РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» 2 год обучения (4 класс)
Рабочая программа для ДШИ по классическому танцу 2 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassicheskiy_tanets_4_klass_5_doop.docx | 55.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская школа искусств имени С.В. Рахманинова
муниципального образования город Краснодар
Предметная область: исполнительская подготовка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ»
2 год обучения (4 класс)
Год разработки программы – 2019
Рассмотрено на заседании Методического объединения Протокол №______от______________ | Согласовано на заседании Методического Совета Протокол №______от______________ | Принято на заседании Педагогического Совета Протокол №______от______________ |
Утверждено
Приказ директора
МОУ ДОД ДШИ
имени С.В.Рахманинова
от___________ №_______
Программа разработана преподавателем
Саргаевой Ольгой Геннадьевной
Рецензент:
Заведующий методическим объединением
хореографического искусства, преподаватель
высшей квалификационной категории
БОУ ДОД ДШИ ст. Динская А.А.Кононенко
Рецензент:
Заслуженный работник культуры Кубани,
преподаватель высшей квалификационной
категории методического объединения
хореографического искусства
БОУ ДОД ДШИ ст. Динская О.А.Овчаренко
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе и с учетом «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ.
Учебный предмет «Классический танец» направлен на приобщение детей к хореографическому искусству, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения классического танца.
Содержание учебного предмета «Классический танец» тесно связано с содержанием учебных предметов «Ритмика», «Гимнастика», «Сценическая практика». Учебный предмет «Классический танец» является фундаментом обучения для всего комплекса танцевальных предметов, ориентирован на развитие физических данных учащихся, на формирование необходимых технических навыков, является источником высокой исполнительской культуры, знакомит с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры.
Данная программа приближена к традициям, опыту и методам обучения, сложившимся в хореографическом образовании.
Ее освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности.
- Срок реализации учебного предмета «Классический танец»
Срок реализации данной программы составляет 3 года.
3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Классический танец»:
Срок обучения 5 лет
Класс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Продолжительность учебных занятий (в нед.) | 35 | 35 | 35 | |||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | 3 | 3 | 3 | |||
Общее количество часов на аудиторные занятия | 315 |
Форма проведения учебных аудиторных занятий: групповая (от 5 до 12 человек).
Цель и задачи учебного предмета
Цель: формирование у обучающихся основных двигательных умений и навыков, приобретение ими начального комплекса знаний классического танца, развитие танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей.
Задачи:
- развитие интереса к классическому танцу и хореографическому творчеству;
- овладение учащимися основными исполнительскими навыками классического танца;
- развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти и музыкальности;
- освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения классическим танцем в пределах программы;
- стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;
- развитие двигательно-танцевальных способностей;
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств Министерства культуры Российской Федерации.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, посещение концертов и спектаклей для повышения общего уровня развития обучающегося);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Минимально необходимый для реализации программы «Классический танец» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- балетные залы площадью не менее 40 кв.м (на 12-14 обучающихся), имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), балетные станки (палки) длиной не менее 25 погонных метров вдоль трех стен, зеркала размером 7м х 2м на одной стене;
- наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано) в балетном классе;
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, содержания, обслуживания и ремонта балетных залов, костюмерной.
Содержание учебного предмета "Классический танец"
- Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Классический танец», на максимальную нагрузку обучающихся на аудиторных занятиях:
Срок обучения 5 лет
Распределение по годам обучения | ||||
Классы | 3 | 4 | 5 | |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | 35 | |||
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) | 3 | |||
Общее максимальное количество часов по годам (аудиторные занятия) | 105 | |||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения (аудиторные занятия) | 105 |
Аудиторная нагрузка по учебному предмету вариативной части образовательной программы в области искусств распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Требования по годам обучения
Настоящая программа включает основной комплекс движений – у станка и на середине зала и дает право преподавателю на творческий подход к ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей.
Обучение по данной программе позволяет изучать материал поэтапно, в развитии - от простого к сложному.
Урок состоит из двух частей - теоретической и практической, а именно:
а) знакомство с правилами выполнения движения, его физиологическими особенностями;
б) изучение движения и работа над движениями в комбинациях.
Урок состоит из 3-х частей - экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro.
Содержание программы
Второй год обучения
Основными задачами второго года обучения являются: развитие силы ног путем увеличения количества упражнений у станка и на середине зала; развитие устойчивости, освоения техники исполнения упражнения в более быстром темпе. Наряду с этим вводится более сложная координация движений за счет усложнения учебных комбинаций, использования поз на середине зала. Начинается ознакомление с техникой поворотов на двух ногах.
Экзерсис у станка
«Demi plie по I, II, V позициям»
«Grand plie по I, II, V позициям»
«Изучение battement tendu»
Тема 1. Battement tendu по V позиции в сторону, вперед, назад
«Изучение battement tendu jete»
Тема 1. Battement tendu jete по V позиции в сторону, вперед, назад
Тема 2. Изучение battement tendu jete pique
Тема 3. Изучение balancoir в сочетании с battement tendu jete
«Изучение rond de jambe par terre»
Тема 1. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans
Тема 2. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans
Тема 3. Изучение demi rond на demi plie
Тема 4. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans на demi plie»
«Изучение движения battement fondu»
Тема 1. Battement fondu в сторону на 45°
Тема 2. Battement fondu вперед, назад на 45°
«Изучение движения battement frappe»
Тема 1. Подготовка к движению battement frappe»
Тема 2. Battement frappe в сторону на 45°
Тема 3. Battement frappe вперед, назад на 45°
«Изучение движения rond de jambe en lair
Тема 1. Подготовка к исполнению движения rond de jambe en lair (сгибание и разгибание ноги)
Тема 2. Изучение rond de jambe en lair en dehors
Тема 3. Изучение rond de jambe en lair en dedans
«Изучение pas de bouree semple»
Тема 1. Pas de bouree semple лицом к станку на месте
Тема 2. Pas de bouree semple лицом к станку с продвижением en dehors
Тема 3. Pas de bouree semple лицом к станку с продвижением en dedans
«Изучение движения battement releve lent на 45° во всех направлениях»
«Изучение grand plie по IV позиции»
«Изучение движения grand battement jete во всех направлениях»
«I port de bras как заключение к различным упражнениям»
«III port de bras как заключение к различным упражнениям»
«Изучение releve»
Тема 1. Releve по I, II, V позициям
Тема 2. Releve по IV позиции
Тема 3. Releve с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied впереди («условное»)
Тема 4. Releve с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied впереди («обхватное»)
Тема 5. Releve с работающей ногой в положении sur le cou-de-pied сзади
«Изучение полуповоротов у станка»
Тема 1. Полуповорот en dehors
Тема 2. Полуповорот en dedans
Экзерсис на середине зала
«Изучение поклона»
«Demi plie по I, II, V позициям»
«Grand plie по I, II, V позициям»
«Изучение releve»
Тема 1. Releve по I, II, V позициям
Тема 2. Releve по IV позиции
«Изучение battement tendu»
Тема 1. Battement tendu по V позиции в сторону, вперед, назад
Тема 2. Изучение double battement tendu
«Изучение battement tendu jete во всех напрвлениях»
«Изучение rond de jambe par terre»
Тема 1. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans
Тема 2. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans
«Изучение движения battement fondu»
Тема 1. Battement fondu в сторону на 45°
Тема 2. Battement fondu вперед, назад на 45°
«Изучение движения grand battement jete»
Тема 1. Grand battement jete в сторону
Тема 2. Grand battement jete вперед и назад
Allegro
«Изучение temps leve soute по I, II, V позициям»
«Изучение changement de pied»
«Изучение pas echаppe по II и IV позициям»
Методические рекомендации
При изучении grand plié по V позиции очень важно следить за ногой, которая стоит сзади, т.е. колено должно быть направлено точно в сторону, особенно когда встаем из grand plié. При работе над устойчивостью следить за подтянутостью бедер и живота. Можно объяснить учащимся, что для того, чтобы живот был подтянут, нужно хорошо чувствовать пупок.
Для укрепления мышц спины важно держать лопатки, направляя их вниз. Сильно вытянутые и подтянутые вверх колени также работают на развитие устойчивости.
При изучении прыжков с двух ног на одну обязательно объяснять учащимся, что при приземлении корпус должен быть собран, бедра и плечи – держат «квадрат», опорная нога очень сильная.
Требования к контрольному уроку
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать и уметь:
- анализировать танцевальную музыку;
- знать правила выполнения движений;
- знать структуру и ритмическую раскладку;
- замечать ошибки в исполнении других и уметь предложить способы их исправления;
- координировать движения ног, корпуса и головы в умеренном темпе;
- уметь танцевать в ансамбле;
- оценивать выразительность исполнения;
Формы и методы контроля, система оценок
Оценка качества реализации программы "Классический танец" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на различных выступлениях: контрольных уроках, экзаменах, и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков, зачетов и экзаменов.
Контрольные уроки, зачеты и экзамены могут проходить в виде просмотров концертных номеров. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Критерии оценки качества исполнения
По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3
Оценка | Критерии оценивания выступления |
5 («отлично») | технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения; |
4 («хорошо») | отметка отражает грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в техническом плане, так и в художественном); |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: неграмотно и невыразительно выполненное движение, слабая техническая подготовка, неумение анализировать свое исполнение, незнание методики исполнения изученных движений и т.д.; |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием нерегулярных занятий, невыполнение программы учебного предмета; |
«зачет» (без отметки) | отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. |
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:
- оценка годовой работы ученика;
- оценка на контрольном уроке;
- другие выступления ученика в течение учебного года.
Оценки выставляются по окончании каждой четверти и полугодий учебного года.
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения должен быть построен от простого к сложному и учитывать индивидуальные особенности ученика: интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.
Приступая к обучению, преподаватель должен исходить из накопленных хореографических представлений ребенка, всесторонне расширяя его кругозор в области хореографического творчества.
Особенно важен начальный этап обучения, когда закладываются основы хореографических навыков – правильная постановка корпуса, ног, рук, головы; развитие выворотности и натянутости ног, гибкости корпуса, укрепления физической выносливости; освоение позиций рук, элементарных навыков координации движений; развития музыкальности, умения связывать движения с ритмом и темпом музыки.
С первых уроков ученикам полезно рассказывать об истории возникновения хореографического искусства, о балетмейстерах, композиторах, выдающихся педагогах и исполнителях, наглядно демонстрировать качественный показ того или иного движения, использовать ряд методических материалов (книги, картины, гравюры видео материал), цель которых – способствовать восприятию лучших образцов классического наследия на примерах русского и зарубежного искусства, помочь в самостоятельной творческой работе учащихся. В развитии творческого воображения играют значительную роль посещение балетных спектаклей, просмотр видео материалов.
Следуя лучшим традициям русской балетной школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к достижению им поставленной цели, добиваясь грамотного, техничного и выразительного исполнения танцевального движения, комбинации движений, вариации, умения определять средства музыкальной выразительности в контексте хореографического образа, умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств; умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения.
Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого танца, вариации, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.
Особое место в работе занимает развитие танцевальности, которой отведено особое место в хореографии и методической литературе всех эпох и стилей. Поэтому, с первых лет обучения необходимо развивать умение слышать музыку и развивать творческое воображение у учащихся. Значительную роль в этом процессе играет музыкальное сопровождение во время занятий, где музыка помогает раскрывать характер, стиль, содержание.
Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие танцевально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман план урока.
В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащихся календарно-тематический план, который утверждается заведующим отделом. При составлении календарно-тематического плана следует учитывать индивидуально - личностные особенности и степень подготовки обучающихся. В календарно-тематический план необходимо включать те движения, которые доступны по степени технической и образной сложности. Календарно-тематические планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки учеников.
Список методической литературы
- Базарова Н., Мей В. «Азбука классического танца» - СПб: «Планета музыки», 2010
- Барышникова Т. «Азбука хореографии» - СПб: «Люкси» и «Респекс»,1996
- Ваганова А.Я. «Основы классического танца» - СПб: «Лань», 2007
- Васильева Т.И. «Балетная осанка» / Методическое пособие для преподавателей хореографических школ и школ искусств. М., 1993
- Костровицкая В.С., А. Писарев «Школа классического танца» - Л.: Искусство, 1986
- Тарасов Н. «Классический танец» - М.: Искусство, 1981
- Тарасов Н.И. «Классический танец. Школа мужского исполнительства» - М.: Искусство,1987
- Тарасов Н.И. «Методика классического тренажа» - СПб: «Лань», 2009