Особенности работы с детским танцевальным коллективом
Танец является одним из самых любимых детьми видов искусства. Тысячи ребят с радостью посвящают свободное время занятиям хореографией. Непосредственное приобщение к искусству танца дает им настоящее творческое удовлетворение, незаметно для ребенка глубоко воздействует на его взгляды, способствует появлению в его характере новых положительных черт. Важнейшей целью педагога-хореографа является создание дружного, целеустремленного творческого коллектива. Благодатна в этом отношении постановочная работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detskim_kollektivom_lastochkina_n.v.docx | 16.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы педагога-хореографа с детским коллективом
Танец является одним из самых любимых детьми видов искусства. Тысячи ребят с радостью посвящают свободное время занятиям хореографией. Непосредственное приобщение к искусству танца дает им настоящее творческое удовлетворение, незаметно для ребенка глубоко воздействует на его взгляды, способствует появлению в его характере новых положительных черт. Важнейшей целью педагога-хореографа является создание дружного, целеустремленного творческого коллектива. Благодатна в этом отношении постановочная работа. Дети любят ее, относятся к ней с большим интересом, ведут себя на репетициях лучше, чем на самих занятиях, непринужденно фантазируют, словом, работают с огромным увлечением и отдачей. Постановочная работа дает возможность балетмейстеру практически доказать ребятам, что постановка является результатом длительной учебной работы.
Дети с большей серьезностью будут изучать технику танца тогда, когда поймут, что, не овладев ею, они не смогут исполнять танцевальные партии из репертуара коллектива.
В связи с этим следует подчеркнуть еще одну сторону педагогической деятельности хореографа: необходимо пробудить в детях искренний интерес к знаниям, и зажечь в них огонек творческого соревнования и инициативы можно, лишь поставив перед ним ясные перспективные цели. В педагогической технике эта «завтрашняя радость» составляет один из важнейших объектов работы. Сначала нужно организовать саму радость, вызвать ее к жизни и поставить реальность, затем настойчиво повторять более простую радость в человечески значимую: от примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга.
Педагогу-хореографу важно всегда помнить, что нельзя в угоду художественной стороне дела обидеть ребенка, отстранив его от участия в постановке за не совсем пригодные физические данные и т.д. Значительную опасность представляет собой и так называемое «премьерство». Справился ребенок хорошо с этой ролью, и балетмейстер на протяжении длительного периода работает только с ним. Результат такого подхода всегда отрицательный, потому что из такого премьера обычно вырастает зазнайка, а другие ребята не только теряют доверие к преподавателю, но и интерес к занятиям. Именно поэтому особое значение в хореографической работе с детьми приобретают преемственность и развитие чувства коллективизма. Необходимо стремиться к тому, чтобы каждый маленький артист знал, что он должен уметь в любую минуту заменить товарища, чтобы умел поступаться своим личным «я» для общего дела. С другой стороны, младшие обязательно должны тянуться за старшими, стремиться быстрее достичь их уровня мастерства, а старшие – помогать в этом младшим.
Лучшие хореографы, работающие с детьми, проводят свои занятия в состоянии той собранности, творческой активности и артистизма, которых они хотят добиться от исполнителей. Здесь важно уметь перевоплощаться в полном смысле этого слова. Это особенно относится к работе по практическому осуществлению танца. Самая интересная по композиции постановка, показанная профессионально грамотно, не заинтересует детей-исполнителей, зато они с восторгом воспримут даже незамысловатые движения, показанные им эмоционально, с подъемом, согретые творческим вдохновением. Те педагоги-хореографы, которые каждое занятие проводят ярко и убедительно, добиваются в своей работе положительных результатов. Их ученики отличаются той непосредственностью и артистизмом, которых тщетно пытаются добиться обладающие профессиональными знаниями, но лишенные творческого вдохновения педагоги.
Дети любят проявлять самостоятельность, и, если умело ее поощрять, они совершают чудеса. Почувствовав ответственность за порученное дело и доверие к себе, ребята сами устанавливают дисциплину, быстрее усваивают показанное, проявляют инициативу. Хореограф-нянька никогда не добьется настоящего успеха, ведь без него дети не смогут самостоятельно действовать. Уважение к личности ребенка, воспитание в нем сознания ответственности за свою роль и за свою постановку в целом – важные аспекты деятельности каждого педагога-хореографа.
В учебном и творческом процессе следует развивать у детей сознательное отношение к выполняемым задачам, добиваясь от участников точного понимания своих действий – как сценических, так и танцевально-технических. Ребенок. Который получил от хореографа точное задание и усвоил его, почти всегда, особенно при наличии способностей, хорошо выполняет его. Ставя перед ребенком ту или иную сценическую задачу, нужно стремиться пробудить в нем фантазию, добиваясь (увлекательным рассказом, ярким показом, этюдной работой) сознательного сценического поведения и активного отношения к творчеству. Тогда любые, самые невероятные предлагаемые детали, обстоятельства не вызовут недоумения. Создавая танцевальные композиции для детей, важно виртуозно и творчески показать те элементы, движения, комбинации, которые уже усвоены исполнителями в процессе учебной работы. В каждой новой постановке необходимы качественно новые элементы, новые положения, новые движения и их сочетания, в этом случае происходит процесс взаимообогащения: учебная работа плодотворно отражается на творческой, и работа балетмейстера, в свою очередь, будет двигать вперед учебную, развивать технические и актерские возможности исполнителей. В постановочной работе нужно также учитывать возрастные особенности детей.
Наряду с танцем важным фактором эстетического воздействия на детей является музыка. Удача постановки во многом зависит от правильного выбора музыкального произведения и глубины проникновения в его содержание. Если музыкальное сопровождение урока или музыкальная основа танцевального произведения сложны для исполнителей, то дети быстро охладевают и к постановке, и к занятию. Наоборот, простая, доступная музыка пробуждает детскую фантазию, увлекает детей, помогает им преодолевать трудности. Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок – необходимые качества танцевальной музыки для детей.
Музыкальные произведения, составляющие репертуар детского коллектива, знакомят детей с творчеством композиторов и народной музыкой. Поэтому балетмейстеру детского хореографического ансамбля необходимо вдумчиво и серьезно подходить к отбору музыкального материала, принимая во внимание не только его доступность и танцевальность, но и рассматривая как средство воспитания музыкальной культуры детей – исполнителей и зрителей. Создавая танцевальные произведения для детей, автору необходимо стремиться к доступности хореографического языка. Движения должны быть просты и в то же время интересны. Не следует увлекаться обилием разнообразных ритмических фигур, технических сложностей и т.д. Если ребенок на первой же репетиции видит, что язык постановки ему не доступен, у него пропадает желание заниматься. Наоборот, если он начинает понимать композицию танца, то уже не отступит перед трудностями, а будет упорно работать.
Следует учитывать, что исполнительские возможности детей ограничены, поэтому хореограф должен уметь отобрать танцевальные движения и соединяя их в интересных сочетаниях. Строить из небольшого числа движений и элементов множество танцевальных фраз. Метод предварительной этюдной работы с последующим обогащением найденной игровой сцены танцевальным содержанием очень полезны в работе с детьми именно при постановке сюжетных танцев.
Тема танцевальной композиции определяет и принципы формирования репертуара для детского хореографического творчества. Включая ту или иную композицию в репертуар, хореограф должен детально изучить ее с точки зрения актуальности темы, ее воспитательного воздействия, творческого интереса, возможностей совершенствования творческого мастерства исполнителей. В процессе формирования репертуара необходимо стремиться к сохранению постановок, наиболее интересных с творческой стороны, ярких по мысли и ее сценическому воплощению, в которых наиболее полно отражается творческая индивидуальность коллектива.