МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Значение изучения классического танца в системе дополнительного образования детей»
Сегодня существует обилие хореографических коллективов (ансамблей, студий), использующих хореографический материал лишь как средство для сценического показа и демонстрации самих себя. Часто мы видим коллективы, выступающие в стилях и жанкрах, не соответствующих их творческим возможностям, показывающие низкий уровень исполнительского мастерства, концертные номера с примитивной хореографической лексикой и композиционным построением. В связи с этим есть смысл говорить о необходимости развития и пропоганды хореографического искусства средствами классического танца в системе дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_19g.docx | 17.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
«Значение изучения классического танца в системе дополнительного образования детей»
Преподаватель
Рак Юлия
Сергеевна
г. Радужный.
2019 г.
Значение изучения классического танца в системе дополнительного образования детей.
В настоящее время в нашей стране идёт процесс становления новой модели системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, характеризующееся значительными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Актуальна проблема разработки комплексных технологий обучения и воспитания в сфере дополнительного образования.
Сегодня существует обилие хореографических коллективов (ансамблей и студий), использующих хореографический материал лишь как средство для сценического показа и демонстрации самих себя. Часто мы видим коллективы, выступающие в стилях и жанрах, не соответствующих их творческим возможностям, показывающие низкий уровень исполнительского мастерства, концертные номера с примитивной хореографической лексикой и композиционным построением. Наблюдая повальное увлечение хореографических коллективов современной хореографией, модерном и т.д., не имея для этого ни творческих возможностей, ни точного представления о стилях, направлениях, жанрах, видов современной музыкальной культуры, не справедливо забывается образец, традиции известной на весь мир русской (советской) школы хореографии, созданной великими хореографами XX столетия: А.Я. Вагановой, И.А. Моисеевым, Т.А. Устиновой, Т.С. Ткаченко, Н. Надеждиной и другими выдающимися деятелями искусства. В связи с этим есть смысл говорить о необходимости развития и пропаганде хореографического искусства средствами классического танца в системе детского дополнительного образования.
Классический танец – канонизированная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа, раскрытие эмоций, мыслей и переживаний средствами пластики. «Классика» в переводе с греческого означает «образец», то есть классический танец является образцовым стилем в хореографии, так на его основах построены все танцевальные направления. Классический танец представляет собой систему выразительных средств хореографического искусства, основанную на тщательной разработке различных групп движений и позиций ног, рук, корпуса и головы.
В основе учебной работы танцевальной подготовки участников детского хореографического коллектива лежит система подготовительных упражнений классического танца, которая по праву считается одним из процессов подготовки к развитию творческой самореализации личности участника. И это закономерно, поскольку классический танец и его школа являются единственной всеобъемлющей системой воспитания человеческого тела, существующей уже более четырёхсот лет.
Экзерсис классического танца давно доказал своё право на первое место в освоении танцевального искусства. Эта система является наиболее разработанной, выстроенной и продуманной. Упражнения из экзерсиса последовательны, каждое из них имеет свою определённую задачу. Занимаясь тренажом, ученик разогревает суставно-связочный аппарат, предупреждая этим растяжения и вывихи при исполнении сложных танцевальных движений. Экзерсис даёт развитие и навыки, крайне необходимые для физического, морального и эстетического развития юных учеников. В системе хореографического образования классический танец остаётся основой основ, и на его преподавание необходимо обращать пристальное внимание.
Какие бы новшества ни привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце, классический экзерсис является стержнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. Классический экзерсис у станка важен, так как вырабатывает правильную постановку корпуса и устойчивость. Как указывает профессор А.Я. Ваганова, «правильно поставленный корпус – основа для всякого па. Правильно поставленная спина даёт абсолютную свободу движения». Поэтому основная задача классического станка – добиться надлежащей постановки корпуса и спины учащихся.
Главный принцип классического танца – выворотность. Без выворотности классический экзерсис лишается своей эффективности, поэтому учащиеся должны хорошо освоить пять строго выворотных позиций и добиваться соблюдения выворотности. Порядок упражнений у станка установлен по принципу чередований движений, тренирующих различные группы мышц. Музыкальное сопровождение на занятиях должно быть органически связанно с выполнением упражнений и соответствовать характеру движений. Эффективность гармоничного развития личности учащегося зависит от степени компетентности педагога, от перевода обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие.
Классический танец в хореографическом коллективе системы дополнительного образования детей несёт колоссальную нагрузку в воспитании учеников, так как формирует воображение, его индивидуальность, способствует формированию отличной физической формы. Обучение учеников классическому танцу является подготовкой к самостоятельному творчеству, способствует развитию творческой фантазии, основным катализатором которой является музыка и танцевальные движения.
Литература
- А.Я. Ваганова. Основы классического танца, - М., 2001.
- Е.П. Валукин. Проблема наследия в хореографическом искусстве. – М., 2002.
- В.И. Загвязинский. Педагогическое предвидение. – М., 1987.
- Педагогические технологии / авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М., 2005.