Статья

Байгузина Мария Владимировна

Статья на тему: "Приобщение младших школьников к балетному творчеству П.И Чайковского как средство развития познавательных универсальных учебных действий"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья21.31 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

К БАЛЕТНОМУ ТВОРЧЕСТВУ П.И.ЧАЙКОВСКОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД

Аннотация: В этой статье рассмотрены возможности развития познавательных УУД на уроках музыки, через приобщение младших школьников к балетному творчеству П.И. Чайковского.

Ключевые слова: технологии образования, саморазвитие, творчество, личность, школьник, реформатор, знаково-символические средства, учебно-деятельностный подход, моделирование

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивается. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обусловил необходимость создания новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса в школе в целом, к поиску и разработке новых моделей и технологий образования младшего школьника в частности. В качестве важнейших задач образования выдвинуты саморазвитие, самостоятельность, творчество ребенка, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном мире.

Как показало изучение современных образовательных стратегий, одним из наиболее перспективных путей достижения данной цели является формирование у школьников познавательных учебных действий, что находит свое отражение в современной концепции развития универсальных учебных действий (далее – УУД), разработанной группой авторов (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина и С. В. Молчанов) [1].

Авторы данной концепции утверждают, что формирование УУД обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

На начальной ступени образования особое значение имеет готовность школьников применять приобретенные знания и УУД в решении конкретных жизненных ситуаций. Уровень освоения УУД предопределяет успешность всего последующего обучения учащихся. Предмет «Музыка» всецело обеспечивает формирование всех видов УУД.

Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов нового поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания. На уроках музыки дети знакомятся с произведениями известных композиторов, например – П.И. Чайковским.

Чайковский глубоко национальный композитор. «Чайковский и музыка – это два нераздельных понятия, и до тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением…» – Л.Стоковский [3].

В историю музыки Чайковский вошёл и как реформатор жанра балета, открыв эру симфонического балета («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»).При изучении творчества П.И. Чайковского в начальных классах, необходимо развивать обобщенные представления, знания, умения и навыки. Слушание музыки: развитие умения учащимися сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение или его фрагмент с ярко выраженными жанровыми признаками (песня, танец, марш), и жизненным содержанием [1].

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться, при создании условий для повышения образовательного и воспитательного потенциала образовательных учреждений. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Основу универсальных учебных действий (УУД) составляет учебно-деятельностный подход.

УУД призваны конкретизировать требования к результатам образования и дополнить традиционное содержание образовательно – воспитательных программ.В результате формирования УУД в начальной школе по предмету «Музыка»: в сфере познавательных УУД учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования. Назначение учебного предмета «Музыка» в реализации данного подхода заключается в том, чтобы формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия через содержание самого предмета «Музыка» и релевантных способов организации музыкально-образовательной деятельности. Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкальной деятельности. Это и пение, и пластическое интонирование, игра на детских музыкальных инструментах и др.

Восприятие музыки является ведущим видом деятельности, т.к. исполнительство и творчество базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слышать характер, следить за развитием образа, слышать смену интонации, настроения. Слушание музыки – сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Для повышения качества восприятия нужно использовать различные подходы, приемы и методы развития восприятия музыки. Важнейшим методом является наглядно-слуховой. Это исполнение музыкального произведения учителем или прослушивание и просмотр записи. Такой записью может быть фрагмент балета П.И. Чайковского.

Творчество П.И. Чайковского очень многогранно. Это один из немногих композиторов 19 века, работавший во всех музыкальных жанрах: опере, балете, симфонии, концерте; сочинивший массу замечательных вокальных и инструментальных произведений для детей балеты, «Детский альбом», «Времена года». Наверное, не зря композитор старался охватить как можно больше жанров музыки. Ведь это даёт больше возможности передать настроение, раскрыть внутренний мир человека с его переживаниями, чувствами, состоянием души. Тонкий и глубокий психолог, Чайковский с огромной эмоциональной силой и убедительностью отразил духовный мир современников.

Таким образом, развитие познавательных УУД возможно через знакомство с балетным творчеством П.И. Чайковского.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Асмолова, А.Г. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] / А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 338 с.
  2. Аркина, Н. Е. Балет и литература / Н.Е. Аркина. – М.: Знание, 2007. –904 c.
  3. Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Литературные произведения и переписка /. – М, 1962. — 289с.