Современный танец в ХХ веке (1900-1910-1920гг.)

Кочергина Ольга Ивановна

Развитие современного танца в Европе и Америке в начале ХХ века (1900-1910-1920гг).1 часть

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennyy_tanets_v_hh_veke_1900-1910-1920gg.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Современный танец в ХХ веке

1900 –е годы

Самые модные танцы:

МИТЧИШ

Митчиш родился в бразильской провинции в конце 1860-х г. Пары кружились быстрыми скользящими шагами. Обнимались – партнёр прижимал к себе спину партнёрши. Афро-латинские ритмы этого танца казался огненным, сладострастным.

Нарубеже 19-20 веков Митчиш стал популярен в Рио-де-Жанейро, а накануне Первой мировой войны песенку в ритме Митчиша уже играли все мехагические пианино в американских салунах и европейских кафе.

Видео:  Митчиш в исполнении Вернона и Айран Касл в немом кино 1915г. Музыка бразильского композитора Эрнеста Назарета.

Явления хореографии:

Предвестницы танца модерн (США)

Историю современного танца принято начинать с американского танца модерн. Но ему предшествовало творчество четырёх независимых танцовщиц, каждая из которых осталась в истории как предвестница модерна. Их главной целью было доказать, что хореография может быть серьёзным видом искусства, а танец – это не только шоу. Самая известная из них, Айседора Дункан, считала, что танец должен развиваться естественно, в соответствии с индивидуальностью исполнителя – достаточно слушать своё тело и его импульсы. Это стали называть свободным танцем.

Её старшая коллега Лои Фуллер, придумавшая десятки способов сделать свет и цвет важной частью хореографии, оказала серьёзное влияние на развитие не только танца, но и сценографии.

Рут Сен-Дени открыла в США (Лос-Анжелес) «Денишоун» - первую школу, где систематически обучали разным видам движения, от балета до йоги. Почти все будущие мастела танца модерн – выпускники»Денишоун», Кроме того, её учениц охотно брали в массовки голливудских фильмов, а некоторые, например, Луиза Брукс, стали звёздами немого кино.

Четвёртая представительница – Мод Аллан, чья «Соломея» стала потрясением для публики того времени. Вообще, про её стиль довольно мало известно, гораздо больше внимания пресса того времени уделяла связанным с ней скандальным историям.

Можно ли увидеть сейчас: 

Наследие Дункан хранят, танцуют и изучают её последователи в США, которые недавно объединились в ассоциацию и создали сайт, где можно увидеть аутентичную (подлинную) хореографию Дункан.

Творчество других представительниц осталось в истории - хотя важно помнить, что весь современный танец ХХ века случился благодаря их опытам; более того, некоторые их находки вдохновляют хореографов и сегодня -  например, отголоски визуальных экспериментов Лои Фуллер можно найти в работах современных хореографов.

1910 – е годы

Самые модные танцы:

ТАНГО

Танго родилось в рабочих районах Буэнос-Айреса, одним из его источников была ХАБАНЕРА, кубинский народный танец. Танго быстро завоевало весь мир. Не последнюю роль в этом сыграла связь страсти и насилия, которая сполна появилась в «жестоком» Танго, или Танго АПАШ, где партнёр – мачо гнул и швырял свою даму, как будто хотел её прикончить. Перед первой Мировой войной в буржуазных салонах Танго укротили и облагородили, но оно сохранило свою эротичность, образ еле сдерживаемого желания «пламени во льду» .Тангомания захватила Европу настолько. Что папа римский издал особую буллу (основной средневековый папский документ со свинцовой печатью), запрещающую Танго. Тем не менее, слава Танго росла – в немалой степени благодаря немому кинематографу, в котором блистал прекрасный тангеро Рудольф Валентино. Р.Валентино и Беатрис Дамингес танцевали Танго в фильме  Рекса Ингрема «Четыре всадника Апокалипсиса» 1921г. Фильм немой, и музыка, которая здесь звучит, - это танго «La Cumparsita», написанное в 1916 году уругвайским композитором Херардо Родригесом.

Явления хореографии:

ТАНЕЦ МОДЕРН (Европа)

Параллельно с Америкой танец развивался и в Европе, но по-другому сценарию. Направление, которое возникло в Швейцарии и Германии в начале ХХ века, называют Экспрессионистским танцем (Auslru”ckstanz)           или немецким модерном.

Танцовщики и хореографы наравне с философами и художниками искали способы выражения нового восприятия мира и новых смыслов через движение и взаимодействие в пространстве.

Швейцарский композитор Эмиль Жак-Далькроз  придумал ритмику: на занятиях сольфеджио он обнаружил, что его ученики лучше усваивают материал, если двигаются вместе с музыкой, и начал развивать систему, соотносящую ритм и движение.

Немецкий танцовщик и пелагог Рудольф Лабан (США) анализировал движение тела в пространстве и изобрёл способ записывать танец на бумаге, которой пользуются до сих пор (он так и называется -  лабонатация). Его ученики, Мэри Вигман (создательница танцев-ритуалов вроде «Песни-Пляски» на слова Ницше) и Курт Йосс, развивали экспрессионистский танец, обращаясь к непростой послевоенной повседневности, темам смерти, насилия, отчаяния.

Можно ли увидеть сейчас: творчество почти всех героев экспрессионистского танца осталось в истории, но прослеживаются прямые линии наследия. Например, ученик З.Лабана Курт Йосс -  один из создателей стиля Танцтеатр, в котором смешиваются танец, декламация, опера и драма. Главная фигура танцтеатра – ученица К.Йосса (Германия) = великая танцовщица и хореограф – Пина Бауш, чья группа существует до сих пор.

1920-е год

                                   

                                         Самые модные танцы:

ФОКСТРОТ

Есть несколько версий происхождения Фокстрота. По одной из них, его придумал постановщик водевилей Чарльз Фокс – и танец назван в его честь. Согласно другой версии Фокстрот (шаг лисы) относится к группе так называемых танцев животных, которые появились в США  ещё до Первой Мировой войны. Это весёлые парные танцы , которые танцевали под регтайм (музыку афроамериканцев из южных штатов Среднего Запада), имитируя движения зверей и птиц (были, например, шаг индюка,объятия кролика, медведь гризли и др.). В основе Фокстрота – простой шаг вперёд и назад или в стороны. Два длинных или медленных шага сменяются двумя короткими и быстрыми. Поэтому Фокстрот иногда считаютс соединением  медленного уанстепа (one-step) с быстрым тустепом (two-step).  В 1920-е годы Фокстрот стал популярен во всём мире, перебравшись в Европу и Россию, например, поэт Андрей Белый в начале 1920-го учился Фокстроту в танцклассах в Берлине.

Ролик о Фоктроте, смонтированный историком танца Уолтером Нельсоном из архивных записей 1920-1930 – годов

Явления хореографии:

ТАНЕЦ МОДЕРН (США)

Отталкиваясь от творчества предвестниц, создатели модерна искали танцевальный язык, на котором можно было бы говорить не только о чувствах и явлениях природы, но и о серьёзных вопросах, которые тревожат автора и егго современников, - о любви, войне, несправедливости, бессилии. Основателями танца модерн называют четырёх хореографов, так называемую великую четвёрку. Трое из них были выпускниками школы Рут Сен-Дени «Денишоун», но к концу 20-х годов уже работали самостоятельно. И очень успешно. Самая известная из них – Марта Грэм. Она создала собственную технику, в основе которой – смена сжатия и расслабления (contraction – release). Она открыла самую успешнуютруппу танца модерн в ХХ веке и стала автором более сотни постановок.

Вторая – Дорис Хамфри – разработала основанную на принципах гравитации и естественной тяжести тела технику подения и восстановления ( fall – recovery). Хамфри работала вместе с третьим участником «великой четвёрки», Чарльзом Вейдманом.

Ханя (Хени) Хольм -  ученица Мэри Вигман и единственная немка в этой компании. В Америке она оказалась в !(№! Году, когда Вигман предложила ей открыть свою школу в Нью-Йорке.

Можно ли увидеть сейчас: Техники танца модерн сегодня изучают и реконструируют в академических заведениях по всему миру, в том числе в России. А  труппа «Marta Grem Dance Company» , которая базируется в  Нью-Йорке, в 2016 году отпраздновала своё 90-летие.

Видео

(Саша) В Нью-Йорке 2 труппы, которые финансируются государством – М.Грэм и д Хэмфри. Если М Грэм создала свою технику, то для Д. Хэмфри  главное -  не своя техника, а  поиск идей. Её техника базировалась на потере равновесия и её восстановлении. Сиквенционные движения головы, рук, ног, корпуса и т.д. За годы её творчества у неё сменилось 5-6-разных техник.