Технология постановки коми народного танца на примере хореографической композиции: «Выль пимы»

Канышева Екатерина Михайловна

Управление культуры администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Школа искусств»

«Искусствояс школа» содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй асшöрлуна учреждение

 

Описание: C:\Users\Дизайнер\Desktop\4LfAbzWQYHU.jpg

 

 

 

 

 

Технология постановки коми народного танца на примере хореографической композиции: «Выль пимы»

 

 

 

 

Составитель:

Канышева Екатерина Михайловна,

преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар

2019

 

Составитель: - Канышева Екатерина Михайловна, преподаватель МАУДО «Школа искусств»

 

Технология постановки коми народного танца на примере хореографической композиции: «Выль пимы»: методическая разработка. / Сост. Е.М. Канышева. – Сыктывкар, МАУДО «Школа Искусств», 2019. – 24 с.

В предлагаемом методическом материале раскрыты теоретические и практические вопросы по работе над постановкой танца в соответствии с законами драматургии и учетом национального колорита.

Данный материал будет интересен педагогам-хореографам и всем тем, кто интересуется песенно-танцевальным искусством народа коми.

 

 

© МАУДО «ШКОЛА ИСКУССТВ», 2019

 

Директор – Братусь Валентина Викторовна

 

167001, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Димитрова, д.1/3

МАУДО «Школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Стр.

Введение 4

1. Хореографическая композиция «Выль пимы» 4

1.1. Потактовый анализ музыкального материала 5

1.2. Хореографическое решение 8

Заключение 12

Список литературы 13

Словарь терминов 14

Приложения 15

Приложение 1. Конспект занятия по теме «Обувь северных народов на примере хореографической композиции «Выль пимы» 15

Приложение 2. Конспект занятия по теме «Изучение основных движений хореографической композиции «Выль пимы» 19

Приложение 3. Конспект занятия по теме «Постановка хореографической композиции «Выль пимы» 22

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка323.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление культуры администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Школа искусств»

«Искусствояс школа» содтöд тöдöмлун сетан муниципальнöй асшöрлуна учреждение

Описание: C:\Users\Дизайнер\Desktop\4LfAbzWQYHU.jpg

Технология постановки коми народного танца на примере хореографической композиции: «Выль пимы»

Составитель:

Канышева Екатерина Михайловна,

преподаватель

                                         

                                           

                             

                                         

Сыктывкар

2019

Составитель:        

  • Канышева Екатерина Михайловна,

преподаватель МАУДО «Школа искусств»

Технология постановки коми народного танца на примере хореографической композиции: «Выль пимы»: методическая разработка. / Сост. Е.М. Канышева. – Сыктывкар, МАУДО  «Школа Искусств», 2019. – 24 с.

В предлагаемом методическом материале раскрыты теоретические и практические вопросы по работе над постановкой танца в соответствии с законами драматургии и учетом национального колорита.

Данный материал будет интересен педагогам-хореографам и всем тем, кто интересуется песенно-танцевальным искусством народа коми.

© МАУДО «ШКОЛА ИСКУССТВ», 2019

Директор     –    Братусь Валентина Викторовна    

167001, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Димитрова, д.1/3

МАУДО «Школа искусств»

Тел./факс приемной: 8 (8212) 32-93-08

Е-mail: artschool-komi@mail.ru

Официальный сайт: http://artrk.ru/

ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

Введение

4

1.

Хореографическая композиция «Выль пимы»

4

1.1.

Потактовый анализ музыкального материала

5

1.2.

Хореографическое решение

8

Заключение

12

Список литературы

13

Словарь терминов

14

Приложения

15

Приложение 1. Конспект занятия по теме «Обувь северных народов на примере хореографической композиции «Выль пимы»

15

Приложение 2. Конспект занятия по теме «Изучение основных движений хореографической композиции «Выль пимы»

19

Приложение 3. Конспект занятия по теме «Постановка хореографической композиции «Выль пимы»

22

Введение

Танец является инструментом физического и духовного воспитания, где танцевальный образ является одной из форм отражения действительности и имеет объективное познавательное и воспитательное значение.

Занимаясь творческим процессом, создавая танцевальные постановки педагог-хореограф, балетмейстер воздействует, посредством хореографического искусства, на эстетическое воспитание общества в целом и на эмоциональную культуру каждого участника постановочного процесса. Такое воздействие будет иметь только целостное художественное произведение, при создании которого сохраняются все законы композиционного построения.

Выбор темы хореографической композиции «Выль пимы» обусловлен тем, что народно-сценический танец многогранен, и многие из детей не знают о том, что есть такие танцы, как они исполняются и каким народам они принадлежат. Именно поэтому возникла идея описать особенности исполнения танца, такие как: характер, манеру и стиль его носителей.

Впервые хореографическую композицию «Выль пимы» в 1959 году поставил Владимир Иванович Тарантов на юбилей ансамбля «Асья Кыа».

Коми танец – яркий представитель   бережного сохранения песенно-танцевального искусства коми народа, национальных традиций и уникальной культуры Севера.

Необходимость описания технологии постановки  хореографических композиций: «Выль пимы» и «Русский перепляс» появилась в связи с тем, что начинающим педагогам-хореографам по народному танцу бывает сложно поставить собственный танец, а подробных описаний как это сделать, практически не найти. В связи с этим, цель представленных  рекомендаций – помочь руководителям самодеятельных хореографических коллективов в создании собственных танцевальных композиций.

Данные методические рекомендации включают теоретические и практические рекомендации по работе над постановкой танца в соответствии с законами драматургии и учетом национального колорита.

1. Хореографическая композиция «Выль пимы» («Новые пимы»)

1. Пимы – в Сибири, у северных народов: меховые сапоги, торбаса. 2. В северных областях: то же, что валенки [8; с. 536]

2. Пи́мы (от самоедск. пиуы) – национальная обувь финно-угорских народов и коренных народов Крайнего Севера (коми,ненцы, ханты, манси и др.) Представляют собой сапоги из шкуры с ног северного оленя (реже – из шкуры со лба оленя), которые изготовлены шерстью наружу. Исторически пимы – обувь оленеводов севера, высотой до бедра и с завязками. В России исторически встречается в Архангельской области, Пермском крае, Ямало-Ненецком автономном округе, Республике Коми и др. [12]

http://www.russianhuntt.ru/wp-content/uploads/2018/04/RussianHunt_640_IMG_0530.jpg

Экспозиция: на сцену спокойно, не торопясь, мягкой походкой по диагонали появляются девушки в пимах (зимняя обувь народов севера, сшитая из оленьих шкур).

Завязка: девушки садятся, оставаясь в диагонали, и хвастаются друг перед другом, у кого лучше выделаны пимы.

Развитие действия: девушки встают и заводят хоровод, продолжая показывать друг другу свои чудесные пимы.

Кульминация: девушки все вместе выставляют напоказ свои пимы, танцуя при этом, и показывая своё бережное отношение к ним.

Развязка: девушки выстраиваются в линию, так же мягко ступая, довольные собой и своими пимами удаляются за кулисы.

1.1.  Потактовый анализ музыкального материала

2/4

А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

а

b

а

b

а

b

а

b

А

b

а

b

а

b

а

b

а

b

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

Двойные вариации. Средний темп, размер 2/4.

Вступление (4 такта)

1-4 т. – у флейты звучит мелодия танцевального характера, сначала движение идёт вниз по секвенции (скачок на терцию вверх, затем поступенное движение вниз) – 4/16 1/4 (2 раза). После очередного звена секвенции движение стремительно идёт наверх по звукам тонического трезвучия и остаётся на тонике (4/16 2/8 | 1/2). Баян играет эту же тему, но украшенную шестнадцатыми длительностями, в конце 4-го такта восходящий пассаж. Ударные акцентируют восьмыми. А колокольчики в 1-2 т. дублируют тему флейты, а в 3-4 т. акцентируют только сильные доли и в 4-м на последнюю восьмую. Балалайки играют тему на тремоло.

А – простая двухчастная форма.

а (8 тактов) – период, первая тема.

1-4 т. – спокойную напевную мелодию ведут баяны, которым вторит балалайка, играющая тему приёмом тремоло. Сначала мелодия движется вверх по звукам тонического трезвучия восьмыми длительностями, затем поднимается до шестой ступени в ритме 1/8 2/16 и плавно спускается вниз к тонике. Другая часть балалаек аккомпанируют тремолирующими четвертями в верхнем регистре. На каждую 2-ю восьмую слышен акцент у тарелок (удар щёткой).

5-8 т. – повторение, аккомпанирующие балалайки играют арпеджированные аккорды, баян играет четвертные ноты вниз по тетрахорду. В конце 8-го такта звучат колокольчики.

b (8 тактов) – период, вторая тема.

1-2 т. – вторая тема вариаций звучит как ответ на предыдущий период. Звучит она у баянов, это повторяющийся кружащийся мотив, опевающий три ступени, в основе ритм 1/8 и 2/16. Тарелки с щёткой звучат в ритме основной темы, на каждую сильную долю звучит колокольчик.

3-4 т. – тема спускается вниз восьмыми, колокольчик замолкает.

5-8 т. – повторение 1-4 т.

А1

а1 (8 тактов)

1-8 т. – тема звучит у флейт, баян играет шестнадцатыми восходящее и нисходящее движение по гамме, также слышно движение четвертными по опорным звукам мелодии. В конце звучание колокольчиков.

b1 (8 тактов)

1-8 т. – тема звучит у флейт, а у баянов продолжается гаммообразное движение шестнадцатыми.

В конце восьмого такта происходит модуляция в другую тональность на ступень выше.

А2

а2 (8 тактов)

1-8 т. – тема звучит у флейт, баяны играют шестнадцатыми, колокольчик звучит в 1-м и 5-м такте. В конце происходит ещё одна модуляция.

b2 (8 тактов)

1-2 т. – тема звучит во второй октаве у баянов на фоне тремоло на одной ноте также у баяна, подыгрывает колокольчик – на каждую четверть.

3-4 т. – звучит весь оркестр.

5-6 т. – повторение 1-2 т.

7-8 т. – повторение 3-4 т., но в конце модуляция.

А3

а3 (8 тактов)

1-8 т. – тема звучит у баянов на фоне тремолирующих балалаек, в конце 5-го такта из затакта вступает флейта – восходящий тетрахорд, затем в каждом такте половинными происходит вводнотоновое опевание тоники. В конце колокольчики.

b3 (8 тактов)

1-8 т. – тема звучит у флейт, вторят баяны, балалайки на тремоло.

А4

а4 (8 тактов)

1-8 т. – на фоне темы баянов звучит трель у флейт.

b4 (8 тактов)

1-4 т. – флейты тянут целую ноту, затем звучат две половинки – восходящий ход V-VII-I, в конце 4-го такта восходящий тетрахорд. Флейтам вторят балалайки и баян, основная тема у баянов.

5-8 т. – повторение

А5

а5 (8тактов)

1-2 т. – тема звучит не до конца, после сильной доли во 2-м такте пауза

3-4 т. – звучит продолжение темы.

5-8 т. – повторение, в конце звучат колокольчики.

b5 (8 тактов)

1-8 т. – тема звучит у баянов.

А6

а6 (8 тактов)

1-8 т. – тема у флейт звучит на октаву выше, баяны играют пассажи шестнадцатыми. Баяны также поднимаются четвертями по гамме, а балалайки играют тремоло.

b6 (8 тактов)

1-8 т. – тема практически неузнаваема, звучит как бы в обращении – вниз у баянов, также баяны играю кружащиеся на месте пассажи. В конце происходит модуляция в первоначальную тональность.

А7

а7 (8 тактов)

1-8 т. – тема звучит у баянов, с 5-го такта также у флейт, фактура уплотнилась, отголоски темы слышно у каждого инструмента.

b7 (8 тактов)

1-2 т. – на фоне тремолирующих баянов звучит тема, её дублируют колокольчики.

3-4 т. – вторую фразу темы играют флейты и подключатся остальной оркестра.

5-8 т. – повторение.

А8

а8 (8 тактов)

1-8 т. – тема звучит у балалаек, баянов, и флейт (в каждом регистре). Фактура насыщенная, колокольчик дублирует тему. У баянов звучит тема, которая звучала у флейт в вариации b4.

b8 (8 тактов)

1-8 т. – у флейт тема, которая была в вариации 4. В конце небольшое замедление и заключительный аккорд.

1.2. Хореографическое решение

А (16 т.)

А (8 т.)

1-2 – С левой стороны с последней кулисы по заднику выходят 2 девушки, делают припадания на правую ногу.

Левая рука со 2-й позиции переводится в 1-ю позицию, правая с 1-й позиции во вторую.

3-4 т. Шаг на правую ногу левая вытягивается вперёд на пятку, руки на пояс. Затем шаг на левую, корпус разворачивается на зрителя, правую ногу вытягиваем вперёд на пятку, руки раскрыть в сторону, пальцы кисть раскрыты.

5-8 т. Выходят еще 2 девушки, и уже 4-м исполняют эту же комбинацию.

B (8т.)

1-4 т. Выходят ещё 2 девушки и уже 6 девушек исполняют комбинацию

          5-8 т. 6 девушек исполняют комбинацию доходят до центра в линию.

А1(16 т.)

а (8 т.)

1-4 т. Девушки линией спускаются вниз, делая припадания на левую ногу. Руки внизу, раскрыты в сторону, заниженная 2-я позиция. На 4-м припадании показать atittud правой ногой.

5-8 т. Припадания на правую ногу, корпус поворачивается вправо. На 4-м припадании atittud левой ногой.

B (8т.)

1-8 т. Девушки спускаются вниз к авансцене, повторяя комбинацию с левой и правой ноги.

          А2 (16 т.)

а (8т.)

1-4 т. Делая поворот вокруг себя влево, припадая на левую ногу, левая рука 1-й позиции, правая 2-я завышенная. Взгляд через левое плечо. Повернувшись закончить в 6-ю позицию, корпус наклонить вниз, руки опускаются вниз.

          5-8 т. Девушки вытянулись наверх, руки подняли в 3-ю позицию, шаг левой нагой назад, правой на пятку. Затем правой назад, левой на пятку.

B (8) Комбинация повторяется поворот в правую сторону. Комбинация заканчивается и девушки, взявшись за руки, закручиваются и становятся друг за другом.

А3 (16)

а (8 т.)

1-2 т. Левую ногу вытягивают вперёд на пятку. Обратно на носок в 6-ю позицию и возвращают вперёд, повышая на 45 градусов.

3-5 т. Девушки разворачиваются от зрителя вокруг себя, держась за руки.

6-8 т. Линией спускаются вниз.

B (8 т.)

1-8 т. Шаг правой нагой в сторону, левой небольшой Ronde прийти в 6-ю позицию и подняться на пятках. Повторяется 4 раза вправо и влево.

А4 (16 т.)

а (8т.)

1-8 т. Девушки припаданием на левую ногу двигаются друг за другом к левому краю сцены, делая небольшой круг, руки наверху.

B (8 т.)

1-8 т. Продолжая делать круг, руки опускаются вниз, выход на диагональ.

       А5 (16 т.)

а (8 т.)

1-4 т. Каждая девушка поочерёдно делает выпад на правую ногу, левая в Plie. Руки на верху, кисть раскрыта.

5-8 т. Поочерёдно опускают руки вниз.

        B (8 т.)

1-8 т. Девушки с диагонали выходят в одну линию на авансцену.

А6 (16 т.)

а (8 т.)

1-4 т. Две «гармошки» влево, правую ногу на пятку. Две «гармошки» вправо, левая на пятку.

5-8 т. «Ковырялочка» левой ногой, «ковырялочка» правой ногой.

        B (8 т.)

1-8 т. Из линии через центр по две девушки, также поочерёдной уходят назад, выстраивая круг. 

        А7 (16 т.)

а (8 т.)

1-8 т. Припаданием на правую ногу, идут по кругу, руки поднимаются вверх.

B (8 т.)

1-8 т. Выстраиваются в диагональ, руки в 3-й позиции, символизируют рога оленя.

       А8 (16 т.)

а (8 т.)

1-4 т. Девушки начинают отряхивать пимы, сначала левую ногу, на правой делают подскок. Правой рукой отряхивают, левой в 3-й позиции.

5-8 т. Девушки начинают отряхивать пимы, сначала правую ногу, на левой делают подскок. Левой рукой отряхивают, правой в 3-й позиции.

B (8 т.)

1-8 т. Друг за другом по диагонали уходят со сцены, хлопая себя прямыми руками по корпусу. Шаг через Plie, вытягиваясь на полупальцы, рабочая нога вытянутая.

Заключение

Народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры народов России.

Хореография включает в себя все виды искусств, в том числе и музыку. Музыка в хореографии играет значимую роль, посредствам музыки можно передать образ в хореографической постановке, а также эмоциональное состояние. Музыка придает хореографической лексике выразительность и характер.

Используя народно-сценический танец как средство сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства своей родной земли, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества. До детей нужно донести содержание постановки, идею, чтобы ребенок не просто танцевал, а понимал, что он делает и что танцует.

Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания и национальной культуры детей, поэтому предложенные рекомендации по постановке хореографической композиции крайне важны в практической деятельности педагога-хореографа.

На первом этапе разводок были трудности с хореографической лексикой, до учащихся сложно было донести именно коми лексику. Затем, когда изучили рисунок танца, добавили нужные движения и комбинации, стало намного проще и легче. При разводке танца нужно стараться создать творческую атмосферу, чтобы, несмотря на затраты физических сил, труд учащихся был радостным, чтобы все видели конечную цель своей работы. Разводка танца осуществляется постепенно, частями. Каждая новая часть разводится только после того, как усвоена предыдущая. После окончания разводки танца, можно приступать к его отработке.

Параллельно репетициям осуществляется создание костюмов.

Творческое отношение к своей профессии и увлеченность своим трудом – обязательное условие для создания высокохудожественного хореографического произведения.

Список литературы

  1. Антоненко, Г.С. Задачи педагога-хореографа в работе с детским хореографическим коллективом / Г.С. Антоненко // Хореографическое искусство. – Киров: Диамант, 2007. – 156 с.
  2. Блохина, И.В. Всемирная история костюма / И.В. Блохина. – М.: АСТ, 2014. – 192 с.: илл.
  3. Зарипов, Р.С. Драматургия и композиция танца. Взгляд из зрительного зала / Р.С. Зарипов. – Новосибирск, 2008. – 344 с.
  4. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова, 27-е изд., перераб. и доп. – М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. – 736 с.
  5. Плаксина, Э.Б. История костюма: стили и направления : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования, обучающихся по специальностям 2808 «Моделирование и конструирование швейн. Изделий» и 2809 «Технология швейн. Изделий» / Э.Б. Плаксина. – М.: Академия, 2004. – 223 с. илл. (среднее профессиональное образование)
  6. Уральская, В.И. Природа танца / В.И. Уральская. – М.: Сов. Россия, 1981. – 110 с.: илл.
  7. Свободная энциклопедия Википедия: статья «Пимы».  – [Электронный ресурс]: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BC%D1%8B . Дата обращения: 18.05.2019.

Словарь терминов

  1. demi plie - (деми плие) - неполное «приседание». 
  2. grand plie - (гранд плие) - глубокое, большое «приседание».
  3. battement tendu - (батман тандю) - «вытянутый» скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.
  4. battement tendu jeté - (батман тандю жете) «бросок», взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.
  5. rond de jamb parterre - (ронд де жамб пар тер) - круг носком по полу круговое движение носком по полу.
  6. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans - в классическом танце это круговое движение рабочей ногой по полу в двух различных направлениях. en dehors - это значит в  направление «выворотно»; en dedans - это в направлении противоположном выворотному.
  7. battement fondu - (батман фондю) - «мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.
  8. Battement releve lent [батман релеве лян] - плавный подъем ноги через скольжение по полу на 90° вперед, в сторону или назад.
  9. Grand battements jetes - исполняется, как battement tendu jete, но нога продолжает движение и выбрасывается толчком на высоту 90°.
  10.  Flik-flac (флик-фляк) – движение развивающее ловкость. Переворот назад.

Приложение 1

Конспект занятия по теме: «Обувь северных народов на примере хореографической композиции «Выль пимы»

Год обучения: II год обучения по программе учебного предмета «Народный танец» по дополнительной общеразвивающей программе в области хореографического искусства «Искусство народного танца», II ступень

Возраст учащихся: 14 – 16 лет

Цель занятия: формирование представлений о самобытности обуви северных народов  на примере хореографической композиции «Выль пимы».

Задачи занятия:

воспитательные:

  • пробуждать познавательный интерес к изучению самобытности культуры народа Коми;
  • воспитывать положительное эмоционально-осознанное отношение к музыке и танцам народа Коми;

обучающие:

  • формировать знания о самобытности обуви народов севера, особенностей  орнамента обуви;
  • закрепить знания учащихся об особенностях исполнения Коми танца «Выль пимы»;

развивающие:

  • формировать двигательные навыки: беговой шаг, выставление ноги на пятку, топающий шаг,
  • развивать музыкальный кругозор и познавательный интерес к искусству.

Место проведения занятия: хореографический класс

Продолжительность занятия: 40 минут

Оборудование: 

1. DVD проигрыватель.

2. Фонограмма танцевальной музыки «Выль пимы».

3. Иллюстрации одежды, фотографии с пимами.

Методы и приемы:

1. Словесные методы обучения: объяснение, рассказ, диалог.

2. Методы практической работы: показ движений педагогом и парой учащихся, прохлопывание и простукивание ритма, символы-жесты.

3. Наглядный метод обучения: анализ фотографий с изображением пим, особенности исполнения орнамента северного народа.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

1. Организационный момент

Приглашение учащихся в зал.

Учащиеся выстраиваются в шеренгу.

2. Мотивация, целеполагание

- Ребята, в течение нескольких занятий мы с вами знакомимся с особенностями танцев народа Коми.

- Сейчас  состав ансамбля  «Шондi» исполнит для вас танец «Выль пимы», а мы попробуем ответить на вопрос: Почему такое необычное название у танца?

-Понравилось выступление учащихся? Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться?

Просмотр выступления учащихся

Пытаются сформулировать тему и цель занятия

3. Актуализация знаний

-Вы знаете, как переводится название танца? (Северные пимы)

- Чем отличаются пимы от сапог? (Пимы – это традиционная обувь народов севера, высокие сапоги мехом верх, шьется вручную из камуса (шкура, снятая с ног любимого или особого оленя)

- Чем украшают пимы?

(Для украшения пим используется аппликация, раскрашивание или выскабливание. Для отделки обуви используется простейший древний орнамент, такой как «оленья тропа», «рога лося», ромбовидным узором – «головешки», «телячьи рожки». Кроме того, полоски из меха и сукна, украшающие обувь, обозначают запреты: нельзя воровать, нельзя убивать, нельзя сквернословить, нельзя обижать слабого, а полоска, которая идёт к носку обуви, обозначает линию жизни).

-Как хранили пимы?

(Для хранения женской обуви шьется специальный мешок (шуипаты) из замши. Мешок и сама женская обувь хранятся на специальной нарте, отдельно от других вещей)

Диалог учащихся на тему «пимы».

Предлагаем учащимся изображение пим, образцы пим различной расцветки и орнамента

4. Приобретение личного опыта применения  способов действий

- Какие фигуры и орнаменты присутствуют в танце?

 -Какие основные положения рук и ног определяются у танцоров? (Просмотр и анализ видео.)

- Изначально танец символизировал образ, он не нес развлекательный характер, как сейчас, и каждое построение что-то символизировало. Например, прямая символизировала речку, которая являлась важнейшим компонентом жизни, это и еда и вода; либо это была дорога – дорога жизни. В танце использовалась также и диагональ, которая являлась основой национального коми орнамента, присутствующего в танце, как на костюме, так и в руках танцующих. Коми национальный танец «Выль пимы» представляет из себя лирический танец девочек, которые демонстрируют друг другу и окружающим свои «чудесные пимы», и тем самым, вырисовывая узор – орнамент (переплетение рук и меняющиеся положения ног), часто повторяющийся в коми национальных танцах. В данном танце просматривается как вся культура в целом, так и по отдельности в костюме, рисунках, основном ходе. Танец поставлен на музыку В. Чисталева.

Определяют фигуры присутствующие в танце.

Рассказывает о положении рук в танце.

5.Обобщение и закрепление изученного материала

Для закрепления информации проводится игровая или творческая часть занятия.

-Расскажите, что вы узнали о культуре коми народа нового?

-Чем отличается народный танец «Выль пимы» от других ранее разученных танцев?

-На следующих занятиях мы сможем элементы танца собрать в композицию

Показ разучивания и исполнения части коми танца «Выль пимы»

6.Рефлекция

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…

7. Итог

- Вы сегодня были внимательными, ответственно подошли к выполнению задания. Запомните, чтобы красиво выполнять элементы коми танца, нужна практика. Поэтому вам необходимо тренироваться до тех пор, пока не научитесь правильно выполнять движения. Повторите дома разученные движения. Покажите их своим родителям.

Поклон. Организованный выход из зала.

Приложение 2

Конспект занятия по теме: «Изучение основных движений хореографической композиции «Выль пимы»

Год обучения: II год обучения по программе учебного предмета «Народный танец» по дополнительной общеразвивающей программе в области хореографического искусства «Искусство народного танца», II ступень

Возраст учащихся: 14 – 16 лет

Цель занятия: повторить и закрепить, ранее пройденный материал. Отработать технику исполнения движений номера «Выль пимы»

Задачи:

воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за национальное культурное наследие;
  • прививать любовь и устойчивый интерес к коми танцу;

обучающие:

  • закрепить знания учащихся об особенностях исполнения Коми танца «Выль пимы»;

развивающие:

  • развивать выразительную, точную передачу техники, характера, стиля исполнения танцевальных элементов;
  • развивать координацию движений;
  • развивать навыки ансамблевого исполнения.

Место проведения занятия: хореографический класс

Продолжительность занятия: 40 минут

Оборудование:

1. DVD проигрыватель.

2. Фонограмма танцевальной музыки «Выль пимы».

Методы и приемы:

  1. Сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности.
  2. Метод диалога, рефлексия.
  3. Методы практической работы: показ движений педагогом и парой учащихся, символы-жесты.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

1. Организационный момент

Приветствие

Учащиеся выстраиваются в шеренгу

2. Мотивация, целеполагание

Сообщение темы и цели занятия.

- Я смотрю у всех вас прекрасное настроение, все вы улыбаетесь, все вы в отличной форме и мы начинаем наше занятие. Давайте поприветствуем друг друга.

- Тема нашего занятия «Изучение основных движений хореографической композиции «Выль пимы»». Цель: повторить и закрепить, ранее пройденный материал. Отработать технику исполнения элементов движений номера «Выль пимы».

Педагог, по ходу выполнения упражнений, напоминает технику выполнения упражнения, контролирует правильность выполнения движений

Учащиеся исполняют поклон

Учащиеся выстраиваются по кругу и разучивают основной ход танца, «припадание», затем перестраиваются в одну линию и исполняют основные рисунки танца

3.Актуализация знаний

Объяснение нового материала:

- краткий рассказ о коми танце «Выль пимы»;

- основные движения в номере;

- основные положения рук.

Диалог учащихся на тему «Как можно изобразить рога оленя?»

Предлагаем учащимся изобразить рога, в положении рук и в движении рук.

4. Обобщение и закрепление изученного материала

Учащиеся еще раз вместе с педагогом возвращаются к основной теме занятия, и смотрят, всё ли им удалось выполнить.

-Расскажите, что вы узнали сегодня нового на занятии?

- Какие основные положения, движения рук в танце?

Учащиеся повторяют основные моменты танца. Далее учащиеся оценивают свою работу на занятии.

5. Рефлексия

На станке, на нитках развешаны березовые листики из бумаги трех цветов.

- Если вам сегодня было не очень интересно, задания были трудными, непонятными, настроение у вас плохое – сорвите красный листик.

- Если вам сегодня было интересно, но некоторые задания показались сложными и непонятными, настроение у вас хорошее, то – желтый листик.

- Если вам сегодня было всё интересно, легко и доступно, настроение у вас отличное, то – зеленый листик.

6. Итог

- А сегодня я говорю всем спасибо за занятие.

Поклон. Организованный выход из зала.

Приложение 3

Конспект занятия по теме: «Постановка хореографической композиции «Выль пимы»

«Искусство танца не из лёгких. Оно требует подъёма на высочайшие ступени всех наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии. Пляска и риторики не сторонится, напротив, и ей она причастна, поскольку она стремится к той же цели, что и ораторы: показать людские нравы и страсти…»

Греческий философ Лукиан

Год обучения: II год обучения по программе учебного предмета «Народный танец» по дополнительной общеразвивающей программе в области хореографического искусства «Искусство народного танца», II ступень

Возраст учащихся: 14 – 16 лет

Цель занятия: закрепление движений на станке и на середине класса, демонстрация нового хореографического  номера «Выль пимы».

Задачи занятия:

воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за национальное культурное наследие;
  • воспитывать интерес к хореографическому искусству;
  • воспитывать положительное эмоционально-осознанное отношение к музыке и танцам народа Коми.

обучающие:

  • учить детей выразительно исполнять элементы танцевальных комбинаций;
  • отрабатывать основные танцевальные движения у «станка» и на середине зала;
  • закрепить знания учащихся об особенностях исполнения Коми танца «Выль пимы»;

развивающие:

  • развивать мыслительную деятельность, мышечное чувство, выносливость;
  • развивать чувство ритма, целеустремленность, самостоятельность;
  • развивать память, внимание, умение работать в коллективе и индивидуально.

Место проведения занятия: хореографический класс.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Оборудование:

1. DVD проигрыватель.

2. Фонограмма танцевальной музыки «Выль пимы».

Методы и приемы:

1. Сравнение, анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности.

2. Метод диалога.

3. Методы практической работы: показ движений педагогом, символы-жесты.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащегося

1. Организационный момент

Приветствие

Вход учащихся в класс хореографии (марш), поклон педагогу, гостям.

2. Мотивация, целеполагание

Сообщение темы и цели занятия.

- Для чего мы делаем экзерсис у станка? Что при этом развивается?

- Тема нашего занятия: «Постановка хореографической композиции «Выль пимы».

Цель: закрепление выполнения упражнений на станке и на середине класса, демонстрация нового хореографического  номера «Выль пимы».

Педагог, по ходу выполнения упражнений, напоминает технику выполнения упражнения, контролирует правильность выполнения движений.

Учащиеся сами говорят, если затрудняются – педагог помогает (развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, постановка корпуса, рук, головы, координация движения).

Учащиеся выполняют движения на станке.

Экзерсис у станка:

Demi plié grand plié на материале коми танца

Battements tendus на материале русского танца

Battements tendus jetes на материале русского танца

Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на материале татарского танца

Battements fondu на материале испанского танца.

Flik-flac на материале итальянского танца.

Дробные выстукивания без музыкального сопровождения

Battements releves lents в мужском характере

Grand battements jetes на материале русского танца.

Учащиеся перестраиваются на середину класса в две линии, исполняют:

лирический, дробный этюд, русский этюд «Барыня»

3. Актуализация знаний

Объяснение нового материала.

Краткая историческая справка о коми танце.

Показ учащимися нового номера «Выль пимы»

4. Итог

Оценить работу учащихся, поговорить о необходимости знаний, полученных на сегодняшнем занятии.

Поблагодарить детей за работу.

Поклон.

Выход из класса хореографии.