Методическая разработка урока по джаз-модерн танцу. «Практическое освоение основных техник исполнения хореографических элементов и комбинаций джаз-модерн танца».
Искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира. Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия, обогащения выразительного языка будущего хореографа и руководителя танцевального коллектива. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. В частности и направления в джаз-модерн танце.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_po_dzhaz-modern_tantsu_2.docx | 39.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБУ ДО «Губкинская школа хореографического искусства».
Методическая разработка урока по джаз-модерн танцу.
«Практическое освоение основных техник исполнения хореографических элементов
и комбинаций джаз-модерн танца».
Составитель, преподаватель
Маслова Виктория Владиславовна.
г. Губкинский.
Оглавление
- Пояснительная записка.
- Технологическая карта урока.
- План-конспект урока.
4. Композиция урока в стиле джаз-модерн танца.
5. Материально-техническое обеспечение содержания урока.
6. Список использованной литературы.
Пояснительная записка.
Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое содержит целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом. Искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира. Развитие современного танцевального искусства невозможно представить вне процесса расширения жанрового и стилевого разнообразия, обогащения выразительного языка будущего хореографа и руководителя танцевального коллектива. Появление новых, в корне отличающихся от традиционных, академических систем хореографического искусства заставляет обратиться к изучению новых техник танца. В частности и направления в современном танце.
Дополнительная общеобразовательная программа «Современный танец» реализуется на хореографическом отделении школы хореографического искусства г. Губкинский наряду с такими предметами, как «Народно-сценический танец», «Гимнастика», «Историко-бытовой танец», «Классический танец», «Ритмика», «Постановка концертных номеров», Русский танец». Программа по «Современному танцу» - направлена на вооружение учащихся знаниями основ современного искусства, развитие артистических, исполнительских способностей детей, высокого общефизического, социального, интеллектуального, нравственного уровня.
Одним из направлений современного танцевального искусства, предлагаемые для изучения детьми в школе дополнительного образования, это джаз-модерн танец. В начале 20-го века возник новый язык движений, новая хореография, которая получила название модерн, в переводе современный. Параллельно шло развитие джазового танца, как самобытная определенная танцевальная техника. В 70-х годах возникли новые техники танцевального искусства, в которых органически соединились элементы танца модерн и джазового танца, а так же классического балета, других направлений хореографии и получила название джаз-модерн, основные техники которого используются на уроках современного танца в школе хореографического искусства г. Губкинский.
Цель методической разработки – раскрытие опыта проведения урока по джаз-модерн танцу по теме: «Практическое освоение основных техник танцевальных элементов и комбинаций джаз-модерн танца».
Методическая разработка урока по джаз-модерн танцу представлена в виде плана - конспекта рабочего урока для учащихся допрофессиональной подготовки хореографического отделения школы хореографического искусства г. Губкинский.
Предлагаемая методическая разработка основана на собственном педагогическом опыте и может быть использована педагогами дополнительно образования, руководителями хореографических коллективов для обучения учащихся джаз-модерн танцу.
Учащиеся проходят все этапы обучения нашей школы, «от простого к сложному». Это этап начальной подготовки, где проходит изучение базовых элементов, стилей современного танца. Этап основной подготовки, в которой уже выученные подготовительные движения соединяются в не сложные комбинации. И заключающий этап обучения - этап допрофессиональной подготовки, где учащиеся усовершенствуют свои исполнительские навыки на более профессиональном уровне.
Здесь включены все виды разогрева в комплексной форме. Занятия разработаны в форме сложных танцевальных комбинаций, по всем основным правилам техники исполнения в стиле джаз-модерн танца.
На занятиях джаз-модерн танца нет такой определенной последовательности упражнений как, например, в классическом танце. Но все же было принято за основу как можно больше придерживаться к такой форме разогрева:
- Экзерсис у станка. Исполняется в форме комбинаций, в которых заимствованы движения классического разогрева.
- Экзерсис на середине зала, который включает в себя комплексный разогрев в виде комбинаций.
- Разогрев в партере. Комбинации для растяжения мышц торса, мышц внутренней и внешней части бедер.
Адажио. Отработка устойчивости, и развитие высоты подъема ноги. Отработка вращения в позах. Отработка пространственного расположения.
- Кросс (передвижение). Виды шагов, прыжков, по всему пространству зала, вращения.
Технологическая карта урока.
Преподаватель: Маслова Виктория Владиславовна.
Тема: «Практическое освоение основных техник танцевальных элементов и комбинаций джаз-модерн танца».
Цель: усовершенствование мастерства раннее приобретенных исполнительских навыков в стиле джаз-модерн.
Задачи:
Образовательные:
- вооружить учащихся теоретическими и практическими
знаниями развития современных направлений танцевального искусства:
-сформировать профессиональные навыки и умения в освоении лексического материала и исполнительского мастерства на уроках джаз-модерн танца;
-развить творческое мышление и творческий потенциал через познание лучших образцов, методик и техник ведущих современных направлений танца:
Развивающие:
-освоить пластическую манеру, стиль и технику различных танцевальных систем, методику их преподавания и создания современных хореографических композиций;
-исполнение разогрева ритмично, с динамикой, колоритностью, совершенной свободой и координацией вех частей тела;
-развитие выносливости и постановки дыхания;
-психологическое раскрепощение и расслабление учащихся.
Воспитательные:
-формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе
-формирование чувства ответственности;
-активизация творческих способностей, умение импровизировать на заданную преподавателем музыкальное произведение;
-умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.
Методы обучения:
- наглядная демонстрация формируемых навыков (практический показ педагога, а также наиболее успевающих учеников);
- словесное объяснение (методическая раскладка, нюансы исполнения, характер);
- практический (выполнение упражнений и комбинаций).
Место проведения: хореографический класс.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
Требования к знаниям учащихся по итогам урока:
.- учащиеся должны приобрести навыки исполнительской культуры джаз-модерн танца;
-овладеть ритмическим рисунком движений;
-приобрести технику исполнения при изучении несложных комбинаций;
- владеть соответствующей координацией и силовой нагрузкой в исполнении хореографического материала;
- самостоятельно исполнять движения или танцевальные композиции, включённые в урок, обращая внимание на выразительность и техничность исполнения.
-получить теоретические знания, изучить терминологию.
План-конспект урока.
- Вводная часть: организация урока (сообщение цели и задач урока, форма приветствия) – 3 мин.
- Основная часть: экзерсис у станка, упражнения на середине зала (закрепление хореографических элементов джаз-модерн танца, этюдная работа, закрепление элементов джаз-модерн танца) - 45 мин.
- Заключительная часть: подведение итогов урока, поклон в стиле джаз-модерн танца – 3 мин.
Ход урока.
Вводная часть урока - организация урока:
- приглашение детей в класс и расстановка их на середине класса;
- сообщение цели и задач урока;
- поклон в стиле джаз-модерн танца.
Разминка. Выполнение учащимися различных видов танцевального бега, прыжков.
Композиция урока в стиле джаз-модерн танца.
(Профессиональный уровень)
Экзерсис у станка: Форма исполнения движений заимствованы из классического танца.
Упражнение 1. Комбинация для разогрева мышц спины, шейных позвонков, мышц бедер, ног, рук (упражнение исполняется в медленном темпе).
- Исполнение с параллельной позиции ног.
- Наклон торса вперед до положения flat back,body roll, поворот в право, стать лицом к станку,
- Перевод стоп и коленей из параллельного положения, во время исполнения demi и grand plie
- Изолированные движения всех частей тела;
- Смена уровней;
- Упражнение stretch-характера (растяжка),
- Упражнение свингового характера для расслабления позвоночника и суставов.
Упражнение 2.Rond de jambe parterre (исполнение в медленном, умеренном темпе)
- Исполнение по параллельным и выворотным позициям,
- Соединения: с demi plié.
- Contraction, release -поочередное выполнение,
- Сокращенная стопа (flex)
- Releve lent , подъем на 45 и 90 градусов, tiere boushone
- упражнение stretch-характера (растяжка),
- использование вращений, поворотов на двух ногах и на одной.
Упражнение 3.Battement tendu, battement jette.(упражнение исполняется в подвижном темпе).
- Начало лицом к станку,
- Demi plié,одновременно отклонив торс диагонально назад, сохраняя прямое положение (hinge –позиция),
- Изоляция таза, голова опрокидывается назад,
- Battement tendu в перед , в сторону по параллельным позициям,
- Подготовительно движение preparation,выполнение pirouette
- Лицом к станку, оттяжка от станка на вытянутых руках, flat beck
- Выпрямится на высокие полупальцы, в параллельную позицию releve
- Повернуться на 90 градусов, drop корпуса (падение), выпрямиться,
- Упражнение исполняется с двух ног.
Упражнение 4. Адажио (исполняется в медленном темпе)
- Упражнение с использованием наклона, спиралей торса contraction и release с одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90 градусов и выше,
- Использование battement developе, battement fondu
- Движения с использованием tour lent и партерных туров, fouette en tournant и pirouette
- Использование поз и положений (ala seconde, attitude, epaul ment, arabesque, Т-позиция, изменение уровня,
- Перемещение вдоль станка.
- Упражнение исполняется с двух ног.
Упражнение 5.Grand battement и kick (исполняется в быстром, подвижном темпе).
- Броски ноги на 90 градусов и выше, исполняется вперед, в сторону и назад по параллельным и выворотным позициям,
- Соединение со вспомогательными шагами square (шаги в demi plie по квадрату),
- Использование рas chasse, pas de bourree, а так же вращения,
- Использование поз и положений (a la seconde, attitude, epaul ment, arabesque),
- Упражнение исполняется с двух ног.
3.Экзерсис на середине зала (учитывает несколько этапов разогрева):
1. Комбинация.
- Упражнение для подвижности позвоночника:
- Наклоны корпуса, твист корпуса, спирали;
- Изоляция всех центров;
- Движения для растяжки внутренних и внешних мышц бедер;
2. Комбинация. Rond de jambe parterre ( использованы движения заимствованы в классическом танце);
- Использование contraction release;
- Dtmi и grand round;
- Demi и grand plie;
- Battement developpe;
- Battement fondu;
- Battement releve lent
- Использование различных ракурсов, перемещение по пространству зала.
3. Комбинация. Упражнения в партере (исполняется в очень медленном темпе, задерживаясь в каждой позе 30-40 сек.)
- упражнение для развития подвижности позвоночника,
- Переход из одной позиции в другую, создание «цепочек» на смену уровня (положения стоя, используя наклон корпуса , dеmi и grand plie);
- Упражнение stretch –характера;
- Сидя на полу исполнение спирали , twist корпуса, наклоны в сторону, вперед;
- Поднятие ноги, взявшись за носок стопы ,завести ее за плечо, зафиксировать положение;
- Перевести ногу перед грудью, отпустить и удерживать ее на максимальной высоте, опустить медленно на пол перед собой;
- Сесть в джазовый шпагат (нога впереди вытянута, а сзади согнута);
- Растяжка мышц тазобедренного сустава;
- Используя тур (поворот) на полу, исполнить подъем (rollup) в положение стоя.
4. Комбинация. Адажио со сменой уровней (исполнение в медленном темпе)
- Использование различных ракурсов; перемещение в пространстве зала;
- Наклоны корпуса, спирали торса, с одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90 градусов и выше (отработка устойчивости и развитие высоты подъема ноги);
- Battement develope;
- Смена уровней;
- Отработка пространственного расположения;
- Отработка вращения в позах (tour lent, pirouette).
5. Комбинация.Cross (шаги, вращения, передвижения в пространстве зала)
- Grand battement в продвижении по линиям используя канканирующие шаги;
- En de dans, en dehors, чередуя с канканирующими шагами;
- Leap-прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед;
- Лабильные вращения;
- Отработка техники прыжка и высоту броска ноги с помощью канканирующих шагов;
- Кроссовые комбинации, в которых соединяются шаги, прыжки, вращения, смена уровней.
6. Танцевальные композиции в миниатюре.
- В стиле модерн танца. (Исполняется на середине зала, в медленном темпе в форме «адажио»).
Создание комбинации имеют три основные цели:
- Отработка устойчивости(апломба) и развитие высоты подъема ноги.
- Отработка вращения в позах.
- Отработка пространственного расположения.
Виды движений, которые использованы при изучении комбинации:
- Соединение всех возможных движений торса (спиралей, твистов, contraction, release, high release, с одновременным подъемом «рабочей» ноги на 90 градусов и выше, наклоны торса во всех направлениях;
- падения и подъемы, а так же повороты как на двух ногах, так и на одной ноге;
- Использование различных ракурсов, изменения уровней, перемещение по пространству зала;
- Battement developpe;
- Позици и положения: a la secounde attitude, epaul ment, arabescue, Т-позиция
- В стиле джаз танца. (Исполняется в подвижном ритме джаза, в продвижении)
Создание комбинации имеет основную цель: развитие танцевальности, ощущения заданного стиля в исполнении.
Виды движений, использованных при составлении комбинации:
- Шаги в джаз манере, на самую сильную долю музыкального сопровождения, соединенные с вращениями и стабильными позами (вращение на одной ноге и на двух ногах);
- Смена уровней;
- Падение, партерные туры;
- координированные движения рук, наклоны и изгибы торса.
- Кроссовая комбинация. (Исполняется по диагонали, в быстром темпе)
- Использование упражнений, которые состоят из последовательно перемещения из уровня в уровень;
- Связующие шаги;
- Прыжок с перемещением в пространстве зала и на месте;
- Партерные туры;
- Изоляция и координация центров.
Заключительная часть урока: преподаватель оценивает работоспособность учащихся, результативность работы. Поклон в стиле джаз-модерн танца.
Выводы:
Предложенная программа по джаз-модерн танцу определяет тему и задачи, связанные с уровнем обучения допрофессиональной подготовки. Ребята приобретают навыки исполнительской культуры этого стиля, овладевают ритмическим рисунком движений, технической сложности, получают теоретические знания.
Обучающиеся должны освоить методику изучения техники современного танца и ее взаимосвязь с исполнением классических движений;
-выработать индивидуальный стиль;
-уметь импровизировать, развивать хореографическую память, необходимую для успешного усвоения нового материала и приобретения лексического багажа.
- знать, что изучение танцевальных комбинаций, кроссовых передвижений развивает не только танцевальность, но и умение чувствовать сценическое пространство и координировать свои движения с коллективом.
Материально-техническое обеспечение содержания урока.
Учебная аудитория для групповых занятий (хореографический класс), оснащенная зеркалами. Музыкальный центр, мини дисковая дека
Литература.
1. Барышникова Т. Азбука хореографии - М., 2000г.
2. Богаткова Л.Н. Танцы для детей. – М.: Детгиз, 195
3. Валькова Р.А. Методическая рекомендация по современному танцу. -
Курган, 1997г.
4. Вальков В.А. Поиски и решения. Методические рекомендации для руководителей
хореографических коллективов. - Курган, 2000г.
5. Джазовые танцы./ Авт.-сост. Е.В. Диниц.-М.: АСТ, 2002.
6. Ерохина О.В. Школа танцев для детей. Ростов на Дону: Феникс, 2003.
7. Ивлева Л.Д. Джазовый танец. - Челябинск, 1996г..
8. Никитин Н. Композиция урока и методика преподавания модерн-джаз танца. – М.,
2006г.
9. Панферов В. Основы композиции танца.- Челябинск: ЧГАКИ, 2001.
10. Полетков С.С. Основы современного танца. - Ростов- на - Дону, 2005г.
11. Прутова Т.В., Беликова A.M., Кветная О.В. Учите детей танцевать. - М.,2003г.