и двойная из 5 позиции.
- B.fondu на 45 градусов (низкие развороты работающей ноги).
- Flic-flac по 6 позиции – мазки подушечкой ненапряженной стопы по полу от
себя к себе.
- Grand battement gete по всем направлениям.
- «Дробные выстукивания»:
а) простые;
б) комбинированные;
в) «каблучки».
- B.relevelant с сокращением стопы (крестом).
- Gr.b.gete – большие броски в трех направлениях:
а) на всей стопе;
- Прыжки:
а) с натянутыми и сокращенными стопами по 6 поз.;
б) с поджатыми ногами по 6 поз.;
в) с подтянутыми к груди коленями;
г) разножка по1и 6 поз.;
д) с поджатыми ногами по 1 поз.;
е) чередование всех видов прыжков.
- Preparation – подготовка к исполнению движения (рука закрывается на
пояс).
3.Экзерсис на середине зала (все движения даются в комбинациях).
- Комбинация «Моталочка» с «Молоточками».
- Комбинация «Веревочка»:
а) простая с переступаниями;
б) двойная с переступаниями;
в) с выносом ноги на каблук;
г) с «косыночкой».
- Комбинации с дробными выстукиваниями – простые, сложные, синкопированные.
- Различные «подбивки», «переборы» на месте и в продвижении.
- Вращения по 2 поз. на месте (оттолкнуться рабочей ногой и выполнить поворот на 360 гр.).
- Подготовка к вращению «Поджатый тур» (бег на месте с правой и левой ноги и поджатый прыжок).
4.Движения по диагонали:
Девочки:
- Вращение «Schene».
- Вращение «Бегунок».
- Вращение «Блинчики».
- «Ножницы».
Мальчики:
- Всевозможные хлопушки в комбинациях.
- Присядка с grand battement.
5.Танцевальные комбинации на материале русского, белорусского и прибалтийского танцев.
6. Хореографические комбинации на основе разученных движений.
4. Танцевальные этюды, танцы.
5. Постановка. Знакомство с музыкальным материалом и разводка танцев. Репетиция – отработка и соединение элементов.
Концертная деятельность.
Участие в мероприятиях школы, района, области, конкурсах, фестивалях.
6. Индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты
Воспитанник должен знать:
- названия новых классических хореографических элементов и связок.
Воспитанник должен уметь:
- выполнять движения и комбинации у станка и на середине в ускоренном темпе;
- согласовывать движения корпуса, рук, ног при переходе из позы в позу;
- знать и выполнять правила сценической этики.
Два раза в год для родителей проводятся открытые уроки, где дети показывают приобретенные знания, умения и навыки. Так же оценка знаний проводится по карте результатов освоения программы.
№ | Содержание и виды работы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Специальная танцевально-художественная работа: - постановочная - репетиционная | 44 44 | 4 4 | 40 40 |
3 | Азбука музыкального движения | 5 | - | 5 |
4 | Элементы классического танца | 35 | 3 | 32 |
5 | Элементы народного танца | 35 | 3 | 32 |
6 | Элементы современного танца | 10 | - | 10 |
7 | Индивидуальная работа | 5 | 1 | 4 |
6 | Танцевальные этюды | 4 | - | 4 |
8 | Танцевальная импровизация | 4 | - | 4 |
9 | Беседы | 2 | - | 2 |
10 | Прослушивания музыкального материала | 2 | - | 2 |
11 | Просмотры видеоматериалов | 2 | - | 3 |
12 | Организационная работа | 3 | - | 3 |
13 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Всего: | 198 | 15 | 183 |
4 класс
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 – 2,5 академических часа, равный 45 минутам. Увеличение нагрузки соответствует принципам регулярности и систематичности; при этом более равномерно распределяется сама нагрузка. Кроме того, при занятиях три раза в неделю появляется возможность несколько снизить плотность тренировочного процесса и больше времени уделить объяснению наиболее сложных моментов и индивидуальной работе с воспитанниками, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Учебно – тематический плвн
1. Введение.
Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок.
2. Азбука классического танца и партерная гимнастика.
Темы.
1.Вводное занятие:
- Инструкция по Т.Б.;
- Беседа о классическом танце;
- Повторение пройденного материала.
2.Партерная гимнастика.
3.Экзерсис у станка:
- Проучивание 4 позиции ног;
- Demi, grand plie по 1,2,5 позициям с port de bras;
- Battement tendu soutenu (вытянутый батман с полуприседанием и сгибанием ног) в пол и на 45 град.;
- Battement tendu c demi plie в 4 позиции без перехода и с переходом с опорной ноги;
- Preparation для rond de gambe par terre;
- Battement tendu gete, b.t. gete picue по всем направлениям;
- Rond de gambe par terre en dehors и en dedans на demi plie;
- Battement fondu на 45 градусов;
-тBattemtnt frappe на 30 градусов;
- Relewe lant на 90 градусов;
- Grand battement gete по всем направлениям;
- Подготовительное упражнение для rond de gambe en lair;
- Pas tombe на месте;
- Relewe на полупальцы с работающей ногой в положении sur le cou de pied;
- Petit battement.
4.Экзерсис на середине зала:
- Основные положения корпуса: epaulement croisee, epaulement effasee;
- Demi, grand plie в 1,2,5 позициях;
- 1,2,3 port de bras;
- Battement tendu в 5 поз. в позах croisee et effasee c demi plie, c pour le pied;
- B.t.gete в 1,5 поз. en face (все направления);
- Relewe lant (все направления) на 45 град. en face;
- Pas de bourree simple с переменой ног en face;
- Pas balance;
- Temp lie par terre c port de bras.
5.Allegro:
- Pas soute из 1,2,5 позиций;
- Pas echappe во 2 поз.;
- Pas assemble в сторону;
- Sissonne simple c pas assemble;
- Pas gete en face;
- Pas glissade в сторону;
- Changement de pied en face;
- Pas shene по диагонали;
- Подготовка к tour en dedans по диагонали;
- Подготовка к tour по 5 поз. на середине зала.
3.Народно-сценический танец.
Темы.
1.Вводное занятие:
- Обсуждение планов учебного года.
- Повторение пройденного материала.
2.Экзерсис у станка:
- Комбинация demi и gr.plie с разворотом стоп, с работой рук и перегибаниями корпуса по всем позициям.
- B.tendu:
а) с работой пятки оп.ноги;
б) с ударом стопой рабочей ноги в момент прихода в позицию.
- B.t.gete крестом – все виды, как в b.tendu.
- «Веер» - маленькие броски от щиколотки оп.н. с вытянутой стопой.
- Комбинация rond de gambe par terre, rond de pied.
- «Каблучное» - дополняется проучиванием высокого каблучного, исполняется крестом с работой рук и головы.
- Подготовка к «Веревочке» - переводы согнутой ногой назад с двумя пристукиваниями и с добавлением прыжка.
- «Веревочка» - простая и двойная из-за такта и в такт поочередно.
- B.fondu на 30 гр. В чистом виде с работой руки и головы.
- Flic-flac с акцентом от себя – комбинируется со всеми видами flic-flac, с дубль flac. Работают руки с корпусом. Позировки:
а) с ударом пятки оп.ноги;
б) с переборами и переступаниями;
в) с прыжками на оп.ноге и с tombe на работающую ногу.
- Pas tortille (змейка) – повороты стопы внутрь и наружу:
а) одинарные;
б) двойные.
- B.developpe – раскрывание работающей ноги на 90 гр. Добавляется
растяжка и port de bras.
- Дробные выстукивания – более сложные.
- Gr.battement gete – добавляется опускание на колено раб.ноги.
- «Голубцы» лицом к станку (девочки- маленькие, мальчики – большие:
высокий прыжок во время которого пр.нога подбивает л.н. подошвой о подошву).
- Комбинация присядок и закладок (мальчики).
- Все виды прыжков.
- Port de bras лицом к станку – перегибы корпуса в сторону, назад и круговые движения вправо и влево.
3.Экзерсис на середине зала.
- Комбинация русских поклонов (Архангельская область, Курская и Средняя полоса России).
- Лирическая комбинация (девочки) – исполняются всевозможные ходы, «припадания» с работой корпуса и рук.
- Мужская танцевальная комбинация - исполняются широкие мужские ходы, хлопушки, присядки.
- Комбинация «Веревочки» - с использованием «ковырялочки», «ножниц», «переборов» и др. движений.
- Комбинация «Моталочка» с «Молоточками» - все виды:
а) с задеванием пола каблуком и носком;
б) с акцентом на всю стопу;
в) с продвижением в сторону.
- Дробные выстукивания .
- Комбинация хлопушек (мальчики) – исполняется в сочетании с другими танцевальными движениями, присядкой, «ковырялочкой».
- Различные присядки на месте и в продвижении.
- Вращения на месте и по диагонали (девочки):
а) обертас;
б) туры с поджатыми ногами;
в) «голубцы» в повороте;
г) различные комбинации вращений.
- Вращения по кругу «Бегунок» - бег в повороте.
- трюки для мальчиков:
а) «щучка» с прямыми и согнутыми ногами;
б) «разножка» в воздухе;
в) тур по 6 поз.;
г) «Кузнечик» и др.
-танцевальные комбинации на основе разученных движений.
4. Танцевальные этюды, танцы.
5. Постановка.
Знакомство с музыкальным материалом и разводка танцев. Репетиция – отработка и соединение элементов.
Концертная деятельность.
Участие в мероприятиях школы, района, области, конкурсах, фестивалях.
6. Индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты
Воспитанник должен знать:
- новые обозначения классических элементов.
Воспитанник должен уметь:
- владеть корпусом во время поворотов;
- координировать положение рук во время больших прыжков;
- эмоционально и технически верно выступать перед зрителями;
- свободно и грамотно ориентироваться в терминологии классического танца;
- выражать образ с помощью движений;
- уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителей.
Формами оценки качества знаний учащихся служит:
- Открытые занятия для родителей.
- Периодические проверки знаний сдачи этюдов, объяснения правил исполнения какого - либо движения.
- Отчётный концерт.
- Участия в фестивалях и конкурсах, смотрах.
№ | Содержание и виды работы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Специальная танцевально-художественная работа: - постановочная - репетиционная | 45 45 | 3 3 | 42 42 |
3 | Азбука музыкального движения | 5 | - | 5 |
4 | Элементы классического танца | 35 | 3 | 32 |
5 | Элементы народного танца | 35 | 3 | 32 |
6 | Элементы современного танца | 20 | - | 20 |
7 | Элементы историко – бытового танца | 15 | 3 | 12 |
8 | Элементы бального танца | 15 | 3 | 12 |
9 | Танцевальная импровизация | 3 | - | 3 |
10 | Беседы | 2 | - | 2 |
11 | Прослушивания музыкального материала | 3 | - | 3 |
12 | Просмотры видеоматериалов | 2 | - | 2 |
13 | Организационная работа | 8 | - | 8 |
14 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Всего: | 234 | 19 | 215 |
5 класс
Данный год обучения – выпускной.
Режим занятий: 3,4 раза в неделю по 2 академических часа, равный 45 минутам. Увеличение нагрузки соответствует принципам регулярности и систематичности; при этом более равномерно распределяется сама нагрузка. Кроме того, при занятиях три - четыре раза в неделю появляется возможность несколько снизить плотность тренировочного процесса и больше времени уделить объяснению наиболее сложных моментов и индивидуальной работе с воспитанниками, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Учебно – тематический плвн
1. Введение.
Цели и задачи нового учебного года. Перспективный план работы по подготовке новых постановок, подготовка к выпускным экзаменам.
2. Азбука классического танца и партерная гимнастика.
Темы.
1.Вводное занятие:
- Инструкция по Т.Б.;
- Повторение пройденного материала.
2.Партерная гимнастика.
3.Экзерсис у станка: все пройденные элементы.
- Demi, grand plie по 1,2,5 позициям с port de bras;
- Battement tendu soutenu (вытянутый батман с полуприседанием и сгибанием ног) в пол и на 45 градусов;
- Battement tendu c demi plie в 4 позиции без перехода и с переходом с опорной ноги;
- Preparation для rond de gambe par terre;
- Battement tendu gete, b.t. gete picue по всем направлениям;
- Rond de gambe par terre en dehors и en dedans на demi plie;
- Battement fondu на 45 градусов;
-тBattemtnt frappe на 30 градусов;
- Relewe lant на 90 градусов;
- Grand battement gete по всем направлениям;
- Подготовительное упражнение для rond de gambe en lair;
- Pas tombe на месте;
- Relewe на полупальцы с работающей ногой в положении sur le cou de pied;
- Petit battement.
4.Экзерсис на середине зала: все пройденный элементы:
- Основные положения корпуса: epaulement croisee, epaulement effasee;
- Demi, grand plie в 1,2,5 позициях;
- 1,2,3 port de bras;
- Battement tendu в 5 поз. в позах croisee et effasee c demi plie, c pour le pied;
- B.t.gete в 1,5 поз. en face (все направления);
- Relewe lant (все направления) на 45 град. en face;
- Pas de bourree simple с переменой ног en face;
- Pas balance;
- Temp lie par terre c port de bras.
5.Allegro:
- Pas soute из 1,2,5 позиций;
- Pas echappe во 2 поз.;
- Pas assemble в сторону;
- Sissonne simple c pas assemble;
- Pas gete en face;
- Pas glissade в сторону;
- Changement de pied en face;
- Pas shene по диагонали;
- Подготовка к tour en dedans по диагонали;
- Подготовка к tour по 5 поз. на середине зала.
3.Народно-сценический танец.
Темы.
1.Вводное занятие:
- Обсуждение планов учебного года.
- Повторение пройденного материала.
- Обсуждение планов к выпускному экзамену.
2.Экзерсис у станка:
- Комбинация demi и gr.plie с разворотом стоп, с работой рук и перегибаниями корпуса по всем позициям.
- B.tendu:
а) с работой пятки оп.ноги;
б) с ударом стопой рабочей ноги в момент прихода в позицию.
- B.t.gete крестом – все виды, как в b.tendu.
- «Веер» - маленькие броски от щиколотки оп.н. с вытянутой стопой.
- Комбинация rond de gambe par terre, rond de pied.
- «Каблучное» - дополняется проучиванием высокого каблучного, исполняется крестом с работой рук и головы.
- Подготовка к «Веревочке» - переводы согнутой ногой назад с двумя пристукиваниями и с добавлением прыжка.
- «Веревочка» - простая и двойная из-за такта и в такт поочередно.
- B.fondu на 30 гр. В чистом виде с работой руки и головы.
- Flic-flac с акцентом от себя – комбинируется со всеми видами flic-flac, с дубль flac. Работают руки с корпусом. Позировки:
а) с ударом пятки оп.ноги;
б) с переборами и переступаниями;
в) с прыжками на оп.ноге и с tombe на работающую ногу.
- Pas tortille (змейка) – повороты стопы внутрь и наружу:
а) одинарные;
б) двойные.
- B.developpe – раскрывание работающей ноги на 90 гр. Добавляется
растяжка и port de bras.
- Дробные выстукивания – более сложные.
- Gr.battement gete – добавляется опускание на колено раб.ноги.
- «Голубцы» лицом к станку (девочки- маленькие, мальчики – большие:
высокий прыжок во время которого пр.нога подбивает л.н. подошвой о подошву).
- Комбинация присядок и закладок (мальчики).
- Все виды прыжков.
- Port de bras лицом к станку – перегибы корпуса в сторону, назад и круговые движения вправо и влево.
3.Экзерсис на середине зала.
- Комбинация русских поклонов (Архангельская область, Курская и Средняя полоса России).
- Лирическая комбинация (девочки) – исполняются всевозможные ходы, «припадания» с работой корпуса и рук.
- Мужская танцевальная комбинация - исполняются широкие мужские ходы, хлопушки, присядки.
- Комбинация «Веревочки» - с использованием «ковырялочки», «ножниц», «переборов» и др. движений.
- Комбинация «Моталочка» с «Молоточками» - все виды:
а) с задеванием пола каблуком и носком;
б) с акцентом на всю стопу;
в) с продвижением в сторону.
- Дробные выстукивания .
- Комбинация хлопушек (мальчики) – исполняется в сочетании с другими танцевальными движениями, присядкой, «ковырялочкой».
- Различные присядки на месте и в продвижении.
- Вращения на месте и по диагонали (девочки):
а) обертас;
б) туры с поджатыми ногами;
в) «голубцы» в повороте;
г) различные комбинации вращений.
- Вращения по кругу «Бегунок» - бег в повороте.
- трюки для мальчиков:
а) «щучка» с прямыми и согнутыми ногами;
б) «разножка» в воздухе;
в) тур по 6 поз.;
г) «Кузнечик» и др.
-танцевальные комбинации на основе разученных движений.
4. Танцевальные этюды, танцы.
5. Постановка.
Знакомство с музыкальным материалом и разводка танцев. Репетиция – отработка и соединение элементов.
Концертная деятельность.
Участие в мероприятиях школы, района, области, конкурсах, фестивалях.
6. Индивидуальная работа.
Ожидаемые результаты
Воспитанник должен знать:
- новые обозначения классических элементов.
Воспитанник должен уметь:
- владеть корпусом во время поворотов;
- координировать положение рук во время больших прыжков;
- эмоционально и технически верно выступать перед зрителями;
- свободно и грамотно ориентироваться в терминологии классического танца;
- выражать образ с помощью движений;
- уверенно и эмоционально выступать на сцене перед различными категориями зрителей.
Формами оценки качества знаний учащихся служит:
1.Открытые занятия для родителей.
2. Периодические проверки знаний сдачи этюдов, объяснения правил исполнения какого - либо движения.
3. Отчётный концерт.
4. Выпускные экзамены.
5. Участия в фестивалях и конкурсах, смотрах
Выпускник должен уметь:
- показать навыки владения техникой танца, выразительного исполнения комбинаций, нескольких танцевальных композиций, передать манеру исполнении;
- правильно воспринимать музыкальное сопровождение, соотносить движения с музыкой, передавать содержание музыки в танце;
- самостоятельно исполнять танцевальные композиции (синхронно, эмоционально и т.п.);
- владеть сценическим пространством, находить своё место в графическом рисунке танца, геометрическоё точности рисунка;
- иметь навыки коммуникации в танце, владеть этикетными нормами, принятыми в хореографическом классе;
- принимать участие в коллективной творческой деятельности.
знать:
- терминологию, принятую в классическом, народном, историко-бытовом и современном танце;
- творчество русских и зарубежных композиторов;
- творчество русских и зарубежных балетмейстеров и исполнителей, основные художественные направления хореографического искусства.
Выпускники должны быть не только грамотными исполнителями, но и подготовленными зрителями и слушателями с развитым художественным вкусом.
Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов:
1. Классический танец.
2. Народно-сценический танец.
Требования к уровню подготовки выпускника
Классический танец
- умение исполнять грамотно, выразительно и свободно освоенный программный материал; в соответствии с программными требованиями;
- освоение законченной танцевальной формы;
- знание и использование методики исполнения изученных движений;
- знание терминологии движений и основных поз;
- знания об исполнительских средствах выразительности танца;
- знание правил выполнения того или иного движения, ритмической раскладки;
- умение обоснованно анализировать своё исполнение и анализировать исполнение движений друг друга;
- умение находить ошибки, как у себя, так и в исполнении других;
- анализировать музыку с точки зрения темпа, характера, музыкального жанра;
- владение осознанным, правильным выполнением движений, самоконтроль над мышечным напряжением, координацией движений.
Народно-сценический танец
- знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народного танца;
- умение исполнять на сцене различные виды народного танца, произведения учебного хореографического репертуара.
Учебно – тематический план
№ | Содержание и виды работы | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2 | Специальная танцевально-художественная работа: - постановочная - репетиционная | 54 54 | 3 3 | 51 51 |
3 | Азбука музыкального движения | 5 | - | 5 |
4 | Элементы классического танца | 35 | 3 | 32 |
5 | Элементы народного танца | 40 | 3 | 37 |
6 | Элементы современного танца | 25 | - | 25 |
7 | Элементы историко – бытового танца | 15 | 3 | 12 |
8 | Элементы бального танца | 15 | 3 | 12 |
9 | Танцевальная импровизация | 3 | - | 3 |
10 | Беседы | 2 | - | 2 |
11 | Прослушивания музыкального материала | 3 | - | 3 |
12 | Просмотры видеоматериалов | 2 | - | 2 |
13 | Организационная работа | 8 | - | 8 |
14 | Итоговое занятие | 2 | - | 2 |
Всего: | 264 | 19 | 245 |
Материальное обеспечение программы
Просторный светлый зал с зеркалами; «станки», закреплённые на стене металлическими кронштейнами (расстояние от пола до нижней палки- 80 см, до верхней 100 см;
Пианино;
Музыкальный центр;
Телевизор, компьютер;
Видеомагнитофон;
Костюмы.
Методическое обеспечение
Иллюстрированный материал (журналы, книги, фотографии); аудио и видео кассеты; нотный материал.
Кадровое обеспечение
Балетмейстер – постановщик.
Концертмейстер.
Список литературы
1. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.
2. Смирнова М.В. Классический танец. - Выпуск 3. - М., 1988.
3. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. - М.: Музыка, 1990.
4.Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - Екатеринбург, 1999.
5.С.Руднева, Э.Фиш Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.СПб.,2000;
6.Искусство балетмейстера.Р.Захаров.М.,1954;
7.Сочинение танца.Р.Захаров.М.,1983;
8.Классический танец. История и современность.Л.Д.Блок,М.,1986;
9.Азбука хореографии.Т.Барышникова,СПб.,1996;
10.Школа танца для юных.И.Бурмистрова,К.Силаева,СПб.,2003.
11.Ваганова А.Я. Основы классического танца. СПБ.: издательство «Лань»,
2003.
12.Костровицкая В. 100 уроков классического танца, 1980.
13.Климов А. Основы русского народного танца, Москва, «Искусство» 1994.
14.Субботинский Е.В. «Ребенок открывает мир», Москва, 1991.
15.Конорова Е.В. «Эстетическое воспитание средствами хореографического
искусства», Москва 1953.
16.Бочкарева Н.И. Ритмика и хореография: Учебно-методический комплекс
для хореографических отделений школ искусств, КГАКиИ 2000-101С.
17.Ткаченко Т. Народный танец. Москва. Искусство, 1967.
18.Богданов Г. Работа над танцевальной речью. «Я вхожу в мир искусств» -