МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД «Хореографическое искусство для детей: традиции и новации»

Рак Юлия Сергеевна

Общая культурная ситуация насыщена, с одной стороны, сказочными ожиданиями, а с другой – нешуточными опасениями. У человека стремительно расширяется мировосприятие, он без оглядки экспериментирует над собой и природой. Возникает противоречие: человек может всё, но общая система образования не обеспечивает его механизмами полноценного осмысления мира. В этих условиях особое значение приобретает дополнительное образование, интегрирующее традиции в современные инновации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_20g.docx16.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

 дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

«Хореография в системе дополнительного образования детей: традиции и новации»

                                                                                                         Преподаватель

Рак  Юлия

Сергеевна

г. Радужный.

2020 г.

Хореография в системе дополнительного образования детей: традиции и новации

Образование как процесс целенаправленной передачи культурного наследия является важнейшим фактором развития общества. Чем выше его развитие, тем сложнее и эффективнее функционирующая в обществе система образования.

Общая культурная ситуация насыщена, с одной стороны, сказочными ожиданиями, а с другой – нешуточными опасениями. У человека стремительно расширяется мировосприятие, он без оглядки экспериментирует над собой и природой. Возникает противоречие: человек может всё, но общая система образования не обеспечивает его механизмами полноценного осмысления мира. В этих условиях особое значение приобретает дополнительное образование, интегрирующее традиции в современные инновации.

В дополнительном образовании использование интеграции традиций и новаций позволяет педагогу осуществить научно обоснованный выбор оптимальных форм организации жизнедеятельности учащихся в секциях, стимулировать их творческую активность и самодеятельность, потребность в самосовершенствовании.

Дополнительное образование детей в учреждениях детского творчества – звено в воспитании многогранной здоровой личности, в её образовании, в ранней профессиональной ориентации. Дети и подростки получают возможность испытать свои силы в различных видах деятельности. Одним из таких видов деятельности является искусство хореографии, входящее в художественно-эстетическую область развития ребёнка.

Хореография – искусство магическое, завораживающее. Только танцующие люди знают, что за красотой и грацией, легкостью и виртуозностью стоят долгие годы тяжкого труда, душевных и физических усилий, железной воли и бесконечного стремления к совершенству.

Основой основ изучения хореографического искусства является классический танец. Достижения русской школы классического танца и методики преподавания его основных элементов отобраны, обобщены и систематизированы выдающимся педагогом, первым профессором хореографии А.Я. Вагановой в её труде «Основы классического танца», впервые изданном в 1934 г. Изложенная в нём методика преподавания классического танца явилась выдающимся вкладом в теорию и практику хореографической педагогики.

Классический экзерсис является стрежнем, на основе которого развиваются другие танцевальные экзерсисы. Классический танец правильно и гармонично развивает тело, активно исправляя физические недостатки, создавая правильную манеру поведения, осанку, столь необходимую не только будущему танцовщику, но и любому человеку.

Неоднократно наблюдая уроки хореографии в условиях дополнительного образования детей, можно заметить, что классический экзерсис проводится редко, без отработки элементов. Педагоги-хореографы предпочтение отдают народно-характерному экзерсису, так как по своей технологии и психологической природе он более естественный.

При обучении хореографии педагогу необходимо знать, учитывать, опираться на индивидуальные особенности каждого учащегося: физические особенности строения тела, черты характера, темперамент, особенности мышления, памяти, внимания, воображения, психо-эмоциональные особенности. Комплексное осуществление этих требований устраняет упрощённость возрастного и индивидуального подходов, обязывает педагога учитывать духовное, эмоциональное и физическое развитие учащегося.

Педагог должен быть строг, требователен и напорист, но культура обращения к ученику должна быть безупречной. Замечания должны быть точными и краткими по форме. Все действия учителя должны отличаться выдержкой, простотой, вкусом, а главное, увлечённостью и любовью к ученикам. Бывает так, что педагог вооружён знанием методики, но не умеет «увидеть» особенности ученика. В классе педагог не должен ориентироваться только на одарённых учеников, забывая об учениках со «средними» данными. Уважительная, ровная, выстроенная на взаимной симпатии и взаимном интересе интонация необходима в общении с детьми.

Проникнуть в «мир детства», зажить его темами и идеями, стать человеком открывающим детям просторы музыки и танца, обеспечить им возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении, сформировать необходимые знания, умения, навыки образовательного характера, опираясь на традиции прошлого, и здорового образа жизни – вот идеал для каждого кто избрал профессию педагога детской хореографической студии.

В настоящее время в условиях дополнительного образования детей недостаточно рассмотрено проблема по сохранению наследия прошлого – методики изучения классического экзерсиса – и выработке нового взаимодействия со здоровьесозидающим и здоровьесберигающим аспектом, т.е. интеграция традиций и новаций в образовательной деятельности в период нового видения образа образования.

Примечания

  1. Андрусенко Л. Формирование исполнительской культуры детских хореографических коллективов (история и современность) // Искусство в школе, 2008. - №2.
  2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – СПб., 2003.
  3. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. – М., 2004.
  4. Громов Ю.О. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. – СПб., 1997.
  5. Хореографическое искусство. Вопросы балетоведения и методы учебно-воспитательной работы. / под. ред. В.А. Звездочкина, Н.Е. Раевской. – Киров. 2007.