Литературно-хореографическая композиция "Великая босоножка"
Литературно-хореографическая композиция "Великая босоножка" - это история жизни, становления, любви, признания американской танцовщицы-новатора конца XIX, начала XX вв. Айседоры Дункан, рассказанная языком свободного танца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
velikaya_bosonozhka.docx | 451.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №135»
имени академика Б.В.Литвинова
«Великая босоножка»
Березовская Елена Сергеевна,
педагог дополнительного образования
Снежинск
Программа
- Вступление.
- Танец «Канкан»
- Биография А. Д. (1 часть).
- Танец на пуантах «Маленькая танцовщица».
- Биография А. Д. (2 часть).
- Танец с лепестками цветов «Дыхание весны».
- Биография А.Д. (3 часть).
- Школа танца для юных босоножек. Этюд «Пробуждение».
- Биография А.Д. (4 часть).
- Слайд-шоу «Айседора и Есенин», сопровождаемые песней на стихи
С. А.Есенина «Пускай, ты выпита другим…», в исполнении С. Кинякина.
Муз. С. Любавина.
- Биография А.Д. (5 часть).
- Танец со свечами «Мне осталась одна забава…»
- Биография А.Д. (6 часть).
- Танец «Божественная Айседора».
- Стих «Танцовщица – босоножка».
Композиция сопровождается фотографиями
«Великая босоножка»
Литературно-хореографическая композиция,
посвящённая жизни и творчеству
Айседоры Дункан.
«Моя жизнь… Моя Россия… Мой Есенин…»
Айседора Дункан
ГЗК: Человечество, за время своего существования, получило огромный опыт во многих областях жизни на Земле: труд, наука, техника, социум, искусство … Мы можем назвать себя достаточно развитыми людьми. Однако всегда есть один вопрос, который не поддаётся изучению и выявлению закономерностей, он никогда не сможет стать темой диссертации или научного доклада и ответ на него лежит далеко за пределами человеческого ума. Это Любовь, наивысшее проявление Человека.
В нашей литературно-хореографической композиции «Великая босоножка» мы хотим прикоснуться к этому состоянию. Через движения тела мы расскажем о том, как любим, принимаем и отдаём эту светлую энергию. Наш танец превратится в изящную нить, которая предназначена для того, чтобы соединить нас с вами.
Нить, сотканная настоящим моментом для будущего, для солнечного света, мерцания звёзд, шума морского прибоя, аромата горных цветов, полёта белого голубя, для улыбок, для любви. Для вас, зрители.
Затемнение в зале
ГЗК: XIX век, конец 70-х, Соединенные Штаты Америки, Сан-Франциско.
Танец «Канкан», на экране фото-слайды США конца XIX века.
1 часть
Ведущая. Мировые конфликты. Войны. Катастрофы. Жесткие экономические и политические законы…
К счастью, в жизни всегда есть место светлому, чистому, вечному. Мы хотим рассказать вам об удивительной жизни «божественной босоножки», отмеченной то роскошью, то нищетой, полной бурных страстей и страшных трагедий, творческих озарений, оставивших немеркнущий след в искусстве…
Она перевернула представление о танце…
Она - легенда…
Ею восторгались великие поэты всего мира…
Она была любима Станиславским и Есениным…
Она была свободна в своём танце точно так же как в любви…
Её называли босоножкой за то, что она танцевала босиком…
Её спрашивали: «У кого она так хорошо научилась танцевать?»…
Она отвечала просто: «У Терпсихоры.»…
Она – Айседора Дункан.
Основательница хореографического стиля «модерн», была лицом Европы на рубеже 19-20 веков. Создатель школы современного танца, рождённая в Америке, Дункан собирала толпы фанатов на свои революционные, для того времени представления.
Родилась в Сан-Франциско 27 мая 1877 года.
В детстве Айседора была несчастлива: обанкротившийся отец сбежал еще до ее рождения, оставив жену с четырьмя детьми на руках, без средств к существованию. Маленькая Айседора, которую в 5 лет отдали в школу, чувствовала себя чужой среди благополучных одноклассников. Это ощущение, общее для всех детей Дункан, и сплотило их вокруг матери, образовав «клан Дунканов», бросающий вызов всему миру.
В 13 лет Айседора бросила школу, которую считала совершенно бесполезной, и серьезно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование.
Маленькая танцовщица,
Стой на пальчиках дольше.
Платье твое струится
Дымки утренней тоньше…
Будет взлетать, кружиться,
И расточать улыбки,
Будет оно светиться
И опускаться зыбко…
Танец на пуантах «Маленькая танцовщица».
2 часть
Ведущая. Айседора Дункан спустилась с высоты балетных пуантов и встала на всю ступню. Она настаивала на том, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителя. Импульсом для появления танца должен стать язык души. Все эти идеи, новаторские по своему характеру, естественно, вступали в противоречие с балетной школой того времени. Тем не менее, резкая оценка самого балета не мешала Дункан восхищаться грацией и артистизмом двух русских балерин — Матильдой Кшесинской и Анной Павловой. Более того, с Павловой они даже стали добрыми подругами, искренне ценившими талант друг друга.
В 18 лет юная Дункан поехала покорять Чикаго и чуть было не вышла замуж за своего поклонника. Проблема была в том, что он тоже был беден. А вдобавок, как это выяснилось позже, еще и женат. Этот неудавшийся роман положил начало череде неудач в личной жизни, которые преследовали танцовщицу всю ее жизнь. Дункан никогда не была абсолютно счастлива.
Выступления танцовщицы начались со светских вечеринок, где ее преподносили как пикантное дополнение, экзотическую диковинку: Айседора танцевала босиком, что было в новинку и изрядно шокировало публику.
Однажды, когда весь гардероб Айседоры был уничтожен страшным пожаром в одной из гостиниц Нью-Йорка, во время своего очередного выступления она танцевала в импровизированном костюме, который сама же и придумала. Публика в зале была шокирована, поскольку Айседора появилась на сцене практически обнаженной.
Айседора отправилась в большое турне по Европе и вскоре стала любимицей всего континента. Взбудораженная публика толпами собиралась в театрах, чтобы увидеть страстное танцевальное выступление полуобнаженной танцовщицы, проходившее под аккомпанемент, например, «Голубого Дуная» или «Похоронного марша» Шопена.
Один из любимых танцев Айседоры «Дыхание весны».
Танец с лепестками цветов «Дыхание весны».
3 часть
Ведущая. Айседора оставалась любимицей публики на протяжении более двух десятилетий.
Звучит очень грустная мелодия. На экране Айседора с детьми.
Помимо неудач в любви, вся жизнь Айседоры Дункан — это трудное восхождение к успеху: гастроли, путешествия, обучение и воспитание детей… Дочь красавица Дидра и сын златокудрый Патрик… И только с детьми она чувствовала себя счастливейшей женщиной на земле. Айседора их обожала!
Однажды у нее начались видения. Айседора просыпалась ночью и кричала, что видела два детских гроба. «…Они там, между сугробов! И похоронный марш!..»
В тот день Айседора послала семилетнюю Дидру и трехлетнего Патрика на экскурсию с гувернанткой, ей надо было выступать. Машина, в которой их вез шофер Айседоры по Парижу, ехала по набережной Сены, когда на встречу выскочило такси. Избегая столкновения, водитель круто повернул к реке и остановился – заглох мотор. Он вышел завести машину. Вдруг она рванула с места, он отскочил, и машина полетела в Сену – в этом месте не было ограждений. Никого спасти не удалось. Айседора была потрясена. Этот несчастный случай не прошел бесследно для нее. И творчески, и эмоционально она так и не оправилась от этого удара до конца своей жизни. Спустя какое-то время у Айседоры снова родился мальчик, которого она решила назвать Патриком, в память о погибшем сыне. Но уход из жизни ее детей так отразился на ее здоровье и на ожидаемом ребенке, что он умер, даже не успев получить своего имени.
Пауза
Чтобы как-то отвлечься, она «заразилась» русской революцией. В Россию Айседора приехала летом 1921 года. Советское правительство пригласило ее для создания в Москве детской школы танца, которая просуществовала до 1949 года.
Она знала, что обессмертит свое имя на все времена, - мистерии босоножек. Девочки из самых бедных семей, не имеющие приличной обуви, танцевали в ее студии и на площадях босыми. Что касается одеяний, то античные туники не столько скрывали, сколько демонстрировали юные тела, как на элевсинских мистериях в Древней Греции.
Но одно дело Древняя Греция и совсем другое – Европа ХХ века в огне войн и революций. Однако именно после революций и войн люди жаждут зрелищ. Босоножки в белых туниках и с красными флагами танцевали в холодной России. В 20-е годы всем грезилось и мерещилось некое новое общенародное революционное искусство. В распоряжение Айседоры предоставили роскошный дворянский особняк, в котором находилась школа для юных «босоножек».
Выходит Айседора с маленькими ученицами.
Голос на английском языке и перевод: Дети, я не буду учить вас танцам: вы будете танцевать, когда захотите. Я научу вас летать, как птицы, гнуться, как деревца под ветром, радоваться, как радуется лягушонок в росе, прыгать легко и бесшумно, как кошка…
Танец «Пробуждение».
4 часть
Звучит романс на стихи Есенина.
Сцена с Есениным.
Выходит юноша в образе С.А. Есенина с блокнотом и карандашом в руках. Садится на стул, задумчиво смотрит в никуда. Затем что-то пишет в блокноте, зачеркивает, снова пишет. Тихо произносит: Айседора… Далее встает и читает:
Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел…
Ведущая: Есенин был не первым русским гением, в которого влюбилась танцовщица. В начале 1900-х все её мысли занимал Константин Сергеевич Станиславский. Ей было 28. Она приехала на гастроли в Россию, впервые увидела златоглавую Москву, Третьяковку, Большой театр. Была околдована МХАТом, теми реформами, которые пытался принести в театральное искусство Станиславский. Гений и красавец, дал ей понять, что видит в Айседоре не более чем идеальное воплощение некоторых своих идей.
И вот спустя 16 лет в октябре 1921 года состоялась первая встреча знаменитой танцовщицы и великого русского поэта С. А. Есенина.
В самый первый миг, когда она увидела Есенина, ее единственной мыслью было: «Это Патрик, которому 25 лет!»
В тот вечер Айседора Дункан исполняла свой знаменитый танец с шарфом под аккомпанемент «Интернационала». Есенин был покорен и жаждал знакомства. «Богиня», — и уже не отводил глаз от полноватой женской фигуры в красном полупрозрачном хитоне, которая кружилась по паркету, пластика ее вроде бы простых движений казалась невероятной.
Она обвела комнату глазами и остановила их на поэте. В тот миг между ними пробежала искра, заставившая вздрогнуть их обоих, и они уже знали, что это любовь. Именно та любовь, которую они давно искали.
На экране слайды «Айседора и Есенин».
Звучит песня на стихи С. А. Есенина «Пускай, ты выпита другим…»
5 часть
Ведущая. Айседору поразил «страстный напор славянской души». Покорили трепетная нежность, детскость, незащищенность души поэта, ничего подобного она не встречала в жизни!
Официально поженились они позже — в мае 1922 года. Этот брак стал единственным в жизни Айседоры. Но распался он очень быстро. И Сергей Александрович, и Айседора обладали взрывным характером. Между ними постоянно вспыхивали ссоры. Он хлопал дверью, уходил в ночь, а потом возвращался измученный, охваченный нежностью и раскаянием. И плакал, уткнувшись ей в колени.
Все женщины Сергея Александровича — и Анна Изряднова, и Зинаида Райх, и Айседора, и Софья Толстая… — были очень разные. Но именно Айседора была ему ближе. Потому что сама была художником, сама изобрела искусство — этот танец-импровизацию, которому всю жизнь и служила.
Её танец был настолько необычен, что великий Роден просил Айседору позировать для него. Его скульптуры — и «Весна», и «Поцелуй», и «Ромео и Джульетта» — навечно запечатлённая в камне экспрессия этой женщины.
Что общего между двадцати семилетним крестьянским парнем из рязанского села и сорока четырехлетней американской танцовщицей? Слава и гениальность. Суровые будни большевистской диктатуры мало, чем напоминали царство справедливости и свободы, о котором мечтала Айседора. Самый любимый и знаменитый поэт России отправился в мировое турне с ослепительной танцовщицей.
Однако Америка не поняла, с кем именно прилетела в Нью-Йорк сияющая звезда подмостков и площадей. Есенин вел себя в пуританской Америке как в разгульной Москве. Вскоре понял, что ему не покорить ее ни лиризмом, ни пьяным шармом. Он вернулся домой. Она продолжала покорять Америку и Европу свободой и артистизмом.
Танец со свечами «Мне осталась одна забава…»
6 часть
Ведущая. 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» поэта не стало. Но Есенин и Айседора расстались ненадолго…
Весть о гибели Есенина потрясла все ее существо. В своих мемуарах она писала: «Трагическая смерть Есенина причинила мне глубочайшую боль. У него были молодость, красота, гениальность. Неудовлетворенный всеми этими дарами, его отважный дух искал невозможного. Он уничтожил свое молодое и прекрасное тело, но дух его будет жить в душе русского народа и в душах всех любящих поэзию.» Многие полагают, что именно после этого произошел духовный надлом. Айседора хотела уйти из жизни, но ее заметили и спасли. Она пережила поэта на полтора года.
В тот вечер на ней была знаменитая красная китайская туника, украшенная огромной желтой птицей, синими астрами и черными иероглифами. Она вышла из студии, обернула шалью плечо и со словами «Прощайте, друзья мои! Я иду навстречу славе!» села в машину. Маленький гоночный автомобиль тронул с места, шаль спустилась с плеча, обмоталась вокруг колеса и резко сдавила горло…
Танец «Божественная Айседора».
Звучит красивая мелодия.
Голос читает стих Рубена Дарио «Танцовщица – босоножка».
В летучем ритме зыбящихся линий,
мятежным вихрем, вкрадчивою львицей,
полузверенышем, полубогиней
плясала босоножка-танцовщица.
Скрывали грудь булавки золотые.
Позволив розам по земле влачиться,
нежней Психеи и грозней стихии
ступала босоножка-танцовщица.
Жемчужиною в ямочке атласной
манил живот, округл и белоснежен.
И были воплощением соблазна
мед этих смокв и свежий сок черешен.
Шуты у трона замерли, немея.
Темнели стражей каменные лица.
Самой Луной, самой Анактореей
была та босоножка-танцовщица!
Финал
Ведущая. Самой Айседоры не стало… Но остался ее танец. Танец, вобравший в себя всю ее жизнь. Танец, озаривший собой многие поколения танцовщиков. Танец, который никогда не закончится!
Участники выстраиваются в картинку (каждый в своем характере).
Звучит позитивная мелодия.
Ведущая. Участники нашего вечера! Ансамбль эстрадного танца «Карамель»!
Маленькая Айседора: Вита Нажипова.
18-летняя Айседора: Даша Тутынина.
Юные ученицы Айседоры: подготовительный состав ансамбля «Карамель».
Танец со свечами исполнил средний состав ансамбля «Карамель», соло: Валя Францева.
Сергей Есенин:
Взрослые ученицы Айседоры: старший состав ансамбля «Карамель».
Роль зрелой Айседоры Дункан исполнила руководитель коллектива: Елена Березовская.
Спасибо, что этот вечер вы провели с нами!
До свидания! До новых встреч!